Урок литературного чтения Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ХОТЫНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

303930, Орловская область, тел.: (848642) 2-17-14

пгт. Хотынец, ул. Школьная, д.1 Email: [email protected] Урок литературного чтения Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Урок литературного чтения

по теме: «Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков».

1 в класс

учитель начальных классов

Баумова Лидия Дмитриевна

(высшая квалификационная категория)

Технологическая карта урока

Тема урока

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

УМК

УМК «Школа России»

Цель изучения темы


Цель: продолжить работу с буквой Ь как показателем мягкости предшествующих согласных, развивать поисковую деятельность и творческие возможности; Задачи: - совершенствовать у учащихся умение работать с текстом; - развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; - формировать навыки чтения слов с ь - показателем мягкости согласных звуков.

Основные термины и понятия Эталон, ь - показатель мягкости предшествующих согласных, много предметов, один предмет


Информационно- образовательная среда Ресурсы Межпредметные связи Информационный материал (УМК, дополнительная литература) Демонстрационный материал: смайлик «знания», «умения»;

карточки со словами, план для определения задач урока, план для рефлексии способов деятельности, смайлики для рефлексии эмоционального состояния и настроения. Диагностический материал: звуковые модели слов, лист оценивания. Русский язык «Единственное и множественное число имён существительных», «Развитие речи».

Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные Ученик научится: Знания: - доказывать обоснованность своего выбора. - рассуждать при ответе на вопросы. - изменять слова по образцу. - проговаривать алгоритм букв, написания слов. - комментировать ход своих рассуждений. - проверять работу друг друга. - восстанавливать деформированные слова, вставлять пропущенные слова.
Умения: Учебно-языковые умения: - умение слышать звук в словах, давать характеристику, обозначать звук буквой, читать слоги и слова с ь.

- производить слого-звуковой анализ слов (с опорой на схему).

- Участвовать в обсуждении проблемы: «Как обозначить мягкость согласного на конце слова?». - Речевые умения:

- Читать слова с ь в середине и конце слова.

- Обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов, объяснять лексическое значение слова

- Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст.

- Находить в тексте слова с новой буквой.

- Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь. - Определять место новой буквы на «ленте букв». Объяснять роль буквы ь. Ученик научится: Регулятивные УУД: - формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; - развивать умение управлять своей деятельностью, действовать по образцу и заданному правилу; - проявлять инициативность и самостоятельность; - проявлять контроль и коррекцию. Познавательные УУД: - наблюдать за произношением слов с Ь; - формировать умение строить речевое высказывание в устной форме; - формировать готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; - развивать познавательную инициативу, умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД: - формировать умение договариваться, находить общее решение - формировать собственное мнение;
Будут созданы условия для формирования у ученика: - способности к самооценке; - развития чувства уверенности в своих возможностях; - познавательных мотивов, т. е. интереса к новому; - доброжелательных отношений к окружающим; - участия в учебном сотрудничестве.


Этапы урока

Формы и приемы организации учебной деятельности учителем Деятельность учащихся Формируемые УУД

1. Мотивационно-ориентационный этап

  1. Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/создание ситуации затруднения и др.).

Ну-ка, ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все проверяют готовность к уроку. Личностные: - доброжелательное отношение к окружающим;

1.2. Целевая основа деятельности (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения, формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности).

-Отгадайте загадку:

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.

Составим схему слова мел.

- Живет в Королевстве Грамматика один известный волшебник. - Посмотрите, подошел Волшебник и, о, чудо! - последний твердый звук [л] вдруг превратился в мягкий (меняет синюю фишку на зеленую). Как теперь прозвучит это слово?

Получилось новое слово. Что такое "мель"?

- Выложите эту схему рядом со схемой слова "мел". Чем отличаются эти схемы?

- А чем эти слова похожи?

- Стоит Волшебнику подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым. Было «ел», а стало «ель», а консервная банка превращается в теплую баньку.

Постановка учебной задачи

Что же это за волшебник?

Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Появился … (мягкий знак)

Как вы, ребята, думаете, какая тема нашего урока?

- Опираясь на тему, сформулируйте цель нашего урока.

Дети отгадывают загадку.

Дети составляют схему слова мел

Исследуем схемы слов мел и мель.

Определяют тему урока.

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Цель: научиться читать слова с новой буквой.

Личностные:

- познавательные мотивы, т. е. интерес к новому; Познавательные:

- формировать готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- развивать познавательную инициативу, умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве

Предметные умения Учебно-языковые умения:

- производить слого-звуковой анализ слов мел - мель (с опорой на схему).

- Объяснять, как обозначена мягкость согласного звука л'.

Соотносить звуковую форму слова с его схемой.

- Участвовать в обсуждении проблемы: «Как обозначить мягкость согласного на конце слова».

2. Поисковый этап

2.1. Планирование деятельности (поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др.)

Фиксация плана в устной или письменной форме

Давайте определим задачи, опираясь на план

Мы познакомимся…

Научимся читать…

Узнаем, какую работу выполняет…

- Волшебник взмахнул своей волшебной палочкой и мы оказались на полянке в зимнем лесу.

- Какое время года наступило?

- Трудно сейчас лесным жителям.

- Какую помощь мы можем им оказать?

- Молодцы!

Дети определяют задачи, опираясь на план (на доске)

Мы познакомимся…(с новой буквой ь).

Научимся читать… (слова с ь). Узнаем, какую работу выполняет… (ь знак).


Наступило время года - зима.
Сделать для птиц кормушки и насыпать туда корм. Для лесных жителей лесник заготавливает сено. Для лосей на пеньки или в кормушки насыпает соли.


Дети придумывают сказочную историю, работая в парах. - Речевые умения:

- Находить слова с новой буквой. - - Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь. - Определять место новой буквы на «ленте букв». - Объяснять роль буквы ь. Личностные УУД:

- участие в учебном сотрудничестве.

3. Практический этап

3.1. Открытие «нового» знания.

Волшебник просит нас придумать сказочную историю про лося.

Встретились на поляне однажды сказочные герои: ЛОС, СОЛ, ЗАЯЦ, ЕЛ. А как нужно? Молодцы!

- Придумайте свою сказочную историю, работая в парах. Каждый по два три предложения.

Работа в парах.

Выслушиваются сказки двух или трёх пар.

- Они очень любили играть в слова с ….

- С какой проблемой они столкнулись?

- Какой звук мы слышим на конце этих слов?

- Назовите гласные звуки, которые смягчают предшествующий согласный? (Е, Я, И).

- Попробуйте их подставьте.

- Но ведь в них на конце нет гласных, которые смягчают предшествующий согласный? - Значит…

- Какую букву надо подставить, чтобы получились слова: декабрь, январь, февраль. Неправильно Вы прочитали и написано неправильно! Нужно: лось, соль, заяц, ель.





- Они очень любили играть в слова с мягким согласным звуком на конце…. Они написали зимние месяцы… ДЕКАБР…, ЯНВАР..., ФЕВРАЛ.. Мягкий согласный.

Дети называют гласные звуки, которые смягчают предшествующий согласный? (Е, Я, И).

Пробуют их подставить в слова.

Букву - «мягкий знак».
Личностные УУД:

- мотивации к успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планирование деятельности в паре.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в содержании учебника;

- осуществлять поиск информации в учебнике. Коммуникативные:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.

Предметные:

- умеют работать в паре.

- контролируют работу друг друга.

3.2. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма и др.

Работа в группах.

Составление пословиц и объяснение их смысла. Почему так говорят.

Сверим с эталоном.

- О каких месяцах говорится в учебнике. Как эти месяцы назвать одним словом?

Дети, заполните листы оценивания. Вам даётся 1 минута. Работа в группах. Дети в группе составляют пословицы. Сверяют по учебнику - эталону. Правильно ли они составили пословицы. Объясняют их смысл. Сентябрь холоден, да сыт. Ноябрь - ворота зимы. Октябрь землю покрыл, где снегом, где листом. - Осенние.
Личностные УУД: - интерес к учебному материалу;

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

Познавательные УУД:

информационные: поиск и выделение необходимой информации;

- сбор, анализ и оценка информации.

3.3. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.

- Переходим к странице учебника 11. Авторы учебника вас просят подумать, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают звука.

- Давайте выполним следующее задание.

Назовите слова, которые обозначают один предмет, много предметов.

- Придумайте свои пары слов.

У вас прозвучала пара слов: гусь - гуси. Составьте звуковые схемы этих слов.

Учитель проверяет правильность составления звуковых схем.

Внимательно выслушивает анализ звуковых схем и предлагает детям сверить с эталоном в учебнике.


Работа с текстом в учебнике.

- Дети внимательно прочитайте текст и подготовьтесь отвечать на вопросы.

- О ком этот рассказ?

- Что вы узнали о лосе?

- Почему для него нет преград?

- С чем сравнивает его автор? Прочитайте это предложение ещё раз.

- Чем питается лось?

- А кто насыпал ему соль?

- А почему они это сделали?

А что вы ещё знаете про лосей?

- Найдите в тексте слова с мягким знаком?

Обратите внимание на слово мальчики. Где здесь написан мягкий знак? - Какую роль он здесь выполняет?

Давайте сделаем вывод по теме урока по плану.

Мы познакомимся…(с новой буквой ь).

Научимся читать… (слова с ь). Узнаем, какую работу выполняет… (ь знак). - Для чего служит мягкий знак.

- Сверим это с эталоном.

Повторение правила по рядам.



- Есть, ь знак. Показывают место на ленте памяти. Дети читают слова по заданию. Голубь - голуби, лебедь - лебеди. Дети называют: рысь - рыси, олень - олени, гусь - гуси, соль - много соли.

Один ученик работает у доски, остальные составляют схемы на своих партах. Один ученик анализирует слово гусь, другой гуси. Сверяют по эталону в учебнике на странице 11. Оценивание

я

Знак ошибки: +, -

Проверил(а)

Я сам(а)

Сосед(ка)


1.

Определение темы урока

2.

Постановка задач к уроку

3.

Продолжить знакомство с новой буквой

4.

  1. Составление звуковых схем.

5.

Работа в парах

6.

Работа в группах

7.

Чтение слов

8.

Чтение текста

9.

Вывод



Дети читают текст в полголоса. - Этот рассказ о лосе. - Он сильный. - Оно проносится сквозь заросли. - Автор его сравнивает с ветром. Дети читают хором предложение. Он как ветер проносится сквозь лесные заросли. - Лось питается зелёным листом, любит соль. - Ему насыпали соль мальчики. - Они добрые. - Они помогают леснику. - Ответы детей. Лось, соль, пень, мальчики.
Ответы детей.


Ответы детей. Читают на странице 11 правило - вывод. Повторяют правило по рядам. Личностные УУД: - интерес к учебному материалу;

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

Познавательные УУД:

информационные: - поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации: работа с текстом и иллюстрациями. Предметные:

- Читают текст рассказа с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;

- анализируют его содержание по вопросам.

- Правильно строят ответы.

- делают вывод по теме урока.

4. Рефлексивно-оценочный этап

4.1. Рефлексия результатов деятельности

Приём «Свободный микрофон»

В нашем классе работает микрофон и любой желающий может высказать своё мнение

Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают об успехах и трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по материалу урока.



Оцените свою деятельность на уроке по карте «Оценивания»

Приём «Свободный микрофон»

- На уроке мне больше всего запомнилось….

- Меня удивило то, что …

- Дома я расскажу…

Я встретился с трудностью при…

- Я узнал…

- У меня хорошо получилось…

- Ещё мне хотелось бы узнать…

- знания, полученные на уроке, я могу использовать…

- лучше всех на уроке работал…

Материал урока понял, но …

Анализируют деятельность по достижению цели Оценивание

я

Знак ошибки: +, -

Проверил(а)

Я сам(а)

Сосед(ка)


1.

Определение темы урока

2.

Постановка задач к уроку

3.

Продолжить знакомство с новой буквой

4.

  1. Составление звуковых схем.

5.

Работа в парах

6.

Работа в группах

7.

Чтение слов

8.

Чтение текста

9.

Вывод


Ответы детей. - Я работал хорошо, потому что …

Личностные:

- объяснить самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, а что - нет;

- оценивать свои достижения, собственную учебную деятельность, степень самостоятельности..

Регулятивные:

- осознание качества уровня освоения и владения учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль;

- ориентироваться в принятой системе значков.

Коммуникативные: - умение строить взаимодействие с учителем и учащимися).

4.2. Рефлексия способов деятельности

Определите способы деятельности на уроке Читаю или слушаю задание Проговариваю во внутреннем плане Слушаю ход рассуждений Проверяю свою работу Исправляю свои ошибки Оцениваю свою работу Личностные:

- интерес к собственному миру чувств;

- интерес к самооценке. Регулятивные:

- осуществлять первоначальный контроль своих действий.

4.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения

Определите ваше эмоциональное состояние, своё настроение смайликами.


Дети показывают смайлики учителю и гостям.
Личностные:

- положительное отношение к предмету «Литературное чтение». Регулятивные:

- осуществлять первоначальный контроль своих действий.



© 2010-2022