- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Урок литературного чтения Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баумова Л.Д. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ХОТЫНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
303930, Орловская область, тел.: (848642) 2-17-14
пгт. Хотынец, ул. Школьная, д.1 Email: [email protected]
Урок литературного чтения
по теме: «Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков».
1 в класс
учитель начальных классов
Баумова Лидия Дмитриевна
(высшая квалификационная категория)
Технологическая карта урока
Тема урока
Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
УМК
УМК «Школа России»
Цель изучения темы
Цель: продолжить работу с буквой Ь как показателем мягкости предшествующих согласных, развивать поисковую деятельность и творческие возможности; Задачи: - совершенствовать у учащихся умение работать с текстом; - развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; - формировать навыки чтения слов с ь - показателем мягкости согласных звуков.
Основные термины и понятия Эталон, ь - показатель мягкости предшествующих согласных, много предметов, один предмет
Информационно- образовательная среда Ресурсы Межпредметные связи Информационный материал (УМК, дополнительная литература) Демонстрационный материал: смайлик «знания», «умения»;
карточки со словами, план для определения задач урока, план для рефлексии способов деятельности, смайлики для рефлексии эмоционального состояния и настроения. Диагностический материал: звуковые модели слов, лист оценивания. Русский язык «Единственное и множественное число имён существительных», «Развитие речи».
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные Ученик научится: Знания: - доказывать обоснованность своего выбора. - рассуждать при ответе на вопросы. - изменять слова по образцу. - проговаривать алгоритм букв, написания слов. - комментировать ход своих рассуждений. - проверять работу друг друга. - восстанавливать деформированные слова, вставлять пропущенные слова.
Умения: Учебно-языковые умения: - умение слышать звук в словах, давать характеристику, обозначать звук буквой, читать слоги и слова с ь.
- производить слого-звуковой анализ слов (с опорой на схему).
- Участвовать в обсуждении проблемы: «Как обозначить мягкость согласного на конце слова?». - Речевые умения:
- Читать слова с ь в середине и конце слова.
- Обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов, объяснять лексическое значение слова
- Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст.
- Находить в тексте слова с новой буквой.
- Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь. - Определять место новой буквы на «ленте букв». Объяснять роль буквы ь. Ученик научится: Регулятивные УУД: - формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; - развивать умение управлять своей деятельностью, действовать по образцу и заданному правилу; - проявлять инициативность и самостоятельность; - проявлять контроль и коррекцию. Познавательные УУД: - наблюдать за произношением слов с Ь; - формировать умение строить речевое высказывание в устной форме; - формировать готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; - развивать познавательную инициативу, умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД: - формировать умение договариваться, находить общее решение - формировать собственное мнение;
Будут созданы условия для формирования у ученика: - способности к самооценке; - развития чувства уверенности в своих возможностях; - познавательных мотивов, т. е. интереса к новому; - доброжелательных отношений к окружающим; - участия в учебном сотрудничестве.
Этапы урока
Формы и приемы организации учебной деятельности учителем Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Мотивационно-ориентационный этап
-
Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/создание ситуации затруднения и др.).
Ну-ка, ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все проверяют готовность к уроку. Личностные: - доброжелательное отношение к окружающим;
1.2. Целевая основа деятельности (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения, формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности).
-Отгадайте загадку:
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
Составим схему слова мел.
- Живет в Королевстве Грамматика один известный волшебник. - Посмотрите, подошел Волшебник и, о, чудо! - последний твердый звук [л] вдруг превратился в мягкий (меняет синюю фишку на зеленую). Как теперь прозвучит это слово?
Получилось новое слово. Что такое "мель"?
- Выложите эту схему рядом со схемой слова "мел". Чем отличаются эти схемы?
- А чем эти слова похожи?
- Стоит Волшебнику подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым. Было «ел», а стало «ель», а консервная банка превращается в теплую баньку.
Постановка учебной задачи
Что же это за волшебник?
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Появился … (мягкий знак)
Как вы, ребята, думаете, какая тема нашего урока?
- Опираясь на тему, сформулируйте цель нашего урока.
Дети отгадывают загадку.
Дети составляют схему слова мел
Исследуем схемы слов мел и мель.
Определяют тему урока.
Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Цель: научиться читать слова с новой буквой.
Личностные:
- познавательные мотивы, т. е. интерес к новому; Познавательные:
- формировать готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- развивать познавательную инициативу, умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве
Предметные умения Учебно-языковые умения:
- производить слого-звуковой анализ слов мел - мель (с опорой на схему).
- Объяснять, как обозначена мягкость согласного звука л'.
Соотносить звуковую форму слова с его схемой.
- Участвовать в обсуждении проблемы: «Как обозначить мягкость согласного на конце слова».
2. Поисковый этап
2.1. Планирование деятельности (поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др.)
Фиксация плана в устной или письменной форме
Давайте определим задачи, опираясь на план
Мы познакомимся…
Научимся читать…
Узнаем, какую работу выполняет…
- Волшебник взмахнул своей волшебной палочкой и мы оказались на полянке в зимнем лесу.
- Какое время года наступило?
- Трудно сейчас лесным жителям.
- Какую помощь мы можем им оказать?
- Молодцы!
Дети определяют задачи, опираясь на план (на доске)
Мы познакомимся…(с новой буквой ь).
Научимся читать… (слова с ь). Узнаем, какую работу выполняет… (ь знак).
Наступило время года - зима.
Сделать для птиц кормушки и насыпать туда корм. Для лесных жителей лесник заготавливает сено. Для лосей на пеньки или в кормушки насыпает соли.
Дети придумывают сказочную историю, работая в парах. - Речевые умения:
- Находить слова с новой буквой. - - Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь. - Определять место новой буквы на «ленте букв». - Объяснять роль буквы ь. Личностные УУД:
- участие в учебном сотрудничестве.
3. Практический этап
3.1. Открытие «нового» знания.
Волшебник просит нас придумать сказочную историю про лося.
Встретились на поляне однажды сказочные герои: ЛОС, СОЛ, ЗАЯЦ, ЕЛ. А как нужно? Молодцы!
- Придумайте свою сказочную историю, работая в парах. Каждый по два три предложения.
Работа в парах.
Выслушиваются сказки двух или трёх пар.
- Они очень любили играть в слова с ….
- С какой проблемой они столкнулись?
- Какой звук мы слышим на конце этих слов?
- Назовите гласные звуки, которые смягчают предшествующий согласный? (Е, Я, И).
- Попробуйте их подставьте.
- Но ведь в них на конце нет гласных, которые смягчают предшествующий согласный? - Значит…
- Какую букву надо подставить, чтобы получились слова: декабрь, январь, февраль. Неправильно Вы прочитали и написано неправильно! Нужно: лось, соль, заяц, ель.
- Они очень любили играть в слова с мягким согласным звуком на конце…. Они написали зимние месяцы… ДЕКАБР…, ЯНВАР..., ФЕВРАЛ.. Мягкий согласный.
Дети называют гласные звуки, которые смягчают предшествующий согласный? (Е, Я, И).
Пробуют их подставить в слова.
Букву - «мягкий знак».
Личностные УУД:
- мотивации к успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планирование деятельности в паре.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в содержании учебника;
- осуществлять поиск информации в учебнике. Коммуникативные:
- проявлять интерес к общению и групповой работе.
Предметные:
- умеют работать в паре.
- контролируют работу друг друга.
3.2. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма и др.
Работа в группах.
Составление пословиц и объяснение их смысла. Почему так говорят.
Сверим с эталоном.
- О каких месяцах говорится в учебнике. Как эти месяцы назвать одним словом?
Дети, заполните листы оценивания. Вам даётся 1 минута. Работа в группах. Дети в группе составляют пословицы. Сверяют по учебнику - эталону. Правильно ли они составили пословицы. Объясняют их смысл. Сентябрь холоден, да сыт. Ноябрь - ворота зимы. Октябрь землю покрыл, где снегом, где листом. - Осенние.
Личностные УУД: - интерес к учебному материалу;
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
Познавательные УУД:
информационные: поиск и выделение необходимой информации;
- сбор, анализ и оценка информации.
3.3. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.
- Переходим к странице учебника 11. Авторы учебника вас просят подумать, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают звука.
- Давайте выполним следующее задание.
Назовите слова, которые обозначают один предмет, много предметов.
- Придумайте свои пары слов.
У вас прозвучала пара слов: гусь - гуси. Составьте звуковые схемы этих слов.
Учитель проверяет правильность составления звуковых схем.
Внимательно выслушивает анализ звуковых схем и предлагает детям сверить с эталоном в учебнике.
Работа с текстом в учебнике.
- Дети внимательно прочитайте текст и подготовьтесь отвечать на вопросы.
- О ком этот рассказ?
- Что вы узнали о лосе?
- Почему для него нет преград?
- С чем сравнивает его автор? Прочитайте это предложение ещё раз.
- Чем питается лось?
- А кто насыпал ему соль?
- А почему они это сделали?
А что вы ещё знаете про лосей?
- Найдите в тексте слова с мягким знаком?
Обратите внимание на слово мальчики. Где здесь написан мягкий знак? - Какую роль он здесь выполняет?
Давайте сделаем вывод по теме урока по плану.
Мы познакомимся…(с новой буквой ь).
Научимся читать… (слова с ь). Узнаем, какую работу выполняет… (ь знак). - Для чего служит мягкий знак.
- Сверим это с эталоном.
Повторение правила по рядам.
- Есть, ь знак. Показывают место на ленте памяти. Дети читают слова по заданию. Голубь - голуби, лебедь - лебеди. Дети называют: рысь - рыси, олень - олени, гусь - гуси, соль - много соли.
Один ученик работает у доски, остальные составляют схемы на своих партах. Один ученик анализирует слово гусь, другой гуси. Сверяют по эталону в учебнике на странице 11. Оценивание
№
я
Знак ошибки: +, -
Проверил(а)
Я сам(а)
Сосед(ка)
1.
Определение темы урока
2.
Постановка задач к уроку
3.
Продолжить знакомство с новой буквой
4.
-
Составление звуковых схем.
5.
Работа в парах
6.
Работа в группах
7.
Чтение слов
8.
Чтение текста
9.
Вывод
Дети читают текст в полголоса. - Этот рассказ о лосе. - Он сильный. - Оно проносится сквозь заросли. - Автор его сравнивает с ветром. Дети читают хором предложение. Он как ветер проносится сквозь лесные заросли. - Лось питается зелёным листом, любит соль. - Ему насыпали соль мальчики. - Они добрые. - Они помогают леснику. - Ответы детей. Лось, соль, пень, мальчики.
Ответы детей.
Ответы детей. Читают на странице 11 правило - вывод. Повторяют правило по рядам. Личностные УУД: - интерес к учебному материалу;
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
Познавательные УУД:
информационные: - поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации: работа с текстом и иллюстрациями. Предметные:
- Читают текст рассказа с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;
- анализируют его содержание по вопросам.
- Правильно строят ответы.
- делают вывод по теме урока.
4. Рефлексивно-оценочный этап
4.1. Рефлексия результатов деятельности
Приём «Свободный микрофон»
В нашем классе работает микрофон и любой желающий может высказать своё мнение
Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают об успехах и трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по материалу урока.
Оцените свою деятельность на уроке по карте «Оценивания»
Приём «Свободный микрофон»
- На уроке мне больше всего запомнилось….
- Меня удивило то, что …
- Дома я расскажу…
Я встретился с трудностью при…
- Я узнал…
- У меня хорошо получилось…
- Ещё мне хотелось бы узнать…
- знания, полученные на уроке, я могу использовать…
- лучше всех на уроке работал…
Материал урока понял, но …
Анализируют деятельность по достижению цели Оценивание
№
я
Знак ошибки: +, -
Проверил(а)
Я сам(а)
Сосед(ка)
1.
Определение темы урока
2.
Постановка задач к уроку
3.
Продолжить знакомство с новой буквой
4.
-
Составление звуковых схем.
5.
Работа в парах
6.
Работа в группах
7.
Чтение слов
8.
Чтение текста
9.
Вывод
Ответы детей. - Я работал хорошо, потому что …
Личностные:
- объяснить самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, а что - нет;
- оценивать свои достижения, собственную учебную деятельность, степень самостоятельности..
Регулятивные:
- осознание качества уровня освоения и владения учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль;
- ориентироваться в принятой системе значков.
Коммуникативные: - умение строить взаимодействие с учителем и учащимися).
4.2. Рефлексия способов деятельности
Определите способы деятельности на уроке Читаю или слушаю задание Проговариваю во внутреннем плане Слушаю ход рассуждений Проверяю свою работу Исправляю свои ошибки Оцениваю свою работу Личностные:
- интерес к собственному миру чувств;
- интерес к самооценке. Регулятивные:
- осуществлять первоначальный контроль своих действий.
4.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения
Определите ваше эмоциональное состояние, своё настроение смайликами.
Дети показывают смайлики учителю и гостям.
Личностные:
- положительное отношение к предмету «Литературное чтение». Регулятивные:
- осуществлять первоначальный контроль своих действий.