- Преподавателю
- Начальные классы
- Пед. чтения Системно – организующий подход к развитию образовательной среды в начальной школе
Пед. чтения Системно – организующий подход к развитию образовательной среды в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Филиппова С.С. |
Дата | 03.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
План:
- Пришло время уделять большое внимание информатизации начального образования.
- Устный счет при помощи компьютера.
- Использование информационных технологий при решении задач.
- Разнообразие видов самостоятельных работ с помощью компьютера.
- Вывод.
- Дополнительная литература.
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно - организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успехов в XXI веке уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить знания в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении, считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации начального образования. Сегодня высокая информационная культура учителя рассматривается как необходимое условие профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим выросла активность применения информатизации в учебном процессе и вообще в педагогической сфере. К современному уроку математики в начальной школе предъявляются многочисленные требования. Он должен быть обучающим, в максимальной степени развивающим, воспитывающим, личностно-ориентированным. Трудно решать указанные задачи, если у учащихся отсутствует положительная мотивация к обучению и они не проявляют должной познавательной активности. На каждом уроке математики должен проходить устный счет. Лучше всего его проводить в форме игры, так как дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В третьем классе на уроке математики идет изучение таблиц умножения и деления. Для запоминания таблицы я использую с помощью компьютера игру «День и ночь». Сначала учитель сообщает, что в данный момент будет повторение таблицы умножения на 3. При слове «День» на светлом экране появляется ряд чисел:
Учащимся дается время внимательно рассмотреть ряд чисел на экране. При слове «ночь» числа убираются, на экране появляется «ночь».
В это время учитель называет пример умножения на 3, учащиеся должны мысленно найти правильный ответ. При слове «день» снова появляется слайд с изображением этих же чисел, дети проверив себя, и по указанию учителя называют свой ответ. ( Приложение 1,2) Таким образом легко и с интересом запоминают таблицу умножения на 3. Во время устного счета я применяю задания способствующие развитию логического мышления. Вот одно из таких заданий «найди номер нужной фигуры». На экране появляется изображение геометрических фигур: Учащиеся внимательно просматривают каждый ряд этой таблицы, называя каждую фигуру и сколько точек в ней. Устанавливая закономерность каждой из этих фигур, нужно назвать номер недостающей фигуры. Учащиеся называют номер, а учитель подставляет эту фигуру, вместо вопросительно знака, и ребята смотрят, подходит она туда или нет. Одним из главных этапов урока, является решение задач. Вступлением к этому этапу может быть такое задание. Следя глазами по линиям определяют, какие буквы соответствуют числам. Учащимся нужно прочитать слово, которое зашифровано в таблице. Дети приходят к выводу, что будем решать задачу. На экране появляется условие задачи: Сначала проходит анализ задачи, затем появляется краткая запись, в которой допущена ошибка. Ребята, сопоставляя условие задачи и краткую запись, должны найти допущенную ошибку. После того как находят, учитель исправляет, затем по краткой записи повторяется условие и вопрос задачи. После чего составляется план решения. По ходу составления плана на экране появляется порядок выполнения действий. Учитель спрашивает: -Сколько комбайнов и тракторов вместе? О чем нам говорит фигурная скобка? Затем появляется действие с пропущенными числами. 1) + = 20 (к. и тр.) - Можем ли мы сейчас ответить на вопрос задачи? Если да, то как? Появляется второе действие с недостающими данными. Ребята опираясь на данную схему самостоятельно решают задачу, с последующей проверкой, входе которой заполняются пустые клеточки на экране. 2) 20 + = ( ) По окончанию решения задачи, на экране появляется письменное поощрение словом Необходимой частью урока является самостоятельная работа детей. Вид работы о котором я сейчас расскажу, пользуется успехом у ребят. Сначала на экране появляется загадка. После того, как дети угадают о ком идет речь, на экране появляется заяц, он состоит из геометрических фигур, на каждой из которых стоит число. Учитель спрашивает: - Из каких геометрических фигур состоит наш герой? Учащиеся называют фигуры и номера под которыми они находятся. Задание такое: нужно составить из этих числе три примера на умножение, и три примера на деление. После того, как дети запишут примеры у себя в тетрадях, проходит проверка, в ходе которой ребята называют примеры, которые они записали. После проверки учитель задает дополнительные вопросы: - Что вы еще знаете о нашем герое? Дети рассказывают все, что они знают, потом на экране появляются дополнительные сведения о зайце. Во время этой работы у детей развивается мышление, идет повторение и закрепление таблицы умножения и деления на 2 и на 3. хорошо прослеживается межпредметная связь. Дети получают дополнительные знания.
В перспективе у меня с помощью компьютера обучать решению задач на движение, на сравнение, рассмотрения взаимосвязи между величинами цена, количество, стоимость. Применять информационные технологии в приемах устных вычислений с многозначными числами, в изучении разрядов и классов. На примере данных фрагментов урока видно, что субъективизация, сочетающаяся с информационно - коммуникативными технологиями, позволяет в существенной мере улучшить качество закрепления и повторение изученного материала, усилить активность учащихся и осознанность выполняемых ими действий, значительно увеличить плотность урока. Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника. Учителю информатизация позволяет гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.
Дополнительная литература.
1. Журнал «Начальная школа» №1 2008г. 2.Журнал «Начальная школа» №7 2008г.
- Журнал «Начальная школа» №8 2008г.
- Журнал «Начальная школа» №4 2001г.
- Журнал «Начальная школа» №9 2008г.
- Т.К Жикалкина «Игровые и занимательные занятия по математике» - пособие для учителя.
- О. Холодова «Юным умникам и умницам» - развитие познавательных способностей.
Управление образования администрации Тайшетского района
Информационно - методический центр
Районные педагогические чтения среди учителей начальных классов
«Внедрение информационных технологий
в образовательный процесс первой ступени обучения
на уроках математики в 3 классе»
Автор:
Филиппова Светлана
Сергеевна
Рецензент:
Грищенко Любовь
Ярославна
2008 год
Рецензия
На доклад Филипповой Светланы Сергеевны
для выступления на районных педагогических чтениях
Тема доклада «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс первой ступени обучения на уроках математики в третьем классе». Доклад состоит из трех частей: вступление, основная часть, заключение.
В первой части доклада освещена необходимость информатизации учебного процесса первой ступени обучения, чтобы сделать процесс обучения более интересным и как необходимым условием профессиональной педагогической деятельности.
В основной части доклада учитель подробно останавливается на применении компьютерной технологии на уроках математики: 1) При проведении устного счета: а. при изучении таблицы умножения в форме игры «День-ночь»; б.для развития логического мышления на основе геометрического материала. 2) Для решения текстовых задач, где также описан алгоритм работы над задачей.
В заключении докладчик делится своими планами на будущее в применении информационных технологий.
Зам. директора по УВР Л.Я.Грищенко