Презентация + конспект урока по окружающему миру на тему: Человек-разумное существо

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Конструктор урока Учитель: Олейникова Е.В. Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Название раздела: Живые обитатели планеты Название темы: Человек разумное существо Место ПО: урок изучения нового материала Ценностные ориентиры урока Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Основные вопросы темы: понятия: человек разумное существо, природа Цель : развитие умения объяснять мир через выявление отличительных черт человека и объединяющие его с животными и ответственности человека перед природой.

Задачи: предметные : дать представление о разуме человеке, как важнейшей черте человека метапредметные: воспитывать ответственное отношение ко всему окружающему миру, через умение объяснять своё отношение к нему.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями учебника.

  • Учиться работать по плану.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и фиксировать её в таблице

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать .

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в паре

Образовательные технологии: деятельностная технология, проблемно-диалогическое обучение.
  • Оборудование : компьютер,ТVс выходом на экран

Учебник авторы Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. . Учебник 1 часть «Я и мир вокруг» 1 класс;

Рабочая тетрадь: авторы Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Демонстрационный материал: Презентация к уроку с видеофрагментом из мультфильма «МАУГЛИ», карточки с темой урока «Почему человек -разумное животное?» с вопросами плана урока «В чём сходство и различия человека с животными?» и «Почему человек должен бережно относиться к природе?» с ответами на проблемные вопросы сходство: «дышит», «пьёт», «питается», «нужно тепло», различие: «речь», «разум», «изобретение орудий труда» Музыка для физпаузы «Солнышко» Аудиозапись для работы в парах Раздаточный материал предметные картинки с изображением растений и животных, таблицы Описание деятельности учащихся: класс - это научная лаборатория, ученики - ученые-исследователи, перед которыми поставлена задача, открыть тайну человека. Итоги урока: В ходе урока были найдены: - сходства человека и животных (строения, дыхания, питания роста и размножения) - различия: человек разумное существо (способность сопереживать другим животным), которому свойственна речь (способ общения), разум, изготовление орудия труда, нравственность: Результаты: Предметные: оценивать правильность поведения людей в природе; Метапредметные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке и высказывать своё предположения; -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и фиксировать её в таблице; - доступно и кратко излагать полученную информацию, точно и правильно отвечать на поставленные вопросы, - слушать и понимать речь других. - совместно договариваться и работать в парах

Личностные:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).



































Технологическая карта урока

1.Мотивация к учебной деятельности. Задача: - создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); - актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

Личностные, коммуникативные Мы сюда пришли…. Не лениться, а… На уроках я сижу Не шумлю и… Руку … Если спросят… -
Кого называют настоящим учеником?
Что поможет нам в дороге? учиться трудиться не кричу тихо поднимаю отвечаю
Того, кто сам может определить, чего он не знает, и сам находит способ решения.
Наши знания, учебник. Повторим ранее изученный материал, чтоб открыть новое

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии ( подводящий диалог)

Задача: фиксация учащимися затруднений в парном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

тренировка мыслительной операции- сравнения

презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся













Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других.


Ребята! К нам пришло сообщение от жителей другой планеты. Давайте посмотрим. Поднимите руку, кто согласен помочь? Сегодня на уроке вас ждут открытия, но для этого нам нужно вспомнить то, что мы знаем. Мы с вами на последних уроках знакомились с живыми обитателями планеты или живыми организмами. С какими? Вы узнаете, если отгадаете загадки:

1. Они бывают большие и маленькие, Они прыгают, ползают, Летают, лают и мяукают. И каждый из них - это загадка! 2. Они дышат, растут, а ходить не могут.

Презентация + конспект урока по окружающему миру на тему: Человек-разумное существоПрезентация + конспект урока по окружающему миру на тему: Человек-разумное существоЖивые организмы





Животные Растения



  • Докажите, что растения и животные - живые существа
  • Что необходимо для жизни растений и животных?
  • Откуда они берут все необходимое для жизни?
Сделайте вывод на основании наших высказываний.



:


Живые существа





растения






Животные












  • они дышут, питаются, растут, размножаются и умирают.
  • Пища, тепло, воздух, вода

У природы

Вывод: Живые существа это часть природы и всё необходимое они берут у природы.




Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.


Пробное действие. Что это за существо? Оно дышит, видит и слышит, различает запахи и вкус. Его детёныши играют. Это существо умеет понимать речь и жалеть других. Это существо отвечает за всё живое и неживое на Земле. Это…. В какую группу отнесём человека?

Человек Это живое существо- оно живёт, дышит, пьет и умирает, двигается, но он отличается от животных

3.Выявление места и причины затруднения Задачи: - соотнести понятия живые существа, животные и человек;

- выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, которых недостает для решения исходной задачи


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Давайте думать вместе, почему у нас возникло затруднение? Что мы не знаем? -Вы знаете точный ответ на вопрос? -Что будете делать дальше? Наш класс - это научная лаборатория, Вы ученики - ученые-исследователи, перед которыми поставлена задача, открыть тайну человека.

Мы не знаем, чем отличается человек от животного

Нет

Найдём отличия человека от животного

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Задача: - определить цель урока для устранения возникшего затруднения, - предложить и согласовывать тему урока, - построить проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.
Можно ли считать, что человек часть природы? На какой проблемный вопрос мы будем искать ответ? Как вы думаете, какова тема урока? Что нового узнаем?
Какую поставим цель? По какому плану будем работать? Слайд 2

Что нам поможет в открытии нового знания?
Почему человек - особенное живое существо? В чём сходство человека с животными и различия и почему человек должен бережно относиться к природе?

Учебник и жизненный опыт

5.Физминутка

6.Реализация построенного проекта. Коммуникативные:

  • учиться выполнять различные роли в паре, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

  • Познавательные:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать


Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями учебника. Личностные: применяют правила делового сотрудничества:считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность Для познания нового предлагаю поработать с таблицей в парах Таблица 1. Выполните задание и сформулируйте вывод

  1. Что человеку необходимо для жизни и откуда он это берёт?

  1. Сделайте вывод на основании высказываний? Слайд 3 -4
А теперь подумаем, относиться ли человек к животным. В этом нам поможет разобраться таблица 2.
  • Подчерните признаки живых существ, которые существуют у животного и человека:

Найдите сходные части тела у человека и животного. Соедини их линиями. Слад 5

С.65 Сходные части тела у животного и человека в тетради

Человек - особое существо. Чем же человек отличается от животных?


воздух - из воздушного пространства воду - из рек и озёр пищу - растения и животные тепло - из солнца

Человек является частью природы.

дышат кислородом, едят готовую пищу, передвигаются

Человек изобретает предметы и орудия труда

Коммуникативые:

слушать и понимать речь

других.


Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса















Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями учебника.


Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать

Чем же человек отличается от животных? Слайд 6 Как животные понимают друг друга? А как вы понимаете друг друга? - Значит, у человека есть речь. (Прикрепляю табличку со словом «Речь»). Что помогает нам учиться?

Значит, человек обладает разумом. (Прикрепляю табличку со словом «Разум»).

Кто такой человек, если он имеет разум?

Среди животных тоже немало сообразительных, например, собаки, дельфины, обезьяны и другие животные, но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир -современные города, фабрики, заводы.

Благодаря своей разумности человек сумел изобрести разные инструменты

орудия труда, вещи, улучшающие жизнь человека. Каким органам помогают нарисованные здесь предметы?

У человека нет острых клыков, крыльев, быстрых ног, но он может состязаться с разными животными. КАК? Слайд 7

На этот вопрос мы найдём ответ в учебнике на странице 71

Слайд 8 Ответьте на вопрос КАК, с помощью рисунков Рассмотрите рисунки в левом столбике. Кто нарисован. Что они умеют делать? Назовите их действия. Что помогает животным выполнять эти действия? Сверим свои открытия с выводами ученых где?

Вывод . В речи человек выражает сочувствие, любовь, ласку, поддержку, делится своими впечатлениями. С помощью разума он познаёт мир и принимает решения , отличает что такое хорошо, а что плохо

Люди разговаривают


Наши помощники: память и ум

Разумное существо

Очки - глазам

Мясорубка, кастрюля - зубам, желудку

Компьютер, телевизор - мозгу

Лыжи -ногам

Костюм - коже

Бобер грызет зубами, а человек работает топором, конь бежит ногами, а…

В учебнике с.70

7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи с самопроверкой по эталону.


Давайте вспомним фрагмент из мультфильма

Почему медведь Балу, и Багира назвали Маугли «ЧЕЛОВЕКОМ».

Сделайте вывод на основании полученных знаний

Сверим с выводом в учебнике на стр. 70

Вывод: Человек разумное существо, он может говорить, думать, мыслить, трудиться.

Раз человек разумное существо, то его поступки должны быть обдуманными, не причинять вреда природе.

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Задача: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Личностные:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Коммуникативные:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Задание в рабочей тетради Раз человек существо разумное, то он должен отвечать за всю природу на Земле. Откройте страницу 66 в рабочей тетради, задание 4. Слайд 9 Посмотрите на рисунки. Отметьте знаком + те из них которые ты научился совершать и скажите, где человек ведет себя разумно, а где нет? Какие разумные поступки совершали вы?
Человек может получать знания из книг, писать, общаться друг с другом, заботиться о домашних животных, он может пользоваться инструментами и выражать свои чувства через музыку, рисунки. Мы кормили птиц зимой, убирали мусор и тушили костры, когда ходили на природу, близко не подходили к гнёздам птиц

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Задача: организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Соотнести цель и результаты учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия













Регулятивные:

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
В чём сходства человека и животных ?
В чём различия?
Кто такой человек?

Какой главный вывод мы сделали? Гость из далекой планеты прощается с вами. Он благодарен за открытие новых знаний.
Ребята! Все мы пассажиры большого корабля по имени ЗЕМЛЯ, значит пересесть из него просто некуда. Берегите свою Землю и она будет благодарна ВАМ Слайд 10

Слайд 11 Оцените свою работу. Давайте украсим «Дерево успеха» магнитами поставьте на дерево успеха: зеленый магнит, если вы поняли, что человек это разумное существо- которое несёт ответственность за окружающую его природу, поэтому должен соблюдать правила разумного человека, если есть сомнения - желтый магнит,
а если нужна помощь, чтобы разобраться в том, почему человек несёт ответственность за нашу природу- красный.

  • Он живёт, дышит, пьет и умирает, двигается.
  • Человек отличается от животных, тем, что может разговаривать, учиться, использовать инструменты.
  • «Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда» С.И. Ожегов
  • человек - разумное существо, может говорить, думать, трудиться, поэтому он должен заботиться о природе.

Читает ученик

Все, что нужно, год от года

Нам дает сама природа.

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережем

Наш земной природный дом.





© 2010-2022