Тема урока: Л. Н. Толстой «Филипок» (2класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока : Л. Н. Толстой «Филипок»

Цели: дать первичные сведения о дореволюционной школе; развивать речь детей, умение работать с книгой; воспитывать волевые качества у ребят, желание учиться.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок все громче, все слышней,

И радостью душа переполняется.

Ты думаешь - распелся соловей?

А вот и нет - уроки начинаются!

II. Проверка домашнего задания.

- Выразительное чтение рассказа К. Д. Ушинского «Два плуга».

- Чем плуги отличались после долгой разлуки? Почему?

III. Постановка целей урока.

1. Работа по учебнику (с.81).

-Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?

-Как вы думаете, что происходит?

- Запишите опорные слова, которые помогут вам рассказать о рисунке.

(Ученики рассматривают иллюстрацию. Записывают слова на листочках)

-Поменяйтесь листочками и дополните ряд записанных слов.

(Дополняют ряд слов. Работа в парах)

2. Рассказ учителя о дореволюционной школе.

В старину учились дети -

Их учил церковный дьяк,

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б - как Аз да Буки,

В - как Веди, Г - Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали -

Из гусиного крыла.

Н. Кончаловская

Далеко не каждый ребенок мог попасть в школу. А кому и посчастливилось ходить в школу, тот попадал не в такое светлое и просторное здание, в котором сейчас размещается почти каждая школа. В одной комнате сразу размещалось несколько классных групп. А учитель был один на все четыре класса. Он имел право строго наказывать учеников за малейшую провинность: за невыученный урок или непослушание. Да и само учение в школе было нелегким делом. Для того чтобы научиться читать, надо было скачала выучить название каждой буквы. А названия эти были трудными и непонятными, например: А - аз, Б - буки, В - веди, Г - глаголь, Д - добро и т. д. Чтобы прочитать, допустим, слово парта, надо было сначала назвать каждую букву первого слога: покой - аз - рцы, потом прочитать слог пар-, затем нужно было назвать каждую букву следующего слога: твердо - аз - и прочитать получившийся слог -та, наконец, прочитать все слово парта.

Лев Николаевич в своей школе учил деревенских детей так, что им было очень интересно заниматься.

Осенью 1859 года писатель Л. Н. Толстой открыл школу для крестьянских детей и объявил, что школа - бесплатная и что телесных наказаний - розог - в ней не будет.

Сперва крестьяне пожимали плечами: где же это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного да ленивого.

Но скоро все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую - ни на убогие казенные училища, ни на тягостные, с зубрежкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.

В толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, бегал наперегонки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санях с гор.

Лев Николаевич составил для детей «Азбуку», «Книги для чтения». Это была очень трудная работа. Толстой отдал ей несколько лет жизни. Он хотел, чтобы рассказы в «Азбуке» были понятны, интересны и учили ребят добру. Он пересказывал сказки, былины, басни, вспоминал происшествия, которые приключились с ним самим, некоторые истории он записал со слов своих учеников. Толстой мечтал, чтобы русские дети учились читать по его «Азбуке», получили из нее свои первые знания.

- Сегодня мы прочитаем рассказ Л. Н. Толстого о деревенской школе.

IV. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение текста учащимися (про себя).

- Подчеркните карандашом непонятные вам слова.

- Что удивило вас в рассказе? (Описание урока.)

- Какой вы представляете себе школу?

- А учителя?

Словарная работа (по ходу чтения).

Поденная работа - работа, относящаяся к расчету или учету по дням.

Слобода - большое село с некрепостным населением.

Сени - в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Полы - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Бежать во весь дух - очень быстро бежать.

Немой - лишенный способности говорить.

Коли - то же, что если.

Украдкой - скрытно, незаметно от других.

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики является «пальчиковая гимнастика». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальности окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких игр у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, на последнюю строчку показать ладошки.

2. Выборочное чтение текста.

Учитель организует работу групп, дает необходимые пояснения по ходу выполнения задания.

Организует обсуждение результатов работы групп (найти отрывки)

1-я группа: Почему Филипок пошел в школу? Он мог бы пойти на горку кататься или играть с другими детьми. Почему же он пошел именно в школу?

2-я группа: Была ли у деревенских детей обязанность ходить в школу?

Учитель. Нет, таких бедных школ, какую показал писатель, в царской России было очень мало. Нередко их открывали и содержали на свои деньги не царские власти, а просто отдельные частные лица - передовые писатели, например Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, художники, композиторы, преданные своему народу, заботящиеся о его просвещении. В очень многих деревнях и селах школ вообще не было; большинство же школ для детей трудового народа ютилось в лачугах; учили ребят не учителя, а случайные люди, умевшие кое-как читать и писать. В настоящее время право на образование закреплено статьей 43 Конституции Российской Федерации - «Каждый имеет право на образование».

3-я группа: Какие трудности пришлось преодолеть Филипку, чтобы попасть в школу?

(Обосновывают мнение. Находят ответ в учебнике, читают)

- Прочитайте все, что говорится о школе, о занятиях, об учителе. (Школа находилась в избе, «слышно, гудят голоса детей. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине» и т. д.)

- Сравните школу из рассказа и современную школу. В чем сходство и различия?

- Хотели бы вы учиться в дореволюционной школе? Почему?

V. Подведение итогов урока.

- Послушайте песню «Если б не было школ» (из кинофильма «Утро без отметок»).

- Сегодня мы узнали, какой была школа сто лет назад.

- Что изменилось с тех пор?

- Можно ли утверждать, что школа уже не изменится? Почему?

Домашнее задание: выразительно читать (с. 82-86).



© 2010-2022