Конспект урока самопознания на тему Доброе имя 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самопознание 4 класс

Тема: Доброе имя

Цели обучающие: формировать ценностное отношение учащихся к своему доброму имени, как показателю человеческого достоинства. Раскрывать значение понятия «доброе имя человека»

Развивающие: развивать потребность поддерживать своё доброе имя, ценить свою индивидуальность Воспитывающие: показать насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

Ход занятия:

1.Круг радости Поприветствуйте друг друга! Поздоровайтесь, касаясь плечами, локоточками, ладошками, коленками, носочками. - А теперь повернитесь друг к другу и скажите добрые слова, используя выражение: «Катя, мне в тебе нравится…»

- Самое удивительное создание на земле - это человек. Не менее удивительно то, что человек имеет собственное имя.
Имя - слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
-Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.
Имя - это первое, что получает человек, что слышит при рождении. Он еще не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно свое имя.

- О чем будем говорить на уроке?
- Ну, конечно же, это - имя. Сегодня мы поговорим о ваших именах и о том, что надо сделать, чтобы ваше имя жило вечно, чтобы люди о вас вспоминали только по доброму. Каким стать - в определяющей степени зависит только от вас.

Эпиграфом нашего урока будут следующие строки:
Имя у тебя одно.
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого,
Ты, побереги его. ( На доске)

- Как вы понимаете смысл этих слов?

2.Проверка домашнего задания.

Дома вы написали свои имена и подобрали к ним положительные качества характера, в которых есть буква вашего имени.

- Скажите, пожалуйста, все ли качества, которые вы перечислили, у вас есть?

Ответы детей.

- Надо ли по этому поводу расстраиваться? Почему?

- Конечно, положительные качества с годами преумножаются. И я уверена, что со временем вы будете обладать всеми хорошими качествами, в которых есть буквы вашего имени.

3.Игра «Зеркало»

Американский психолог Дэйл Карнеги сказал об имени следующее «Имя человека - это самый важный для него звук на любом языке». И имя можно произносить по- разному. Поучимся этому и прислушаемся к тому, как звучат ваши имена.

Имя человека можно произносить по-разному. Мы можем назвать человека полным именем, например, Ирина, кратким именем - Ира, уменьшительным - Ирочка, Ирущеччка, Иришка. Можно услышать и имя - Ирка. Я предлагаю, глядя в зеркало, называть свои имена, и посмотреть, как меняется выражения лиц, когда они назовут свои имена.

Глядя в зеркало, дети произносят свои имена так, как им нравится и так, как советует учитель. (по одному представителю от группы) Класс наблюдает.

4. Беседа

- Какими мы видели ваши лица? Почему иногда улыбались, иногда хмурились? Потому что имена произносились с разной интонацией.

Как вас называют чаще всего?

Как вы сами называете ваших друзей? - Без добрых дел нет доброго имени. - Как вы понимаете смысл следующего изречения: «Из всех даров мира останется только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого» М. Саади (Высказывания детей) - Добрые поступки делают нас и других людей счастливыми, приносят радость и удовольствие всем. 5. Физминутка. Движения под песню «Если добрый ты». 6. Практическая работа. Работа в группах. - Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. - Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу. 1. Добрые дела… нет доброго имени 2. Делать добро… спеши. 3. Жизнь дана… платят. 4. Злой не верит… красят человека. 5. За добро добром и … что есть добрые люди. 6. Без добрых дел… на добрые дела. - Какая пословица лучше всего подходит к нашему уроку? - Давайте же совершать добрые дела. 7.Упражнение на тренировку выделения хороших качеств человека. - Сейчас вы возьмете цветочки на ваших столах и напишите на них, те положительные качества, которые вам нравится в вашем соседе. 8. Рефлексия. - Я сегодня всех благодарю, за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Добрые слова- корни, Добрые мысли - цветы, Добрые дела - плоды, Добрые имена - сады. - Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

9.Круг «От сердца к сердцу»

Дети становятся в круг, берутся за руки. - Давайте встанем, возьмемся за руки. Я буду читать стихотворение, повторяйте за мной последние 2 строки.

Как бы жизнь не летела

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело

Тем живем на земле. Исполняется песня М. Минкова - Ю. Энтин «Дорогою добра»

10. Домашнее задание. Подумать, на что может быть похоже ваше имя и нарисовать.






Сказка об имени В давние времена в одном царстве жил-был маленький мальчик. Был он круглым сиротой и бродил по дорогам своей страны, прося милостыню и перебиваясь случайными заработками. Он совсем не помнил своих родителей и даже имени своего не знал. Закрепилась за ним кличка Оборвыш. Однажды ночевал он в лесу у костерка. Только собирался съесть краюху хлеба, поданную ему днем сердобольным землепашцем, как вышел из темного леса высокий седой старик с большим посохом.

- Нельзя ли передохнуть у твоего костра? - спросил старик.

- Пожалуйста, дедушка! У меня и хлебушко есть. Угощайтесь!

Поел старик хлеба и взглянул на мальчика темными глазами, да так, что стало тому жутковато.

- Спасибо тебе, Оборвыш. Доброе у тебя сердце. И еще многое есть в тебе, чего ты сам не ведаешь.

- Откуда вы знаете мое имя? - удивился мальчик.

- Это не имя твое, а прозвище. Но мне и настоящее твое имя известно, - сказал старик. - Но не пришло еще время назвать его.

- Кто вы? - со страхом спросил мальчик.

- Я волшебник. А имя мое пока не скажу. Я знаю, что течет и в тебе кровь колдунов и волшебников. Если хочешь, я возьму тебя в ученики. Так стал Оборвыш учеником старого волшебника. Главное искусство, которому обучал его волшебник - это умение раскрывать Тайну Имени. Много на земле народов и языков, и на каждом языке одна и та же вещь называется иначе. Мальчику открылось, что все вещи в мире, и все люди, и все животные на земле имеют настоящие - тайные - имена. Тот, кто сумеет узнать подлинное имя предмета или человека, получает полную власть над ним.

- Любым человеком сможет управлять волшебник, знающий его настоящее имя, - рассказывал мальчику старик. - Но только тогда, когда тот сам находится в неведении о подлинном своем имени, принимая за него кличку или прозвище. Нельзя в таком случае волшебнику произносить вслух его подлинное имя.

- А что тогда будет?

- Если оно становится известно его носителю, то он обретает власть над самим собой и познает самого себя. И тогда уже никто не сможет управлять им, как игрушкой.

- Как же узнать человеку свое настоящее имя? Все это могут?

- Могут-то все, да не все хотят. Потому что совсем не просто - стать хозяином самому себе. Да и путь постижения своего имени бывает долгим и трудным.

- А я? Смогу ли я узнать свое подлинное имя?

- Ты узнаешь его, когда придет время. Но прежде я научу тебя определять настоящие имена других людей, животных и вещей.

- Разве это легче, чем узнать свое имя?

- Иногда легче.

Старый колдун десять лет развивал в мальчике умение определять подлинные имена вещей и людей. Оборвыш оказался очень способным учеником. Он мог, например, мысленно обратиться по имени к яблоне, и она протягивала к нему ветки, увешенные плодами. Он произносил в уме настоящее название топора, и тот, подчиняясь приказу, начинал колоть дрова. Однажды спросил его старый волшебник:

- Скажи, каково мое настоящее имя?

Сначала пожал плечами Оборвыш, но потом понял вдруг и прошептал имя волшебника. При этом тихом звуке произошел обвал в горах и вышла река из берегов.

- Ну, вот теперь и закончилось твое учение, - сказал старик. - Ты можешь все то, что умею я сам. Иди в мир. Используй свое искусство, но делай это только во благо людям. А мне осталось жить совсем немного...

- А как же мое подлинное имя, учитель? - воскликнул юноша. - Ты не скажешь его мне?

- Уже очень скоро ты сам узнаешь его. Прислушайся к себе.

И действительно, с недавних пор юный волшебник испытывал ощущение, будто внутри него горит маленький огонек, освещающий его собственные мысли и переживания. Этот огонек позволял ему как бы насквозь видеть предметы, окружающие его, и чувствовать удивительную, странную связь между ними и собой. Простился Оборвыш со своим учителем и отправился странствовать по свету. Однажды в пустыне встретился ему разъяренный лев, готовый разорвать человека на части. Но посмотрел на него ласково молодой волшебник, мысленно назвал его по имени (а звучало оно приблизительно так - Гр-р-ау-рр), и сразу успокоился зверь, стал ластиться, как кошка. Вместе пришли они в большой город, где правил злобный властитель. Этот царь творил несправедливость и беззаконие, притеснял и обижал своих подданных. Была у него дочь, которая давно и тяжело болела. Никто из врачей не мог ее исцелить, потому что не удавалось определить ее болезнь. Узнав об этом, явился Оборвыш во дворец и попросил встречи с царем, обещая излечить принцессу.

- Если не сумеешь помочь дочери - встретишься с палачом! - грозно предупредил его властитель. Пришел юноша в спальню принцессы, заговорил с нею, сказал ей о ее чувствах и переживаниях, точно определив их, а затем и назвал болезнь, приковавшую ее к постели. И болезнь сжалась в комочек, струсила и была с позором изгнана юным волшебником. Но даже радость от исцеления дочери не растопила злобное сердце царя. Тогда Оборвыш сказал ему несколько слов и произнес имя - то самое ласковое имя, которым когда-то давным-давно, в детстве называла правителя мать. Словно заклятие снялось: царь расплакался, смягчился и больше никогда уже не допускал злобы и несправедливости по отношению к своим подданным.

Так и жил Оборвыш со своим другом львом в этом городе, лечил больных, разговаривал с животными, раскрывал тайны, содержащиеся в древних книгах. Но как-то раз стряслась беда: многоголовый змей напал на город, сжег много домов и утащил несколько девушек. Пришли жители к Оборвышу и умоляли спасти их от этой напасти с помощью его волшебного искусства. Когда в следующий раз прилетел многоголовый змей, вышел Оборвыш на площадь и, взмахнув магическим посохом, мысленно произнес подлинное имя чудовища. Присмиревший змей опустился неподалеку. Был он так огромен и страшен, что даже лев, дрожа, спрятался за спиной Оборвыша. Поговорив со змеем, понял молодой волшебник, что тот - всего лишь игрушка в руках какого-то злого колдуна, также владеющего Тайной Имени. Тогда Оборвыш потребовал от змея показать дорогу к жилищу злодея.

Долго ли, коротко летел змей, но доставил он Оборвыша и его льва к подножию скалистых гор, где в пещере жил колдун. Только сделал Оборвыш шаг по направлению к пещере, как раздался ужасный грохот, земля зашаталась под ногами и между ним и пещерой образовалась трещина. Лев, прижав уши, перепрыгнул через пропасть и устремился к черной дыре в скале. Оттуда вышел человек в черном плаще с накинутым на голову капюшоном. Лицо, мелькнувшее под капюшоном, показалось Оборвышу знакомым. Человек махнул рукой, и Оборвыш уловил его мысленный приказ льву, сопровождаемый именем животного «Гр-р-ау-рр!». Лев остановился, заскулил и пополз на брюхе к ногам колдуна. А тот откинул капюшон, и Оборвыш увидел... себя!

- Да. Ты не ожидал встретить здесь свою копию? - усмехнулся колдун. - Все просто. Мы братья-близнецы, рожденные в семье волшебников. Нас разлучили с рождения, и мы пошли в жизни разными путями: ты - белой, а я - черной магии. Я знаю твое подлинное имя, а ты - теперь, наверное, ты уже знаешь мое. И тебе, и мне понятно, какая мощь заложена в Настоящем Имени. Но обоим нам неизвестны наши собственные имена.

- И если кто-то из нас воспользуется сейчас своим знанием и произнесет в уме имя другого.., - начал догадываться Оборвыш.

- ...то навсегда лишит его волшебного искусства и может превратить его в своего раба, - жестко сказал его двойник.

- И что же ты предлагаешь? - спросил Оборвыш.

- Давай объединимся. Два таких сильных колдуна, как мы, способны поработить весь мир. Ведь стоит нам произнести вслух имена друг друга, и мы многократно усилим нашу колдовскую мощь. На земле остались только мы двое, умеющие раскрывать подлинные имена. Владение миром или потеря этого великого дара. Выбирай!

- Объединиться с тобой - значит стать таким же, как ты, злодеем. Оставить тебе возможность творить зло было бы преступлением, - медленно проговорил Оборвыш (пылавший в нем огонек разгорался все ярче).

- Значит, ты готов стать моим слугой? - насмешливо спросил колдун.

Оборвыш отчетливо почувствовал его страх, тщательно спрятанный за усмешкой. И он понял причину этого страха: его противник знал, что никогда ему самому не удастся узнать своего подлинного имени, а Оборвыш, единственный, кто мог назвать его - отказывался сделать это. И вдруг юному волшебнику стало совершенно ясно, чего больше всего боится злой колдун: того, что его противник окажется способен сам познать свое имя.

- Нет, никогда я не стану твоим слугой, - уверенно сказал Оборвыш и взглянул в глаза двойнику.

Словно скрестились два невидимых меча, когда одновременно произнесены были в умах два имени, очень похожих - и очень разных. Оборвыш вплотную приблизился к своему противнику. Нескрываемый ужас отразился на лице его брата, и фигура его вдруг расплылась, потеряла форму. Словно легкое облачко окутало Оборвыша, питая его перетекающей силой. И растаяло.

Он стоял и улыбался. Он уже не был Оборвышем. Он чувствовал себя настоящим хозяином - самому себе. Потому что он сам осознал свое подлинное имя, опередив своего противника всего на несколько мгновений. Автор И.В. Вачков


© 2010-2022