Формирование познавательных универсальных учебных действий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

Неклюдовой М.В., заместителя директора по УВР,

к педсовету по теме:

«Формирование познавательных универсальных учебных действий. «И мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли» И. Бехер.
С 1 сентября 2011 г. наша школа, как и все российские школы, перешла на новые Стандарты начального общего образования и с 1 сентября 2015 года будет осуществлен переход на ФГОС ООО. Принципиальное отличие ФГОС от ФК ГОС заключается в том, что целью новых стандартов является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Целью педагогического процесса школы на современном этапе является развитие нравственной и творческой личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. Уважаемые коллеги, чтобы избежать профессиональной инертности, предлагаю включить психологический принцип «начни с себя» и вспомнить, что пытливый ум учится в любой ситуации. Например, ситуация «здесь и сейчас» - наш педсовет. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а применить их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Не случайно современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это понимают не только ведущие ученые, педагоги и психологи, но и разработчики заданий ЕГЭ. Анализируя результаты работ выпускников, разработчики заданий пришли к выводу, что логарифмические уравнения дети решают лучше, чем простенькие задачки из жизни типа «по графику цены на нефть определить, когда она была наименьшей. Или посчитать, сколько сырков стоимостью 7 рублей 20 копеек можно купить на 60 рублей. Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на Личность, которая должна обладать целым набором качеств:

  • самостоятельность в принятии решений и выборе;
  • умение отвечать за свои решения;
  • способность нести ответственность за себя и близких;
  • готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
  • обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке;
  • обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний
Целью образования становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться». Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Что же дают универсальные учебные действия? Они:
  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
  1. носят надпредметный, метапредметный характер;
  2. обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  3. обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  4. лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  5. обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: 1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; 4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 6. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностями. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: 1.общеучебные, 2. логические, 3. действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия включают в себя: 1.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: 3.знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; 4. умение структурировать знания; 5. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; Универсальные логические действия включают в себя: 1.анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 2.синтез как составление целого из частей; 3.выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 4.подведение под понятия, выведение следствий; 5. установление причинно-следственных связей, 6.построение логической цепи рассуждений, 7.доказательство; 8.выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, не ставя его в активную позицию. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись… «Если хочешь научиться прыгать - надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию - необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Сегодня меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Хочется вспомнить слова всемирно известного Брюса Ли, который считал: «Учитель не открывает истины, он - проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель - лишь катализатор». Проанализируем деятельность обучающихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются (памятки на столах):

Этапы урока

Организация урока на основе деятельностного подхода

Универсальные

учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные

коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные

Личностные Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует)

Познавательные,

регулятивные,

коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует)

Регулятивные (контроль) коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные (коррекция) Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся. Педагогические условия формирования УУД у обучающихся - это совокупность необходимых и достаточных мер, обеспечивающих эффективность процесса формирования УУД (принятие ситуации педагогом, ориентирование учащихся на успех, организация ситуаций по решению задач, использование дидактических ресурсов (учебники, пособия, памятки). Основная задача педагога при формировании УУД - создание методических условий (технологии, методики, приемы, различные виды заданий), необходимых для развития у учащихся учебной самостоятельности. Говоря о формировании познавательных УУД, необходимо понимать, что их объединяет умение работать с различными видами информации, поэтому познавательные УУД формируются на каждом уроке каждым учителем. Если эта работа будет систематической и будет носить не только репродуктивный характер, то в результате ученик сможет: - осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников в соответствии с учебной целью; - преобразовывать практическую задачу в познавательную с помощью логических операций сравнения, анализа и обобщения; - преобразовывать информацию с помощью знаково-символических средств, схем, опорных записей и наоборот. О формировании познавательных УУД на уроках и во внеурочной деятельности расскажут Подколзина А.В., Кабанова О.В.. Губанов Ю.Ф. и Чернышёв В.В. Формировать универсальные действия следует постепенно. Каждый урок должен содержать в себе задания, направленные на формирование УУД. Согласно принятой модели выпускника, ученик должен выйти из стен школы с направленностью на дальнейшее получение образования, повышение своего культурного уровня, т.е. на самосовершенствование. Но этому его надо научить в стенах школы, вне зависимости от учебного предмета. В связи с изменением основной цели и приоритетов образования меняются и критерии оценки успешности работы педагога. Если раньше главным критерием успешности работы педагога традиционно считался уровень предметных знаний его учеников, то теперь разработан принципиально новый инструментарий для измерения уровня не только предметных знаний ученика, но и уровня сформированности его метапредметных учебных действий. Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями и навыками, которые и составляют синтезированное понятие «умение учиться». Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Универсальные учебные действия являются универсальными способами получения и применения знаний. Известный физик Лауэ в несколько афористической форме дал такое определение образованию: «Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное уже забыто». А что остаётся у человека после того, как всё выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, умения и навыки. Труд педагога не всегда ощутим сразу. Чаще всего он проявляет себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя. По определению А.В. Луначарского, учитель - человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств является непременным условием профессиональной деятельности. Подводя итоги, можно сделать вывод, что качество обучения напрямую зависит от формирования и развития УУД. Широкое распространение должны получить групповые формы работы с учащимися как на уроках, так и во внеурочной деятельности, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, конкурсы и олимпиады.





© 2010-2022