- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока с презентацией на тему А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке (обобщение)
Конспект урока с презентацией на тему А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке (обобщение)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Постникова О.В. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
План-конспект урока по литературному чтению. 2 класс.
УМК «Школа России»
Тема урока: А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Базовый учебник: Л. Ф. Климанова. Литературное чтение
Цель урока: обобщение знаний по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Задачи: - обучающие
- формируем приёмы устной монологической и диалогической речи;
- формируем умение строить определение понятий, сравнивать понятия, определять вид сказки;
- развиваем речь, чувства, переживания;
- развиваем наблюдательность за употреблением пауз и логических ударений;
- воспитываем уважительное отношение к людям, негативное отношение к недостаткам людей;
- формируем умение работать в группе, в паре, слушать и понимать речь других.
Тип урока: обобщающий
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.
Структура и ход урока:
этапы урока
деятельность учителя
деятельность ученика
1.Мотивация
А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»…
- А любите ли вы читать сказки?
Почему?
Высказывания детей
2.Актуализация знаний
-Над какой сказкой мы работали на последних двух уроках?
Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру «Ловись рыбка золотая».
У кого улов будет больше?
Вопросы:
1.Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).
2.С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
3.С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).
4.Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная, белёная).
5.Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые).
6.В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (Соболья душегрейка, парчовая корона).
7. Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
8.Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
Подведение итогов
Все ученики делятся на 3 группы (по рядам). Каждая группа по очереди «вылавливает» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ - забирают рыбку.
3.Самоопределение к деятельности
Проблемный вопрос
- Почему я вам за правильные ответы давала золотых рыбок?
Какие еще главные действующие лица есть в сказке?
Неспроста я о них заговорила. Предположите, о чем же сегодня будем говорить на уроке? Какая будет перед нами стоять учебная задача?
Сегодня будем учиться характеризовать главных героев сказки.
Но в сказке есть еще важное, пусть и не главное, действующее лицо, о котором упоминается с самого начала и до конца. А кто это, вы подумайте, и в конце урока мы вернемся к этому вопросу.
Это один из главных героев сказки
Старик со старухою
Предположения детей
Будем учиться характеризовать героев
4. Работа по теме урока
- На экране план, по которому вы будете давать характеристику героям. Давайте начнем с отрицательного героя. Это кто?
(Учитель направляет детей наводящими вопросами, просит найти подтверждение в тексте)
-Как автор ее наказал? Зачитайте.
Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Оно стало крылатым выражением - фразеологизмом. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
- А давайте разберемся, каким - положительным или отрицательным героем является старик.
- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
- Случается ли такое в жизни?
Вывод: старик не является положительным героем. Он, конечно, простоват и добр, но имеет нетвердый характер
Знакомятся с планом
Это старуха
1.Живет у самого синего моря в ветхой землянке
2.Пряла свою пряжу
3. Постоянно бранит старика, заставляет просить у рыбки сначала корыто, потом избу, хочет стать дворянкой, царицей, владычицей морскою.
4.Характер властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
5.Отношение автора -осуждает, наказывает
6. Не понравилась ее жадность, грубость.
Старик
1. Живет у самого синего моря в ветхой землянке
2.Ловил неводом рыбу
3.Поймал рыбку, пожалел и отпустил. Потом ходит к морю с просьбами.
4. Характер мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.
- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
5.Автор жалеет его, немного насмехается. В его лице высмеивает человеческие пороки - безволие, безответность.
6.Нравится: воспитанный, ласковый, добрый. Не нравится: не смог поставить старуху на место.
5.Физкультминутка
6.Продолжение работы по теме урока
Ответ на проблемный вопрос
- А какая рыбка? Докажите цитатами из текста. Она положительный или отрицательный персонаж?
-Почему не исполнила последнюю просьбу? (Потому что милость небезгранична).
-Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.
-Возвращаюсь к своему вопросу: назовите еще одно действующее «лицо» в этой сказке.
-Давайте по тексту проследим, как оно менялось с каждым новым приходом старика. Почему так происходило?
Прочитайте как А.С. Пушкин описывает море, к которому пришел старик с первой просьбой.
- Как изменилось море во второй раз? Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.
- Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки - это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.
И море дает старику об этом знак.
- Как встретило старика море в четвертый раз?
Все беспокойнее становится море.
- Что увидел старик на море в последний раз?
Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому. Так море восстало против человеческой жадности со стороны старухи и безволия со стороны старика.
- Рыбка
1. Живет в море
2.Гуляет себе на просторе
3.Исполняет просьбы старика
4.Характер: спокойная, сдержанная, свободолюбивая, честная, надежная
5.Автор ею восхищается
6.Нравится: огромным терпением обладает, сумела противостоять старухе и поставить ее на место.
- Море- еще одно действующее лицо.
Ищут в тексте описания моря.
(Море слегка разыгралось).
(Помутилося синее море).
(Не спокойно синее море).
(Почернело синее море).
(На море черная буря).
7.Рефлексия
- Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок».
- Какой же урок преподал нам великий поэт?
- Работа в парах: выберите наиболее точную формулировку:
Как здорово поймать волшебную рыбку!
Как плохо быть сварливым, жадным жестоким.
Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.
Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.
-Я каждому из вас дарю сегодня по золотой рыбке, чтобы она исполнила одно ваше желание. Напишите на рыбке, какими положительными чертами характера вы хотели бы обладать. Я думаю, если вы очень захотите, то ваше желание непременно сбудется, и все вы вырастите достойными людьми.
Читают.
Высказываются.
Работа в парах
Выбирают: Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.
8.Подведение итогов
- Какую учебную задачу поставили в начале урока?
Справились ли с поставленной задачей?
Научиться характеризовать героев сказки
Справились: дали характеристику гл. героям
Домашнее задание
Придумай рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта» Сначала определи:
о чем ты будешь писать, кто будет главным героем, какое событие будет лежать в основе рассказа.