- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»
Конспект урока по литературному чтению «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Насиковская О.Г. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя школа №21
с углубленным изучением отдельных предметов
Ворошиловского района г. Волгограда
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»
(урок литературного чтения, 3 класс)
Выполнила:
Насиковская Ольга Григорьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Волгоград, 2014г.
Цели:
-
Формировать умения выделять жанровые особенности басни.
-
Формировать умение сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали.
-
Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (словари).
-
Формировать умение высказывать свои мысли, строить доказательства, вести диалог.
Задачи урока:
-
закрепить представление о времени появления пословиц, басен и сказок;
-
соотнести время, когда работали самые известные баснописцы;
-
дать школьникам представление о том, как рождались бродячие басенные истории;
-
подчеркнуть, что басня отличается от сказки о животных наличием морали;
-
провести сравнительный анализ двух басен;
-
помочь детям прийти к выводу, что характеры героев подробнее разработаны в басне И. Крылова.
Ресурсы: учебник Н.А. Чуракова « Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, с.19 -21, М.Л. Каленчук «Русский язык», часть 2; слайдовая презентация.
Ход урока.
-
Организационный момент.
( Учащиеся приветствуют учителя, гостей, подготавливают рабочие места)
II. Актуализация прежних знаний обучающихся. - Как называется раздел, который мы изучаем? (Набираемся житейской мудрости). ( Слайд 1) - Что мы изучаем в этом разделе? (Басни) - Что такое, басня? (Басни - небольшое, чаще всего стихотворное произведение с нравоучительным содержанием) - Из скольких частей состоит басня? Назовите их. (Основная часть басни и вывод). Как называется основная часть басни? (Повествование) Вывод? ( Моралью) - А половицы появились из басен? (Нет. Пословицы - это остроумные народные выражения. У них нет авторов)) - А у басен, есть авторы? (У басен есть авторы.) - Какие имена самых известных баснописцев вам известны? (Эзоп, Жан де Лафонтен, И. Крылов) - Когда работали самые известные баснописцы? (Эзоп, древне - греческий баснописец, жил в 6 веке до нашей эры, 2500 лет назад; Лафонтен - французский баснописец - 350 лет назад; И.А. Крылов - русский писатель , баснописец - 200 лет назад)
1
- Постановка цели и задачи урока.
- Откройте учебник, посмотрите, с какими 2-мя баснями мы сегодня познакомимся. (Эзоп. «Ворон и лисица», И. Крылов. « Ворона и лисица».) - Чему мы, научимся сегодня? (Сравнивать басни с одинаковым названием, но написанные в разное время)
- Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
-Чему посвящена первая часть басни - её повествование: взаимоотношениям животных или людей? (Животных) А мораль, басни? (Мораль басни посвящается людям)
- А в сказках о животных тебе встречались уже сделанные выводы, относящиеся к людям? (В сказках нет выводов относящихся к людям) - Теперь вы можете сказать, чем отличается БАСНЯ от сказки о животных? ( Басня отличается от сказки о животных наличием отдельно сформулированной морали, в которой говорится о поведении или взаимоотношениях людей)
-Давайте вернемся к тексту басни. Какого испытания не выдержал ворон? (Лести)
- Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить». Применимы ли они в данном случае? (Да)
- Кто, кому льстил? (Лисица льстила ворону)
- Кто, не выдержал лести? (Ворон)
- Кого, осуждает басня: глупого ворона или хитрую лисицу? (Басня осуждает глупого ворона)
- Докажи свою точку зрения используя мораль басни. (Ворон не выдержал испытания лестью, поддался угодливым восхвалениям лисицы. То, что басня осуждает именно глупого ворона, а не хитрую лисицу, видно из её морали: «Басня уместна против человека неразумного».
- А что, как правило, осуждается в ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказке: глупость или хитрость? (Глупость. Пример «Два жадных медвежонка»)
- Прочитайте пословицы.
- От чего они предостерегают? (Предостерегают глупого человека, способного поддаться лести, и, значит, их можно применить в качестве морали к басне «Ворон и лисица»
- Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести? (Тому, кто стал жертвой, вороне»)
- Применимы ли, эти пословицы в качестве морали к этой басне Эзопа? (Да)
2
-
Этап физической разрядки.
- Сравнение понятий «лесть» и «похвала» (
Игра «Похвали соседа по парте». (Дети встают, поворачиваются друг к другу и по очереди хвалят друг друга)
-
Восприятие и усвоение нового учебного материала.
Словарная работа:
Льстец - тот кто склонен к лести
Взгромоздясь - взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. (Ожегов)
Пленил - очаровать, увлечь.
Вещунья - предсказатель
- А теперь давайте составим «Словарь наоборот». Я буду читать выражения, а вы их замените выражениями из басни.
-
Говорили не раз - уж сколько раз твердили миру.
-
Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.
-
Очень близко - близёхонько.
-
Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;
-
Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;
-
Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова;
-
Трудно стало дышать - дыханье спёрло;
-
Каркнула очень громко - во всё горло;
-
Исчезла, скрылась - была такова;
- Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли назвать самой красивой птицей леса?
- А что говорит Лиса о ней? Зачитайте слова из текста. («Голубушка, как хороша!... И верно ангельский быть должен голосок!»)
- Кто слышал ворону? Какой у неё, голос? (Она каркает)
- Для чего Лиса так расхваливает Ворону? (Чтобы отнять сыр)
- Добилась ли Лиса поставленной цели?
- После того, что случилось, как, вы, можете охарактеризовать Ворону? (Доверчивая, глупая)
- А как охарактеризовать лисицу? (Хитрая, льстивая. неискренняя)
- Что бы вы, посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)
- Можно ли встретить такую ситуацию среди людей?
- Могли бы привести примеры?
3 - Характер Вороны и Лисицы мы знаем. Давайте прочитаем басню вслух по цепочке несколько раз. Каждый читает свою часть. Как определить, какую часть читать каждому? - Старайтесь читать выразительно: чтобы слушатели смогли представить нелепую глупую Ворону и изящную хитрую Лисицу.
-
Сравнение басен Эзопа и Крылова.
- История, рассказанная Иваном Крыловым, - та же самая, что и в басне Эзопа?
- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени, и известны у разных народов? (Бродячие истории)
- В чем сходство и различие этих двух басен?
- Какая басня написана прозой, а какая - стихами?
- Какая басня помогает тебе лучше представить животных: их внешний вид и поведение?
- Какая басня тебе кажется более смешной и почему? ( В басне И. Крылова - героев легче представить (их поведение, манеру говорить) поэтому басня кажется более смешной)
- Найдите КОНТРАСТ в описании внешности и голоса Вороны из басни Крылова. (Контраст создается при сопоставлении ожидаемого «ангельского голоска» и того, что звучит в реальности, а также при сопоставлении внешности)
- Миша и Маша тоже познакомились с этими баснями, но Миша не обнаружил морали в басне Крылова, а Маша нашла её. - Есть ли мораль в басне, в какой части текста она приводится?
- Формирование УУД
Работа с пословицами. - Давайте вернемся к пословицам и найдем ту пословицу, которая больше всего отражает соединение басен. (Слайд 3)
- Лестью и душу вынимают.
-
Ласкатель - тот же злодей.
-
Лесть без зубов, а с костьми съест.
-
Больше верь своим очам, нежели чужим речам.
Работа с иллюстрацией к басне, художника Валентина Серова. (Слайд 4)
- Рассмотрите иллюстрацию к басне, сделанную художником Валентином Серовым. Это - рисунок карандашом. - Удалось ли художнику передать характер героев? Обоснуйте свой ответ. - Сравни величины фигурок Вороны и Лисицы. - Высоко ли сидит Ворона? - Скажите, можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «перышки» и какой у неё «носок»? - Почему, художник, выбрал такую точку зрения? (Валентин Серов использует зрительный контраст - большой вороны и крошечной лисицы, поскольку совершенно ясно, что с такого расстояния лисица никак не может разглядеть внешности вороны)
4
-
Обобщение усвоенного материала.
- С какими произведениями мы сегодня познакомились?
- Кто их авторы?
- Как называются такие истории? (Бродячие)
- Что высмеивают басни? ( Лесть, глупость, хвастовство, невежество)
- Чему учат басни? (Отличать истинные чувства от лживых) (Мудрости, доброте. дружбе, трудолюбию, честности)
-
Рефлексия. (Слайд 5)
- Закончите предложения
-
Я сегодня узнал(а)…
-
Было интересно…
-
Я понял (а), что…
-
Я научился…
-
Мне захотелось
-
Домашнее задание
-
Прочитать басни, ответить на поставленные вопросы.
-
Выучить одну басню наизусть.( по выбору)
Урок закончен. Спасибо всем за хорошую работу.
5