Открытый урок по русскому языку на тему: Личные местоимения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Личные местоимения.

Цели: формирование представлений о личных местоимениях, об их изменении по лицам и числам

Задачи:

  • - закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;

  • - познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;

  • - упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

  • - воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;

  • - развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Оборудование: иллюстрации с цветами, индивидуальные карточки-задания (1,2 варианты), таблица о местоимениях, два телефона

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, практический, частично- поисковый, самостоятельная работа

Ход урока:

1.Орг. момент. Долгожданный дан звонок - Начинается урок. Начинаем мы опять Думать, рассуждать, смекать! - Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.

2. Повторение изученного материала.

1) Начнём работу. Откройте тетради, запишите число, классная работа

Двадцать шестое января. Классная работа

. 2.Чистописание.

А писать мы будем под девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».

яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)

-Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?

МЕСТОИМЕНИЕ

Пропишите слово местоимение( поставьте ударение, разделите на слоги)

3.Стадия вызова

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

2) Уч-ся рассказывает стихотворение:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Учитель: Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

Уч-ся. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?

Уч-ся. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Учитель. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).

(Для учителя: Части речи подразделяются на самостоятельные и служебные. Отдельную группу составляют междометия. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Они имеют различные морфологические признаки. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.)

Учитель. Обобщите, пожалуйста, сказанное - расскажите правило, что вы знаете о местоимениях (учебник стр.33).

3) Сообщение предварительной темы урока.

Учитель. Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. (Открывается запись"…местоимения").

3. Изучение нового материала.

1) Проблемная ситуация.

Учитель. Послушайте диалог.

Уч-ся (разыгрывают сценку).

- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

- Да, хорошо.

- Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома?

- Нет, её нет.

- А Вова? Он дома?

Фронтальная беседа.

Учитель. Алина, начиная разговор, как называет себя? (Я)

Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку "я- 1- е лицо"). Алина, а как бы ты назвала себя и Диму одним словом? (Мы).

("1-е лицо").Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".

Как Алина обращается к Диме? (Ты). На Диму указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка "ты- 2-е лицо)

А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

Алина и Дима говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Катя - она, Вова - он ("3-е лицо").

Ребята, а как бы вы назвали Алину и Диму одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо")

А каким словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо").

Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Учитель. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

Уч-ся читает стихотворение:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

2) Сообщение темы урока.

Учитель. Тема нашего урока: "Личные местоимения". (Открывается на доске).

3) Закрепление новой темы.

Учитель. Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

В "Толковом словаре" Ожегова записано:

  • 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.

Учитель. Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Учитель. Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного? (Ставятся таблички).

Учитель. Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите

Физминутка музыкальная.

Работа по учебнику.

Чтение правила в учебнике (стр.36).

Уч-ль вешает таблицу "Личные местоимения", убирает наборное полотно с карточками.

Открытый урок по русскому языку на тему: Личные местоимения.стр.37 упр. 82 Найдите и подчеркните местоимения. Определите лицо и число личных местоимений.

Физминутка (сидя).

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Главная мысль стихотворения?(Беречь природу)

Учитель (показывает иллюстрацию с цветами). Посмотрите, какая красота! Разве подымется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

Назовите существительные по данной картине и замените эти слова местоимениями. (Цветы - они, ромашка - она, лютик - он и т.д).

Учитель: запишите как можно больше пар - существительных и местоимений, их заменяющих.

"Четвёртое - лишнее".

Учитель. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты (предлог)

Но, оно, она, они (союз)

Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)

Он, она, они, оно (мн.ч.)

Мы, я, вы, они (ед.ч.)

Он, она, они, мы (1-е лицо)

Учитель. Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).

Самостоятельная работа.

"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

Учитель. Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Самопроверка.

Учитель. 1 уч-ся читает вслух, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом.

Учитель. Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.

Шарады.

Первый слог - личное местоимение,

Второй - детская болезнь.

А целое - тот предмет, который

Выбрасывают, когда он нужен

И поднимают, когда он не нужен.

Что это?

(Я - корь). (Картинка с подписью)

Хитрые вопросы.

  • 1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).

  • 2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

  • 3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).

Ребус. 7 я (семья)

Итог урока.

Учитель. Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

А на следующем уроке мы будем учиться правильно изменять - склонять личные местоимения: "Я горжусь им или ним? Мы с ними или ими дружим?"

Отметки за урок. Рефлексия Понравился вам урок?

Вы мне тоже понравились, были активны, внимательны, сообразительны. И я вам дарю своё большое сердце, но оно бесцветное, вы должны своими маленькими сердечками,которые лежат на парте, помочь раскрасить его. Если вам понравился урок- красные сердечки, если нет- зеленые.

Домашнее задание. стр.36 учить правило. Стр.37 упр.83

1 ряд-письмо другу

2ряд- письмо подруге

3 ряд- письмо бабушке



© 2010-2022