Проект программы саморазвития профессиональных компетенций

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ ДПО Центр профессионального образования Самарской области








Итоговая работа

по курсу повышения квалификации ИОЧ ИБ



«Развитие профессиональных компетенций работников образования»

05.02- 10.02.2014г.



Проект программы саморазвития профессиональных компетенций








Выполнила:

Шарова Н.П.

ГБОУСПОЧГК ОПОО

Принял:











Чапаевск 2014 В настоящее время на первый план выходит вопрос: как нужно учить и воспитывать школьника, чтобы из него, впоследствии, получился эффективный, конкурентно-способный работник. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы свои и коллектива. Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования. Одной из главных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учащегося в учебном процессе. В связи с этим в современном мире в развитии и становлении личности школьника велика роль и учителя начальных классов в том числе. По меткому выражению А. Конан Дойла, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» - хламом или нужными вещами, - зависит, прежде всего, от учителя. Ведь, действительно, все, что учитель заложит в ребенка как можно раньше (умение ориентироваться в потоке информации, добывать знания, применять их на практике, в жизни) зависит дальнейшая его судьба. Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвигает на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. На сегодняшний день становится актуальной задача подготовки учителя начальных классов нового типа. Какими же качествами должен обладать современный учитель начальных классов, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию «свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, обладающей ключевыми компетентностями, способной к адекватному самоопределению в будущей профессиональной сфере»? Традиционная педагогика формировалась в те времена, когда успешность учебно-воспитательной работы оценивалась главным образом по тому, насколько взрослым удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки и ценности. При этом детей готовили к жизни в обществе, которое в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. В нынешнее время социальные изменения - научно-технические, культурные, бытовые - настолько значительны и происходят так быстро, что никто уже не сомневается: сегодняшним детям предстоит жить в мире, отличном от того, в котором жили их родители и учителя. Поэтому и свои воспитательные успехи взрослым нужно оценивать не столько по тому, как им удалось передать свои знания и умения, сколько по тому, сумели ли они подготовить детей самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни старшего поколения. В этом случае учитель выступает в роли тьютора и фасилитатора. Учитель-фасилитатор способствует облегчению и стимулированию процесса учения, то есть создаёт в классе соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки. Учитель помогает сформулировать цели и задачи, стоящие перед обучающимися, создает свободную и непринужденную атмосферу, которая будет стимулировать учеников к решению проблем. При этом учителю важно: быть самим собой, открыто выражать свои мысли и чувства; демонстрировать детям полное к ним доверие и уверенность в их возможностях и способностях; проявлять эмпатию, то есть понимание чувств и переживаний каждого школьника. «Тьютор» в современной педагогике - это учитель-консультант и координатор. Его цель - создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока. При этом тьютор помогает эффективно использовать учебные материалы, Интернет, практический опыт других учащихся. Таким образом, система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику. Тьютор помогает постановке проблемы, определении целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов работы. Тьютор консультирует и поддерживает учеников в процессе их самостоятельной деятельности. При этом он создает благоприятную творческую атмосферу, где недопустима критика высказываний учащихся, навязывание собственной точки зрения или исследовательской стратегии. Тьютор умеет слушать и выделять существенные моменты в любом высказывании ученика. Координируемая тьютором учебная деятельность школьников помогает формировать у них инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность. Изменение приоритетной цели начального образования, направленной на развитие личности ребёнка и становление его убеждений требует от учителя готовности ориентировать каждый учебный предмет на поиск своего места в развитии личности младшего школьника, в формировании у него ведущей учебной деятельности, умения и желания учиться, чтобы он мог без труда продолжить своё образование в основной школе и адаптироваться в жизни. Для этого учителю начальных классов необходимо умение переориентировать обучение и воспитание на саморазвитие и самореализацию личности, которые чётко выражены в выражении «Помоги мне это сделать самому». Таким образом, главная задача учителя начальных классов в современных условиях - быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении, не быть перед ребёнком чем - либо высшим, а каждую минуту переживать процесс обучения с детьми и самому учиться с ними. Вышеназванные роли учителя не вызывают у ребенка чувства страха, не унижают его достоинство, а, наоборот, воспитывают в нем свободу и ответственность, высокую сознательность и смелость - качества, так необходимые в нашей стремительной жизни. Эти качества у ребенка будет воспитывать учитель. Воспитывать своим направляющим воздействием, своим отношением, своей личностью. И коль воспитание во многом - это искусство создания образцов для подражания, то и профессионализм современного педагога заключается в гибком и целесообразном использовании всего широкого диапазона профессиональных ролей. Не менее важным аспектом, влияющим на формирование личности учителя XXI века, является его информационная компетентность. Составляющими информационной компетентности являются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её, используя как традиционные средства, так и новые информационные технологии. Умеющий «управлять» информацией учитель сумеет научить этому и детей, что обеспечит формирование у учащихся самостоятельности как основного качества личности, базирующегося на ключевых образовательных компетенциях. И здесь велика роль интеллекта, так как, прежде всего, работают познавательные процессы. Учителя начальной школы - это в большинстве своем люди творческие, ищущие новое в работе, владеющие различными технологиями, т.е. высокоинтеллектуально развитые. Современный учитель вообще и начальной школы в частности - это человек, владеющий ИКТ. Не отрицая значимости классических принципов дидактики, следует признать, что сегодня появилась возможность представить эти принципы в новом свете при помощи компьютера. Педагог должен помочь ребенку ориентироваться в любом мире - и реальном и виртуальном, сформировать те компетенции, которые будут необходимы, чтобы жить и принимать решения в новом обществе, которое будет завтра. Однако, эффективная работа учителя, школы невозможна без активной познавательной позиции ученика, без его готовности самостоятельно осуществлять учебно-познавательную деятельность и всякое знание не имеет никакой цены, если оно не появляется в результате личного интереса, не является результатом размышления над проблемой, важной для ученика. И на начальной стадии обучения, используя современные педагогические технологии, учитель способствует формированию познавательной активности ребёнка. Следует отметить, что особую значимость именно в первоначальный период обучения ребёнка в школе приобретает налаживание взаимодействия между педагогами и родителями младших школьников. Во многом в зависимости от характера отношений с первыми учителями ребёнка у родителей формируется мнение о школьных педагогах вообще. Поэтому именно на учителя начальных классов накладывается большая ответственность за формирование высокой оценки родителей к школе в дальнейшем. Наличие авторитета и профессиональной компетентности в восприятии родителей, индивидуализированность работы конкретно с их ребёнком, воспитательная привлекательность педагога - вот факторы, определяющие родительское мнение о педагогах начальной школы. Для успешного взаимодействия с родителями школьников мало быть хорошим профессионалом, умеющим обучать детей. Необходимо прилагать настойчивые усилия, чтобы сделаться для родителей младших школьников авторитетной, коммуникативно-привлекательной личностью, человеком, который «просто нравится». Иначе многие усилия педагога будут разбиваться о стену родительской отчуждённости. Учитель начальной школы должен уметь предвосхищать эмоциональную реакцию учеников и их родителей на свои профессиональные действия, и главное - на свои оценки, даваемые детям. От непривлекательного учителя родители не воспринимают даже самые правильные и точные суждения относительно своего ребёнка. Педагогическая компетентность учителя - это педагогический труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников. При этом компетентность учителя определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, профессиональных позиций и личностных качеств, самореализаций педагогической деятельности. Таким образом, непосредственное влияние на личность ребёнка, его развитие и становление сможет оказать только самоизменяющаяся личность учителя. Чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности. Учитель не имеет права останавливаться на достигнутом. Он работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что "в наше время все было иначе и мне не под силу освоить новое". Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей - от преданности профессии, стремления к познанию нового, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребёнка, организации обучения в учебной деятельности, а также владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни. В этом современное предназначение учителя. В России понятие компетентности на сегодняшний день однозначно не определено. Долгое время оно имело значение «полномочия, власть, ответственность», то есть, обладало ярко выраженной правовой окраской, что было связано с преобладающим развитием вертикальной иерархической структуры организации. Лишь недавно в отечественной литературе появилось определение компетенции как «единства знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью» .

В литературе приводятся следующие определения понятий :

Компетенция - 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь полномочий,

Компетенция - круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; совокупность полномочий, прав и обязанностей должностного лица, общественной организации; управление персоналом заключается в управлении процессом приобретения, стимулирования и развития компетенции персонала организаци.

Существуют разные виды профессиональной компетентности:

специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд.

Наличие перечисленных видов компетентности характеризуют человека, зрелого в профессиональной деятельности, профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Они могут не совпадать в одном человеке. Человек может быть хорошим специалистом, но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития. Соответственно у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую - социальную, личностную.

.

Профессиональная педагогическая компетентность: способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве.


Цель программы: развить профессиональные компетентности:личностную,индивидуальную,социальную.

Задачи: 1. Определить дефицит компетентности (диагностика профессиональных барьеров).

2. Повысить уровень профессиональной компетентности... 3. Овладеть приёмами самореализации.

ПК, подлежащие развитию

П К

Знание, умение, опыт

Результат

Способ (действие)

Ориентировочные сроки

Личностная компетентность

способность планировать

способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения; способность находить нестандартные решения , приобретать новые знания и умения;

Овладеть способами планирования деятельности,освоить методы самоконтроля,систематически преобретать новые знания.

март

свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения; способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

индивидуальная компетентность -

владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд.

владение приемами самореализаци умение рационально организовать свой труд.

Составить план профессионального развития на текущий год и следовать ему,посетить курсы повышения квалификации,психологические тренинги.

Апрель-май

социальная компетентность

- владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

Владение приёмами профессионального общения,умение работать в команде.

Участвовать в коллективных проектах,обобщить свой опыт.выступить на заседании МО с темой по самообразованию,посетить открытые уроки коллег.

Февраль-май


© 2010-2022