- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по математике 3 класс «Римские цифры» + презентация
Урок по математике 3 класс «Римские цифры» + презентация
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пикалова В.В. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Конспект урока по математике «Римские цифры» (3 класс)
Тема: «Римские цифры»
Цель: ознакомление учащихся с римскими цифрами и способом чтения многозначных чисел, записанных этими цифрами.
Задачи:
- познакомить с новыми для учащихся римскими цифрами и способом чтения многозначных чисел;
- развивать умение анализа при обсуждении поставленной проблемы;
- развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, речь;
- развивать навыки самоанализа и самоконтроля;
- расширять кругозор, воспитывать интерес к истории математики и истории страны.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой на урок.
У: Ребята, давайте начнем наш урок словами известной детской песни:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь мне! Я тоже дарю вам свою улыбку! Пусть наш урок пройдет в атмосфере радости познания и новых открытий! А девизом урока пусть будут слова знаменитого ученого древности, математика Пифагора:Мир построен на силе чисел.
И нам предстоит в этом сегодня убедиться.
II. Создание проблемной ситуации.
У: Ребята, посмотрите на фотографию.
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы? А.С.Пушкин
У: Знаком ли вам этот памятник?
Д: Памятник Петру первому в С.-Петербурге знаменитого итальянского скульптора Фальконе.
У: Давайте прочитаем надпись на памятнике:
PETRO primo
CATHARINA secundа
MDCCLXXXII
Д: Петру первому - Екатерина вторая.
У: Почему не можем прочитать надпись в последней строке? В чем возникло затруднение?
Д: Не знаем, что обозначают знаки последней строки.
У: Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?
Д: Нужно узнать, что они обозначают.
III. Исследование проблемы.
А)
У: Присмотритесь внимательно к надписи, нет ли знакомых знаков?
Д: Две палочки - 2, три крестика -30. Это римские цифры.
У: Что вы знаете о римских цифрах? Почему они так называются?
Д: Они возникли очень давно 2500 лет назад в Древнем Риме.
У: Мы с вами уже узнали две римские цифры: I и X. (Выстраиваю на доске таблицу римских цифр). 1 10
Есть ли цифра, которая вам знакома, но в надписи не изображена? (V) Что она обозначает? (5)
I V X
1 5 10
У: Какие правила вы должны знать, чтобы читать и записывать числа в римской нумерации?
Д: Не изображать в одном числе более трех одинаковых знаков.
Если меньшая цифра стоит слева от большей, то ее нужно вычитать, если справа, то ее нужно прибавлять.
Читать числа нужно слева направо.
Б)
У: Представьте себя римлянами. Используя римские цифры, выложите на парте с помощью палочек числа, которые я буду называть, работайте в парах:
15, 24, 36, 40
XV, XXIV, XXXVI, …
У: Вспомните, как изображали число 4(5-1). Как же можно получить 40? (50-10). Какой знак понадобился римлянам? (50) Они договорились обозначать число 50 - L. Как записать число 40? (X L)
I V X L
1 5 10 50
В)
У: Подумайте, что может обозначать знак C , если C Х L = 140?
Д: X L - 40, остается обозначить одну сотню, значит C -100.
У: Давайте запишем ряд уже известных нам римских цифр, а ниже числа, которые они обозначают:
I V X L C
-
5 10 50 100
Есть ли закономерность в расположении чисел нижнего ряда? Какая?
Д: Числа 1 и 5 чередуются и увеличиваются в 10 раз; первое число умножили на 5, второе - на 2.
У: Подумайте, что могут обозначать символы M и D и где их место, если знаем, что М больше D.
Д: Значит: M - 1000, D - 500.
У: Добавим эти цифры в наш ряд:
I V X L C D M
-
5 10 50 100 500 1000
У: С помощью этих семи цифр записывают все числа в римской нумерации.
IV. Закрепление.
У: Запишите с помощью новых римских цифр год основания
г. Таганрога- 1698 год.
Д: MDC XCVIII
У: Со временем римляне отказались от своих цифр. Но почему же мы ими пользуемся до сих пор? Где в современной жизни мы с вами встречаемся с римскими цифрами?
Д: Для обозначения глав книг или томов в собраниях сочинений писателей; на циферблате часов; для обозначения четвертей или вариантов решения задачи, контрольной работе, для обозначения веков на ленте времени.
У: Посмотрите на фото. Вам знакомы часы с курантами на Спасской башне Кремля, которые оповещают всю страну о наступлении Нового года? Если вы расшифруете запись, то узнаете, в каком году они появились впервые на башне.
MDCXXV
Д: M + D+ C+X+X+V=1000+500+100+10+10+5=1625г.
У: Поднимите руку, у кого получилось такое же число? Молодцы!
V. Решение проблемы.
У: Как выдумаете, мы сможем прочитать надпись на памятнике?
Д: M+D+C+C+L+X+X+X+I+I= 1000+500+100+100+50+10+10+10+1+1=1782г.
У: Молодцы! Это год, когда памятник был установлен.
VI. Итоговая рефлексия.
У: Какую цель мы ставили в начале урока? Мы ее достигли?
У: Что мы узнали нового о римских цифрах?
У: Кто доволен своей работой на уроке?
У: Кто хочет похвалить одноклассника?
У: Ребята, передайте с помощью цвета свое отношение к уроку: если урок вам понравился - покажите красную карточку, если понравился, но было не все понятно - желтую, если совсем не понравился - синюю.
У: Спасибо за урок!