Урок по математике 3 класс «Римские цифры» + презентация

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по математике «Римские цифры» (3 класс)

Тема: «Римские цифры»

Цель: ознакомление учащихся с римскими цифрами и способом чтения многозначных чисел, записанных этими цифрами.

Задачи:

- познакомить с новыми для учащихся римскими цифрами и способом чтения многозначных чисел;

- развивать умение анализа при обсуждении поставленной проблемы;

- развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, речь;

- развивать навыки самоанализа и самоконтроля;

- расширять кругозор, воспитывать интерес к истории математики и истории страны.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой на урок.

У: Ребята, давайте начнем наш урок словами известной детской песни:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется…

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь мне! Я тоже дарю вам свою улыбку! Пусть наш урок пройдет в атмосфере радости познания и новых открытий! А девизом урока пусть будут слова знаменитого ученого древности, математика Пифагора:Мир построен на силе чисел.

И нам предстоит в этом сегодня убедиться.

II. Создание проблемной ситуации.

У: Ребята, посмотрите на фотографию.

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы? А.С.Пушкин

У: Знаком ли вам этот памятник?

Д: Памятник Петру первому в С.-Петербурге знаменитого итальянского скульптора Фальконе.

У: Давайте прочитаем надпись на памятнике:

PETRO primo

CATHARINA secundа

MDCCLXXXII

Д: Петру первому - Екатерина вторая.

У: Почему не можем прочитать надпись в последней строке? В чем возникло затруднение?

Д: Не знаем, что обозначают знаки последней строки.

У: Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?

Д: Нужно узнать, что они обозначают.

III. Исследование проблемы.

А)

У: Присмотритесь внимательно к надписи, нет ли знакомых знаков?

Д: Две палочки - 2, три крестика -30. Это римские цифры.

У: Что вы знаете о римских цифрах? Почему они так называются?

Д: Они возникли очень давно 2500 лет назад в Древнем Риме.

У: Мы с вами уже узнали две римские цифры: I и X. (Выстраиваю на доске таблицу римских цифр). 1 10

Есть ли цифра, которая вам знакома, но в надписи не изображена? (V) Что она обозначает? (5)

I V X

1 5 10

У: Какие правила вы должны знать, чтобы читать и записывать числа в римской нумерации?

Д: Не изображать в одном числе более трех одинаковых знаков.

Если меньшая цифра стоит слева от большей, то ее нужно вычитать, если справа, то ее нужно прибавлять.

Читать числа нужно слева направо.

Б)

У: Представьте себя римлянами. Используя римские цифры, выложите на парте с помощью палочек числа, которые я буду называть, работайте в парах:

15, 24, 36, 40

XV, XXIV, XXXVI, …

У: Вспомните, как изображали число 4(5-1). Как же можно получить 40? (50-10). Какой знак понадобился римлянам? (50) Они договорились обозначать число 50 - L. Как записать число 40? (X L)

I V X L

1 5 10 50

В)

У: Подумайте, что может обозначать знак C , если C Х L = 140?

Д: X L - 40, остается обозначить одну сотню, значит C -100.

У: Давайте запишем ряд уже известных нам римских цифр, а ниже числа, которые они обозначают:

I V X L C

  1. 5 10 50 100

Есть ли закономерность в расположении чисел нижнего ряда? Какая?

Д: Числа 1 и 5 чередуются и увеличиваются в 10 раз; первое число умножили на 5, второе - на 2.

У: Подумайте, что могут обозначать символы M и D и где их место, если знаем, что М больше D.

Д: Значит: M - 1000, D - 500.

У: Добавим эти цифры в наш ряд:

I V X L C D M

  1. 5 10 50 100 500 1000

У: С помощью этих семи цифр записывают все числа в римской нумерации.

IV. Закрепление.

У: Запишите с помощью новых римских цифр год основания

г. Таганрога- 1698 год.

Д: MDC XCVIII

У: Со временем римляне отказались от своих цифр. Но почему же мы ими пользуемся до сих пор? Где в современной жизни мы с вами встречаемся с римскими цифрами?

Д: Для обозначения глав книг или томов в собраниях сочинений писателей; на циферблате часов; для обозначения четвертей или вариантов решения задачи, контрольной работе, для обозначения веков на ленте времени.

У: Посмотрите на фото. Вам знакомы часы с курантами на Спасской башне Кремля, которые оповещают всю страну о наступлении Нового года? Если вы расшифруете запись, то узнаете, в каком году они появились впервые на башне.

MDCXXV

Д: M + D+ C+X+X+V=1000+500+100+10+10+5=1625г.

У: Поднимите руку, у кого получилось такое же число? Молодцы!

V. Решение проблемы.

У: Как выдумаете, мы сможем прочитать надпись на памятнике?

Д: M+D+C+C+L+X+X+X+I+I= 1000+500+100+100+50+10+10+10+1+1=1782г.

У: Молодцы! Это год, когда памятник был установлен.

VI. Итоговая рефлексия.

У: Какую цель мы ставили в начале урока? Мы ее достигли?

У: Что мы узнали нового о римских цифрах?

У: Кто доволен своей работой на уроке?

У: Кто хочет похвалить одноклассника?

У: Ребята, передайте с помощью цвета свое отношение к уроку: если урок вам понравился - покажите красную карточку, если понравился, но было не все понятно - желтую, если совсем не понравился - синюю.

У: Спасибо за урок!



© 2010-2022