- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация по лит. чт. на тему: Хаврошечка
Презентация по лит. чт. на тему: Хаврошечка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Алисултанова Н.А. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок
литературного чтения,проведённого в 3"б" классе на тему: "Хаврошечка".
Цели:
-
расширять читательский опыт детей через знакомство с русскими народными сказками;
-
формировать навыки осознанного чтения;
-
развивать речь учащихся;
-
формировать нравственные понятия о семье, о человеческих отношениях, о сути добра и зла;
-
воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку.
Оборудование:
Презентация Power Point, выставка книг, выставка поделок, рисунков, модели обложек к сказкам, DVD.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Подготовительный этап к изучению нового материала
Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный и очень интересный урок. К нам на урок пришли
гости.Давайте поздороваемся с ними и пожелаем друг другу удачи.
_ А знаете ли вы,чему будет посвящён наш сегодняшний урок? Давайте прослушаем эту
музыку.
(Звучит песня "В мире много сказок".)
- Догадались, чему посвящен наш урок? (Сказкам.)
Приложение 1, слайд 1
- Сегодня на уроке мы побываем в гостях у сказки.
- Сказки бывают разные.
- Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? (Авторские.)
- А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются ... (Народными.)
- Посмотрите на модели обложек к сказкам.
- Назовите, какие бывают сказки?
Слайд 2
Сказки
Авторские Народные
волшебные
бытовые
о животных
- Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной. А помогут мне в этом Ваши друзья (группа подготовленных детей читает загадки).
1-й ученик.
Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей.
(Царевна - лягушка. Народная сказка.) Слайд 3
2-й ученик.
Появилась девочка, чуть больше ноготка.
И жила та девочка в чашечке цветка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка) Слайд 4
3-й ученик.
Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю.
(Волк и семеро козлят. Народная сказка.) Слайд 5
- А эту сказку сможет отгадать тот, кто был внимательным на уроке.
- Прослушайте музыкальный фрагмент.
(Звучит фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Полет шмеля.) (А.Пушкин. Сказка о царе Салтане... Авторская сказка) Слайд 6
- Напомню вам, ребята, что музыку к этой сказке написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков. Слайд 7
- Молодцы! Я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать.
- Много ли сказок на свете? Попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море. Вот сколько сказок на свете!
- Посмотрите на выставку книг. Прочитайте название сказок, назовите автора.
- Посмотрите на нашу выставку.
- Как она называется? (Поляна сказок.)
(Дети рассматривают выставку поделок и иллюстраций к сказкам).
- Эти иллюстрации выполнили вы.
- А вот посмотрите иллюстрации художников к сказкам.
- Скажите, каких художников-иллюстраторов вы знаете?
(Дети рассматривают иллюстрации И.Билибина, Ю.Васнецова, В.Васнецова.) Слайд 8
3. Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
- А любите вы слушать сказку?
- Послушайте, какое замечательное стихотворение написал Овсей Дриз.
1-й ученик.
Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Теплая,
Только, что из печи..
2-й ученик.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежь ломоть-
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Слайд 9
Учитель.
Добрую сказку
Помню я с детства
Хочу, чтобы сказку
Послушали вы,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
4. Изучение нового материала
-
Подготовка к восприятию.
- И сегодня, ребята, мы познакомимся с интересной сказкой.
- Прочитайте, как, она называется.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА. ХАВРОШЕЧКА.
Слайд 10
-- Есть и такие сказки,ребята,которые обробатываются другими писателями..Вот, например,
в наших учебниках эта сказка в виде пересказа Алексея Николаевича Толстого...
А.Н.Толстой родился 1882 г.,а умер - 1945 г. Русский советский писатель. Алексей
Николаевич Толстой автор многих романов,повестей и рассказов. Именно он автор всеми
известной и любимой сказки " Золотой ключик " или " Приключения Буратино ". Он сделал
большую подборку русских народных сказок для маленьких детей в авторской обработке
( Гуси - лебеди, Репка, Теремок, Колобок и т. д.). А ещё он обработал русскую народную
сказку " Хаврошечка ".
-- А прежде,чем прочитать вам сказку,посмотрите на эту пословицу. Давайте прочитаем её.
-- Как вы понимаете смысл этой пословицы? О чём в ней говорится?
- Начну читать сказку вам я. А вы внимательно слушайте и запоминайте:
- О ком говорится в сказке?
- Кто ее главные герои?
(Чтение 1 части сказки учителем.) (Обратить внимание на начало сказки)
- Вот это начало сказки. Как оно называется? (Зачин.)
-
Восприятие текста, проверка первичного восприятия текста
- Кто же главные герои сказки?
(Крошечка-Хаврошечка, Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.)
- Сейчас прочитаем вторую часть.
- А вы должны мне сказать, какая из сестер узнала тайну Хаврошечки.
(Чтение 2 части подготовленными учениками.)
- Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки? (Триглазка.)
(Инсценирование 3 части сказки.)
- Что же задумала злая мачеха? Вы узнаете, когда посмотрите выступление ребят.
- Как же отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту?
- Хотите узнать?
- Прочитаем окончание сказки по цепочке. Открыли стр.131, нашли 2 абзац.
-Читаем четко,громко,выразительно.
-
Анализ сказки
- Понравилась вам сказка?
- Как жилось Хаврошечке в чужой семье?
- Кто помогал девочке-сироте?
- Какую работу нужно было выполнять?
- Как об этом говорится в сказке? Прочитайте.
- Кто ее обижал?
- Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, сестрам?
Хаврошечка
Сестры
трудолюбивая
ленивые
злые
добрая
- Как различаются эти слова? (Эти слова противоположные по смыслу.)
- Как называются слова противоположные по смыслу? (Слова противоположные по смыслу называются антонимы.)
- Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните их значение.
Слайд 11
- Прочитаем последнее предложение. (В добре поживать, лиха не знать.)
Слайд 12
- Это концовка сказки.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
-- А какие ещё пословицы вы знаете?
( Разбор ответов детей.)
- Давайте и мы с вами научимся жить в мире и согласии. Совершать только добрые поступки.
5. Итоги урока
Выставление оценок.
6. Домашнее задание.
-
А чему онвыразительное чтение сказки и пересказ сказки;
-
иллюстрация к сказке