ПРОГРАММА КУРСА «Оживим истории страницы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА КУРСА


«Оживим истории страницы»



Авторы - составители:

Калмыкова Н. В., учитель начальных классов МОУ «Ялгинская СОШ» г.о. Саранск,

Овчинникова Л.В., учитель начальных классов МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск





Саранск 2011 год

Пояснительная записка Актуальность программы заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях, создания предпосылок исследовательской деятельности младших школьников. Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей. В рамках стратегии, обозначенной в президентской программе «Наша новая школа», определены личностные характеристики выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Основной задачей для каждой школы и родителей остаётся - вырастить здоровых и нравственных детей. В программе «Оживим истории страницы» отражены все эти направления развития личности ребёнка. Содержание программы рассчитано на учащихся 3-4 классов. Программа реализуется на основе использования местных ресурсов (краеведческий музей, культурные учреждения города, памятные места), характеризуется практической направленностью, что обеспечивает учащимся возможность усваивать материал в деятельности. Цель курса: воспитание патриотизма, качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории Родины. Реализация данной программы предполагает решение следующих задач:
  1. Расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине.
  2. Воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру.
  3. Укрепление и развитие общечеловеческих ценностей в сознании учащихся.
  4. Формирование у подрастающего поколения гражданско-патриотического сознания, чувства сопричастности к судьбе Отечества и ответственности за будущее России.
  5. Развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях.
  6. Подготовка учащихся к достойному служению обществу и государству.

Планируемые результаты программы Учащиеся должны знать: Историко - культурное, духовное наследие своей семьи, своего посёлка, города, страны, имена героев - земляков, символику РФ, Мордовии; памятные места своего посёлка (деревни). Учащиеся должны иметь представление: о военных памятниках г. Саранска и других городов РФ. Учащиеся должны уметь: Находить исторические материалы и умело применять их на практике, работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями; проявлять инициативу и коммуникабельность, организовать небольшое поисковое дело, отстаивать собственную позицию. Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся: -приобретение школьниками социальных знаний, -получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, культура, мир, знания, труд), получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Программа включает: - содержательный компонент - овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны; - эмоционально-побудительный компонент - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, гордости за трудовые и боевые успехи народа; уважение к историческому прошлому родной страны, к героям военных лет, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно - полезном труде; - деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о старшем поколении, желание отразить полученные знания в творческой, поисковой деятельности). В процессе реализации программы курса формируются компетенции:

  1. Ценностно-смысловая (формирование мировоззрения, определение смысла жизни, ценностей, осознание своей миссии).
  2. Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, воспитание толерантности).
  3. Учебно-познавательная (способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).
  4. Коммуникативная (умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение себя представить).
  5. Социально-трудовая (знание роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя)
Основные принципы построения программы: Принцип вариативности. Принцип сотворчества. Принцип динамики. Принцип самоопределения. Принцип созидательной творческой деятельности. Принцип гуманизма. Реализация программы возможна в рамках факультативного курса, кружка, внеклассной работы, внеурочной деятельности. Формы работы с учащимися в процессе реализации программы:
  • Классные часы, беседы, деловые и ролевые игры патриотического направления (с привлечением родителей, бабушек, дедушек, библиотекарей, работников музеев).
  • Разнообразные виды творческой деятельности детей, беседы, диспуты, викторины. Исследовательская и проектная деятельность.
  • Проведение совместных общешкольных праздников, соревнований, конкурсов.
  • Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедиа.
  • Экскурсии по местам боевой славы, поездки, походы.
  • Детская благотворительность.
  • Тематические и творческие вечера, концертные программы гражданско-патриотического направления. Организация выставок, ярмарок, распродаж творческих работ, художественных изделий, произведённых учащимися.

Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы: Родительские собрания. Семейный клуб. Лектории. Тематические вечера. Дни открытых дверей. Часы общения. Анкетирование и тестирование. Устные журналы. «Круглые» столы. Диспуты. Основной формой подведения итогов является: результат проектно- исследовательской деятельности, фотовыставка, презентация.
Реализация данной программы предполагает:
  • сформированность у учащихся устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой Родины и России; уважительного и бережного отношения к героям - землякам, к памятникам архитектуры и культуры;
  • проявление стремления к служению Отечеству, активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;
  • соблюдение норм культуры поведения, общения.
По окончанию изучения данного курса дети могут продолжить начатую работу и в старших классах.







Тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Всего

Теорети-ческие

Практи-

ческие

1. С чего начинается Родина?

1

1


2. Большая и малая Родина

1

1


3. Государственная символика Российской Федерации

1

1


4. Государственная символика Мордовии

1

1


5. О самых близких и родных с любовью

1


1

6. Их моя семья проводила на фронт

1


1

7. История одной фотографии

1


1

8. Улицы героев

1


1

9. По дорогам военных лет

3


3

10. Мы помним ваши имена

20


20

11. Школа - дом, в котором я живу

3

3



Итого:

34

7

27












Содержание программы
1 раздел. (1час) Вводное занятие. С чего начинается Родина? Беседа о малой родине. Значение её в жизни человека. Показ презентации, видеофильма о посёлке, городе Саранске. Обсуждение тематики и выбор проекта для индивидуального или группового исполнения. 2 раздел (1час) Большая и малая Родина Заочное путешествие по Москве, по городам Мордовии, просмотр фильма о городах - героях, беседа о достопримечательностях г. Саранска. 3 раздел (1час) Государственная символика Российской Федерации. Прослушивание, исполнение гимна РФ, беседа о гербе, о значении, расположении «триколора» на флаге, просмотр презентации о символике РФ. 4 раздел (1час) Государственная символика Мордовии. Прослушивание гимна Мордовии, беседа, викторина, конкурс знатоков по теме « Что я знаю о флаге, гербе Мордовии». 5 раздел (1час) О самых близких и родных с любовью. Конкурс проектов о семье по темам: «Наша дружная семья», «Семья - это 7-я!», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Мы любим читать в кругу семьи», «Кто в семье главный?» 6 раздел (1час) Их моя семья проводила на фронт. Час общения (Темы: «Из семейных архивов», «Дорогие нашему сердцу реликвии» Организация в классе выставки военной одежды, орденов и медалей, документов: биографических сведений, воспоминаний, фотографий с мест боевых действий. 7 раздел (1час) История одной фотографии. Презентация проектов «Запомните эти лица ». Оформление стенда по теме. 8 раздел (1час) Улицы героев. Конкурсы сочинений, рисунков, проектов на основе материалам экскурсий по городу, посещения библиотек. 9 раздел (3часа) По дорогам военных лет. Проведение акции «По местам боевой славы». Знакомство с литературой о войне на материалах школьной библиотеки, библиотеки им. А.С.Пушкина. 10 раздел ( 20 часов) Мы помним Ваши имена. Подготовка и проведение проектов встреч, акций с героями Великой Отечественной войны, с участниками Афганской, Чеченской войн, с членами их семей; создание фильма; оформление альбомов по теме. 11 раздел (3 часа) Школа - дом, в котором я живу. Знакомство с историей создания школы, с её традициями, просмотр видеофильма, размещение на школьном сайте результатов своей работы (альбомы, презентации).
Материально - техническая база:

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы.


Технические средства обучения

  1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

  2. Экспозиционный экран.

  3. Персональный ноутбук или компьютер.

  4. Образовательные ресурсы (диски).

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)












Литература

  1. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни./ Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд. Дом, 1998.
  2. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе. /Н.И. Болдырев. - 2-е изд.- М.,- 2003.
  3. Виноградова, Н.Д. Привычка - основа нравственного воспитания /Н.Д. Виноградова.// Педагогика. - 2002. - N 5.
  4. Гафаров, И. Наследие - это общее богатство. / И. Гафаров. - Казань: Издательство Магариф, 2002.
  5. Каирова, И. А. Азбука нравственного воспитания / И. А. Каирова. - М.: Просвещение, 2000.
  6. Парамонова, Л.Е. Материалы о героях - земляках. / Л.Е. Парамонова. - Авторский материал.
  7. Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской любви. / В.А.Сухомлинский. - М.: 1985.


© 2010-2022