- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого эколого-биологического эрудициона с элементами практики и эксперимента по окружающему миру во 2 классе
Конспект открытого эколого-биологического эрудициона с элементами практики и эксперимента по окружающему миру во 2 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова Н.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект открытого
эколого-биологического эрудициона с элементами практики и эксперимента по окружающему миру
во 2 «Б» классе.
Учитель: Макарова Наталья Вадимовна.
Тема: Комнатные растения в зимнем саду.
Цель:
- расширить информационное пространство учащихся о частях растений;
- формирование компетентности в решении экологических проблем через вовлечение их в практико-экспериментальную деятельность;
-сформировать чувство ответственности за собственное поведение, образ собственных мыслей и поступков.
Оборудование: карточки и схемы с заданиями для работ в группах, наглядный материал о комнатных цветах, таблички с целями урока, таблички со словами, бумажные вазы для цветов сделанные руками учащихся, книги о цветах, горшки с цветами, земля, горшки для посадки цветов, семена, инвентарь для практической работы, тетрадь для экспериментов.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Учитель. Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг?
Дети. Цветы.
У. А какие это цветы?
Д. Комнатные.
У. Комнатные цветы - это тема нашего урока. (На доске появляется табличка с темой урока)
У. Ребята, а если разделить наше тело на отдельные элементы, как они будут называться?
Д. Части.
У. Молодцы. Теперь вы знаете первую цель нашего урока - узнать части растения. (На доске появляется табличка с целью урока)
У. Ребята, что мы решаем на уроках математики?
Д. Задачи
У. Верно. Это вторая цель урока - научиться коллективно решать экологические задачи.
(На доске появляется табличка с целью урока)
Далее выбирается жюри, вспоминают правила эрудициона, разбиваются на команды. На доске две вазы для цветов - это баллы за правильные ответы на задания.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде умозаключений.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
1 4 3 3 4 3 Ι. Практическая работа. - У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете? - Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.) - Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете? - Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему?
Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.
1
2
3
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Командная игра.
Первый тур «Части растений».
У. Рассмотрите рисунок и попробуйте назвать части растения? (Это новый материал, он вызывает затруднения)
У. Выполнение этого задания зависит от вашего внимания. У каждого растения имеются три основные части: корень, стебли, листья. (Учитель показывает части растений на демонстрационном материале).
У. Для чего нужны части растений? (Учащиеся сами делают вывод)
Корни служат для поглощения воды и питательных веществ из почвы. К стеблю прикрепляются листья. Он может быть длинным или укороченным. Листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
У. Внимание! Напишите названия основных частей растения. (Самостоятельная работа в группах 3 минуты, затем коллективная проверка на доске с проговариванием)
Второй тур «Разгадывание ребусов».
У каждой команды по два ребуса. В течение трех минут команда должна разгадать зашифрованные растения. Ребусы составлены детьми, как домашнее задание для соперников.
Пока жюри подводит итоги, дети выступают с докладами о цветах.
«Разминка». (Имитация движения цветов, в конце дети тихо садятся на свои места).
Раз - два - спят цветы.
Вот раскрыли лепестки
Раз - сомкнулись, два - проснулись.
Дружно к солнцу потянулись.
А от ветра закачались,
Раз - два, три - четыре.
До земли они достали,
Раз - два - три - четыре
Засыпает пусть цветок.
А мы продолжаем наш урок.
Третий тур «Ботанический».
У. Перед вами два цветка и две таблички. Вспомните название и запишите в табличку, прикрепите табличку к нужному цветку.(3 минуты).
У. Расскажите, по каким признакам определили название цветка?
Слово жюри.
Четвертый тур «Экологическая ситуация».
У. Самая заветная современная мечта - это чистый воздух, голубые прозрачные реки, полные рыбы, тенистые леса и птичьи голоса. Человеку много надо сделать, чтобы эта мечта стала реальностью. А вы можете уже сейчас помочь воплотить эту мечту.
Перед вами экологические задачи, вы должны коллективно их обдумать и дать свое решение.
Задачи эрудициона:
1 команде: Возле школы мусорная свалка. Посоветуй, как справиться с бедой?
2 команде: Ураган сломал все зеленые насаждения вокруг школы, подумай, как изменить эту ситуацию в лучшую сторону?
Слово жюри.
Пятый тур «Посади цветок».
Чтение учеником стихотворения Е. Карасева
На земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли
Беззаботно топтали мы их
И безумно безжалостно рвали
В нас молчало безумное «стой!»
Нам казалось все мало, все мало
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
У. Справедливые слова. Отбирая у природы самое красивое, крупное, яркое, мы в результате себя же грабим! Давайте, исправим эту ошибку. Посадим комнатные цветы, обогатим нашу природу. Перед вами принадлежности для посадки цветка, попробуйте сами его посадить. (Самостоятельная работа 5 минут).
Слово жюри.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение и выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Итог урока.
Слово жюри, награждение. Беседа по вопросам эрудициона с детьми:
У. Что понравилось больше всего в эрудиционе?
- что узнали нового?
- что вызвало затруднение?
- какие цели были поставлены на эрудиционе?
- как вы думаете, решили ли мы поставленные перед нами задачи? - где пригодятся знания? - Как работал ты? - Кто доволен сегодня своей работой?
У. Наш урок закончен. Попрощаться я хотела бы словами Б.Заходера:
Все - все - все на свете нужны!
И это все дети запомнить должны!
IV. Домашнее задание.
Шестой тур «Эксперимент».
У. Это задание на дом. Поставить в широкую банку цветок и закрыть ее. Провести наблюдение в течение месяца. Цель: узнать, где берет питание цветок?
Список используемой литературы:
-
Научно-методический журнал «Биология в школе».
-
Научно-методический журнал «Начальная школа».
-
Занимательный этимологический словарь «Откуда пришли слова».
-
М.Д.Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста».
-
В.А.Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии».
-
С.А.Кочнев «300 вопросов и ответов о Земле и Вселенной».
-
М.Х.Левиман «Экология - предмет: интересно или нет».
-
Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми».
-
И.В.Цветков. Экология для начальной школы.
-
А.И.Савенков. Я - исследователь.
11. Хессайон. Все о комнатных цветах.