- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок с презентацией по русскому языку Основа слова. Разбор слова по составу
Урок с презентацией по русскому языку Основа слова. Разбор слова по составу
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Савчук Н.Н. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Тема:
«Основа слова. Разбор слова по составу»
Учитель начальных классов
Савчук Наталья Николаевна
Тема урока: «Основа слова. Разбор слова по составу»
Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу
Задачи урока:
-
развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс;
-
развивать умения подбирать слова с заданной морфемой;
-
развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащих-
ся
УУД
1.Органи-
зационный
момент
Учитель приветствует детей, мотивирует на учебную деятельность.
Учащиеся настраиваются на урок.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат
2. Актуали-
зация зна-
ний и фик-
сация за-
труднений в
деятельно-
сти.
-Прочитайте, пожалуйста, слова и озаглавьте, объединив данные слова одной темой.
Слайд 1
-Что можно сказать о словах первого столбика?
-Докажите
-Как озаглавим слова второго столбика?
-Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради.
-Снег снежный
снега снежинка
снегу подснежник
о снеге снежки
-Это однокоренные слова.
-Это разная форма одного и того же слова «снег».
-Здесь изменяется только окончание
(дети выделяют окончание и корень данных слов)
-Однокоренные или родственные слова.
Коллективный разбор слов, фронтальная работа.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные: контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;
личностные: развитие самостоятельности
3.Самооп-
ределение к
деятельно-
сти.
- Откройте, пожалуйста, учебник на станице 73, рассмотрим схему. Со всеми ли частями слова мы познакомились?
-Назовите часть слова, с которой мы еще не знакомы.
-Сформулируйте тему урока
(Ответы детей)
-Основа
-Тема нашего урока «Основа слова»
Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные: развитие самостоятельности
4.Постановка
учебной за-
дачи.
-Сейчас, ребята я выделю в данных словах основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой
-Какую задачу мы ставим себе на данный урок?
- Мы видим надстрочный знак над словом, что он может обозначать?
Слайд 2
- В конце урока мы разберем по составу данные слова, выделив все его составные части, в том числе и основу, таким образом, проверив себя.
Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:
-Основа - это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой.
-Научится выделять основу слова.
(Дети находят в условных обозначениях этот знак)
- Этот знак обозначает, что данное слово мы должны разобрать по составу. Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи
5.Построение
проекта вы-
хода из за-
труднения.
Первичное
закрепление
каждого по-
няти
Откройте учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки Совы. Всё ли мы правильно сказали про основу слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова?
-Найдите упражнение 181 на странице 96.
Мы работаем парами.
- А сейчас немного отдохнем вместе с Машей из мультфильма «Маша и медведь».
-Мы сделали правильные выводы. Но тётушка Сова нас дополнила, что в основе слова заключено его лексическое значение.
Работа детей. Взаимопроверка.
Физкультминутка Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности
6.Самостояте
льная работа
с самопроверкой
по эталону
-Работаем на нэтбуках.
К нам в гости пришла Маша из мультфильма «Маша и медведь». Она решила поиграть в «Поле чудес». Слайд 4
Ваша задача - помочь Маше отгадать слово, а также составить свои слова, состоящие из таких же частей, как у Маши. Все свои слова пишете у себя на открытой странице, определенным цветом выделяя все составные части слова. Основу мы выделяем подчеркиванием.
В процессе отгадывания я могу открыть одну или две значимые части слова. Вы можете найти подсказку в упр. 183 на стр.97.
Затем мы сверяемся с доской и смотрим, угадали ли вы заданные слова и сумели оказать помощь Маше. Так же мы проверяем, какие слова, состоящие из таких же частей, вы написали. Слайды 5-10
Самостоятельная работа
с самопроверкой
по эталону.
Приложение 1
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности;
7.Рефлексия
деятельности
(итог урока)
-Ребята, что нового мы сегодня узнали? Чему мы учились на уроке?
- Ребята, а сейчас мы возвращаемся к тем словам, при помощи которых мы должны себя проверить, как мы научились выделять основу и другие составные части слова и оценить свои успехи цветом. Слайд 12
-Кто хочет выставить свою оценку в классный журнал, может со своей тетрадью подойти к учителю для анализа оценки и своей классной работы.
- Домашнее задание: прочитать памятку № 5 на стр.146, упр. 185.
-Мы узнали, что называется основой слова, и научились ее выделять в словах.
Разбор слов по составу. Слайд 11
Взаимопроверка.
Самооценка на полях тетради при помощи цвета.
Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности; делать самостоятельно выводы; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности.
Приложение 1
Говорливый
коробочка
звездочка
настенный
бабушка
тётушка
повязка
заморозки
желтоватый