- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья: «Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе как один из методов системно-деятельностного подхода»
Статья: «Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе как один из методов системно-деятельностного подхода»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Адонина Е.В. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе
как один из методов системно-деятельностного подхода
Адонина Е. В. Системно-деятельностный подход является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии со стандартами второго поколения. В обучении его реализация позволяет учителю использовать в своей практике различные методы организации учебного процесса. Эффективным является использование исследовательского метода. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь». Особенность исследовательского метода - это самостоятельное «открытие» детьми нового знания. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для учеников личную значимость. Исследование как метод обучения может и должен быть использован практически на каждом уроке. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Кроме того, на уроке бывают темы, по которым учитель предлагает проводить исследование, часто неинтересны обучающим. Для этого вначале урока необходимо создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос. Сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит, и исследование с разных сторон. В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие приемы работы: - изучение теоретических источников; - наблюдение; - поисковый эксперимент; - описательный; - анкетирование; - интервьюирование (встреча со специалистами); - подумать самостоятельно; - поиск информации; Наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, существует три уровня исследовательского обучения.
- Учитель ставит проблему и намечает метод ее решения, ученики
- Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Здесь
- Ученик ставит и решает проблему самостоятельно. Это формирует у
Памятка начинающему исследователю.
1. Выбери тему исследования.
2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
6. Сделай выводы.
7. Оформи результаты своей работы. При подготовке к проекту «Живая азбука» каждый ученик выбрал понравившуюся ему букву и попытался о ней рассказать всё, что узнал. Были созданы рисунки, подобраны, выучены и рассказаны стихи о буквах. Участники проекта очень активные, любопытные и эмоциональные ребята. Они с удовольствием берутся за любое дело, особенно, если это дело требует фантазии и творчества. Ребята учились находить в окружающем мире предметы, похожие на буквы (животные, птицы, насекомые, предметы быта). Свои наблюдения воплотили в творческих работах. Со второго класса учитель знакомит с такими понятиями, как «исследование», «информация», «знание». Учитель формирует умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты. Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок. В третьем классе на уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал. Учащихся знакомят с методами исследования, структурой, место в жизни человека, требованиями к выбору темы, планированием исследования и задачами. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных предложений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. В четвертом классе на уроке необходимо уделять внимание работе с источниками информации, с самой информацией, обрабатывают тексты, представляют результаты своей работы. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществить исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований. Например, на уроке русского языка, после этапа актуализации знаний, когда дети воспроизвели свои знания о глаголе, учитель сообщает тему: «Неопределённая форма глагола», записывает её на доске и задает вопрос: - Что вы уже знаете о глаголах неопределённой формы? Как вы узнаёте такие глаголы? О чём бы вы хотели ещё узнать по этой теме? Дети высказывали свои мысли, среди которых прозвучал вопрос «Почему эти глаголы так называют?». Учитель предлагает провести исследование, чтобы найти ответ на этот вопрос и сообщает, что главной целью нашего исследования будет поиск ответа на вопрос: «Почему неопределённую форму глагола называют неопределённой?» Далее педагог поинтересовалась: - Какие у вас есть предположения по этому вопросу? Дети высказывали свои идеи. Возможно, эту форму глагола так назвали потому что:
- У этих глаголов неизвестное время.
- У них неизвестное время и лицо.
- У них нельзя найти окончания.
- У них нельзя найти род.
- Вспомнить, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы,
- Определить время, лицо (род), число, окончания у глаголов, результаты
- Вывести определение неопределённой формы глагола.
- Сравнить свои выводы с учебником.
- загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий, направленных
- игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев
- связи материала с наглядно - образным игровым материалом;
- связи с литературным сказочным материалом; игр-путешествий;
- игр-исследований, фантастических исследований; ролевых игр;
4