Урок русского языка по теме Имя прилагательное

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Имя прилагательное. Цели: создать условия для знакомства с именем прилагательным как частью речи.

Задачи (предметные): - содействовать развитию умений учащихся правильно использовать имена прилагательные в речи; - формировать графический навык письма и каллиграфический почерк; - способствовать обогащению словаря учащихся; - упражнять в применении изученных орфографических правил. Метапредметные: регулятивные - формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; познавательные - учить строить сообщение в устной форме, воспринимать смысл предъявляемых текстов, проводить сравнение и обобщать; коммуникативные - формировать умение принимать участие в работе парами и группами, договариваться и приходить к общему решению. Личностные - продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем. Оборудование: компьютер, печатные листы для групповой работы, индивидуальные печатные листы для индивидуальной работы

Ход урока. I. Организационный момент. Психологический настрой. - В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. Теперь откроем тетради, запишем число и классная работа - Я заметила, что не все ребята красиво написали… - Как вы думаете, почему так получилось? (посадка неправильная, тетрадь лежит без наклона, ручку держат неправильно, неаккуратно пишут буквы) - Как это исправить? (потренироваться, минутка чистописания) Что мы для этого делаем на уроке русского языка? (проводим минутку чистописания) - Какие вы у меня молодцы! IІ. Чистописание (выполняется в рабочей тетради) - Внимательно посмотрите на буквенное поле. (на доске) Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. к н о р ы ч м и ю й ц в н а п р д б г щ у ы ч т н э я з х ф ъ о д ж н е - Верно, сегодня будем писать строчную букву Н. - Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки? - Назовите, из каких элементов состоит буква.(анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).

ННПока дети пишут, появляется карточка.


- А какое правило напоминает вам это соединение? (Написание слов с удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание букв НН. На доске учитель открывает слова: длина, осень, лимон, луна. - Измените каждое слово так, чтобы буква Н в словах стала удвоенной. (Длинный, осенний, лимонный, лунный) - Полученные слова запишите на второй строке, диктуя себе. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву. III. Актуализация опорных знаний. - А сейчас мы станем исследователями. Кто знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: «Исследователь - тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать - подвергать научному изучению». - А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь. - На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования? (имя прилагательное) Групповая работа. Прием «Таблица ЗХУ». - Заполните таблицу (каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы) Работа в группах. З - что мы знаем об имени прилагательном? Х - что хотим узнать? Часть речи. Связана с именем существительным. Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Зачем используется в речи?
IV. Работа по теме урока. На доске появляется тема урока: Роль имени прилагательного в русском языке Задание 1. - Возьмите листы желтого цвета. Ваша задача записать слова по группам: 1-цвет, 2- размер, 3- материал (из чего сделан), 4- время, 5- принадлежность кому-либо Хрустальный, большой, белый, бабушкин, мамин, каменный, осенний, длинный, майский, заячий, узкий, жёлтый, утренний, кожаный. Проверим ваши работы. - С какой целью используются в речи имена прилагательные? Задание 2. (на доске) - Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков. Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные. Образец: голодный как волк. г...лодный лиса неуклюж...й волк трусливый м...две... к...лючий за...ц хитрый ё... Проверка выполнения. Орфографическая работа. - Какую роль выполняют прилагательные? (описывают, характеризуют предмет) - Выполнение этого упражнения, помогло ответить нам на какой из предложенных вами вопросов? V. Физкультминутка. - Я называю имена прилагательные. Если имя прилагательное указывает на положительные качества человека, то руки вперёд, если на отрицательные, то приседаем. Веселый, аккуратный, недобросовестный, ленивый, активный, доброжелательный, волевой, честный, лживый, болтливый. Задание 3. Работа в группах. - Прочитайте 2 текста на голубых листах. Сравните их. 1. Зима для птиц - время года, и подкормить их в этот период - значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны. 2.Зима для птиц - самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный период - значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться тёплой весны. - Какой из текстов вам понравился больше? Почему? - Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.) На доску помещается карточка:

красота описания


VI. Итог урока. - Может ли человек обойтись в своей речи без имен прилагательных? - Какую роль они выполняют в речи? - Давайте вернёмся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку. - А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. А теперь все составим синквейн со словами

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Яркие разнообразные

Украшают описывают уточняют

Без них речь наша пуста!

Богатство VI. Домашнее задание. Дома вы выполните задание по группам. Задание для 1 группы. Дома детям предлагается закончить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных.

На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши. Зато очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.











-Прочитайте текст. Какую картинку можно к нему нарисовать. Какой получается картинка? Почему? - Чего в ней не хватает? Что поможет украсить картинку? - Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?

( Прилагательные для сказки: голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый, ушастый, звонкий и др).








Задание для 2группы. Тест по теме: «Имя прилагательное». 1. Имя прилагательное обозначает: а) предмет; б) признак предмета; в) действие предмета; 2. Имя прилагательное связано по смыслу: а) с прилагательным; б) с глаголом; в)с существительным; 3. Имя прилагательное отвечает на вопросы: а) что делает? что сделает?; б) какой?, какая?, какое?, какие? в) кто? что? 4. Имена прилагательные подчёркиваем: а) волнистой линией; б) одной чертой; в) двумя чертами. Рефлексия. - Как оцениваете свою работу? Я рада, что наши настроения совпадают.

© 2010-2022