• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Из опыта работы Статья Внедрение системы интерактивного общения школьников посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками в рамках работы научных клубов. УМК Перспективная начальная школа

Из опыта работы Статья Внедрение системы интерактивного общения школьников посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками в рамках работы научных клубов. УМК Перспективная начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

надо любить то, что преподаёшь,

и тех, кому преподаёшь»

(Василий Ключевский) В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что ключевой особенностью современной школы должны стать учителя чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Такие профессионалы открыты ко всему новому, глубоко владеют психолого-педагогическими знаниями, являются мастерами в других областях деятельности. Выделяя условия, необходимые для успешного развития учительского потенциала: • - сопровождение развития учительского потенциала должно осуществляться на основе компетентностного подхода; • - процесс развития учительского потенциала должен быть непрерывен, т.к. становление практики образования - это постоянно изменяющийся процесс. • - процесс развития учительского потенциала происходит за счет его участия в инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных мероприятиях определились основные эффективные формы работы: 1. Исследовательская деятельность; 2. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; 3. Различные формы педагогической поддержки; 4. Активное участие в педагогических конкурсах, фестивалях, проектах 5. Трансляция собственного педагогического опыта; 6. Повышение квалификации 7. Использование ИКТ 8. Работа в школьных методических объединениях, творческих группах. С 2008 года работаю по программе Учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа». Хочу поделиться опытом работы по внедрению системы интерактивного общения школьников посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками в рамках работы научных клубов. Типическим свойством УМК, является интерактивность. Основное содержание этого требования сводится к тому, что в современных условиях учебно-воспитательный процесс школьников не может быть реализован только в рамках учебного заведения. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и Учебника за рамками урока, либо посредством переписки с учёными АН, либо посредством обращения к компьютеру (Интернету). Реализация интерактивности в рамках УМК предполагает организацию работы в том и другом направлении. В первом своём значении интерактивность является непосредственным требованием инструментальности учебников. Все учебники УМК сначала учат работать с информацией внутри себя, затем - выходить за собственные рамки в предметные области других учебников, и, наконец, - выходить в бесконечную зону информации, то есть любого материала, который может пригодиться для решения предметной задачи, - от книг и справочников, до писем, телепередач и Интернета. В другом своём значении интерактивность предполагает организацию филологической работы по возрождению культуры переписки (освоение этикетных формул вежливого общения; формирование навыков правильного заполнения конверта и грамотного ведения переписки). В практике обучения это реализуется на основании включения школьников в клубную деятельность через предметы окружающего мира и литературного чтения. Интерактивность обеспечивается тем, что ученики завязывают переписку с учеными(в 1-ом классе - 1 раз, по 4 раза - в каникулы, начиная со 2-го класса.) Интернет - адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. .Психологические характеристики, которыми отличаются герои учебников, настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться(переписываться) с ними. развитие и саморазвитие каждого ребенка.. Так в нашем классе работают 2 клуба по интересам: «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир». Разнообразна тематика проводимых заседаний, интересные темы раскрывают приглашенные гости, учащиеся проявляют инициативу при подготовке выступлений перед младшими классами Председатель клуба следит за подготовкой сообщений по определенным темам. Для любителей естественных дисциплин это клуб «Мы и окружающий мир». Клубная деятельность детей строится через систему заданий, заложенных в учебниках и дополнительных заданий, формулируемых организаторами клубной деятельности в условиях индивидуальной переписки, учитывающей разный возраст, уровень интеллектуального развития детей, социальное положение ребенка, топографической принадлежности школьника и др. В первом классе, в конце года, учащиеся выполняют первое задание, предложенное учебником, и отправляют письма с просьбой принять их в клуб «Мы и окружающий мир». Письма детей обрабатывает группа психологов и по результатам ответов принимает детей в клуб, высылая членский билет. Если ребёнок не справился с заданием, то его просят выполнить это задание еще раз, предлагая соответствующую письменную консультацию. В моем классе из 23 человек с первого раза вступили в клуб 15 человек. Для любителей гуманитарных дисциплин - клуб «Ключ и заря». На заседаниях клуба «Ключ и заря» дети занимаются сочинительством сначала устным, а потом письменным. Какие невероятные сочинения у них получаются, например «История одной пуговицы», «О чём рассказали мои старые тапочки», «Как ко мне относятся мои игрушки» и другие. На одном из заседаний обсуждали тему «Детские журналы», ребята потом создали свои журналы, где вместе с родителями были и редакторами, и художниками, и корреспондентами. На заседаниях клуба ребята очень часто используют информацию из Интернета, а затем предоставляют её в виде доклада. Доклад оформляется в виде компьютерной презентации, что способствует формированию у учащихся умения отбирать нужную информацию, грамотно и эстетично оформлять свое выступление, т.е. способствует развитию эстетического вкуса ребенка. В классе возникла необходимость использования Интернета. И как только установили компьютер, и мультимедийную установку, мы сразу приобрели флешку - модем для выхода в сеть Интернет. Работа клубов предусматривает также общение ребенка с авторами учебников через электронную почту. Составление писем помогает формировать умение грамотно строить свои высказывания, учит культуре общения, раскрепощает ребенка в общении со взрослыми. Эта деятельность способствует развитию кругозора, умения выбирать нужную информацию и использовать ее по назначению, делиться информацией с окружающими. Применение ИКТ на заседаниях клуба позволяет учитывать менталитет современного школьника, его интересы, заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, формировать эстетический вкус, умение оптимально использовать время, планировать свою деятельность, предоставлять результат, самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. В этом учебном году я вместе с учениками обновила свой веб-сайт, на страницах которого регулярно появляется информация о заседаниях клуба, темы докладов и фотоотчёты. Это дело новое для меня и детей, и поэтому не так много информации на страницах. Также каждый ученик и родитель может воспользоваться полезными ссылками для подготовки к заседанию клубов. Стоит отметить повышение интереса учащихся и их родителей к использованию Интернет - ресурсов. Число пользователей Интернет-ресурсами увеличилось в 2 раза. В этом учебном году учащиеся моего класса - члены клуба «Мы и окружающий мир» объединились в лекторские группы и в планах выступить перед младшими школьниками. Председатели выступили с предложением оформить папку-альбом о работе клубов, разместить все накопленные материалы по разделам. Все ребята охотно взялись за это дело, и у нас есть своя творческая копилка! Ребята с удовольствием выполняют задания клубов «Ключ и Заря», «Мы и окружающий мир». Все учащиеся класса записаны в библиотеку, хорошо читают и уже могут пользоваться необходимой литературой самостоятельно. Частым гостем на заседаниях клуба «Ключ и заря» бывает школьный библиотекарь. В последующих 2 - 4 классах в конце каждой четверти есть задания, отличающиеся от пройденного в течение четверти. Ученику предлагаются задания разного уровня сложности, но выбор этих заданий остается за учеником. На них нужно дать ответы в письмах. Они нацелены на проверку общеучебных умений и навыков. На поставленные вопросы учебника надо найти ответы в разных источниках (в словарях, энциклопедиях, книгах и т.д.) Вопросы организуют поисковую деятельность детей. Механизм возвращения к информации даёт возможность проверить, умеют ли это дети делать. Для всех ребят важен источник общения, снимается страх, барьер между письменной и устной речью. Ученикам нравится вести переписку. Дети пишут, высказывают своё мнение, пишут о себе, об успехах, неудачах.
Например, в этом полугодии надо будет ответить на вопросы: «Сообщение кого из членов клуба тебе понравилось больше?». «На какую тему ты сама подготовил (а) доклад?» и отправить лучшие доклады в научный клуб «Мы и окружающий мир». По окончанию начальной школы участники клуба должны получить сертификат советника клуба. Но для этого необходимо организовать их участие в олимпиадах, творческих конкурсах, опубликовать работы детей в газете. Смысл предметной интерактивной переписки не только в провокации устойчивого интереса к предмету, но и в реализации механизма компенсации для детей, нуждающихся в дополнительном общении с умным взрослым. Из игрового желания получить ответ на каждое своё письмо, советы и новые вопросы, членские билеты, поощрительные закладки и открытки и так далее - постепенно рождается потребность в долговременном предметном общении. Именно оно обеспечивает организацию учебно-воспитательной деятельности ребёнка и взрослого за рамками урока, используя метод дистанционного (опосредованного) педагогического сопровождения посредством переписки или обращения к компьютеру (Интернет). Совместно с взрослыми у нас в классе оформляются портфолио детей, где важным разделом является «Работы которыми я горжусь». Там хранятся ответы на письма детей, членские билеты, творческие работы детей. Научный клуб младшего школьника (в рамках сопровождения) позволяет:

  • Учитывать индивидуальные особенности, интересы и склонности ребёнка;
  • Развивать коммуникативные навыки личности;
  • Формировать мировоззрение детей и родителей;
  • Минимизировать дефицит общения, информационный «голод»;
  • Помогает школьникам самостоятельно делать выбор, принимать решение, объяснять и доказывать собственное мнение; излагать свои мысли не только устно, но и на бумаге;
  • Воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающему миру.
Работа научных клубов вовлекает родителей учащихся в учебный процесс и во внеклассную работу. Например, уже третий год работает проект «Столовая» для птиц при активном участие родителей. В этом учебном году проведено родительское собрание на тему «Исследовательские проекты». Затем был проведён конкурс проектов в классе и определены проекты для участия в школьном этапе конкурса. Также в результате работы клубов ,ребята активнее стали принимать участие в различных конкурсах и олимпиадах. Команда мальчиков «Дружные ребята» в прошлом учебном году приняли в Международной игре «Эрудиты». В городских интеллектуальных играх по всем предметам участвовали ученики нашего класса. Организация в начальной школе научного клуба младшего школьника позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи:
  • признание самобытности и своеобразия психики ребёнка, его стремления к самораскрытию и творческой самореализации;
  • воспитание активной, самостоятельной личности с развитым чувством собственного достоинства.
Когда начинала работать по новой программе, возникало стойкое «неприятие». Дети за урок делали очень мало, много говорили (я бы за это время на уроке математики и устный счет провела и несколько задач решила, и кучу примеров). Но потом поняла, что все мои методы и приемы - «натаскивание», а не глубокая работа мысли, ее развитие. За всем этим не было видно личности ученика, его души. Теперь же, как многосторонне раскрывается ученик передо мной! Как огорчается и смущается при ошибках и какое удовольствие, радость испытывает от своих маленьких открытий! Я заметила, что мои дети стали более внимательны на уроках, умеют слушать своего товарища, чтобы согласиться или не согласиться с ним. На уроках особая доверительная атмосфера, деловые доброжелательные отношения. Часто на наших уроках звучат ссылки на дополнительные источники знаний. Почти у всех - детские энциклопедии. Родители вместе с детьми готовятся к урокам нашего мира, помогают найти материал. И если раньше выделялись особо развитые дети, то теперь большинство учащихся, и даже «тихони», стараются говорить. Теперь главная задача для меня, как для учителя - не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от меня умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Убеждена, что только тогда у детей развивается пытливость, логическое мышление и культура умственного труда, когда они умеют самостоятельно выполнять различные задания. Главный принцип: «В душе каждого есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

© 2010-2022