Тема: Формирование УУД на коррекционных занятиях

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование УУД на коррекционных занятиях С введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования меняются и задачи, встающие перед школой: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Это становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие (УУД), каждый ученик должен пройти путь, состоящий из четырех этапов: 1) вначале учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; 2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД; 3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения. 4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике. Практика показывает, что формирование УУД у обучающихся с особыми образовательными потребностями требуют особого подхода через психолого-педагогическое сопровождение. Условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся. Цель коррекционных занятий - системное воздействие на учебно-познавательную деятельность детей в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии. Задачи:

  • учить детей ориентироваться в предъявленных учебных заданиях, планировать соответствующие действия и искать способы выполнения задания;
  • развивать мыслительные операции;
  • развивать различные виды восприятия, памяти, параметры внимания;
  • формировать умение объективно оценивать свою работу и при необходимости её корректировать.
Началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития. Стартовая диагностика также направлена на выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий. Однако для успешного обучения недостаточно формировать лишь регулятивные универсальные учебные действия. Необходимо, чтобы у ребенка была сформирована позиция школьника (личностные УУД), ребенок должен уметь сотрудничать с другими детьми в поисках решения задачи и уметь принимать компромиссное решение (коммуникативные УУД), ну и, конечно, учение немыслимо без сформированности познавательных УУД. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.
Поэтому коррекционно-развивающие занятия должны включать в себя задания на формирование различных видов универсальных учебных действий; упражнения на развитие ведущих познавательных процессов, а так же упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Чтобы добиться желаемых результатов на занятиях используются современные образовательные технологии:

  • игровые

  • здоровьесберегающие

  • информационно-коммуникационные

После проведения цикла коррекционно-развивающих занятий проводится повторная диагностика и, исходя из ее результатов, совместно с учителем намечается дальнейшая образовательная траектория ребенка. Моё занятие проходило с учащимися 1-б класса. Группа ребят была сформирована после углубленной диагностики по уровню подготовки к школьному обучению. Хочется отметить, что дети данной группы имеют парциальное недоразвитие высших психических функций, эмоционально-волевую незрелость, недостаточность овладения пространственными представлениями, низкую осведомленность, бедный словарный запас, недостаточное развитие мелкой моторики. На занятии я использовала как групповую, так и индивидуальную форму работы. Цель занятия: коррекция и развитие сенсорных процессов и через формирование УУД через специальные упражнения.
На коррекционном занятии развивались УУД во всех сферах:
- личностные (формирование интереса, эмоционально-личностная децентрация, отожествление себя с героями сказки, с их позициями, действиями);
- регулятивные (включение в деятельность, прикладывание волевых усилий в процессе выполнения заданий, следование инструкции учителя, принятие и следование цели, контролирование и оценивание своих действия);
- познавательные (классифицировали, анализировали, составляли целое из частей, наблюдали и делали выводы, перекодировали информацию);
- коммуникативные (сотрудничали с педагогом и сверстниками, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других, творчески работали в парах). Предлагаю Вашему вниманию видео с занятия.
© 2010-2022