- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»
Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Костенко Л.А. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие - это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта , я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
-
Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
-
Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
-
Развитие творческих способностей.
-
Развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.
-
Развитие математических способностей и склонностей.
-
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
-
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
-
Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Вид проекта
-
познавательно - исследовательский
-
групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта
-
сентябрь - май
Участники проекта
-
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
-
Считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
-
Соотносить цифру с количеством предметов.
-
Отгадывать математические загадки.
-
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
-
Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
-
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
-
Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
-
Различать и называть времена года.
-
Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
-
Ориентироваться на листе бумаги.
-
Определять положение предмета по отношению к другому.
-
Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
-
Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
-
Развить логические способности соответствующие данному возрасту.
Календарное планирование кружка «Занимательная математика»
-
месяц
количество занятий
сентябрь
4 ч
октябрь
4 ч
ноябрь
4 ч
декабрь
4 ч
январь
2 ч
февраль
4 ч
март
4 ч
апрель
4 ч
май
4 ч
Учебный план кружка «Занимательная математика»
№ п/п
Разделы программы
Кол -во
занятий
1.
Количество
13
2.
Величина
6
3.
Форма. Геометрические фигуры
6
4.
Ориентировка во времени
4
5.
Ориентировка в пространстве.
5
6.
Логические задачи
19
7.
Развивающие логические упражнения
34
Динамика формирования интегрированного качества
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
(на начало проекта) (на конец проекта)
По результатам диагностики на начало проекта можно сделать следующие выводы:
- Дети различают предметы по величине, используя слова «большой», «маленький»; один и много предметов, используя слова «один» , «много» , «ни одного».
-
Понимают вопрос «сколько?».
- Сравнивают два предмета, разные по величине (длине, высоте).
- Не все дети различают 4 цвета основного спектра (синий, красный, желтый, зеленый).
-
С помощью взрослого собирают пирамидку, конструируют предметы из больших кубиков, играют в настольно - печатные игры.
- На низком уровне ориентируются во времени и пространстве.
- Слабо развито логическое мышление, воображение, творческие способности.
- С помощью определяют общие признаки предметов групп.
- С помощью называют знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Развивающие игры:
-
Игры Воскобовича
-
Блоки Дьенеша
-
Игры Никитина
-
Палочки Кюизинера
-
Игры с использованием интерактивной доски
-
Игры Зака
-
Авторские игры
-
Тренажеры
Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
Авторская логическая игра «Спрячь бабочку»
Логическая игра «Собери круг»
Игры способствовали развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепляли знания цветового спектра.
Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Логическая игра «Чудо - соты»
Логическая игра «Чудо - крестик»
Палочки Кюизенера
С помощью палочек Кюизенера ребенок учился декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывали живой интерес детей, развивали активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Блоки Дьенеша
Блоки Дьенеша способствовали развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.
Тренажеры
Они превращали процесс обучения в развлечение и способствовали малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети стали умнее и рассудительнее, тренировали зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, познакомились с цветами, геометрическими фигурами.
Живописцу - требуется холст,
Скульптору - необходимо пространство,
А мыслителю - гимнастика ума.
Игры Зака
В играх с палочками создавались большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и -- таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Игры Никитина
Логическая игра «Сложи узор»
Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное - не бояться действовать и смело творить.
Игры - головоломки развивали пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
«Лабиринт»
«Подбери ключ»
Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
в мире творчества.
В.А.Сухомлинский
Логическая игра «Мозаика цифр»
«Головоломка Пифагора»
Делать что-то своими руками - одно удовольствие.
Геометрические конструкторы развивают руку.
Рука развивает мозг.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать."
Я.Каменский
Логическая игра «Колумбово яйцо»
Я слышу - и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю - и понимаю.
Китайская мудрость.
Логическая игра «Волшебный круг»
Логическая игра «Листик»
Игры с использованием интерактивной доски
Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
При работе с интерактивной доской развивались познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
Применение интерактивной доски в детском саду позволило развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения.
Игра «Зоркие глазки» - это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.
Настольно - печатные игры
Развивали восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.
Настольные игры вызывали интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствовали развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.
Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогли малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепили знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.
Логическая игра «Лото»
Игры логического содержания помогли воспитать у детей познавательный интерес, способствовали к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.
Результаты проекта
В ходе проекта дети научились:
-
Считать в пределах 6, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
-
Соотносить цифру с количеством предметов.
-
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
-
Знают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
-
Сравнивают предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
-
Различают и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь и времена года.
-
Различают понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно используют эти слова.
-
Ориентируются на листе бумаги.
-
Решают логические задачи на сравнение, классификацию.
-
Понимают задание и выполняют его самостоятельно.
-
Дети стали больше проявлять интерес к логическим играм.