Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

с углубленным изучением отдельных предметов



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ школы №12

__________ Власова М.С.

Приказ №______ от________________2014г.





















Рабочая программа по русскому языку

(базовый уровень)

3А класс







Составитель:

Баранова Галина Николаевна

учитель начальных классов

высшей категории











2014 год



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана на основе авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой "Русский язык", утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/ сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2014) Общими целями начального общего образования учебного предмета «Русский язык» являются: - познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; - социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В начальном обучении предмет "Русский язык" занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции данного предмета носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Отбор учебного материала по русскому языку подчинен требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы: усиление деятельностного подхода при обучении русскому языку; обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности; усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника. Из этого вытекают цели обучения русскому языку: - осуществление помощи младшему школьнику в освоении знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; - оказание особого внимания умениям в правильном письме и чтении, участвовать в диалоге, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 3 классе необходимо решение следующих практических задач: - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; - овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, письменные тексты-описания, повествования небольшого объема; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранение его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Материал курса "Русский язык" представлен в программе следующими содержательными линиями: - система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); - орфография и пунктуация; - развитие речи. Рабочая программа учитывает особенности класса: в классе обучаются дети, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Многие обучающиеся посещают дополнительные занятия, в связи с этим в учебной программе предусмотрен ряд творческих работ (написание сочинений, составление лирических произведений и другие работы). Обучающиеся, которые увлекаются олимпиадными заданиями, будут вовлечены в дополнительную подготовку к урокам и к олимпиадам. Все обучающие класса будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет "Русский язык" входит в предметную область "Филология". Продолжительность обучения в 3 классе составляет 34 учебные недели (5ч. в неделю). Авторская программа предполагает изучение предмета "Русский язык" в объеме 170 часов. В соответствии с этим реализуется типовая программа по русскому языку А. В. Поляковой.

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение русского языка способствует формированию представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения у обучающихся 3 класса формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы: - ориентация на принятие образца "хорошего ученика"; - интерес к познанию русского языка; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; - осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; - развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания "Я" как гражданина России; - понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - понимание чувств одноклассников, учителей; - понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Обучающиеся получат возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; - учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - сопереживания другим людям; - следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - осознание своей гражданской идентичности в форме осознания "Я" как гражданина России; - чувства прекрасного и этических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном, словесно-логическом уровне; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом; - на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись указанной учителем информации о русском языке; - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - находить в сотрудничестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; - воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении); - обобщать, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов; - записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - строить сообщения в устной и письменной форме; - находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе); - контролировать действия партнера, адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает, а что - нет; - использовать речь для регуляции своего действия; - понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, использовать речь для планирования своей деятельности.

Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится: - осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях, выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения; - выражать собственное мнение, обосновывать его; - владеть начальными умениями ведения разговора, строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе; - применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения; - определять последовательность частей текста, составлять план.

Обучающийся получит возможность научиться: - использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение; - сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и прочее; - находить средства связи между предложениями; - составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста; - создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании; - подробно или выборочно пересказывать текст; выполнять проект "Банк заданий", представляя результаты проекта в бумажном или электронном виде; - пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится: - актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии; - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень, с йотированными гласными, в словах с непроизносимыми согласными; - использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Обучающийся получит возможность научиться: - узнавать позиционные чередования звуков; - проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; - оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов; - соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; - находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно либо обращаться за помощью к взрослым; - совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

Обучающийся научится: - воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков; - выявлять слова, значение которых требует уточнения; - определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Обучающийся получит возможность научиться: - понимать этимологию мотивированных названий; - подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; - подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении; - различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении; - оценивать уместность использования слов в тексте; - выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи; - различать в тексте омонимы; - понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов; - ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научиться: - различать родственные слова и формы слова; - находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Обучающийся получит возможность научиться: - находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные в сложных словах; - узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основы; - понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок; - оценивать правильность разбора слов по составу.

Морфология

Обучающийся научится: -различать изменяемые и неизменяемые слова; - находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки существительных - род, число, падеж; - находить начальную форму имени прилагательного, определять грамматические признаки прилагательного - род, число, падеж; - различать глаголы, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?", находить начальную форму глагола; - определять грамматические признаки глаголов - форму времени, число, род (в прошедшем времени).

Обучающийся получит возможность научиться: - выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнику алгоритму; - оценивать правильность проведения морфологического разбора; - устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением и существительным, на которое оно указывает; - определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных; - устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

Синтаксис

Обучающийся научится: - различать предложение, словосочетание и слово; - устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетаниях и предложениях; - находить главные и второстепенные члены предложения; - выделять предложения с однородными членами .

Обучающийся получит возможность научится: - различать второстепенные члены предложения - дополнение, определение, обстоятельство; - выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения, оценивать правильность разбора; - устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении; - использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится: - применять ранее изученные правила правописания, а также: непроизносимые согласные, непроверяемые гласные и согласные в корне слова, с удвоенными согласными; гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ь и ъ знаки; безударные окончания имен прилагательных; не с глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами; - определять написание слов по орфографическому словарю; - безошибочно списывать текст; - писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; - проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться: - применять правила правописания: ь после шипящих на конце имен существительных; гласные в суффиксах -ик . -ек; соединительные гласные о, е в сложных словах; запятые при однородных членах предложения; - объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных; - объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных; - осознавать место возможного возникновения орфограммы; - подбирать примеры с определенной орфограммой; - при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь; - при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их а последующих письменных работах; - различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предложение (3ч) Главные и второстепенные члены предложения (9ч+1ч) Состав слова. Корень (4ч) Состав слова. Корень и суффикс (7ч+1ч) Состав слова. Приставка (8ч+2ч) Состав слова Приставка и предлог (3ч+1ч) Состав слова. Окончание (4ч) Состав слова. Основа (6ч) Слова с двойными согласными (5ч) Сложные слова (5ч+1ч) Парные согласные звуки в середине слова (10ч+1ч) Слова с непроизносимыми согласными (7ч+3ч) Словоизменение и словообразование (4ч+1ч) Изменение имен существительных по падежам (5ч) Три склонения имен существительных (7ч) Первое склонение имен существительных (16ч-1ч) Множественное число имен существительных 1-го склонения (2ч) Второе склонение имен существительных (6ч+1ч) Второе склонение имен существительных мужского рода на -й (2ч+1ч) Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц] (2ч+1ч) Второстепенный член предложения - дополнение (2ч) Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе (4ч-1ч) Второе склонение. Склонение имен существительных среднего рода (5ч) Второстепенный член предложения - определение (5ч) Однородные члены предложения (3ч) Соединительные союзы И, ДА. Запятая при однородных членах предложения (2ч) Третье склонение имен существительных (3ч) Множественное число имен существительных 3-го склонения (2ч+1ч) Мягкий знак на конце существительных 3-го склонения (2ч) Имя числительное (4ч) Текст (3ч+6ч) Резервные часы (20ч) были добавлены в разделы на проведение проверочных работ, работ по развитию речи.
































7. Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе



Номера уроков п/п


Название разделов и тем


Характеристика основных видов учебной деятельности


Дата

Плановые сроки прохожде

ния

Скорректированные сроки прохожде

ния



I четверть (45ч.)





1 Предложение (4ч.) Виды предложений по цели высказывания

Формирование умения различать и сравнивать различные виды предложений по интонационным особенностям. Освоение способов речевого общения

01.09-05.09


2 Восклицательные предложения Освоение умения употреблять в устной и письменной речи различные виды предложений. Развитие умения классифицировать предложения по цели высказывания

3 Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Формирование умения различать и сравнивать различные виды предложений по интонационным особенностям. Освоение способов речевого общения

4 Входная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) Развитие умения оценивать свои достижения при написании диктанта. Формирование навыков самостоятельной работы




5 Главные и второстепенные члены предложения. (9ч.) Анализ диктанта Главные члены предложения

Развитие умения выделять в предложении грамматическую основу. Развитие умения работать в парах; выслушивать мнение товарищей. Формирование умения графически выделять главные члены предложения



6 Главные члены предложения - основа предложения

08.09-12.09


7 Главные члены предложения

8 Подлежащее, выраженное местоимением Формирование понятия о местоимении, как части речи, и о том, что подлежащее может быть выражено местоимениями



9 Второстепенные члены предложения, их роль в предложении Развитие умения различать главные и второстепенные члены предложения. Развитие навыков коллективной работы на уроках

10 Распространённые и нераспространённые предложения. Освоение понятий: распространённые и нераспространённые предложения. Развитие умения отличать распространённое предложение от нераспространённого

11 Обучающее изложение
Развитие умения правильно воспринимать текст, передавать его содержание в соответствии с планом

15.09-19.09


12 Работа над ошибками. Связь слов в предложении. Словосочетание Формирование умения правильно выполнять работу над ошибками. Развитие умения выделять в предложении словосочетания. Развитие орфографической зоркости. Формирование умения задавать вопросы по теме урока



13 Связь слов в предложении. Разбор предложения. Словосочетание. Развитие умения выделять в предложении словосочетания. Развитие орфографической зоркости. Формирование умения задавать вопросы по теме урока, работать в парах, прислушиваться к чужому мнению




14 Состав слова. (30ч.) Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Словарный диктант
Формирование умения распознавать и подбирать однокоренные слова по двум признакам, графически выделять корень в родственных словах. Осмысление того, что корни в родственных словах пишутся одинаково. Освоение умения совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы



15 Однокоренные слова



16 Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова. Формирование умения распознавать и подбирать однокоренные слова при проверке безударной гласной в корне. Развитие умения определять наличие в слове изученные орфограммы

22.09-26.09


17 Состав слова. Суффикс Освоение понятия о суффиксе как о части слова, стоящей после корня. Развитие умения графически выделять суффикс в слове



18

Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов Развитие умения оценивать свои достижения при написании диктанта. Формирование навыков самостоятельной работы



19 Контрольный диктант №1 по теме «Предложение». Формирование умения работать над ошибками, развитие орфографической зоркости Формирование умения образовывать новые слова при помощи суффиксов. Развитие умения приводить примеры слов по изучаемой теме



20

Обучающее сочинение
Формирование умения образовывать новые слова при помощи суффиксов. Развитие умения приводить примеры слов по изучаемой теме



21 Работа над ошибками. Образование новых слов при помощи суффиксов. Формирование умения написания слов с суффиксами - ек - и - ик. Развитие умения объяснять и доказывать написание слов на изучаемое правило

29.09-03.10


22

Написание слов с суффиксами -ек- и - ик Развитие умения читать текст с правильной интонацией. Освоение понятий диалог и монолог. Формирование умения называть отличительные признаки монолога и диалога. Формирование умения разбирать слова по составу, используя строгий алгоритм.



23

Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов. Развитие речи. Формирование умения выражать свои мысли и чувства о красоте природы на письме.



24 Приставка- часть слова. Развитие орфографической зоркости, творческого мышления. Освоение понятия приставка. Формирование умения графически выделять приставку, правильно писать слова с приставками. Развитие умения группировать слова по типу орфограммы, приводить примеры на изучаемое правило



25 Написание приставок: от -, об -, о -, по -, про -, до -, под -



26 Правописание слов с приставками над -, на -, за -

06.10-10.10



27 Контрольное списывание №1 (с грамматическим заданием) Развитие умения оценивать свои достижения при списывании. Формирование навыков самостоятельной работы



28. Правописание слов с приставками. Освоение понятия того, что приставка часть слова, а предлог- самостоятельная часть речи. Развитие умения отвечать доказательно, аргументировано



29-30 Правописание приставок и предлогов. Развитие умения обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Формирование умения объяснять и доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами



31 Правописание приставок и предлогов.

13.10-17.10


32 Обучающее изложение Развитие умения излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам и ключевым словам. Формирование умения редактировать предложения с однокоренными словами



33 Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов Формирование умения работать над ошибками, развитие орфографической зоркости. Развитие навыка правописания слов с приставками и предлогами



34

Диктант №2 по теме «Правописание предлогов и приставок» Развитие умения графически выделять окончание в слове. Развитие умения оценивать свои достижения при написании диктанта. Формирование навыков самостоятельной работы.



35 Работа над ошибками. Начальная форма имён существительных Освоение понятия начальная форма имени существительного. Развитие умения находить в тексте существительные в начальной форме



36 Разбор слов по составу. Окончание Развитие навыка последовательности действий в разборе слова по составу. Формирование умения составлять графические схемы по теме урока

20.10-24.10


37 Состав слова. Основа слова Освоение понятия основа слова, формирование умения графически выделять основу слова и находить основу по алгоритму. Развитие навыка самостоятельной работы



38 Разбор слов по составу



39 Сочинение «Осень в парке» Развитие речи. Формирование умения выражать свои мысли и чувства о красоте природы на письме



40 Работа над ошибками. Разбор слов по составу. Развитие умения разбирать слова по составу, используя алгоритм разбора. Формирование умения комментировать учебные действия, доказывать свой выбор



41 Безударные гласные в корне слова. Развитие умения подбирать проверочные лова к словам с безударной гласной в корне. Формирование умения сравнивать основы разных форм одного и того же слова, устанавливать общее и различное в их составе. Развитие творческих и коммуникативных способностей

27.10-31.10


42 Разбор слов по составу



43 Состав слова. Закрепление.





44

Слова с двойными согласными (8ч.)


Слова с двойными согласными

Развитие умения видеть различия в произношении слов, где в одних словах двойной согласный звук долгий, а в других слышится одиночный звук, правильно обозначать двойной согласный на письме, формулировать вывод по результатам сравнения. Формирование умения переносить слова с двойными согласными



45 Обозначение двойных согласных на письме. Перенос слов с двойными согласными





II четверть (35ч.)



46 Разбор слов с двойными согласными по составу. Развитие умения разбирать слова с двойными согласными по составу, находить такие слова в тексте

10.11-14.11


47 Перенос слов с двойными согласными. Разбор слов с двойными согласными по составу Развитие умения работать в группе, анализировать задания к упражнениям, распределять обязанности в паре, оценивать результат выполнения по словарю и на основании взаимопроверки



48

Диктант №3 по теме «Правописание слов с двойными согласными» Развитие умения оценивать свои достижения при написании диктанта. Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие внимательности и умения самопроверки работы



49 Работа над ошибками. Разбор слов с двойными согласными по составу Формирование умения работать над ошибками, развитие орфографической зоркости. Развитие навыка аргументировать и доказывать своё мнение



50 Изложение Развитие умения излагать письменно содержание текста, делить текст на части, выделять главную мысль каждой части и всего текста в целом, озаглавливать текст и каждую его часть



51 Работа над ошибками Формирование умения объяснять и доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами

17.11-21.11



52 Сложные слова(4ч.) Образование сложных слов Развитие умения наблюдать за сложными словами, анализировать их состав. Разбирать сложные слова по составу, самостоятельно образовывать сложные слова по предложенной схеме. Развитие умения формулировать вывод на основе наблюдений. Формирование умения на практике использовать правило написания сложных слов



53-54 Образование сложных слов. Сложные слова с соединительными гласными и без них




55

Контрольное списывание №2 (с грамматическим заданием)
Развитие умения оценивать свои достижения при списывании. Формирование навыков самостоятельной работы




56

Парные согласные в середине слов (9ч.) Парные согласные звуки в середине слова Развитие умения проверять написание парных согласных в середине слова. Правильно обозначать их на письме, применять на практике правило проверки парной согласной. Формирование умения анализировать и доказывать правописание парных согласных в середине слова

24.11-28.11


57 Правописание парных согласных звуков в середине слова



58 Парные согласные звуки в конце и в середине слова Развитие умения проверять написание парных согласных в конце слова, правильно обозначать их на письме, применять на практике правило проверки парной согласной. Освоение алгоритма проверки правописания парной согласной



59 Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова Развитие умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова, правильно обозначать их на письме, применять на практике правило проверки парной согласной



60 Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» Развитие умения полностью и последовательно излагать свои мысли на письме, развитие речи. Формирование умения определять последовательность частей текста, составлять план



61 Работа над ошибками Правописание парных звонких и глухих согласных Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах

01.12-05.12


62 Правописание парных звонких и глухих согласных. Словарный диктант Развитие умения применять различные способы проверки написания парных согласных и обозначать графически орфограмму на письме



63

Диктант №4 по теме: «Правописание парных согласных» Развитие умения оценивать свои достижения при написании диктанта. Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие внимательности и умения самопроверки работы



64 Работа над ошибками. Правописание парных согласных Формирование умения работать над ошибками, развитие орфографической зоркости. Развитие навыка правописания парных согласных в конце и в середине слова




65 Слова с непроизносимыми согласными(11ч.) Слова с непроизносимыми согласными Развитие речевого слуха. Формирование умения сравнивать произношение и написание слов с непроизносимыми согласными. Освоение алгоритма обнаружения непроизносимых согласных в корне слова. Развитие умения подбирать проверочные слова на изучаемое правило



66 Правописание слов с непроизносимыми согласными

08.12-12.12


67 Слова с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить Развитие умения различать на слух и в текстах слова с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить. Формирование умения работать в парах



68 Правописание слов с непроизносимыми согласными. Словарный диктант Освоение алгоритма обнаружения непроизносимых согласных в корне слова. Развитие умения подбирать проверочные слова на изучаемое правило.



69

Контрольный диктант №5 за II четверть Развитие умения оценивать свои достижения при написании диктанта. Формирование навыков самостоятельной работы



70 Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Развитие умения комментировать правописание слов с непроизносимыми согласными, применять правило проверки в различных видах работы



71 Правописание слов с непроизносимыми согласными. Формирование умения работать над ошибками, развитие орфографической зоркости. Развитие навыка правописания непроизносимых согласных

15.12-19.12


72 Контрольная работа по теме «Непроизносимые согласные»
Развитие умения оценивать свои достижения при написании контрольной работы. Формирование навыков самостоятельной работы



73 Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Формирование умения работать над ошибками, развитие орфографической зоркости. Развитие навыка правописания непроизносимых согласных



74 Сочинение «Школьная ёлка» Развитие речи. Формирование орфографической зоркости. Освоение умения передавать свои мысли письменно



75 Работа над ошибками Формирование умения работать над ошибками




76

Словоизменение и словообразование(5ч.) Понятие о словоизменении Освоение умения составлять план изучения темы, выстраивать работу в соответствии плана. Развитие умения обобщать и сравнивать изученный материал. Формирование бережного отношения к родному языку, любви и уважения к Отечеству, интереса к письму, интереса к изучению языка.

22. 12-26.12


77 Словообразование



78 Сравнительная характеристика словоизменения и словообразования



79 Сжатое изложение Формирование умения передавать основную мысль текста. Развитие речи и творческого мышления.



80 Работа над ошибками Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах.





III четверть (48ч.)






81

Изменение имён существительных по падежам(3ч.) Изменение имён существительных по падежам

Освоение понятия о склонении имён существительных, как о изменении их по падежам. Развитие логических способностей

12.01-16.01


82 Начальная форма имён существительных Освоение понятий: «начальная форма имени существительного» и «косвенные падежи имени существительного». Формирование умения склонять существительные по падежам



83 Постановка вопросов к существительным Развитие умения задавать вопросы к существительным в косвенных падежах, определять по вопросу падеж





84

Три склонения имён существительных.(8ч.) Три склонения имён существительных
Развитие умения определять типы склонения имён существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме, находить в текстах существительные определённого склонения. Формирование умения перерабатывать информацию в схему, устанавливать причинно - следственные связи. Освоение умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.



85 Первое склонение имён существительных



86 Второе склонение имён существительных

19.01-23.01


87 Третье склонение имён существительных



88

Контрольный диктант №6 по теме: «Проверка орфограмм в корне слова» Развитие умения оценивать свои достижения при написании контрольной работы, умения работать самостоятельно



89 Работа над ошибками. Определение склонения существительных в косвенном падеже Формирование умения работать над ошибками, развитие орфографической зоркости. Развитие умения группировать имена существительные в зависимости от типа склонения и падежа



90 Сочинение по материалам экскурсии «Мороз и солнце, день чудесный…» Развитие умения полностью и последовательно излагать свои мысли на письме, развитие речи. Формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи



91 Работа над ошибками Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить ошибки позже

26.01-30.01


92

Первое склонение существительных.(21ч.) Первое склонение существительных. Именительный и винительный падежи. Словарный диктант Развитие умения по окончаниям и предлогам определять именительный и винительный падежи. Формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы по изучаемому материалу



93 Отличие именительного падежа от винительного Развитие умения находить отличительные особенности имён существительных в именительном и винительном падежах. Формирование умения доказывать свою точку зрения, обосновывать свой ответ, используя теоретические знания



94 Контрольное списывание №3 (с грамматическим заданием) Развитие умения оценивать свои достижения при списывании. Формирование навыков самостоятельной работы.



95 Определение падежа существительных первого склонения Развитие умения находить основание для классификации слов по склонениям, соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными характеристиками.



96 Окончания существительных первого склонения в родительном падеже Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах. Формирование умения вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

02.02-06-02


97 Родительный падеж имён существительных первого склонения Развитие орфографической зоркости, творческого мышления. Формирование умения правильно писать окончания существительных первого склонения в родительном падеже.



98 Написание имён существительных первого склонения в именительном, винительном и родительном падежах Развитие умения сравнивать и анализировать орфограммы. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Формирование умения владеть монологической и диалогической формами речи



99 Окончания имён существительных первого склонения в дательном и предложном падежах Развитие умения правильно писать окончания существительных первого склонения в дательном и предложном падежах, моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения окончаний существительных



100 Изложение с элементами сочинения Формирование умения передавать содержание текста. Развитие речи, творческих способностей, орфографической зоркости



101 Работа над ошибками. Окончания существительных первого склонения в дательном и предложном падежах Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах. Формирование умения правильно писать окончания существительных первого склонения

09.02-13.02


102 Определение падежа имён существительных первого склонения Развитие умения определять падеж существительных первого склонения. Формирование умения задавать вопросы по теме и отвечать на них



103-104 Правописание окончаний имён существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах Развитие навыка правильного написания окончаний имён существительных первого склонения в нужном падеже, определять падеж существительных, доказывать свою точку зрения опираясь на схему и таблицу



105 Творительный падеж имён существительных первого склонения Развитие умения определять вопросы и окончания имён существительных первого склонения в творительном падеже. Формирование умения работать в группе. Освоение умения работать с русскими пословицами, применять полученные знания в новой ситуации, определять наличие изученных орфограмм в словах, объяснять написания слов



106 Правописание окончаний имён существительных первого склонения в творительном падеже. Словарный диктант

16.02-20.02


107 Правописание окончаний имён существительных первого склонения. Разбор предложений по членам предложения Развитие умения правильно писать окончания имён существительных первого склонения, разбирать предложения по членам и частям речи. Формирование умения прогнозировать наличие определённых орфограмм в слове, находить в тексте слова на заданную орфограмму



108

Контрольный диктант №7 по теме «Правописание окончаний имён существительных первого склонения» Развитие умения оценивать свои достижения при написании контрольной работы. Формирование навыков самостоятельной работы и самопроверки, умения контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки



109 Работа над ошибками. Правописание окончаний имён существительных первого склонения Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах. Формирование умения вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы



110 Сочинение «Мой самый родной человек» Формирование умения создавать свой текст на заданную тему. Развитие речи и творческих способностей



111 Работа над ошибками. Множественное число имён существительных первого склонения Развитие умения определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе. Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами

24.02-27.02


112 Склонение имён существительных первого склонения во множественном числе Развитие умения склонять существительные во множественном числе, определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе. Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами



113

Второе склонение имён существительных(13ч.) Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием Развитие умения склонять имёна существительные мужского рода с нулевым окончанием. Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения. Формирование умения работы в парах



114 Именительный, родительный и винительный падежи имён существительных второго склонения Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой. Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами. Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.



115 Творительный и предложный падежи имён существительных второго склонения

02.03-06.03


116 Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах имён существительных 2 склонения. Словарный диктант Развитие умения сопоставлять и сравнивать окончания в творительном и предложном падежах имён существительных второго склонения, правильно писать окончания. Формирование умения применять теоретические знания на практике



117

Диктант №8 по итогам III четверти Развитие умения оценивать свои достижения при написании диктанта. Формирование навыков самостоятельной работы



118 Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний существительных второго склонения Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах. Формирование умения правильно писать окончания существительных второго склонения



119 Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах имён существительных второго склонения
Развитие умения сопоставлять и сравнивать окончания в творительном и предложном падежах имён существительных второго склонения, правильно писать окончания. Формирование умения применять теоретические знания на практике, работать в парах




120 Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах имён существительных второго склонения
Развитие умения сопоставлять и сравнивать окончания в творительном и предложном падежах имён существительных второго склонения, правильно писать окончания. Формирование умения применять теоретические знания на практике, работать в парах

09.03-13.03


121 Сочинение по картинке И.И.Левитана «Март» Формирование умения создавать свой текст на заданную тему. Развитие речи, творческих способностей, умения видеть прекрасное



122 Работа над ошибками. Склонение имён существительных мужского рода на -й Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами. Формирование умения работать над ошибками. Развитие умения склонять имена существительные мужского рода на -й



123 Склонение имён существительных мужского рода на -й Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами. Формирование умения работать над ошибками. Развитие умения склонять имена существительные мужского рода на -й



124 Правописание о, и, е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц Освоение правила правописания о, и, е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц. Развитие умения составлять схемы к орфограмме.

16.03-20.03


125 Контрольная работа по теме: «Правописание окончаний имён существительных второго склонения» Развитие умения оценивать свои достижения при написании контрольной работы. Формирование навыков самостоятельной работы и самопроверки, умения контролировать правильность записи текста, находить и исправлять ошибки



126

Второстепенный член предложения - дополнение.

(3ч.)

Работа над ошибками.

Второстепенный член предложения - дополнение.
Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах. Формирование умения правильно писать окончания существительных второго склонения



127 Второстепенный член предложения - дополнение. Развитие умения находить в предложении дополнение и графически его обозначать, задавать вопросы от главных членов предложения к второстепенным. Формирование умения работать в группах и парах.



128 Второстепенный член предложения - дополнение. Закрепление Развитие умения находить в предложении дополнение и графически его обозначать, задавать вопросы от главных членов предложения к второстепенным. Формирование умения работать в группах и парах.





IV четверть ( 42ч.)



129

Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе

(4ч.) Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе
Развитие умения определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение. Формирование умения определять безударные падежные окончания имён существительных мужского рода во множественном числе по алгоритму. Развитие умения составлять схемы по изучаемой теме

01.04-03.04


130 Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе. Закрепление



131 Контрольное изложение. Развитие умения определять связь между целью, содержанием и формой высказывания в предложенной речевой ситуации. Формирование умения передавать содержание текста. Развитие речи, творческих способностей, орфографической зоркости



132 Работа над ошибками. Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами. Формирование умения работать над ошибками. Развитие умения пользоваться знаками, символами, таблицами, приведенными в учебной литературе

06.04-10.04


133

Склонение имён существительных среднего рода в единственном числе (4ч.) Склонение имён существительных среднего рода Развитие умения воспринимать смысл познавательных текстов, проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям. Формирование умения объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных среднего рода во множественном числе



134 Склонение имён существительных среднего рода во множественном числе

135 Правописание окончаний имён существительных второго склонения Развитие умения правильно писать окончания имён существительных второго склонения. Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами



136 Правописание окончаний существительных второго склонения Развитие умения правильно писать окончания имён существительных второго склонения. Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами



137

Второстепенный член предложения - определение

(5ч.) Второстепенный член предложения - определение Освоение понятия об определении, как второстепенном члене предложения. Развитие умения задавать вопросы от главных членов предложения к второстепенным

13.04-17.04


138 Второстепенный член предложения - определение. Схема предложений с второстепенными членами Формирование умения составлять схемы предложений с второстепенными членами, обозначая графически главные и второстепенные члены. Освоение умения определять какой частью речи выражено определение



139

Изложение с элементами сочинения Формирование умения передавать содержание текста. Развитие речи, творческих способностей, орфографической зоркости



140 Работа над ошибками. Второстепенный член предложения - определение. Схема предложений с второстепенными членами Развитие умения работать над ошибками. Развитие умения находить определение в предложении, разбирать предложение по членам и частям речи, выявлять роль определения в предложении, отвечать доказательно.

Формирование умения безошибочно списывать текст



141 Второстепенный член предложения - определение. Схема предложений с второстепенными членами

Формирование умения находить и графически выделять главные и второстепенные члены предложения, составлять схему предложения и предложение по схеме. Развитие умения работать коллективно, прислушиваться к чужому мнению




142

Однородные члены предложения (6ч.) Однородные члены предложения. Освоение понятия «однородные члены предложения». Формирование умения подбирать синонимы, омонимы, фразеологизмы

20.04-24.04


143

Контрольный диктант №9 по теме «Правописание окончаний имён существительных второго склонения» Развитие умения оценивать свои достижения при написании контрольной работы. Формирование навыков самостоятельной работы и самопроверки.



144 Работа над ошибками. Однородные члены предложения. Закрепление.

Развитие умения работать над ошибками. Освоение понятия «однородные члены предложения».



145 Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения. Словарный диктант Освоение понятия о соединительных союзах в предложениях с однородными членами. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, составлять предложения с соединительными союзами, составлять схемы предложений с соединительными союзами. Развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю



146 Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения. Закрепление



147 Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения. Закрепление Освоение понятия о соединительных союзах в предложениях с однородными членами. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, составлять предложения с соединительными союзами, составлять схемы предложений с соединительными союзами

27.04-30.04












148

Третье склонение имён существительных. (8ч.) Третье склонение имён существительных. Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах. Формирование умения различать существительные 3 склонения




149 Падежные окончания имён существительных третьего склонения Развитие умения правильно писать окончания имён существительных третьего склонения. Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами, комментировать и аргументировать написание орфограмм



150 Множественное число имён существительных третьего склонения Формирование умения правильно и доказательно писать окончания имён существительных третьего склонения во множественном числе, составлять и пользоваться схемами по теме урока



151 Обучающее изложение

Формирование умения передавать содержание текста. Развитие речи, творческих способностей, орфографической зоркости

04.05-08.05


152



Работа над ошибками. Падежные окончания существительных во множественном числе



Развитие умения работать над ошибками. Развитие умения правильно и доказательно писать окончания имён существительных третьего склонения во множественном числе, пользоваться схемами по теме урока, склонять имена существительные третьего склонения во множественном числе, в том числе и те, которые употребляются только во множественном числе. Развитие умения работать в парах




153


Контрольный диктант №10 по изученным в 3 классе темам Развитие умения оценивать свои достижения при написании диктанта. Формирование навыков самостоятельной работы



154 Работа над ошибками. Мягкий знак на конце существительных третьего склонения
Формирование умения работать над ошибками, пользоваться памяткой. Формирование умения правильно писать и объяснять слова с мягким знаком на конце существительных третьего склонения. Развитие умения составлять схему к новой орфограмме и пользоваться ею, комментировать написание, объединять слова в группы










155 Мягкий знак на конце существительных третьего склонения.



156

Имя числительное.

(3ч.) Имя числительное. Освоение понятия о числительном как части речи, порядковых и количественных числительных. Развитие умения находить числительные в тексте, группировать числительные на порядковые и количественные. Формирование познавательной активности и умения находить информацию, используя ИКТ

11.05-15.05


157 Количественные и порядковые числительные



158 Числительные. Закрепление. Словарный диктант



159

Текст. (4ч.) Текст. Главная мысль текста Развитие умения определять отличительные особенности текста, главную мысль текста, делить текст на части.



160 Текст. Главная мысль текста Развитие умения определять отличительные особенности текста, главную мысль текста, делить текст на части.



161 Стили речи Освоение понятий о научном, разговорном, художественном стилях речи. Развитие умения доказывать свою точку зрения

18.05-22.05


162 Сочинение «Здравствуй, лето!» Формирование умения создавать свой текст на заданную тему. Развитие речи, творческих способностей, умения видеть прекрасное



163

Повторение (8ч.) Повторение изученного в 3 классе. Работа над ошибками Формирование умения работать над ошибками, пользоваться памяткой. Развитие орфографической зоркости



164 Проектная работа Развитие творческих способностей, интереса к русскому языку



165 Проектная работа Развитие логических способностей и орфографической зоркости

25.05-29.05


166-170 Повторение Развитие познавательной активности, орфографической зоркости, творческих способностей



8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Книгопечатная продукция
Учебно-методический комплект по русскому языку для 3 класса (программы, учебники, рабочие тетради и др.) 1. Полякова, А. В. Русский язык. 3 класс: учебник для образовательных учреждений: в 2 ч. / А. В. Полякова. - М.: Просвещение, 2013 2. Полякова, А. В., Песняева, Н. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс: в 2 ч./ А.В. Полякова, Н. А. Песняева. - М.: Просвещение, 2013 3. Полякова, А. В. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А. В. Полякова, Н. А. Песняева. - М.: Просвещение, 2013 4. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе. 3-4 классы: методические рекомендации: пособие для учителя/ А. В Полякова. М.: Просвещение, 2013 2. Печатные пособия

Дидактические материалы, определенные в стандарте ФГОС

Словари. Репродукции картин и художественные фотографии 3.Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

Компьютер


4. Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
















РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: На заседании ШМО Зам. директора по УВР

учителей начальных классов _____ Подкопаева А.Г. протокол №____

от «____» ______2014г. «__» ________2014г









© 2010-2022