- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Духовно-нравственное воспитание учащихся Юный патриот России 1 – 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Духовно-нравственное воспитание учащихся Юный патриот России 1 – 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шушкова Н.П. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ «Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»
Парфеньевского Муниципального района Костромской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Духовно-нравственное воспитание учащихся
Юный патриот России
1 - 4 класс
Автор - составитель:
Шушкова Н. П. учитель начальных классов
2013 - 2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………………3 2. Планируемые результаты………………………………………………………6 3. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания…………………………………………………………..7 4. Содержание программы………………………………………………………..8 5. Учебно-тематический план…………………………………………………..10 6. Список литературы……………………………………………………………23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Юный патриот России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа составлена с учетом воспитательной, учебной, внеурочной деятельности учащихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемых в совместной деятельности школы, семьи и других учреждениях социума. В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий защищать свое человеческое право, знание ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, природе. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека.
Актуальность выбранного направления.
В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны. Многие из детей не знакомы с историей своих семей, не знают истории своего края, не видят связь истории своей семьи с историей страны.
Работа по патриотическому воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей своей страны.
История России богата знаменательными событиями. Помимо военных побед существуют события, которые должны быть увековечены в народной памяти.
Программа внеурочной деятельности «Юный патриот России» направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего села и своей семьи. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать игровые элементы. Обязательно использовать яркую наглядность, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, электронные ресурсы. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, в которой живёт ребёнок, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь детям освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, взаимодействия личности и коллектива. Программа «Юный патриот России» предполагает формирование патриотических чувств, развитие гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Программа включает мероприятия по истории Отечества. Рекомендуется привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов - афганцев. Проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в музеи; инсценированные представления, викторины; принимать участие в социальных проектах (книга памяти, акция добра и милосердия); организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей. Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа - всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины - главный принцип патриотического воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Задачи: - создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников; - спланировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; - утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; - развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования; - воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям, совместную деятельность учащихся с ветеранами войны и труда; Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7 - 11 лет Объём программы «Юный патриот России» 135 часов. Программа рассчитана на весь курс начального образования 4 года.
1класс - 33 часа
2 класс - 34 часа
3 класс - 34 часа
4 класс - 34 часа
Занятия проводятся по 1 часу в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятий: в 1 классе - 35 минут, во 2 - 4 классах - 45 минут. Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется индивидуальная, парная, групповая.
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, проекты, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания, экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами войн, тружениками тыла, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и в музее, на улице, в библиотеке.
Программа «Юный патриот России» состоит из разделов, которые формируют подлинного гражданина России: «Я и мои друзья», « Моя семья», «Наша школа», «Моё Отечество», «Природа нашей Родины».
«Я и мои друзья» Цель: формирование гражданского отношения к себе, к друзьям, одноклассникам. Задачи: -формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность; - формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни; - воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; - формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств. Предполагаемый результат: - высокий уровень самосознания, самодисциплины; - понимание детьми ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
« Моя семья»
Цель: формирование ответственного отношения к своей семье. Задачи: -формировать уважение к членам своей семьи; -воспитывать ребёнка, любящего своих родителей; -формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Предполагаемый результат: -сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; - сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о членах своей семье.
«Наша школа»
Цель: формирование гражданского отношения к школе. Задачи: - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность; - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; - вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; - воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. Предполагаемый результат: - осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей; - умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
«Моё Отечество»
Цель: формирование гражданского отношения к Родине. Задачи: - развивать общественную активность учащихся; - воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; - воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну; - изучать историю страны. Предполагаемый результат: - убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
«Природа нашей Родины»
Цель: формирование гражданского отношения к природе. Задачи: - воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей. Предполагаемый результат: - обучающиеся должны задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить; - настоящий гражданин любит и бережет природу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение детьми программы «Юный патриот России» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Личностные универсальные учебные действия:
у учащихся будут сформированы:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию,
- мотивации к учению и познанию,
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
Регулятивные универсальные учебные действия:
учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
- планировать свои действия;
- осуществлять контроль в своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
учащиеся будут знать: - о значимых страницах истории страны; - о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - о традициях и культурном достоянии своего края; - о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знать традиции своей семьи и школы, бережно относятся к ним.
- государственную символику;
- знать достопримечательности родного края;
- находить на карте свою страну, свой регион; Коммуникативные универсальные учебные действия: учащиеся научатся: - отношению к жизненным проблемам других людей, умению сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации; - видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; - знать о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, - осуществлять совместную деятельность;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение;
-задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся.
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания
Формы контроля: творческие работы учащихся, выставки, конкурсы чтецов. С целью контроля реализации программы, её эффективности, организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-4 классах (декабрь, май). Подведение итогов мониторинга осуществляется на классных родительских собраниях, на классных часах, индивидуально. Формы и средства контроля:
- Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
- Анкета «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
- Методика - тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
- Изучение самооценки личности младшего школьника;
- Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
- Социометрия;
- Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
- Методики «Пословицы» (С.М.Петрова);
- «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
Содержание программы
1 класс - 33ч
«Я и мои друзья» (6 ч) - формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Мой лучший школьный друг. Диагностика
«Моя семья» (7 ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Я и моё имя. Моя бабушка. Мой дедушка. Игры моей бабушки в детстве. Моя самая лучшая мама. Загляните в мамины глаза. Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
«Наша школа» (7ч) - формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. День рождения нашего класса. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. Экскурсии по школе, по школьному саду. До свидания, 1 класс.
« Мое Отечество» (7ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству. Мои права и обязанности. История моего села. Масленица. Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов, песен военных лет. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Природа нашей Родины» (6 ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля. Праздник осени. Конкурс поделок из природного материала. Планета просит помощи. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Мой край весной. Конкурсы рисунков. Экскурсии. Экологическая акция «Поможем птицам!»
2 класс - 34 ч
«Я и мои друзья» (6ч) - формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я - ученик. День рождения класса. Мой портфель. Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика.
«Моя семья» (7 ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Мама, папа, я - дружная семья. Здесь живет моя семья. Древо моей семьи. Профессии моих родителей. Конкурсы рисунков, сочинений. «Наша школа» (6ч) - формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
«Мое Отечество» (9 ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Полёт к звёздам. Моё любимое село. Родной край в древности. О чем говорят названия улиц родного села. Я о России буду говорить. Дружба народов нашей страны. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза - наши земляки. Открытка ветерану. Великие победы. А. Невский, Д. Донской, М.И. Кутузов. Конкурсы рисунков, экскурсии в музей, акции. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Природа нашей Родины» (6 ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3 класс - 34 ч
«Я и мои друзья» (6 ч) - формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Для чего я рожден? Быть человеком. Доброта в стихах и сказках. Диагностика.
«Моя семья» (7 ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. В гостях у предков. Откуда я родом. Моя семья - моя радость. Мой папа - мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей - золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Панорама добрых дел. Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Бабушкины советы. Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. «Наша школа» (6 ч) - формирование гражданского отношения к школе. Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. По каким правилам мы живем. Мастерская по изготовлению сувениров. Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Озеленение школы.
«Моё Отечество» (9 ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России. Село, в котором я живу. Наш район, область. История страны в названиях улиц. История Отечества. И помнить страшно, и забыть нельзя! Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах детей в военное время. Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Природа нашей Родины» (6ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Красота зимней природы. Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание цветов.
4 класс - 34 ч
«Я и мои друзья» (6 ч) - формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
«Моя семья» (7 ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. День пожилого человека. Панорама добрых дел. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Мои семейные обязанности. Акции. Мини - проект. Оформление фотовыставки. «Наша школа» (6 ч) - формирование гражданского отношения к школе. Продолжаем изучать Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Озеленение класса.
«Моё Отечество» (9 ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о совести. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Юрия Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа прадеда - моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города - герои. Конкурсы сочинений. Мини - проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление книги Памяти. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Природа нашей Родины» (6 ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Волшебный мир руками детей. Моё село. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
Учебно-тематический план
1 класс - 33часа
1 час в неделю.
№
п /п
Тема занятия
Количество часов
Содержание
Дата проведения
1.
Праздник «День рождения нашего класса». 1 Праздник с участием родителей, конкурсы, игры, чаепитие.
2.
Мой школьный дом.
1 Рассказ об истории школы. Экскурсия по школе, по кабинетам.
3.
Моя семья - моя радость. 1 Сообщение о своей семье. Рисунок «Моя семья». Выставка рисунков.
4.
Правила поведения в школе.
1 Урок - игра. Как надо вести себя на уроках, в перемену, в столовой.
5.
Экскурсия по школьному саду, огороду. 1 Беседа о растениях сада и огорода. Экскурсия.
6.
Я, ты, мы. Игра. 1 Игра на становление коллектива.
7.
Кто что любит делать.
Конкурс викторина. 1 Конкурс поделок, рисунков. Викторина
8.
Праздник осени. 1 Выступление детей на празднике. Выставка поделок из овощей и фруктов. Чаепитие.
9.
Дары природы.
Конкурс поделок
из природного материала. 1 Изготовление поделок из природного материала.
10.
« Моя бабушка.
Мой дедушка».
В чем я должен им помочь? 1 Беседа о старшем поколении. Приглашение бабушек и дедушек на мероприятие.
11.
Праздник «Моя самая лучшая мама».
1 Выступления детей, конкурсы для мам и учеников. Выставка рисунков «Моя мамочка».
12.
Мои права и обязанности.
1 Беседа с творческим заданием.
13.
История моего села.
1 Экскурсия в музей
14.
Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. 1 Общение, диалог.
15.
Законы жизни в классе. 1 Урок - игра
16.
Откуда пришли елочные игрушки.
1 Беседа, презентация. Изготовление ёлочной игрушки
17.
Фотографии из семейного альбома.
1 Беседа «Моя семья». Презентация.
18.
Школа вежливости. 1 Беседа, ситуации из жизни школьников.
19.
Экологическая акция.
«Поможем птицам»! 1 Вывешивание кормушек в школьном дворе.
20.
Я и мое имя.
1
Беседа о традициях семьи при выборе имени для ребенка. Оформление страницы в Портфолио о значении имён, о том, в честь кого дали такое имя.
21.
Они защищают Родину.
Конкурс стихов. 1 Конкурс стихов об армии, солдатах.
22.
«Загляните в мамины глаза».
Праздник, посвящённый 8 марта. 1 Выступление детей на празднике. Конкурсы для мам и детей.
23.
Встречаем Масленицу. 1 Песни, стихи, игры, конкурсы. Чаепитие с блинами.
24.
Планета просит помощи. Конкурс
рисунков посвященные Дню Земли. 1 Рисунок.
25.
О чём рассказывала бабушка? Игры моей бабушки в детстве.
1 Беседа. Игры наших бабушек. Игры.
26.
Познавательная викторина «Мягкие лапки, а в лапках царапки».
1 Книжки-малышки о своих питомцах, презентации. Выставка детских работ.
27.
Поклон тебе, солдат России.
Конкурс песен о войне. 1 Песни военных лет. Конкурс песен о войне.
28.
Мой край весной.
Экскурсия в природу.
1 Беседа. Экскурсия
29.
Мои родные - защитники Родины.
Фотовыставка.
1 Фотографии отцов, дедов, прадедов - защитников Родины.
30.
«Маленькие герои большой войны».
Урок Мужества.
1 Беседа о жизни детей во время войны, презентация.
31.
Трудовой десант чистоты и порядка.
1 Уборка территории у школы.
32.
Конкурс рисунков «Мой лучший школьный друг».
1 Рисунок, выставка.
33.
Праздник «До свидания, 1 класс!»
1 Праздник с родителями, чаепитие.
2 класс - 34 ч аса
1 час в неделю
Тема занятия
Количество часов
Содержание
Дата
прове
дения
1.
День рождения класса. 1
Беседа о нашем классе, нашем селе, как частице великой страны. Рисунки «День рождения класса» и «Я и мои друзья».
2.
Наша школа. 1
Рассказ об истории нашей школы, об учителях- ветеранах, о медалистах школы. Знакомство с материалами стендов «Кем гордится школа» и «Ученик года».
3.
Герб, флаг, гимн. 1
Беседа о государственных символах страны, история их создания, рисунки по теме.
4.
Памятник неизвестному солдату. 1 Рассказ о жизни односельчан в годы войны, о фронтовиках вернувшихся с войны и о погибших, о ветеранах и тружениках тыла. Беседа о героях, чьи имена написаны на обелиске. История возникновения памятника в нашем селе.
5.
Село, где я живу. Улицы села. 1
Экскурсии по улицам родного села, беседа о памятных и интересных местах села и его окрестностей, о памятнике героям-односельчанам.
6.
Древо моей семьи.
1
Оформление материала о своей семье в виде плаката или страниц Портфолио.
7.
Родной край в древности.
1 Встреча с М. В. Жуковой, знатоком истории села Парфеньева. Экскурсия
8.
Стихотворно- музыкальная композиция «Я о России буду говорить» 1 Выступления детей, выставка книг о России, выставка рисунков «Моя Родина».
9.
Дружба народов нашей страны. 1
Рассказ о Дне народного единства, беседа о многонациональности нашей страны, дружбе народов, народных традициях, игры на сплочение коллектива.
10.
Мой портфель. Игра - экспромт. 1 История возникновения портфеля (ранца) Игры, конкурсы с портфелем.
11.
Моя любимая мамочка. Презентация. 1 Рассказы детей о маме. Презентация
12.
Древо моей семьи.
1
Продолжить работу над составлением генеалогического древа семьи, рассказ детей о своей семье. Сбор материала.
13.
Великие Победы.
Александр Невский. 1
Показ компьютерной презентации, рассказывающей о великом полководце и о великих победах одержанных им.
Александр Невский - 18 апреля 1242г. День победы на Чудском озере.
14.
Великие Победы.
Дмитрий Донской. 1
Показ компьютерной презентации, рассказывающей о великом полководце и о великих победах одержанных им.
Дмитрий Донской -
21 сентября1380 г. - День победы в Куликовской битве,
15.
Великие Победы.
М.И. Кутузов.
Показ компьютерной презентации, рассказывающей о великом полководце и о великих победах одержанных им. М. И. Кутузов - 8 сентября 1812г. - День Бородинского сражения.
16.
О чем говорят названия улиц родного села. 1
Рисунок «Моя улица».
17.
Главный закон моей страны.
1
Беседа о Конституции РФ, о правах и обязанностях детей, о правилах поведения в школе.
18.
Читаем книги о войне. 1
Беседа о трудностях военного времени, о жизни и подвигах детей во время Великой отечественной войны, выставка книги коллекции открыток о детях-героях.
19.
День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. 1 Вывешивание кормушек в школьном дворе.
20.
Я помощник в своей семье.
Беседа с элементами игры. 1 Беседа, конкурсы.
20.
Мы и наши права. Урок - игра. 1 Беседа Игра
21.
Игры на развитие произвольных
процессов. 1 Игры на развитие памяти, внимания.
22.
День защитника Отечества. 1
Рассказ о празднике, о родах войск, беседа. Детям предлагается рассказать о членах семьи, воевавших на фронте, или служивших в армии, выполнить рисунки об армии. Сочинение о папе.
23.
Мама, папа, я - дружная семья.
Конкурс - соревнование. 1 Соревнования семей-команд.
24.
По каким правилам мы живем в школе? 1 Беседа
25.
Широкая Масленица.
1 Стихи, песни, игры. Чаепитие.
26.
Поэты и писатели нашего села.
1 Встречи с поэтами нашего края.
27.
Мой дом. Профессии моих предков. 1
Беседа о разных профессиях, рассказы детей о профессиях родителей, дедушек, бабушек. Продолжить сбор материала.
28.
Полет к звездам. 1 Беседа, посвященная Дню космонавтики. Рассказ о первом полете в космос, о подготовке космонавтов, рисунок «Фотография из космоса», выставка книг, детских журналов с космической тематикой.
29.
Открытка ветерану. Акция. 1 Изготовление открыток ветеранам войны и труда
30.
След Великой Отечественной войны
в жизни родного края. Экскурсия в музей. 1 Беседа Экскурсия в музей, к памятнику неизвестного солдата.
31.
Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества. 1 Сообщения о героях Советского Союза, презентации.
32.
Путешествие по городам - героям. Москва - город герой. 1 Город - герой Москва.
33.
Трудовой десант чистоты и порядка
1 Уборка мусора у памятника
34.
До свидания, 2 класс. Здравствуй лето 1 Праздник с родителями.
3 класс - 34 часа
1 час в неделю
Тема занятия
Количество часов Теория Практика
Дата проведения
1.
История моего класса. 1
Вспомнить самые интересные события 2 класса, игры, рисунки «День рождения класса» и «Я и мои друзья».
2.
Традиции нашей школы. 1 Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
3.
Мои права и обязанности.
Беседа о школьном Уставе. 1 Беседа. Презентация. Устав школы.
4.
«Как учиться, чтобы учиться хорошо?» 1 Беседа о том, что успешная учёба зависит от умения планировать и организовывать свободное время.
5.
Золотые бабушкины руки. 1 Конкурс стихов. Поздравление дедушек и бабушек с днём Мудрости.
6.
Осень в родном селе. Фотоконкурс. 1 Выставка фотографий
7.
Государственные символы России. 1
Беседа о государственных символах страны, история их создания, рисунки по теме.
8.
Великие Победы.
Суворов А. В. 1
Показ компьютерной презентации, рассказывающей о великих полководцах и великих победах.
Александр Васильевич Суворов.
9.
Великие Победы.
Нахимов П. С. 1
Показ компьютерной презентации, рассказывающей о великих полководцах и великих победах.
П.С. Нахимов.
10.
Великие Победы.
Ушаков Ф. Ф. 1
Показ компьютерной презентации, рассказывающей о великих полководцах и великих победах.
Ф. Ф. Ушаков.
11.
Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. 1
Выступление в подготовительной группе детского сада «Теремок».
12.
Кому нужна моя помощь?
Разведка добрых дел. 1 Изготовление игрушек своими руками для дошкольников.
13.
Путешествие по городам - героям. Ленинград. 1 Презентация. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Книги о блокаде Ленинграда. Дневник Тани Савичевой.
14.
Путешествие по городам - героям.
Сталинград. 1 Сталинградская битва. Дом Павлова.
15.
Читаем книги о войне. 1
Беседа о трудностях военного времени, о жизни и подвигах детей во время Великой отечественной войны, выставка книги коллекции открыток о детях-героях.
16.
Новогодние зарисовки. 1 Конкурс стенгазет.
17.
Заочные путешествия на Родину Деда Мороза
в Великий Устюг и на Родину Снегурочки в Кострому.
1 Презентации о Родине Деда Мороза и Снегурочки.
18.
Новогодняя сказка. 1 Праздник встречи Нового года
19.
Конституция - основной закон жизни страны. 1
Беседа о Конституции РФ, о правах и обязанностях граждан страны, о правах и обязанностях школьника, об Уставе школы.
20.
Село, в котором я живу.
Красота природы зимой. 1 Конкурс фотографий.
21.
Они служили в Армии.
Конкурс сочинений о службе в Армии родных. 1 Выступления детей. Выставка фотографий «Мой папа - солдат».
22.
Мой папа - мастер на все руки.
1 Выставка поделок папы или фотографии его хобби. Презентация.
23.
Моя мама лучше всех! Презентация. 1 Презентация «Наши мамы». Рассказы детей о своих мамах.
24.
О подвигах детей в военное время.
1 Просмотр и обсуждение фильма.
25.
Путешествие по городам - героям.
Курск - город герой. 1 Презентация. Курская дуга. Выставка книг о Курской дуге.
26.
Десант чистоты и порядка. 1 Трудовой десант. Уборка мусора в школьном дворе.
27.
Село, где я живу. 1
Беседа о Посадской Соборной церкви Воскресения Христова
28.
Наша школа в будущем.
1 Конкурс сочинений и рисунков.
29.
День птиц. Викторина. 1 Викторина на лучшего знатока птиц нашего края.
30.
Урок мужества
«И помнить страшно, и забыть нельзя» 1 Урок мужества посвящён 9 мая, Дню Победы.
31.
Дети войны 1 Встреча с людьми, которые во время войны были детьми, их рассказы о детстве.
32.
История страны в названиях улиц нашего села. 1 Проект «Улица, на которой я живу»
33.
« Папа, мама, я - спортивная семья», соревнования, посвящённые Дню семьи. 1 Спортивные соревнования между семьями.
34.
Праздник «До свидания, 3 класс!» 1 Подведение итогов за год.
4 класс - 34 часа
1 час в неделю.
Тема занятия
Количество
часов
Содержание Дата проведения
1.
Здравствуйте, мы долго ждали этой встречи! 1
День рождение нашего класса. Мы вместе 3 года. Праздник.
2.
Моя школа.
1
Рассказ об истории нашей школы, об учителях- ветеранах, о медалистах школы. Знакомство с материалами стендов «Кем гордится школа» и «Ученик года».
3.
Я и мой класс.
1
Написание сочинений о себе, классе. Рисунки (по желанию).
4.
День пожилого человека. Акция
«Доброта души». 1
Изготовление поздравительной открытки с днём пожилого человека, вручение открыток на улицах села.
5.
Права ребенка.
Книга Юрия Яковлева
«Ваши права, дети». 1
Чтение книги Юрия Яковлева «Ваши права, дети», обсуждение.
6.
Тест «Познай себя».
1
Диагностика.
7.
Государственный праздник -
День Согласия и примирения. 1
Рассказ о Дне народного единства, беседа о многонациональности нашей страны, дружбе народов, народных традициях.
8.
Правила счастливого человека.
1
Психологический практикум.
9.
Детство - это я и ты. Наши игры и смех - для всех. 1
Праздник к окончанию 1 четверти (с родителями).
10.
Моё село Парфеньево.
1
Конкурс сочинений. Конкурс рисунков.
11.
Кто я? Какой я? Беседа
с творческим заданием 1
Беседа с творческим заданием.
12.
Основной закон жизни
нашего государства. Беседа. 1
Беседа о Конституции РФ, о правах и обязанностях граждан страны, о правах и обязанностях школьника, об Уставе школы.
13.
Я и моя семья.
Фотовыставка. 1
Фотовыставка работ.
14.
Поможем птицам пережить зиму. 1
Выступления детей. Мастерская простейших кормушек. Мастер класс. Конкурс на самую необычную кормушку. Чем кормить птиц зимой?
15.
Как встречают Новый год
в разных странах. 1
Игра - путешествие.
16.
Мир моих интересов.
1
Беседа с творческим заданием.
Что я умею и что мне нравится делать (рассказы детей, демонстрация поделок, умений и т.д.)
17.
Спешите делать добрые дела!
1
Беседа о доброте и милосердии, пословицы и поговорки о доброте.
18.
Битва под Москвой. 1
Беседа о начале контрнаступления советских войск в битве под Москвой 5 декабря 1941года. Просмотр фрагмента из фильма о Великой Отечественной войне, выставка книг о войне.
19.
Беседа «Слово не воробей…» 1
Беседа об уважительном отношении к своим товарищам и одноклассникам, учить детей анализировать и контролировать свои поступки.
20.
О подвигах женщин
в военное время.
1
Просмотр и
обсуждение фильма о Зое Космодемьянской.
21.
Конкурс « Вперёд, мальчишки»! 1
Конкурсная программа для мальчиков класса.
22.
«Как на масленичной неделе…» развлекательная программа.
1
Конкурс на лучший
рецепт блинов.
23.
Конкурс «Мисс Очарование» 1
Конкурсная программа для девочек класса.
24.
Знаешь ли ты страны мира? Страны мира - наши соседи.
1
Викторина.
25.
Геральдика - наука о гербах.
1
Беседа. Презентация.
26.
Беседа «Поступай, как велит тебе твоя совесть…» 1
Сущность понятий «честность», «порядочность», внутренний голос совести.
27.
Берегите природу.
Конкурс экологических сказок. 1
Работа в группах. Сочиняем экологические сказки.
28.
Волшебный мир руками детей.
1
Выставка детского творчества. ( рисунки, поделки, вышивки и т. д.)
29.
Победа прадеда - моя победа. 1
Мини - проекты
о своих
героических родственниках.
30.
Урок Мужества.
« Давно закончилась война…»
1
Презентация, беседа, выступления детей.
Выступления приглашенных
на урок мужества (труженики тыла, дети войны)
31.
Книга Памяти.
1
Создание презентации
и размещение
в Интернете лучших работ.
32.
Есть такая профессия -
Родину защищать. Конкурсная
познавательная программа.
1
Конкурсная познавательная программа о военных профессиях. Презентация. Выставка книг об армии.
33.
Города - герои.
Защита проекта.
1
Выступления детей по группам. Защита проекта.
34.
Праздник «В последний раз в четвёртый класс»
1
Праздник для детей и родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003. 2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.: Генезис, 2004. 3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: konf // ipkps.bsu.edu.ru 4. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с. 5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. - 2009. - №17. - 9 - 13с. 6. Домашкина Н. В. Школьные годы чудесные…Нравственное воспитание школьников / Глобус. Панарама - 2007. - 204с. 7. Е. Н. Арсенина Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе 1-4 классы / Москва, Глобус - 2007. - 220 с. 8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. - М.:Вако, 2007 9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с. 10. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с. 11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. 12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001. 13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с. 14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Асар, 1999. 15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с. 16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. - Смоленск: Русич, 1996. 17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001. 18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. - Белово, 2010. - 48-49с. 19. Методическая копилка uroki.net/docnach.htm 20. Начальная школа nsc.1september.ru 21. Презентации viki.rdf.ru/