Чтение 3 класс школа России РП

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе федерального закона "Об образовании в РФ"от 29.12.12 №273, приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования" от 6.10.2009 № 373. «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, груду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать. говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с осо­бенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка),особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации,выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений весною искусства. Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч ( 4ч в неделю, 10 учебных недель), во 2-4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Школа России», 1 - 4 класс А.А.Плешакова (издательство «Просвещение»,2011год) и авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойконой «Литературное чтение. Рабочие программы.1-4 классы» (издательство «Просвещение», 2011год). Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Основные задачи:
  • - развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
  • - учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
  • - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
  • - развивать поэтический слух,
  • - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
  • - обогащать чувственный опыт ребёнка
  • - формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
  • - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
  • - обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Ценностным ориентиром содержания учебного предмета « Литературное чтение» Является то, что учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, груду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Обоснование используемого учебно-методического комплекта Данный учебно-методический комплект предназначено для освоения системы научных понятий , формировании учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации , связанной с расширением информационного поля. Этот комплект закладывает основу формирования учебной деятельности - систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, понимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результаты. На уроках литературного чтения используется: самостоятельная форма работы, работа в парах, работа в группах, фронтальная работа, индивидуальный опрос.


Программа рассчитана на 136 часов в год ( 4 часа в неделю). На уроках литературного чтения используется: самостоятельная форма работы, работа в парах, работа в группах, фронтальная работа, индивидуальный опрос. Методы и приёмы работы:

  • Чтение вслух;
  • Чтение про себя;
  • Жужжащее чтение;
  • Чтение по ролям;
  • Инсценирование;
  • Устное словесное рисование;
  • Деление текста на части, составление плана, озаглавливание;
  • Ответы на вопросы своими словами, словами из произведения;
  • Составление характеристики главных героев;
  • Составление диафильма;
  • Пересказ по рисункам;
  • Пересказ выборочный;
  • Подробный пересказ.


  • ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ЧТЕНИЮ
  • В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
  • навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
  • При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
  • Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
  • Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
  • Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
  • в первом классах проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;
  • во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
  • в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений.


  • Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:
  • "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
  • "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
  • "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
  • "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений





























Содержание учебного предмета, курса.



№ раздела Наименование раздела Количество часов

Вводный урок по курсу литературного чтения 1
Самое великое чудо на свете 4
Устное народное творчество 14
Поэтическая тетрадь 1 11
Великие русские писатели 24
Поэтическая тетрадь 2 6
Литературные сказки 8
Были - небылицы 10
Поэтическая тетрадь 1 6
Люби живое 16
Поэтическая тетрадь 2 8
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок 12
По страницам детских журналов 8
Зарубежная литература 8
Итого 136

№ п/п

Наименование разделов и тем. Содержание программного материала Часы

1 Вводный урок по курсу литературного чтения Вступительная статья. 1

2 Самое великое чудо на свете Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. 4

3 Устное народное творчество Русские народные песни. Лирические на-родные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алё-нушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку». 14

4 Поэтическая тетрадь 1 Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смо-ленского. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». A.A. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой ни-вой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег». 11

5 Великие русские писатели Сообщение «Что интересного я узнал о жизни A.C. Пушкина», A.C. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осе-нью дышало...», «В тот год осенняя пого-да...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В.Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». 24

6 Поэтическая тетрадь 2 Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ве-тер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

6

7 Литературные сказки Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца -Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

8

8 Были-небылицы М. Горький «Случай с Евсейкой»; К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн «Слон».

10

9 Поэтическая тетрадь 1 С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин «Черемуха».

6

10 Люби живое М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

16

11 Поэтическая тетрадь 2 С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков «Если...»; Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии».

8

12 Собирай по ягодке - наберёшь кузовок Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - набе-решь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М.Зощенко «Золо-тые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю.Драгунский. «Друг детства».

12

13 По страницам детских журналов Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Весёлые стихи».

8

14 Зарубежная литература Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике.

8


Итого:

136 часов


№ п\п Вид работы По теме 1 Тест № 1 Самое великое чудо на свете 2 Тест № 2 Устное народное творчество 3 Тест № 3 Поэтическая тетрадь 1 4 Тест № 4 Великие русские писатели 5 Тест № 5 Поэтическая тетрадь 2 6 Тест № 6 Литературные сказки. 7 Тест № 7 Были-небылицы 8 Тест № 8 Поэтическая тетрадь 3 9 Тест № 9 Люби живое 10 Тест № 10 Поэтическая тетрадь 4 11 Тест № 11 Собирай по ягодке - наберёшь кузовок 12 Тест № 12 По страницам детских журналов 13 Итоговый тест №13 Зарубежная литература

Планируемые образовательные результаты. Личностные результаты:

  • .формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностей ориентации многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • .воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • .развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и -культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • .овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
  • .принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  • .развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки -на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев.
литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Учащиеся получат возможность для формирования: -умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность; -умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»; -умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг. -умение понимать, что для меня значит «моя родина». Метапредметные результаты:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать личные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, обшей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Учащиеся получат возможность для формирования: -учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,. средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,. первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения .дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение «писать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
:собственный текст на основе художественного произведения, репродукции
картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта. Учащиеся получат возможность для формирования: -умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием; -умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица; -умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); -умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.












































Тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения урока

Корректировка

Вводный урок по курсу литературного чтения-1ч

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.



Самое великое чудо на свете - 4ч

2

Самое великое чудо на свете

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению



3

Рукописные книги древней Руси

1



4

Первопечатник Иван Фёдоров

1



5

Обобщение по разделу

1



Устное народное творчество - 14ч

6

Русские народные песни

1

Прогнозироватьсодержание раздела. Планироватьработу на уроке. Различатьвиды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличатьдокучные сказки от других сказок, называть их особенности. Приниматьучастие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называтьжанры прикладного искусства. Читатьтекст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использоватьчтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускоритьили замедлитьтемп чтения, соотнося его с содержанием. Определятьособенности текста волшебных сказок, называтьволшебные предметы, описывая волшебные события. Сравниватьсодержимое сказок и иллюстрации к ним. Делитьтекст на части. Пересказыватьтекст по самостоятельно составленному плану; находитьгероев, которые противопоставлены в сказке. Называтьосновные черты характера героев. Характеризоватьгероев произведения. Сравниватьгероев произведения, героев разных сказок. Инсценироватьсказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумыватьсвои сказочные истории. Сравниватьпроизведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвоватьв работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариватьсядруг с другом; выражатьсвою позицию. Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьсвои достижения.



7

Докучные сказки



8-9

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

2



10-12

Иван- царевич и Серый волк

3



13-15

Сивка - бурка

3



16-17

Обобщение по разделу

1



18

Проверочная работа

1



19

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

1



Поэтическая тетрадь 1 - 11ч

20

Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского

1 Прогнозироватьсодержание раздела. Читатьвыразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдатьза повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определитьразличные средства выразительности. Использоватьприемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинятьсвои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читатьстихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оцениватьсвои достижения.



21

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

1



22

Ф.И.Тютчев «Листья»

1



23

А.А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка…»

1



24

А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1



25

И.С.Никитин «Полно, степь моя…»

1



26

И.С.Никитин «Встреча зимы»

1



27

И.З.Суриков «Детство»

1



28

И.З.Суриков «Зима»

1



29

Обобщение по разделу

1



30

Проверочная работа

1



Великие русские писатели - 24ч

31

А.С.Пушкин

1

Прогнозироватьсодержание раздела. Планироватьработу на уроке, выбирать виды деятельности. Читатьтекст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различатьлирическое и прозаическое произведения. Называтьотличительные особенности стихотворного текста. Объяснятьзначение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находитьсредства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использоватьсредства художественной выразительности в устных высказываниях. Знатьособенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравниватьпроизведение живописи и произведение литературы. Даватьхарактеристику героев литературной сказки. Определятьсамостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравниватьрассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотноситьзаглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечатьна вопросы по содержанию. Определятьособенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлятьгероев басни. Характеризоватьгероев басни на основе их поступков. Инсценироватьбасню. Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьсвои достижения. Различатьв басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.



32

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1



33

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

1



34-37

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

4



38

И.А.Крыолов

1



39

И.А.Крылов «Мартышка и очки»

1



40

И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»

1



41

И.А.Крылов «Ворона и лисица»

1



42

М.Ю.Лермонтов В.Воскобойников

1



43

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «Утёс»

1



44

М.Ю.Лермонтов «Осень»

1



45

Л.Н.Толстой. Детство Л.Н.Толстого

1



46-47

Л.Н.Толстой «Акула»

2



48-49

Л.Н.Толстой «Прыжок»

2



50

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

1



51

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»,

1



52

Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»

1



53

Обобщение по разделу

1



54

Проверочная работа

1



Поэтическая тетрадь 2 - 6 ч

55

Н.А.Некрасов «Славная осень!...»

1

Прогнозироватьсодержание раздела. Восприниматьстихи на слух. Читатьстихотворение, выражая авторское настроение. Сравниватьтекст-описание и текст-повествование. Находитьсредства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следитьза выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создаватьсловесные картины по тексту стихотворения. Находитьсреди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читатьстихи выразительно, оцениватьсвои достижения.



56

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

1



57

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1



58

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

1



59

И.А.Бунин стихи

1



60

Обобщение по разделу

1




Литературные сказки - 8ч

61-62

Д.Н.Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки» ,«Сказка про храброго зайца…»

2

Прогнозироватьсодержание раздела. Восприниматьна слух тексты литературных сказок, высказыватьсвое мнение, отношение. Читатьсказку в слух и про себя, использоватьприемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравниватьсодержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдатьза развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснятьзначение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравниватьгероев в литературной сказке, характеризоватьих, используя текст сказки. Определятьавторское отношение к изображаемому. Читатьсказку в лицах. Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьсвои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.



63-64

В.М.Гаршин «Лягушка - путешественница»

2



65-67

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

3



67

Обобщение по разделу

1



68

Обобщение по разделу .Проверочная работа

1



Были - небылицы - 10ч

69-70

М.Горький «Случай с Евсейкой»

2

Прогнозироватьсодержание раздела. Определятьособенности сказки и рассказа. Различатьвымышленные события и реальные. Определятьнравственный смысл поступков героя. Выражатьсобственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находитьсредства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлятьплан краткого и полного пересказов. Пересказыватьтекст подробно, кратко, выборочно. Определятьхарактеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказыватьо прочитанных книгах. Самостоятельно придумыватьсказочные и реальные истории. Находитьв тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читатьсказку выразительно по ролям.



71-73

К.Паустовский «Растрёпанный воробей»

3



74-77

А.Куприн «Слон»

4



78

Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1



Поэтическая тетрадь 1 - 6ч

79

Саша Чёрный «что ты тискаешь утёнка?»

1

Прогнозироватьсодержание раздела. Читатьстихотворение, отражая настроение. Находитьв стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравниватьстихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбиратьстихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснятьсмысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумыватьстихотворные тексты. Проверятьправильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оцениватьсвои достижения.



80

Саша Чёрный «Воробей», «Слон»

1



81

А.А.Блок «Ветхая избушка»

1



82

А.А.Блок «Сны», «Ворона»

1



83

С.А.Есенин «Черёмуха»

1



84

Обобщение по разделу

1



Люби живое -16ч

85

М.Пришвин «Моя Родина»

1

произведением на уроке, используя условные обозначения. Читатьи восприниматьна слух произведения. Определять жанр произведения. Пониматьнравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оцениватьсвои достижения.



86-87

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

2



88

В.Белов «Малька провинилась»

1



89

В.Белов «Ещё про Мальку»

1



90-92

В.Бианки «Мышонок Пик»

3



93-95

Б.Житков «Про обезьянку»

3



96-97

В.Астафьев «Капалуха»

2



98-99

В.Драгунский «Он живой и светится…»

2



100

Обощение по разделу. Проверочная работа.

1



Поэтическая тетрадь 2 - 8ч

101

С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной»

1

Прогнозироватьсодержание раздела. Планироватьработу на уроке. Читатьи восприниматьна слух лирические тексты. Читатьстихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравниватьназвание произведения и его содержание, высказыватьсвое мнение. Находитьв произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинятьстихотворения. Заучиватьстихи наизусть. Проверятьчтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оцениватьсвои достижения.



102

А.Л.Барто «Разлука»

1



103

А.Л.Барто «В театре»

1



104

С.В.Михалков «Если»

1



105

Е.А.Благинина «Кукушка»

1



106

Е.А.Благинина «Котёнок»

1



107

Проект «праздник поэзии»

1



108

Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1



Собирай по ягодке - наберёшь кузовок - 12ч

109-110

Б.Шергин «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»

2

Прогнозироватьсодержание раздела. Объяснятьсмысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планироватьработу на уроке с использованием условных обозначений. Восприниматьна слух художественное произведение; читатьвслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснятьсмысл названия произведения. Соотноситьпословицу с содержанием произведения. Отвечатьна вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумыватьсвои вопросы к текстам. Наблюдатьза особенностями речи героев. Пониматьособенности юмористических произведений; выделятьэпизоды, которые вызывают смех; определятьотношение автора к событиям и героям. Придумыватьсамостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьсвои достижения.



111-112

А.платонов «Цветок на земле»

2



113

А.платонов «Ещё мама»

1



114-115

М.Зощенко «Золотые слова»

2



116-117

М.Зощенко «Великие путешественники»

2



118

Н.Носов «Федина задача»

1



119

Н.Носов «Телефон»

1



120

Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1



По страницам детских журналов - 8ч

121

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1 Прогнозироватьсодержание раздела. Планироватьработу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определятьтему для чтения. Находитьв библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечатьна вопросы по содержанию. Читатьтекст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использоватьприем увеличения темпа чтения - «чтение в темпе разговорной речи». Придумыватьсамостоятельно вопросы по содержанию. Находитьнеобходимую информацию в журнале. Готовитьсообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинятьпо материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьсвои достижения.



122

Ю.Ермолаев «Проговорился»

1



123-124

Ю.Ермолаев «Воспитатели»

2



125

Г.остер «Вредные советы»,

1



126

Г.остер «Как получаются легенды»

1



127

Р.Сев «Весёлые стихи»

1



128

Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1



Зарубежная литература - 8ч

129-130

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

2 Прогнозироватьсодержание раздела. Планироватьработу на уроке. Читатьи восприниматьна слух художественное произведение. Находитьв мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлятьрассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказыватьвыборочно произведение. Сравниватьсказки разных народов. Сочинятьсвои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбиратькниги по рекомендованному списку и собственному выбору; записыватьназвания и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказыватьо прочитанных книгах зарубежных писателей, выражатьсвое мнение. Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьсвои достижения.



131-135

Г.-Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

5



136

Обобщение по разделу. Проверочная работа

1

































Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения учебного процесса.

  • Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы, издательство «Просвещение», 2011год.
  • Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская), Москва «просвещение», 2013год.
  • Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская), Москва «просвещение», 2013год.
  • Компьютер.
  • Проектор BENQ.
  • Экран.
  • Музыкальный центр.
  • Сказки А.С.Пущкина на DVD
  • Электронное приложение «Дидактические и развивающие игры в начальной школе», издательство «Планета», 2011год.
  • Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

21


© 2010-2022