- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья ФГОС второго поколения в моей практике
Статья ФГОС второго поколения в моей практике
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Анисина А.Е. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФГОС второго поколения в моей практике.
Учитель: Анисина Алена Евгеньевна
Высокие темпы социальных преобразований требуют новых стандартов знаний и умений, обеспечивающих успешную самореализацию подрастающего поколения во всех видах жизнедеятельности. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Еще сравнительно недавно главной задачей образования было формирование у школьников навыков воспроизводства имеющихся знаний для успешного включения в медленно меняющуюся трудовую, семейно-бытовую, общественную деятельность. В настоящее время постоянное обновление представлений о природных, общественных процессах требует от каждого человека зрелых навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития во всех видах повседневной жизнедеятельности. Включение личности в непрерывное образование актуализирует умение оперативно обновлять имеющиеся представление о жизни, выбирать в информационном потоке те знания, которые обеспечивают успешное разрешение постоянно возникающих сложных проблем взаимодействия с различными общностями и индивидами. Исходя из этого, на уроках и внеурочной деятельности я стараюсь обеспечить:- формирование у учащихся потребности в активном познании окружающего мира;
- приобретение навыков самоорганизации, обеспечивающих высокую эффективность всех видов учебной и внеучебной деятельности;
- становление построенных на принципах гуманизма отношений с разными людьми, малыми и большими группами, этносами;
- овладение базовыми умениями выявлять и реализовывать индивидуальные задатки и способности.
Детская самостоятельность формируется через:
-
работу в группах,
-
дифференцированные задания,
-
проекты по каждому предмету.
Действия контроля формируются через:
-
отдельную страницу достижений учащихся,
-
самопроверку,
-
работу в парах.
В соответствии с ФГОС в школе реализуется как урочная, так и внеурочная деятельность.
Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. На уроках стараюсь применять системно-деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектные, игровые, информационно-коммуникативные, групповые технологии; компетентностный подход; личностно-ориентированный подход.
Проектная деятельность, которой стараюсь уделить внимание на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно - исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Представление проектов происходит пока только в классе, но в дальнейшем планируем выступление и на школьных научно-практических конференциях.
Большое внимание хочу уделить решению проектных задач, которые помогают нам увидеть, как дети учатся использовать полученные знания в модельных и практических ситуациях, сотрудничать друг с другом в совместной деятельности.
На уроках у обучающихся развивается умение учиться, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Я считаю, что реализация данной программы позволяет всесторонне развивать личность учащихся младших классов, формировать у детей систему опорных знаний и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования на следующей ступени обучения.
В течение этого времени разрабатываю и использую задания уровневого характера, входного, промежуточного и итогового контроля, позволяющие оценить метапредметные результаты освоения ООП обучающимися класса.
Стараюсь организовать психолого-педагогическую диагностическую работу:
- определены методики диагностики готовности детей к обучению в школе;
- проведена входная и итоговая психолого-педагогическая диагностика в 1-х классах;
- проведен анализ по результатам психолого-педагогической диагностики обучающихся 1-х классов;
- мною начата работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших школьников;
Итоговые работы за 1-й класс и первое полугодие 2-го класса выполнили все обучающиеся. Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам четвертей) и итоговое оценивание (в форме комплексной письменной работы) показали, что у 100% обучающихся сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом, выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
В течение года проводилась работа по формированию УУД у обучающихся класса;
организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных и личностных результатов освоения младшими школьниками ООП через комплексные диагностические работы, тестовые задания; ведется эффективная работа по нравственному воспитанию, второклассники могут адекватно оценивать свою работу. У детей сформированы навыки познавательной деятельности. Они могут организовать совместную работу по заданным условиям и продуктивно выполнять её.
По итогам диагностики проводятся психолого-педагогические консультации для родителей, ведется работа с детьми группы риска.
С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование системы накопительной оценки - портфолио учащихся. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки в нашей классе является портфолио учащегося, который позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка, предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Отбирая в свое портфолио творческие, проектные работы, ребенок проводит рефлексию сделанного, а педагог отслеживает как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Портфолио способствует повышению самооценки обучающегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Я считаю, что портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
-
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
-
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
-
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
-
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Хочу отметить следующие, на мой взгляд, положительные тенденции в процессе реализации мною ФГОС:
- положительная динамика использования в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
- использование в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
- ориентация на организацию здоровьесберегающей среды;
- осознание необходимости перехода на развивающие системы обучения;
- возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами;
- положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.
.
В классе ведется серьезная работа с родителями. На родительских собраниях проводится анкетирование по вопросам введения ФГОС, обсуждаются основные положения, успехи и проблемы детей, представляются творческие работы детей, организуются консультации по результатам диагностики УУД. Родители оказывают помощь в ведении портфолио, в оформлении проектов, в организации праздников, принимают активное участие в конкурсах.
В дальнейшем, учитывая свой приобретаемый опыт и имеющиеся недостатки, передо мной стоят следующие задачи:
-
Продолжить работу по изучению и внедрению в практику своей работы новых стандартов (ФГОС)
-
Продолжить работу по повышению качества образования, через внедрение в свою педагогическую практику актуальных педагогических технологий, ориентированных на системно - деятельностный подход в обучении.
-
Составить план и вести систематическую работу с одаренными детьми;
-
Повысить качество проектно-исследовательской деятельности учащихся;
-
Продолжить работу по предупреждению неуспеваемости учащихся через индивидуализацию и дифференциацию обучения, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.
-
Использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе с целью сохранения физического и психологического здоровья младших школьников.