Статья ФГОС второго поколения в моей практике

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГОС второго поколения в моей практике.

Учитель: Анисина Алена Евгеньевна

Высокие темпы социальных преобразований требуют новых стандартов знаний и умений, обеспечивающих успешную самореализацию подрастающего поколения во всех видах жизнедеятельности. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Еще сравнительно недавно главной задачей образования было формирование у школьников навыков воспроизводства имеющихся знаний для успешного включения в медленно меняющуюся трудовую, семейно-бытовую, общественную деятельность. В настоящее время постоянное обновление представлений о природных, общественных процессах требует от каждого человека зрелых навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития во всех видах повседневной жизнедеятельности. Включение личности в непрерывное образование актуализирует умение оперативно обновлять имеющиеся представление о жизни, выбирать в информационном потоке те знания, которые обеспечивают успешное разрешение постоянно возникающих сложных проблем взаимодействия с различными общностями и индивидами. Исходя из этого, на уроках и внеурочной деятельности я стараюсь обеспечить:
  • формирование у учащихся потребности в активном познании окружающего мира;
  • приобретение навыков самоорганизации, обеспечивающих высокую эффективность всех видов учебной и внеучебной деятельности;
  • становление построенных на принципах гуманизма отношений с разными людьми, малыми и большими группами, этносами;
  • овладение базовыми умениями выявлять и реализовывать индивидуальные задатки и способности.
Главное направление в моей работе - деятельность ученика в сотрудничестве с одноклассниками, педагогами и родителями. Особое внимание я уделяю формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) в процессе изучения разных учебных предметов, на классных часах, внеурочной и проектной деятельности, в рамках дополнительного образования. Овладение УУД, в конечном счете, ведет к формированию способности у учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. В 2014 учебном году обучение на основе ФГОС начала с 1 класса. Обучение ведётся на основе УМК «Перспективная начальная школа». УМК «Перспективная начальная школа» был выбран исходя из того, что в нем реализует деятельностный подход, наблюдается проблемный характер изложения содержания. Групповая работа, работа в парах заложена в заданиях, в самой системе. Есть система в разнообразии форм организации учебной деятельности. УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы. Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражено в подборе материала, в структуре учебников. УМК «Перспективная начальная школа» системно учитывает современные особенности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе. Комплектность УМК обеспечивает единство его установки на формирование личностных и универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Кроме того, к комплектности относится: общий подход к проектной деятельности учащихся; демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; выход за пределы учебников в зону ближайших словарей, справочников, отсылок в Интернет; обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок; наличие сквозной внешней интриги, герои которой сверстники учащихся - брат и сестра (Миша и Маша) высказывают разные точки зрения при решении проблемных ситуаций; единая система обозначений во всех учебникам УМК.

Детская самостоятельность формируется через:

  • работу в группах,

  • дифференцированные задания,

  • проекты по каждому предмету.

Действия контроля формируются через:

  • отдельную страницу достижений учащихся,

  • самопроверку,

  • работу в парах.

В соответствии с ФГОС в школе реализуется как урочная, так и внеурочная деятельность.

Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. На уроках стараюсь применять системно-деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектные, игровые, информационно-коммуникативные, групповые технологии; компетентностный подход; личностно-ориентированный подход.

Проектная деятельность, которой стараюсь уделить внимание на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно - исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Представление проектов происходит пока только в классе, но в дальнейшем планируем выступление и на школьных научно-практических конференциях.

Большое внимание хочу уделить решению проектных задач, которые помогают нам увидеть, как дети учатся использовать полученные знания в модельных и практических ситуациях, сотрудничать друг с другом в совместной деятельности.

На уроках у обучающихся развивается умение учиться, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

Я считаю, что реализация данной программы позволяет всесторонне развивать личность учащихся младших классов, формировать у детей систему опорных знаний и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования на следующей ступени обучения.

В течение этого времени разрабатываю и использую задания уровневого характера, входного, промежуточного и итогового контроля, позволяющие оценить метапредметные результаты освоения ООП обучающимися класса.

Стараюсь организовать психолого-педагогическую диагностическую работу:

- определены методики диагностики готовности детей к обучению в школе;

- проведена входная и итоговая психолого-педагогическая диагностика в 1-х классах;

- проведен анализ по результатам психолого-педагогической диагностики обучающихся 1-х классов;

- мною начата работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших школьников;

Итоговые работы за 1-й класс и первое полугодие 2-го класса выполнили все обучающиеся. Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам четвертей) и итоговое оценивание (в форме комплексной письменной работы) показали, что у 100% обучающихся сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом, выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

В течение года проводилась работа по формированию УУД у обучающихся класса;

организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных и личностных результатов освоения младшими школьниками ООП через комплексные диагностические работы, тестовые задания; ведется эффективная работа по нравственному воспитанию, второклассники могут адекватно оценивать свою работу. У детей сформированы навыки познавательной деятельности. Они могут организовать совместную работу по заданным условиям и продуктивно выполнять её.

По итогам диагностики проводятся психолого-педагогические консультации для родителей, ведется работа с детьми группы риска.

С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование системы накопительной оценки - портфолио учащихся. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки в нашей классе является портфолио учащегося, который позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка, предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Отбирая в свое портфолио творческие, проектные работы, ребенок проводит рефлексию сделанного, а педагог отслеживает как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Портфолио способствует повышению самооценки обучающегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Я считаю, что портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Хочу отметить следующие, на мой взгляд, положительные тенденции в процессе реализации мною ФГОС:

- положительная динамика использования в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);

- использование в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;

- ориентация на организацию здоровьесберегающей среды;

- осознание необходимости перехода на развивающие системы обучения;

- возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами;

- положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.

.

В классе ведется серьезная работа с родителями. На родительских собраниях проводится анкетирование по вопросам введения ФГОС, обсуждаются основные положения, успехи и проблемы детей, представляются творческие работы детей, организуются консультации по результатам диагностики УУД. Родители оказывают помощь в ведении портфолио, в оформлении проектов, в организации праздников, принимают активное участие в конкурсах.

В дальнейшем, учитывая свой приобретаемый опыт и имеющиеся недостатки, передо мной стоят следующие задачи:

  1. Продолжить работу по изучению и внедрению в практику своей работы новых стандартов (ФГОС)

  2. Продолжить работу по повышению качества образования, через внедрение в свою педагогическую практику актуальных педагогических технологий, ориентированных на системно - деятельностный подход в обучении.

  3. Составить план и вести систематическую работу с одаренными детьми;

  4. Повысить качество проектно-исследовательской деятельности учащихся;

  5. Продолжить работу по предупреждению неуспеваемости учащихся через индивидуализацию и дифференциацию обучения, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.

  6. Использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе с целью сохранения физического и психологического здоровья младших школьников.


© 2010-2022