- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира в 3 классе по теме От Древней Руси к Единой России
Урок окружающего мира в 3 классе по теме От Древней Руси к Единой России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Спиртова О.Н. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема. От Древней Руси к Единой России
Тип урока: открытие новых знаний Цель урока: формирование знаний об эпохе усиления Московского княжества и создания вокруг него единого Московского государства
Задачи:
- Личностные: развитие интереса к истории России, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, чувства гордости за свое Отечество на примерах и образах стойкости и мужества русского народа
- Предметные: формирование знаний об особенностях формирования самосознания русского народа, о закономерностях образования Российского централизованного государства; выявление значения деятельности таких личностей, как Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван III, в деле объединения и освобождения Руси от власти Золотой Орды.
- Метапредметные: развитие умения работать с информацией, выделять главную мысль, делать выводы и обобщать полученные знания.
Оборудование: карточки с терминами, учебник, карточки для заполнения таблицы, карточки с тестом, рабочая тетрадь, компьютер
Этапы урока
Содержание
действия учителя
действия учеников
I. Организационный этап
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Приветствуют учителя, садятся, проверяют свою готовность к уроку.
II. Мотивационный
(под музыку)- Итак, мы снова возвращаемся в прошлое. Древняя Русь.
Как долго ты училась жить Россия
И даже в час, когда тебя рвала
по волчьи, на куски
орда Батыя.
Всяк князь звонил себе в колокола.
И глядя на дорогу через щелки
Бойниц,
Шептал, крестясь на образа:
«Авось они проскачут мимо, волки,
авось пройдет сторонкою гроза».
Слушают стихотворение под музыку
III. Актуализация знаний
- Ребята, на прошлом уроке вы рассматривали нашествие Батыя на Русь. Много лет прошло с тех пор, Орды монголо-татар чувствовали себя на Руси как дома. Отдельные стычки случались постоянно, но нужна была победа - одна большая, общая.
- На прошлом уроке мы говорили о Батые и Чингисхане. (c 44)
- Кто хочет рассказать о Батые?
- О Чингисхане?
- В те смутные времена была ли Русь едина?
- Нет, Русь тогда была совсем не единая - на отдельные княжества разбитая, да и сами князья то и дело друг с дружкой ссорились. А войско у врага сильное было .
- Сегодня мы начинаем изучение нового раздела учебника. Давайте прочитаем его название. Откройте учебник на с/ 48
- Правильно. Давайте вспомним пройденные исторические понятия.
Племя, кочевники, купцы, библия, фрески, рыцари, закон, ислам, Чингисхан, летопись, Золотая Орда, государство.
- Объясните, как вы понимаете, что они обозначают?
- Племя - тип общности
Купец - человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
Фре́ска - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей
Закон - свод обязательных норм и правил
Чингисха́н - основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена
Золотая Орда - государство монголов, созданное в XIII веке ханом Батыем после похода на Русь.
Коче́вники - люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни.
Би́блия - собрание текстов, считающихся священными
Ры́царь - средневековый дворянский почётный титул в Европе.
Исла́м - мировая религия.
Летопись - запись событий истории Руси по годам.
Государство - организация общества в какой либо стране. В государстве должны быть правительство, законы, армия.
Рассказывают сообщения
- Нет
- Времена Московского Государства. XIV - XVII века.
Каждое слово поясняется для каждой группы
IV.
Постановка цели урока Появляется надпись названия государств - Древняя Русь, Россия
- Прочитайте названия государств. Древняя Русь, Россия
- Это разные страны или нет? - Глядя на разные названия одного государства, можете предположить какова тема нашего урока?
- А какова будет цель нашего урока?
- Давайте представим, что вы - учёные-историки. Ребята, а кто такие историки? (изучающие историю) - А что такое история? (наше прошлое)
- И так, представьте, вы нашли отрывок из древней летописи, но она не сохранилась полностью. Ваша задача - расшифровать, о каких событиях идёт речь.
- Кто хочет прочитать первый отрывок
- «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Настало время тяжёлых испытаний, обрушились на неё страшные беды. Первая беда - вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом…»
- О чем идет речь в этом отрывке?
- Давайте прочитаем второй отрывок летописи
- «А другая беда - из степей пришла, налетели чёрны вороны, спалили города, да сёла… »
- О какой беде говорится в этом отрывке?
- Правильно. Давайте прочитаем следующий отрывок
-«Создали захватчики своё государство, а русских людей принудили дань платить. Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землёй!»
- О каком государстве идет речь?
- И так, о чем продолжение летописи?
- «И лишь 8 поколений спустя наконец-то всё переменилось на Руси! Прогнали чёрных воронов, снова Русь светом засияла!»
- о чем идет речь? - Возникает вопрос:
- Почему русские князья сначала должны были подчиняться Золотой орде, а потом смогла освободиться от нее? Как это получилось? Почему Русь смогла стать свободной и независимой?
- ПОПРОБУЕМ В ЭТОМ РАЗОБРАТЬСЯ
Читают названия государств
- Нет, это одна страна
- Как Древняя Русь стала Единой Россией
- Выяснить, как Древняя Русь смогла стать Единой Россией Высказывают свое мнение
- читают
- Речь идёт о временах раздроб-ленности Руси,
-нашествие монголо-татар
- Новое государство - Золотая Орда Ученики предлагают названия
- Речь о том, что Руси удалось освободиться от власти Золотой Орды
V. Открытие новых знаний
- Давайте прочитаем первый абзац раздела «Собирание Руси» вслух. С 48-50 (Лиза)
- А почему надо было силой и жестокостью объединять княжества?
- Да, нелегко было это сделать. Нам сейчас предстоит выяснить, благодаря каким людям совершилось объединение Руси.
- Давайте поработаем в группах, с карточками.
- А деятельность каких личностей мы будем анализировать?
- подберем каждой личности его деятельность
(проверим работу)
Освобождение Руси.
Личности
Деятельность
Андрей Рублёв
Написал икону «Троица», которая
Послужила призывом к объединению Руси.
Сергий Радонежский
Основал Троицкий монастырь, призывал прекратить распри между людьми. Благословил Московского князя на битву с Ордой.
Дмитрий Иванович, князь московский
Создал единое русское войско, с которым одержал победу в Куликовской битве в 1380 году.
Иван III, правнук Дмитрия Донского
Объединил Русские земли. Отказался платить дань хану. - Кто помнит, для чего мы заполняли таблицу?
- В процессе объединения Руси участвовало много людей - это были князья и простые воины, монахи и художники, народное ополчение из разных княжеств. Объединение всех сил Руси шло вокруг Москвы
- Мы выяснили, что русские земли стали объединяться вокруг Москвы.
Прочитаем текст «Московское государство» и скажем , чем оно отличалось от Древней Руси.
- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (педагог показывает на карточку на доске с основным вопросом урока)
- Русь стала свободной?
- Почему вы так считаете?
- Русь стала свободной и независимой, потому что она смогла объединиться вокруг Москвы, в результате, Золотую Орду прогнали. И в этом участвовала вся Русь: воины и художники, князья и монахи.
Читают вслух абзац «Собирание Руси»
- Не все ещё поняли, что это необходимо, хотели справиться каждый сам.
физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
Читают текст «Московское государство»
- Единый правитель (Иван 3), охраняемые границы, столица, указы (исполнялись как законы), герб
VI. Применение новых знаний
- А теперь давайте посмотрим, как вы поняли тему урока и применим наши новые знания. Мы выполним тест в парах
1. Кто является автором иконы «Троица»? с 48
В. Васнецов
А. Рублёв
А. Копейкин
И. Левитан
2. Кто из русских князей решил поднять Русь против Орды?
Александр Ярославич
Владимир Святославич
Дмитрий Иванович с 49
князь Олег
3. У кого просил совета московский князь Дмитрий Иванович?
у Сергия Радонежского с 49
у Пересвета
у Осляби
у монаха Серафима
4. В каком году состоялась Куликовская битва?
в 1880 г.
в 1830 г.
в 1380 г. с 49
в 1330 г.
5. К берегам какой реки отступали русские воины во время Куликовской битвы?
Днепр
Дон с 49
Десна
Дунай
6. Удалось ли освободить Дмитрию Донскому Русь от Золотой Орды?
да
нет с 51
7. В каком году правнук Дмитрия Донского Иван III избавил Русь от ордынской зависимости?
1840 г.
1480 г. с 51
1440 г.
1880 г.
8. Кем провозгласил себя Иван III?
великим царем
великим правителем
великим государем с 51
великим королем
9. В каком веке начались времена Московского государства?
в X в.
в XIII в.
в XIV в.
в XV в. (1480 возникло Московское государство)
- Молодцы, давайте сдадим листочки, я проверю ваши работы и обязательно выставлю оценки в журнал
Если останется время: - А теперь давайте выполним задания № 1, 2 в рабочей тетради
Выполняют тест
VII. Итог урока. Рефлексия. - Вот и закончилось наше путешествие во времени. -Кто же окончательно освободил Русь от татаро-монгол? - Что на уроке показалось самым интересным?
- Иван III
Выражают свое мнение
VIII. Домашнее задание Рабочая тетрадь. Задание № 3.
Записывают.
- Племя - тип общности
Купец - человек (торговец), занятый в сфере торговли,
купли-продажи.
Фре́ска - живопись по сырой штукатурке, одна из техник
стенных росписей
Закон - свод обязательных норм и правил
Чингисха́н - основатель и первый великий
хан Монгольской империи, объединивший
разрозненные монгольские племена
Золотая Орда - государство монголов, созданное
в XIII веке ханом Батыем
после похода на Русь.
Коче́вники - люди, временно или постоянно
ведущие кочевой образ жизни.
Би́блия - собрание текстов, считающихся священными
Ры́царь - средневековый дворянский почётный
титул в Европе.
Исла́м - мировая религия.
Летопись - запись событий истории Руси по годам.
Государство - организация общества в какой либо стране.
В государстве должны быть правительство,
законы, армия.
«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Настало время тяжёлых испытаний, обрушились на неё страшные беды. Первая беда - вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом…»
Речь идёт о временах раздробленности Руси,
«А другая беда - из степей пришла, налетели чёрны вороны, спалили города, да сёла… »
-нашествие монголо-татар
-«Создали захватчи-ки своё государство, а русских людей принудили дань платить. Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землёй!»
- Новое государство - Золотая Орда
- «И лишь 8 поколений спустя наконец-то всё переменилось на Руси! Прогнали чёрных воронов, снова Русь светом засияла!»
- Речь о том, что Руси удалось освободиться от власти Золотой Орды
-
Кто является автором иконы «Троица»?
В. Васнецов
А. Рублёв
А. Копейкин
И. Левитан
-
Кто из русских князей решил поднять Русь против Орды?
Александр Ярославич
Владимир Святославич
Дмитрий Иванович
князь Олег
3.У кого просил совета московский князь Дмитрий Иванович?
у Сергия Радонежского
у Пересвета
у Осляби
у монаха Серафима
4. В каком году состоялась Куликовская битва?
в 1880 г.
в 1830 г.
в 1380 г.
в 1330 г.
-
К берегам какой реки отступали русские воины во время Куликовской битвы?
Днепр
Дон
Десна
Дунай
-
Удалось ли освободить Дмитрию Донскому Русь от Золотой Орды?
да нет
-
В каком году правнук Дмитрия Донского Иван III избавил Русь от ордынской зависимости?
1840 г.
1480 г.
1440 г.
1880 г.
-
Кем провозгласил себя Иван III?
великим царем
великим правителем
великим государем
великим королем
-
В каком веке начались времена Московского государства?
в X в.
в XIII в.
в XIV в.
в XV в.