План-конспект по русскому языку на тему Чередование настоящего звука с нулевым звуком» (ПНШ) 2 класс»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка УМК «Перспективная Начальная Школа»

Учитель: Моисеева Евгения Олеговна

Класс: 2 «В»

Тема: «Чередование настоящего звука с нулевым звуком» (непроизносимые согласные)»

Тип урока: Открытие новых знаний (ОНЗ)

Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний

Задачи:

-образовательная: учить решать новую орфографическую задачу с помощью известных способов проверки написания корней слов;

-развивающая: развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мыслительные операции; речь учащихся;

-воспитательная: воспитание культуры общения, взаимопомощи;

Планируемые результаты:

Предметные

-учащиеся узнают о наличии ещё одной новой орфограммы корня - «непроизносимые согласные», познакомятся со способом проверки данной орфограммы.

УУД:

Личностные:

- формирование у ученика учебной мотивации, желание внести свой вклад для достижения общих результатов

Регулятивные:

- планирование деятельности на уроке в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; волевая саморегуляция в затруднении, умение формулировать проблему; осуществлять самопроверку работ; контроль и оценка способов своей деятельности;

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение понять информацию, представленную в виде текста; умение сравнивать; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы; рефлексия способов и условий действий;
Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать учителя, ученика, вступать в диалог, строить устные высказывания, аргументировать своё мнение; выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Оборудование урока:

- учебник « .

- ТПО « .

- раздаточный материал для детей

- компьютер

- интерактивная доска

- презентационное оборудование

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД I. Мотивация к учебной деятельности (3 минуты) Цель: -проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

- Дети, начинаем урок русского языка. У нас сегодня много гостей, посмотрите на них, улыбнитесь друг другу.

Сегодняшний урок я начну не с привычных для вас слов: «Откройте тетради, пишем число, классная работа», А с очень древней мудрой легенды. В одном очень древнем городе жил мудрый, мудрый старец. Он знал очень многое, и люди ценили и уважали его. Как и у любого города у этого города был правитель! Он был не так уж умён и мудр. И, если честно признаться, завидовал старцу.

Решил, как-то правитель избавить город от уважаемого всеми старца. Долго думал правитель, как сделать так, чтобы никто не заподозрил, что изгнание старца несправедливо. Долго думал, и придумал.

Он решил, что позовёт старика, поймает бабочку в ладошку и загадает ему загадку. Спросит старика, что в его руках живое или мертвое? Если старик ответит живое, то правитель сожмет ладонь и убьёт этим крохотную бабочку. Если старик скажет мёртвое, то он просто разожмет ладонь и выпустит бабочку на свободу! Так он надеялся изгнать старика, ссылаясь на его глупость. Пришёл тот день, пришёл и старец к правителю. Загадал правитель ему свою хитрую загадку. А старик ответил так:«ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ!»

И сегодня, ребята, в ваших руках , в ваших силах на этом уроке познать чудные законы родного языка.

-Предлагаю составить план действий, по которому будем работать на уроке.

В нашей работе нам будут помогать мудрец, который решил отправиться в путешествие, чтобы познакомить людей с таким прекрасным языком как русский язык. .

- Дети проверяют готовность к уроку.

- Необходимо быть грамотными людьми.




- план действий на уроке

(составляем, приложение № 1), знания и умения работать в паре, ставить цель, анализировать, определять проблему и т.д.

1 Чистописание

2. Словарная работа.

Открытие новых знаний.

3. Работа по новой теме.

4. Работа со словами.

5.Работа с предложением.

6. Домашнее задание


- личностные - формирование у ученика учебной мотивации, желание внести свой вклад для достижения общих результатов; - регулятивные - организация рабочего места, планирование деятельности на уроке в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.


II. Актуализация знаний. Фиксирование затруднений в пробном действии. (10 минут) Цель:актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания; - мотивирование к пробному учебному действию; - фиксация затруднений.

1. Чистописание: В порту этой далекой страны стоял красивый парусник, с особыми парусами:. Рассмотрите внимательно паруса и найдите «лишние буквы». Именно их мы будем писать. Докажите свою точку зрения.

2.Словарная работа

На борту этого парусника хранились сундуки, в которых хранится три великие тайны русского языка. С двумя из них вы знакомы. Сей час мы их вспомним.

-Распределите слова в группы Найдите в каждой группе лишнее слово, объясните свой выбор. Проверим наши слова.

Моря, крепкая, паруса, волна,. корабль, легкий, резкий, сладкий, сердце.

Какое слово осталось?

- - Какие это орфограммы?

- Почему возникают проблемы при написании слов с данными орфограммами?

- Можно ли эти проблемы решать?

- Как?

- Какие пути проверки вы знаете?

-

Для мудреца это слово очень важное, без открытого доброго и большого сердца путешествовать нельзя, нельзя общаться с людьми, нельзя протянуть руку помощи или поделиться своим знанием. Давайте разберемся в этой проблеме.

Это буквы л, д, т, в.

Дети прописывают строчку с согласными.

-Получилось две группы.

Моря, крепкая паруса легкий

Волна резкий

Корабль сладкий, сердце.

Главные орфограммы корня.

- Безударная гласная, проверяемая ударением и парная по звонкости-глухости.

- Очень часто произношение не совпадает с написанием.

- Да.

- Подбор проверочных слов.

- Два способа - подбор однокоренных слов и изменение слов по вопросам.


коммуникативные - формирование умения слушать и слышать учителя, ученика, вступать в диалог, строить устные высказывания, аргументировать своё мнение. познавательные - использование знаково- символических средств (схемы), развитие мыслительных операций (обобщ, анализ, синтез, сравнение)


III. Постановка проблемы (2 минуты) Цель: - выявить и закрепить во внешней речи причину затруднения.

Если в этом слове орфограмма?

- Почему возникли сложности?

- Можно ли решить данную проблему?

- Не знаем эту орфограмму.

- Да, необходимо раскрыть тайну новой орфограммы. регулятивные - волевая саморегуляция в затруднении, умение формулировать проблему.


IV. Построение проекта выхода из затруднения. (5 МИНУТ) Цель: - построить проект выхода из затруднения.

- Определите цели урока.


В третьем сундуке есть ещё несколько важных слов, без которых не может состояться путешествие. Вы догадаетесь какие это слова, продолжив мой предложения:

Путешествие будет хорошее, если в небе светит …

При встрече в путешествии другим людям всегда говори…

Тогда на душе будет….

И можно будет устроить ….

И день тогда будет

Давайте запишем эти слова столбиком, а рядом транскрипцию.

Как вы думаете, о каких звуках идет речь в этой орфограмме.

(Если не ответят, то можно прочитать стихотворение.)

- Иногда согласные играют с нами в прятки, они не произносятся, а пишутся в тетрадке.

Что общего в этих словах?

Назовите звуки которые не произносятся в данных слова.

В какой части слова находятся эти согласные?

Как называются эти согласные? Предположите…

- Предлагаю прочитать информацию о новой орфограмме в словарике , интернете, учебнике.

-.

Выяснить:

- как называется новая орфограмма?

- почему она возникает?

- можно ли данную орфограмму проверить?

- какие это могут быть буквы?

- Как называется?

- Почему возникает?

-Солнце.

Здравствуйте

Радостно

Праздник

Чудесный

Речь о согласных

- Произношение не совпадает с написанием

[д] [л] [т] [в] [д]

В корне слова.

Непроизносимые. регулятивные - определять цель урока совместно с учителем. познавательные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение понять информацию, представленную в виде текста; умение сравнивать. коммуникативные - участие в коллективном обсуждении учебной проблемы, сотрудничество с товарищами при решении учебных задач. личностные - принимать учебные цели, проявлять желание учиться.


Физминутка (2 минуты) Цель: активный отдых


Дети делают зарядку V.Реализация построенного проекта (открытие новых знаний). (5 МИНУТ) Цель: - организовать решение исходного задания, данного для пробного действия.

Решение проблемы

- Как поступить?

- Подберите проверочные слова.

- Докажите, какое слово может быть проверочным.

- Проанализируйте таблицы и постарайтесь закончить мысль.

Работа в группах(6 групп)

солнце

здравие

радость

солнышко

Здравствовать

радостность

солнечно

здоровье

радостный

сердечко

праздник

чудесный

сердце

праздничный

чудеса

сердечный

празден

чудесненький

- Докажите правильное написание наших слов.

Если в проверочном слове появился звук [ __], то в проверяемом слове надо писать букву __.

Если в проверочном слове непроизносимый звук не появился, то в слове букву ____ писать не нужно.
Все эти слова мудрец возьмет в путешествие, чтобы настроение было замечательным.

- Проверить известными способами проверки корней.

- Дети предлагают варианты проверки.

- Возникает проблема.

Дети работают в парах

(приложение № 1). Делают вывод.

- Дети читают вывод, подтверждают правильность мыслей.

- т регулятивные - волевая саморегуляция в затруднении, умение формулировать проблему. познавательные - ориентироваться в тексте выводов в учебнике, наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. коммуникативные - выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.


VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(7 минут) Цель: - организовать усвоение детьми нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- Ребята, как вы думаете, если еще слова в русском языке с этой орфограммой? Предлагаю вам составить этот алгоритм.

(лист-опора на доску после составления:

- слушаю

- определяю

- проверяю

- записываю

Работа с учебником

Учебник с. 131 упр.137

Какое ещё сочетание может быть опасным?

- В каких словах написали букву непроизносимого согласного в сочетаниях?

- Памятка.

Работают в парах.

(приложение № 3)

- Послушай или произнеси слово.

- Определи, есть ли в нём сочетания [СН] или [С,Н,].

- Если есть такое сочетание, то подбери проверочное слово.

- Запиши слово грамотно.

Коллективно

Грустно-грусть

Вккусно- вкус.- регулятивные - следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. коммуникативные - выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.


Физминутка (2 минуты) Цель: активный отдых

Если вы услышите слова с непроизносимой согласной - хлопаете в ладоши, если другая орфограмма- то «плывете».

Земля, поездка, дожди, грустный, туча, звездный, якорь, известный, счастливый
VII. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.(5 минут) Цель: - проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях. .

- Предлагаю проверить свои знания.

- Проверка по эталону

Индивидуальная работа.

- Дети выполняют тест (приложение №3)

- Дети проверяют и оценивают себя. регулятивные - осуществлять самопроверку работ, корректировать выполнение задания, оценивать выполнение своего задания. личностные - адекватно воспринимать оценку учителя, признавать собственные ошибки. IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 минут) Цели: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - провести рефлексивный анализ собственной деятельности на уроке; - зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности. Работа с интерактивной доской




- Какие открытия для себя сделали?

- А всё ли мы узнали по данной теме?

- Положите перед собой маршрутный лист, оцените собственную деятельность на уроке, помните

Составьте из слов предложение и вы узнаете любимое изречение нашего мудреца, которое он адресует и вам:

приносит, Тот, другим, кто, счастлив, счастье.

Назовите однокоренные слова .

Относятся ли эти слова к нашей новой орфограмме?

Сегодня с вами познакомились с третьей тайной русского языка, без знания которой нельзя быть грамотным культурным человеком. Как вы тремя пальчиками твердо держите ручку в руке, так и три правила русского языка делают вас сильнее и увереннее на страницах русских произведений.

-Дети отвечают.

- Существуют ли ещё буквы непроизносимых согласных?

- Есть ли новые опасные сочетания в словах?

Тот, кто счастлив, приносит счастье и другим.

Дети высказывают свои мысли.

( познавательные - рефлексия способов и условий действий; регулятивные - контроль и оценка способов своей деятельности личностные - самооценка на основе критерий успешности коммуникативные - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Оценивание учащихся учителем. Домашнее задание по выбору: упр 138 или составить диктант со словами с непризносимой согласной (10 слов)


Приложение №1.

Если в проверочном слове появился звук [ __], то в проверяемом слове надо писать букву __.

Если в проверочном слове непроизносимый звук не появился, то в слове букву ____ писать не нужно.

Приложение №2.


Послушай или произнеси слово.


Определи, есть ли в нём непроизноимый согласный звку [] .


Если есть , то подбери проверочное слово.


Запиши слово грамотно.




Приложение №3.


Тест.

Обведи букву правильного ответа.


  1. Как называется новая главная орфограмма корня?

А) Безударная гласная, проверяемая ударением.

Б) Непроизносимая согласная.

В) Парная согласная по звонкости - глухости.


  1. Выбери слово, в котором есть непроизносимый согласный звук.

А) зубки

Б) известный

В) чайка

проверка

напиши слово

грус[ ]ный



ужас[ ]ный



cо[..]нце




© 2010-2022