- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку для 3 класса «Формы слова. Окончание»
Урок по русскому языку для 3 класса «Формы слова. Окончание»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кряжева Л.В. |
Дата | 20.09.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Формы слова. Окончание
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для изучения части слова- окончания
Задачи:
-
Формировать представление об изменении формы одного и того же слова
-
формулировать определение окончания;
-
определять значимость окончания в слове;
-
учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
-
формировать умение понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
-
наблюдать за изменением формы слова, делать выводы;
-
анализировать информацию, представленную в учебнике
-
проявлять интерес к русскому языку;
-
участвовать в диалоге, работать в парах
Оборудование: учебник Русский язык 3 класс, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки, мультимедиа, презентация
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная
№ п/п
этап урока
деятельность учителя
деятельность учащихся
1
Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке
Предлагаю взять для урока такой девиз: (прочтите его) «С малой удачи начинается большой успех».
-Как вы понимаете это выражение?
- Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке
1 уч-ся читает вслух
2
Минутка чистописания
-Откройте тетради, правильно расположите её на столе, проверьте свою посадку и запишите число, классная работа.
-Сегодня мы повторим соединения букв. У каждого из вас прописано в тетрадях разные соединения. Поднимите руку у кого показ соединения букв ос, осн, осв. Старайтесь писать красиво, выводя каждую букву. Подчеркните лучшее соединение букв
Работа в тетрадях
Дети смотрят показ и пишут в тетрадях
3
Актуализация знаний, пробное действие
Цель: активизировать имеющиеся знания мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
У вас на столах даны карточки. Прочитайте текст. Что необычного заметили?
-Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?
-Поработайте в парах и вставьте пропущенные буквы. Прочитайте, что у вас получилось.
Кто заметил, что в этом слове менялось?
-Почему возникла необходимость изменять часть слова в конце?
-Пропущены буквы
- Изменить слова
Проверка: читают по цепочке по 1 предложению
-Часть слова в конце
-Чтобы был понятен смысл предложения
4
Постановка учебной задачи
Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий
- Кто из вас знает, как эта часть слова называется?
Сформулируйте тему урока
- Что мы должны сегодня узнать на уроке? Давайте составим план.
А также научиться различать формы одного и того же слова от однокоренных слов
- Окончание.
План
-
Что такое окончание?
-
Как находить в словах окончание?
-
Какие бывают окончания?
5
Открытие нового знания
Цель: организовать построение новой схемы
- Выпишите выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть так. Какая орфограмма встретилась в слове осина.
- Назовите, какие окончания встретились в этих словах?
-Оцените свою работу.
-Скажите, выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?
-Что обозначает это слово?
- Что в нём менялось?
-В одном и том же слове у нас менялась одна часть -окончание. -Давайте прочитаем вывод на с. 79 учебника
-Прочитайте последнее предложение. Вы, наверное, слышали такую поговорку «Дрожит как осиновый лист».
-Как вы думаете, когда так говорят? В каком значении употреблено это выражение?
У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.
-Что вы можете сказать про окончание?
( на слайде появляется алгоритм, в котором использованы опорные слова)
Окончание
- это…..
- служит….
- Давайте проверим, совпадает ли наш вывод с правилом, которое дано в учебнике (с. 80)
- Как вы думаете, почему окончание получило такое название?
В русском языке встречаются такие слова,
когда окончание может стоять в середине слова (смеркалось, надвигалась)
С такими словами вы будете знакомиться позже
Непроверяемая безударная гласная
-Осина, осины, к осине, осину
а, ы, е,у
Самопроверка по слайду и оценивание
Одно
-Лиственное дерево
-Окончание
-Когда кто-то боится
-Окончание- это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
-Потому что оно стоит в конце слова
6
Физминутка
Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление
7
Первичное закрепление знаний
Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий
Работа с учебником с. 80 упр.144 (устно разобрать)
Прочитайте. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания?
Давайте поработаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы.
- Что менялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания? Для чего служат окончания?
- Нет. Слова не связаны по смыслу
-Изменить форму слова лиса
-Окончания
- Для связи слов в словосочетании
8
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий, организовать самопроверку работ
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно
На доске даны слова: вода, воде, водичка, водный, воду, водой.
Задание: 1. Выписать формы одного и того же слова. Выделить окончания
2. Выписать однокоренные слова и выделить корень.
3.Для тех, кто справится с этой работой быстро
3. Придумать 2 предложения с этими словами.
Это однокоренные слова или формы слова? Докажи
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Проверка с комментированием (светофоры) Если согласны - зелёный, нет- красный
9
Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата УД
Давайте вернёмся к целям, поставленным в начале урока (Если дети затрудняются, можно обратиться к учебнику)
- Где можно применить новое знание?
- Какие ошибки были допущены при выполнении самостоятельной работы?
- Над чем ещё надо поработать?
- У кого не было затруднений по новой теме?
- Как различали форму одного и того же слова от однокоренных слов?
-
-Правильно строить предложения при написании изложений, сочинений и в устной речи
-У формы слова изменяется только окончание
10
Оценивание
-Оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны и поднимите руку
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё - таки учиться!
11
Домашнее задание
Предлагаю на выбор Т. с.43 либо 104, либо105. Потруднее.
Дифференциация
9