Мастер класс Достижение метапредметных результатов средствами новых технологий

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Варнавская Елена Геннадьевна

учитель высшей категории

МБОУ СОШ №5

с углубленным изучением

отдельных предметов

им. Г.Н. Зайцева

г. Нижний Тагил

Мастер класс

«Достижение метапредметных результатов средствами новых технологий на уроках риторики во 2 классе»

Цель: Познакомить учителей с образовательными технологиями, способствующими развитию метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников Задачи : - раскрыть особенности применения новые технологии на разных этапах урока; - показать степень результативности новых образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий у младших школьников; - обсудить опыт применения данных образовательных технологий в педагогической практике педагогов. Мастер класс на примере темы «Театр» Условия: 1.Материально-технические: Слайдовая презентация (теория вопроса + иллюстрации по теме урока для детей), аудио запись рассказа Н. Носова «Замазка», афиши из разных театров, карточки со словами из словаря по теме «Театр», разные виды словарей, видео запись рекламы из мультфильма «Буратино». 2. Организационные: после каждого практического применения нового методического приема учитель делает остановку и дает теоретический комментарий

Основные этапы мастер класса:

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния Добрый день солнцу и птицам, добрый день улыбчивым лицам. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, а я подарю улыбку вам. Пусть девизом урока будут слова: «Мы самые дружные ребята.» Покажите с помощью большого пальчика, какое у вас сегодня настроение? Целеполагание Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.) Сегодня урок я начну словами фран. философа Жан Жака Руссо «Вы талантливые дети! Когда нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан Жака Руссо (теория см. приложение). 2.Проблемный диалог Какие слова вам приходят в голову, когда вы слышите слово артист? (корзина идей: все слова, сказанные детьми по теме урока записываем на доске) Вы правильно говорите, но артисты бывают разных жанров. А вот о каких артистах мы будем говорить сегодня. Догадайтесь из моего стихотворения.

Раскрашена ширма В веселые краски, Сюда ребятишки Охотно идут. Забавные сказки Волшебные сказки Их в этом мире Давно уже ждут.
Не надо бояться, Друзья, Бармалея И баба Яга Ничуть не страшна. Ведь правда сильнее, Конечно, сильнее. Она победить Непременно должна!

Давайте, теперь оставим только те слова на доске, которые подходят к теме театр. А кто знает, что же такое театр. Скажите, а что такое ТЕАТР? /Зрелище/

- А кто и когда придумал театр? /Придумали греки полтысячи лет тому назад/

- А каким был тогда театр? /Действо проходило на улице перед сорока тысячами зрителей, играли только мужчины в масках с громкоговорителем/ Я бы хотела добавить в ваш словарик еще несколько слов. Попробуйте догадаться, что они обозначают.

Балкон - места для публики, расположенные в несколько рядов в различных ярусах зрительного зала против сцены. В некоторых театрах балконы расположены также по боковым сторонам зала.
Ложа- группа мест, выделенных перегородками или барьерами в виде небольших помещений.
Партер - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей. В современном партере места для зрителей размещаются рядами, параллельно барьеру оркестра, и разделяются поперечными и продольными проходами, ведущими к выходам из зрительного зала. Для лучшей видимости пол паркета обычно повышается от сцены к задним рядам.
Кулисы - плоские части театральной декорации, располагаемые по бокам сцены параллельно или под углом
Амфитеатр - места в зрительном зале, расположенные поднимающимися уступами за партером.
Бельэтаж- ярус театральных лож выше амфитеатра.
(Выдать слова на стол, для пополнения словаря)
Любите ли вы театр, с каким настроением вы туда ходите? (теория см. приложение) 3. Проблемный диалог, работа со словарем, умение работать с информацией, работа в группах Ребята, откуда мы можем взять информацию о представлениях, которые проходят в нашем городе? (Афиша) Что такое афиша? (реклама) Давайте посмотрим значение этого слова в словаре? (один на компьютере) Афиша -объявление на бумаге о каком-либо зрелище, Что мы можем узнать из афиши. Сейчас вы получите на столы афиши попробуйте нам по ним рассказать, как можно больше информации о данном представлении. (работа в группах) А сейчас придумайте свою афишу, в виде устной рекламы. Позовите нас куда-нибудь, сделайте это так, чтобы нам захотелось пойти. (отрывок из фильма)

(теория см приложение))
4. Продуктивное чтение На слайде заголовок и картинка. Ребята, глядя на слайд, догадайтесь, о чем будет сегодня наш рассказ? Рассказ написал известный детский писатель Н Нососв. (кратко биография)
(часть произведения мы прослушаем , а следующую часть прочитаем)
Работа над с текстом (пометки сделаны в тексте у детей).

5. Рефлексия содержания учебного материала и самооценка, технология развивающейся кооперации
Ребята, назовите 1 им. сущ, которое определит тему нашего урока.? Театр Назовите 2 прилагательных, которые очень подходят к данному сущ. 3 глагола, который описывают действия в театре? 4 слова ваше отношение к театру. 1 синоним к слову театр Зрелище Учитель пишет на доске. А теперь попробуйте составить рассказ или стих с этими словами. Несколько минут по одному., несколько в парах, несколько в четверках. Самооценка Если вы считаете, что сегодня вы очень хорошо поработали на уроке и все поняли - поставьте вытянутую ладонь и над ней карандаш, если вы считаете, что что-то недопоняли - карандаш посередине, если совсем ничего не поняли карандаш под ладонью
Ребята, если спектакль вам понравился, то вы…. (хлопаете), а еще как можно поблагодарить артистов. ….(подарить цветы)
На экране фразы, ребенок выбирает и заканчивает фразу
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что…
я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…


















Приложение Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы хотели бы предложить вашему вниманию мастер класс, по внедрению новых стандартов в обучение. Цель занятия - на практике продемонстрировать действие новых технологий на разных этапах урока, с дальнейшим теоретическим комментированием каждой технологии. Составляя урок, мы следовали принципу, а что бы мы хотели получить для себя лично, побывав на открытом уроке. Прежде всего, научиться чему-то новому, чтобы в дальнейшем смело применять это и в своей практике. Надеемся, что наш опыт пригодится и вам. Слайд 2 Задача новых стандартов - Формирование у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Слайд 3 Для достижения данной цели, учителю нужно полностью перестроиться и понять, что урок по ФГОС, значительно отличается от урока проводимого в традиционной школе. Теперь мы не даем знаний в готовом виде, дети сами приобретают эти знания. Именно п.э. учитель на уроке это умелый тьютор, который направляет детей к получению чего-то нового. Учителю, по новым стандартам, отводится всего лишь несколько мин на уроке, все остальное время говорят дети. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Слайд 4 Прием, который вы только что посмотрели, называется рефлексия. т.е. в переводе с латинского - размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. На начале урока - это рефлексия настроения, эмоционального настроя. Она мотивирует детей на урок. Слайд 5 Дальше идет целеполагание - это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах. В новых стандартах: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Слайд 6-12 для урока Слайд 13 На данном этапе урока была применена Проблемно-диалогическая технология. Так мы незаметно подвели детей к теме урока Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Слайд14 Прием корзина идей. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. ( из технологии критического мышления) Корзина идей - обмен информацией по той или иной проблеме

  • Сначала каждый ученик вспоминает все, что знает по той или иной проблеме.
  • Затем происходит обмен информацией.
  • Далее каждый ученик по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
  • Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев). Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
  • Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Урок слайд 15 Слайд16 Жизнь предъявляет высокие требования не только к нам педагогам, но и к детям. Требования к знаниям заметно возросли и умножились, например ЕГЭ. Чтобы ребенок не растерялся и успешно сдал этот экзамен, он должен самостоятельно ориентироваться в море информации, добывать, перерабатывать и выдавать. Одним из методов развития самостоятельного мышления является групповая работа на уроках в начальной школе. Целью этой технологии является: создание условий для формирования навыков групповой работы в начальной школе. Слайд 17 Театрализация - использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока):
  • Персонификация
  • Кто я?
  • Выступление исторического лица
  • Историческая сценка
(Слайд 18 и 19 для урока) Слайд 20 Продуктивное чтение - учим самостоятельно понимать текст. До чтения ученики прогнозируют содержание текста, во время чтения ведем диалог с автором, После чтения беседуем и уточняем позицию автора. Слайд 21 Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы) Слайд22 Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке
  1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию
  2. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту)
  3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)
  4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа)
  5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
Слайд 23 Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Можно применить как итог урока. Синквейн учит определять свое отношение к рассматриваемой проблеме. Слайд 23 Работая над синквейном, мы использовали еще одну технологию - это технология развивающейся кооперации. Основной принцип данной технологии: «Не отвергать чужое мнение, а объединять несколько мнений, идей». Слайд 24 Технология оценивания учебных успехов. Цель, которой развивать контрольно-оценочную самостоятельность. Средство коренное изменение школьных правил оценивания. Николай Николаевич Носов (10.11.1908 - 26.07.1976) родился в Киеве в семье эстрадного артиста. С раннего возраста Николай Носов отличался любознательностью, разносторонностью интересов. Обожал решать шахматные задачи, мечтая стать музыкантом, брал уроки игры на скрипке, интересовался радиотехникой, затем «заболел» химией. После окончания гимназии, поступил в московский институт кинематографии на режиссерский факультет. Начиная с 1932 года, Николай Носов работал режиссёром-постановщиком мультипликационных, учебных, научно-популярных фильмов. Литературный дебют состоялся в 1938 году, когда редакция журнала «Мурзилка» решила опубликовать его первый рассказ для детей «Затейники». Все книги Н.Носова наполнены весёлыми и забавными историями из жизни детей, без неудержимого смеха читать произведения невозможно. Н.Н.Носов писал: «Насколько я себя помню, я всегда был юмористом. По-моему, я так родился, то есть у меня этот дар от природы». «Замазка» Н.Н. Носов Однажды стекольщик замазывал на зиму рамы, а Костя и Шурик стояли рядом и смотрели. Когда стекольщик ушел, они отковыряли от окон замазку и стали лепить из нее зверей. Только звери у них не получились. Тогда Костя слепил змею и говорит Шурику: - Посмотри, что у меня получилось. Шурик посмотрел и говорит: - Ливерная колбаса. Костя обиделся и спрятал замазку в карман. Потом они пошли в кино. Шурик все беспокоился и спрашивал: - Где замазка? А Костя отвечал: - Вот она, в кармане. Не съем я ее! В кино они взяли билеты и купили два мятных пряника. Вдруг зазвонил звонок. Костя бросился занимать место, а Шурик где-то застрял. Вот Костя занял два места. На одно сел сам, а на другое положил замазку. Вдруг пришел незнакомый гражданин и сел на замазку. Костя говорит: - Это место занято, здесь Шурик сидит. - Какой такой Шурик? Здесь я сижу, - сказал гражданин. Тут прибежал Шурик и сел рядом с другой стороны. - Где замазка? - спрашивает. - Тише! - прошептал Костя и покосился на гражданина. Кто это? - спрашивает Шурик. - Не знаю. - Чего ж ты его боишься? - Он на замазке сидит. - Зачем же ты отдал ему? - Я не давал, а он сел. - Так забери! Тут погас свет и началось кино. - Дяденька, - сказал Костя, - отдайте замазку. - Какую замазку? - Которую мы из окна выковыряли. - Из окна выковыряли? - Ну да. Отдайте, дядя! - Да я ведь не брал у вас!- Мы знаем, что не брали. Вы сидите на ней. - Сижу?! - Ну да. Гражданин подскочил на стуле.- Чего ж ты раньше молчал, негодный? - Так я ведь говорил вам, что место занято.- Когда же ты говорил? Когда я сел уже! - Откуда же я знал, что вы сядете? Гражданин встал и принялся шарить на стуле. - Ну, где же ваша замазка, злодеи? - проворчал он. - Постойте, вот она! - сказал Костя. - Где? - Вот, на стуле размазалась. Мы сейчас счистим. - Счищайте скорей, негодные! - кипятился гражданин. - Садитесь! - кричали на них сзади. - Не могу, - оправдывался гражданин. - У меня тут замазка.Наконец ребята соскоблили замазку. - Ну, теперь хорошо, - сказали они. - Садитесь. Гражданин сел. Стало тихо. Костя уже хотел смотреть кино, но тут послышался шепот Шурика: - Ты уже съел свой пряник? - Нет еще. А ты? - Я тоже нет. Давай есть. - Давай. Послышалось чавканье. Костя вдруг плюнул и прохрипел: - Послушай, у тебя пряник вкусный? - Угу. - А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.- А замазка где? - Замазка вот, в кармане... Только постой! Это не замазка, а пряник. Тьфу! В темноте перепутал, понимаешь, замазку и пряник. Тьфу! То-то я гляжу, что она невкусная! Костя со злости швырнул замазку на пол. - Зачем же ты ее бросил? - спросил Шурик. - А на что мне она? - Тебе не нужна, а мне нужна, - проворчал Шурик и полез под стул искать замазку. - Где же она? - сердился он. - Вот ищи теперь. - Сейчас я найду, - сказал Костя и тоже исчез под стулом. - Ай! - послышалось вдруг откуда-то снизу. - Дядя, пустите! - Кто это там? - Это я. - Кто - я? - Я, Костя. Пустите меня! - Да я ведь не держу тебя. - Вы мне на руку наступили! - Чего ж ты полез под стул? - Я замазку ищу. Костя пролез под стулом и встретился с Шуриком нос к носу. - Кто это? - испугался он. - Это я, Шурик. - А это я, Костя. - Нашел? - Ничего не нашел. - И я не нашел. - Давай лучше кино смотреть, а то все пугаются, в лицо ногами тыкают, думают - собака. Костя и Шурик пролезли под стульями и уселись на свои места. Перед ними на экране мелькнула надпись: "Конец". Публика бросилась к выходу. Ребята вышли на улицу. - Что это за кино мы смотрели? - говорит Костя. - Я что-то ничего не разобрал. - А я, думаешь, разобрал? - ответил Шурик. - Какая-то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины!
© 2010-2022