РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ С ТЕКСТОМ - РАССУЖДЕНИЯ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Учитель: Казанцева Т.Г. Тема: Развитие учебно-познавательной компетентности в рамках УМК «ПНШ» Урок русского языка в 4 классе.

Тема урока: Развитие речи с элементами культуры речи. Продолжаем знакомиться с текстом - рассуждения.

Задачи урока. 1. Знать понятие «текст - рассуждения» как вид текста, особенности текста рассуждения (объяснение какого-либо явления). 2.Уметь распознавать повествование, повествование с элементами рассуждения, рассуждать, формулировать выводы, сравнивать; развивать навык беглого осознанного чтения; работы с толковым словарем; цитирования отрывков из текста; пересказа текста; находить части текста (рассуждение и повествование); находить главную мысль. 3. Воспитывать коммуникативную культуру, ценностное отношение к труду, понимание знаний для будущего.
Оборудование. Учебник русского языка 2 часть, дидактические карточки с заданиями для групп, памятки №1и №2, презентация, произведение П.И.Чайковского «Времена года».
ХОД УРОКА
  1. Организационный момент.

Учитель. Посмотрите на доску и расшифруйте тему урока, для этого необходимо найти слово. САНТОЕНЕАПРАССУЖДЕНИЕТИРООДЛЖЗЩЖЗ Ученики. Текст - рассуждение. Учитель. Каковы задачи урока. Ученики. Знать, что такое текст - рассуждение, его особенности, уметь отличать его от других текстов. Учитель. Сегодня на уроке вы не только научитесь распознавать текст - рассуждение, но и будете учиться рассуждать, делать выводы, работать с толковым словарем, цитировать отрывки из текста, пересказывать текст, находить части текста (рассуждения и повествования), находить главную мысль и, опираясь на цитаты из текста, обосновывать свою точку зрения.
  1. Актуализация знаний.
Учитель. Вспомните, что такое текст - рассуждение. Кто забыл, воспользуйтесь памяткой №1. Ученики. Рассуждение - это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении хорошо виден ход мыслей человека. Учитель: Какие еще виды текстов вы знаете? Ученики: Повествование и описание. Учитель: Какие особенности этих текстов вы знаете? Ученики: Повествование - автор рассказывает о каких-либо событиях, в этом тексте часто используются глаголы. Описание - описание чего-либо или кого-либо, чтобы читатель смог это представить, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается. Мы с вами вспомнили, какие виды текстов нам известны, а сейчас мы поработаем с текстом, в котором будем определять разные виды текста.
  1. Работа по учебнику.

Учитель: Откройте учебники на странице 27 упражнение 7.

Ученики: Чтение вслух. Учитель: Кто автор этого отрывка? Кем он был? Ученики: Василий Михайлович Песков, известный журналист и писатель. Учитель: Какой это текст? Почему? Ученики высказывают свое мнение. Рассуждение. Учитель: Какой знак стоит в начале текста? Что необходимо сделать? Ученики: Работа с Толковым словарем. Плёс - широкий, со спокойным течением участок реки, расположенный между двумя островками. С.179. Пойма - низкое местечко речной долины, заливаемое во время половодья. С. 180. Скопа - хищная птица семейства ястребиных. Живет около водоемов, питается рыбой. С. 183. Коростель - быстро бегающая птица с буро-желтым оперением и сильно сжатым с боков телом, живущая в траве; отличается характерным скрипучим голосом. С.171 Осока - многолетняя трава с твердыми узкими и длинными листьями. С.177. Учитель: Какова основная мысль текста? Найдите ее и процитируйте. Ученики:(второй абзац) «Для меня эта речка была первой и едва лине главной жизненной школой». (конец текста) «Купание летом, костры на берегах осенью, плавание в лодке по весеннему половодью… Только теперь понимаешь, сколько радости дает человеку великое чудо - река, пусть даже маленькая» Учитель: - Автор - наблюдательный человек? (Да) - Чувствуется ли в его тексте наблюдательный взгляд? (Да) - Найдите в тексте и процитируете, свои предположения. Ученики: Зачитывают свои цитаты. 1 группа: Какую часть текста можно назвать повествованием о занятиях ребят на реке? Перескажи эту часть текста. - Ученики пересказывают 3,4,5,6 абзацы.

2 группа: Какой вопрос волновал в детстве Васю Пескова, когда он думал о реке? Найдите и зачитайте нужное место в тексте. К какому же выводу пришел мальчик? Процитируйте вывод.

Ученики: Его волновал вопрос: Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода?» «в 10 лет я думал, что это река, делая бесконечные петли и повороты, считала нужным пройти как раз у села» И постепенно мальчик приходит к выводу, что «не вода к людям, а люди тянулись к воде, вся жизнь ютилась возле воды».

3 группа: Какими примерами Василий Песков подтверждает тот вывод, который он сделал в 13 лет «Не вода к людям, а люди тянулись к воде, вся жизнь ютилась возле воды»? Зачитайте нужные цитаты из текста.

Ученики: «Возле воды по лугам бродили коровы, к реке на ночь выгоняли пасти лошадей, к реке шли с ведрами за водой, к реке несли полоскать белье, у реки по вечерам деревенские девки собирались петь песни».

4 группа: Какая же часть текста является рассуждением и почему? Рассуждение - это всегда стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос, то есть прийти в ходе своих размышлений к какому-то выводу. Перескажите.

Ученики: 7, 8 абзацы.

Учитель: Процитируете отрывки из текста, которые изобразил художник. Удалось ли художнику передать смысл произведения?

Учитель: Посмотрите на слайд и скажите, какой город на этих фотографиях?

Ученики: Омск.

Учитель: На берегу, каких рек раскинулся наш город?

Ученики: Иртыш и Омь.

Учитель: Какой вопрос интересовал автора нашего отрывка?

Ученики: Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода?

Учитель: Сейчас вы в своих группах составите мини тексты - рассуждения, ответив на этот же вопрос, но в разные времена года. 1 группа - зима, 2 группа - весна, 3 группа - лето, 4 группа - осень. На задание вам дается 5минут. Включаю музыку П.И.Чайковского «Времена года». После выполнения задания каждая группа цитирует свои тексты - рассуждения. 6.Итог урока. Учитель. Что такое текст-рассуждение? Где можно встретить рассуждение? Чему учились? Ученики. Учились распознавать текст-рассуждение, его особенности, уметь отличать его от других текстов. Учитель. Что показалось сложным? Что понравилось больше всего? Капитаны групп поставьте оценки за урок. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.




ПАМЯТКА №1

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

  1. Обсудить полученное задание, определить цель работы.

  2. Распределить задание между членами группы.

  3. Самостоятельно выполнить свое задание.

  4. Обсудить полученные результаты.

  5. Отчитайтесь о выполненном задании.
















ПАМЯТКА №2 Виды предложений По цели высказывания - бывают повествовательными, вопросительными, побудительными. По интонации - бывают восклицательными и невосклицательными. Текст - это запись, в которой предложения связаны по смыслу. Все предложения в тексте объединяет общая тема. Все предложения в тексте подготавливают или развивают его основную мысль. Тема текста - это то, о чем автор пишет. Основная мысль автора - это то, что автор хочет сказать; то, ради чего он пишет текст. Главное переживание - это выраженное в тексте отношение автора к изображённому им в тексте. Виты текстов Текст-повествование автор рассказывает о каких-либо событиях. Текст-описание автор описывает что-либо или кого-либо, чтобы читатель смог это представить. Часто используют приём сравнения. Сравнение помогает лучше представить то, что описывает автор. Научный текст - текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном. Научно-популярный текст - текст, в котором литературное изложение сочетается с научными сведениями. В нём интересно и просто излагаются научные сведения. Текст - рассуждение - это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении всегда виден ход мысли человека Тема картины - это то, что на ней изображено. Основная мысль художника - это то, что он хочет сказать с помощью изображения. Главное переживание - это выраженное в картине отношение художника к тому, что изображено. Портретное описание может рассказать о внешности, возрасте, характере и переживаниях человека.

1. 1 группа: Какую часть текста можно назвать повествованием о занятиях ребят на реке? Перескажи эту часть текста.

2.

Зима. Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода? Составить мини текст - рассуждения (5-6предложений). От 1 лица (от себя или от имени реки).

1.

2 группа: Какой вопрос волновал в детстве Васю Пескова, когда он думал о реке? Найдите и зачитайте нужное место в тексте. К какому же выводу пришел мальчик? Процитируйте вывод.

2.

Весна. Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода? Составить мини текст - рассуждения (5-6предложений). От 1 лица (от себя или от имени реки).

1. 3 группа: Какими примерами Василий Песков подтверждает тот вывод, который он сделал в 13 лет «Не вода к людям, а люди тянулись к воде, вся жизнь ютилась возле воды»? Зачитайте нужные цитаты из текста.

2.

Лето. Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода? Составить мини текст - рассуждения (5-6предложений). От 1 лица (от себя или от имени реки).

1. 4 группа: Какая же часть текста является рассуждением и почему? Рассуждение - это всегда стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос, то есть прийти в ходе своих размышлений к какому-то выводу. Перескажите.

2.

Осень. Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода? Составить мини текст - рассуждения (5-6предложений). От 1 лица (от себя или от имени реки).











© 2010-2022