Урок по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В золотой карете царь

Ездит так же как и в старь

Хоть зима, хоть лето-

Ездит та карета

Любят все того царя;

Люди, звери - вся Земля.

- Почему происходит смена времён года?

Ответ на этот вопрос нужно искать в космосе.

Наша планета движется по орбите вокруг Солнца. Путь этот длится год.

Когда к Солнцу наклонено Южное полушарие - там лето, а в Северном полушарии - зима.

Ось Земли наклонена и экватор находится всегда на одинаковом расстоянии от Солнца. На экваторе всегда тепло.

Лучики Солнца до экватора доходят быстро, а к полюсам им дотягиваться дольше.

Спустя полгода Земля находится с другой стороны светила. Всё меняется.

В Северном полушарии лето, в Южном полушарии - зима.

В годовом цикле вращения Земли вокруг Солнца древние люди и современные учёные выделяют день 21 марта.

Тема: «В чём особенность дня 21 марта?»

Солнцу.

Гипотезы:

1 Возможно особенность дня связана с особым положением Земли к

2 Может это день прихода весны.

3 Возможно это день прилёта первых птиц.

Цель: Узнать в чём особенность дня 21 марта.

Задачи:

1 Узнать как расположена Земля к Солнцу 21 марта.

2 Посчитать сколько времени Солнышко спит, сколько времени работает.

3 Ознакомиться с информацией о птицах, которые к нам прилетают весной.

4 Продумать, как рассказать о своих открытиях для ребят из детского сада.

Слайд.

В атласе «Времена года. Флора и фауна России» этот день назван днём весеннего равноденствиия.

Посмотрим в «Словарь русского языка». Найдём слово «равноденствие».

Слайд.

Равноденствие - время в году, когда продолжительность дня и ночи одинакова.

Слайд.

Обратимся к атласу «Времена года. Флора и фауна России».

Температура

Воздуха днём

Солнышко

работает

Солнышко

спит

23 января

-25

8 часов

16 часов

25 февраля

-12

10 часов

14 часов

21 марта

-3

12 часов

12 часов

На сколько теплее стала температура воздуха?

В январе что больше день или ночь?

В феврале что больше день или ночь?

В марте что можно сказать о продолжительности дня и ночи?

На сколько больше часов стало работать Солнышко? Сравните показатели февраля и марта.

Жизнь наших предков была связана с природой.

Название месяцев было протальник, капельник, травник.

Проталина - место, где стаял снег и открылась земля.

От каких слов образованы слова?

Группа «Славяне» поработают с «Народным месяцесловом». Такое название получил земледельческиий календарь наших предков.

Инструкция.

1 Найдите день 15 февраля.

2 Какая примета связана с этим днём?

3 Что делают вечером в этот день?

4 Выполните аппликацию к закличке из цветной бумаги.

- Выберите солнышко.

- Сделайте из полосок домик.

- Цветные пригорки украсьте узорами.

15 февраля. Сретенье.

На Сретенье солнце на лето, зима на мороз.

На Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет.

Вечером на Сретенье закликают Солнце, поют:

«Солнышко, вёдрышко, выгляни красное, из-за горы,

Выгляни, Солнышко, до вешней поры»

1 Найдите день 21 марта.

2 Какие приметы связаны с этим днём?

3 Что делают в этот день?

4 Сделайте из пластилина жаворонка.

- Скатайте шарик с ладошку.

- Раскатайте шарик в колбаску.

- Завяжите колбаску в узелок.

- Из одного конца формируйте головку,

- из другого конца хвостик веером.

- Посадите глазки.

21 марта. Сороки.

Сорок пичуг на Русь пробираются.

На Сорок прилёт жаворонков,

Сколько проталинок, - столько жаворонков.

На Сорок Святых прилетел кулик из-за моря , принёс весну из неволья.

На Сорок мучеников сорок птиц прилетает.

Сорок пичуг на Русь пробирается.

Хозяйки пекут жаворонков.

1 Найдите день 7 апреля.

2 Какие приметы связаны с этим днём?

3 Какие птицы прилетают?

Что делали люди в этот день с птицами в клетках?

4 Какая примета связана со щукой? С медведем?

5 Выполните аппликацию из разных материалов к празднику Благовещенья. Слепите щуку по инструкции. Выполните плоскостную лепку медведя. Нарисуйте мурашей и комаров.

7 апреля. Благовещенье.

На Благовещенье весна зиму поборола.

С Благовещенья мураши и комары оживают.

С Благовещенья медведь из берлоги встаёт.

Благовещенье - птиц на волю отпущенье.

Люди отпускали на волю птиц из клеток.

Прилетают чибисы, овсянки. Щука хвостом лёд разбивает.



Икона «Сретение Господне». 15 век. Новгород.

15 февраля.

Прошло Рождество. Дева Мария явила на свет Иисуса Христа. На сороковой день принесла она его в храм для совершения обряда. Матерь Божия принесла в жертву двух голубей и пять сикелей (один серебряный сикль весил 11 граммов). Чадо отдала Архиерею. Священник стал читать очистительную молитву. Обряд подходил к концу, когда в храме появился старец Симеон. Симеон (один из 72 толковников) переводил тексты священных иудейских книг на греческий язык. 200 лет прожил старец Симеон, чтобы дождаться обещанную Ангелом встречу с Христом.

Убелённый сединами Симеон принял на свои старческие немощные руки младенца Христа и возблагодарил Бога за ниспосланную ему радость встречи со Спасителем.



Икона «Сорок мучеников Севастийских».

22 марта.

В 4 веке (313 год) сорока молодым воинам предложили выбор:

«Отрекитесь от Христа и, вам будет дарована жизнь. Не отречётесь - смерть».

Воины не отреклись. Тогда их привели на лёд Севастийского озера. Мученики молились. Господь утешил их, вода в озере стала тёплой, лёд растаял.

Тогда воинов подвергли казни.

Люди помнят подвиг Сорока мучеников.

Считается, что в этот день прилетает сорок разных птиц из тёплых стран, и первая из них - жаворонок. Сложилась традиция на праздник Сорока мучеников выпекать «жаворонков».

Икона «Благовещенье Пресвятой Богородицы». 16 век. Новгород.

7 апреля.

Праведный Иосиф - потомок царей Давида и Соломона жил в бедности. Был он плотником, кормил семью трудами рук своих.

Жена умерла. Остались две дочери (Мария, Саломия) и четыре сына - Иаков, Иосия, Симеон, Иуда.

Иосиф взял в жёны Деву Марию. Мария много времени посвящала молитве, чтению священных книг и рукоделию.

«Сердце её было полно смирения. В словах была она богомудренна, в разговорах не скора. В трудах бодра, в беседе целомудренна. Она всем желала добра; никого не презирала, ни над кем не смеялась; во всём видела только добро. Из уст Её излетали только слова благодати. Её наружный образ показывал внутреннее совершенство, выражая незлобие и милосердие».

Архангел Гавриил, Божий Посланник, явился в дом праведного Иосифа в час, когда Мария читала священное Писание. Архангел протянул Марии ветвь белых лилий - символ чистоты и целомудрия - и произнёс: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты среди жён!»

Мария смутилась. Посланник успокоил: «Не бойся, Мария. Обрела ты благодать у Бога. И вот, зачнёшь во чреве и родишь сына, и наречёшь имя Ему Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.





Группа «Орнитологи» работают с литературой.

У каждой пары своя птица.

Выберите птицу и инструкцию по работе.

Инструкция для работы с текстом «Птица».

1 Прочитайте текст.

2 Возьмите выделитель для текста и выделите ответы на вопросы:

- Какого цвета оперение птицы?

- Где птица делает гнездо?

- Какого цвета яички птицы?

- Чем кормит птица птенцов?

- Чем птица удивила меня?

3 Составьте из выделенного текста рассказ.

4 Приклейте фотографию птицы.

5 Приклейте рассказ.

6 Создайте аппликацию гнезда.

7 Проявите творчество.



Грач.

Грач - птица с чёрным оперением.

На солнце перо отливает синим, зелёным, фиолетовым цветом. Селятся колониями в садах и парках.

Строят гнездо из прутиков. На дно кладут сухую траву, кусочки шерсти.

Самка откладывает 4 или 5 яиц зелёного цвета с бурыми пятнышками.

20 дней самка насиживает, а самец кормит.

Грач собирает корм в подъязычные мешочки, накапливает, затем летит к гнезду.

У одного грача в мешочке учёные посчитали было 300 (триста ) куколок муравьёв, 60 ( шестьдесят) личинок жуков и 30 (тридцать) гусениц совок.

33 раза в день навещает родитель своих птенцов. Целый месяц находятся птенцы в гнезде.



Жаворонок полевой.

Расцветка оперения жёлто-коричневая с широкими коричневыми пестринками на спине.

Живёт на земле. Передвигается по земле быстрыми шажками. Взлетает от испуга и во время весеннего пения. Жаворонок поёт, взлетая вертикально вверх на 100 метров. Затем опускается, не переставая петь.

Гнездо делает в ямке от следа копыта коровы или лошади. Дно гнезда выстилает конским волосом.

В кладке 4 или 5 яиц серого или чуть красноватого цвета с тёмными пятнами.

Половинку месяца самка насиживает и через 10 дней птенцы покидают гнездо.



Скворец.

Птицы чёрного цвета с белыми пестринками.

Гнёзда устраивают в дуплах деревьев, в скворечниках. Гнездо из соломы, травы, шерсти, перьев.

5 или 6 ярко голубых яиц родители насиживают вместе.

Пищей служат личинки майских жуков, проволочники, гусеницы озимой совки, полевой слизень.

Трясогузка.

Оперение светло-серых тонов. Горло, грудь, темя, хвост птицы чёрные. Рулевые крайние перья хвоста белые.

Своим длинным хвостом птица постоянно трясёт.

Прилетает, когда края речек начинают освобождаться ото льда. В народе поговорка «Трясогузка хвостом лёд разбивает».

Через месяц после прилёта устраивает гнездо в углублениях песчаных обрывов по берегам рек.

5 белых яиц с серыми пятнышками высиживают 12 дней.

Пищей служат слепни и кровососущие насекомые. Птички склёвывают вылезающих из воды веснянок.

*Веснянка - родственница стрекозы и кузнечика, по виду напоминает мух.

Ласточка деревенская (касатка).

У деревенской ласточки чёрная спинка, белое брюшко, горлышко ржавого цвета. Длинный, вырезанный хвост.

Гнездо из мокрой земли, смоченной слюной, прикрепляет на стене или балке.

Три недели самка высиживает 5 белых яиц с красными крапинками.

20 дней птенцов кормят насекомыми, жуками, бабочками.

Горихвостка.

Горихвостка размером с воробья. Самец тёмно-серого цвета, лоб белый, чёрное горловое пятно. Брюшко рыжеватое. Хвост ярко-рыжего цвета.

Птица постоянно подёргивает хвостиком.

У горихвостки песенка «уать».

Гнездо строит в стволах деревьев, на чердаках.

15 дней насиживает 5 или 7 небесно-голубых яиц.

Через 15 дней птенцы покидают гнездо.

Питаются насекомыми, семенами.

Мухоловка.

Мухоловка птичка серого цвета, размером с воробья. Вертикально, как вертолётик, садится на ветку дерева. Сидит на ветке и высматривает добычу. Взлетает, совершает петельку, хватает насекомое и, громко щёлкнув клювом, тряхнув крылышками, возвращается на пост наблюдать снова.

Строит гнездо за корой дерева, прижав к стволу.

Откладывает 4 или 6 яиц зеленоватого цвета с ржавыми пятнами. 500 (пятьсот) раз в день родители прилетают к гнезду с кормом.

Соловей.

У соловья оливково-бурое оперение. Над хвостом рыжинка.

Селится в кустарниках, в парках, рощах, около воды.

Гнездо делает на земле у корней густого кустарника.

Самка откладывает 4 или 5 оливковых яиц без пятен.

Пищей служат жуки, пауки и любимые муравьи.

Пение соловья считается самым чистым и красивым. В песнях насчитывают иногда 40 колен. Соловей - виртуоз птичьего пения, настоящий маэстро.

*Колено - фраза. Чем колено (фраза) длиннее и чем этих колен (фраз) больше, тем пение музыкальнее.

*Маэстро - музыкант - виртуоз.

Стриж.

Стриж чёрно-бурый, а горлышко белое.

Гнёздышко делает в щели стены, под карнизом. Строит из пёрышек, соломки, мелких листиков, пушинок и всё скрепляет слюной.

В кладке 2 белых продолговатых яйца.

Родители 16 дней вместе насиживают и ещё 2 месяца выкармливают.

Стрижи хорошие летуны. Со скоростью 100 или 120 километров в час летают с открытым ртом и постепенно набирают мелких мошек, обволакивают их слюной. Получается такой «чупа-чупс». Этим комочком и кормят птенцов.

За один день родители приносят 7 тысяч мух.

Дрозд.

Самец дрозда чёрный с жёлтым клювом. Самка тёмно- бурая.

Передвигается по земле прыжками, часто подёргивает хвостиком. Если потревожить, то издаёт резкое «чок-чок».

Живёт в лесах, садах и парках.

Гнездо устраивает на земле. Гнездо имеет форму половинки шара. Внутри оно выстлано стебельками травы.

Половину месяца самка высиживает 4 или 6 яиц.

Другую половинку месяца оба родителя выкармливают птенцов жуками, бабочками, молюсками, дождевыми червями.

Перепел.

Перепел - это маленькая курочка. Самец глинисто-бурого цвета с тёмными и светлыми пестринками. Брюшко белое.

Возвращаются перепела в мае месяце из Африки. Летят ночами, а днём отдыхают.

Поселяются в посевах хлебов, клевера, картофеля.

Самец не принимает участия в строительстве гнезда и выкармливании птенцов.

Самка строит гнездо-ямку на земле, выстилает травой и своими пёрышками.

Перепёлка откладывает и две недели высиживает 9 или 12 буроватых с пестринками яиц.

Вылупившихся птенцов перепёлка уводит из гнезда и 6 недель кормит мелкими жуками, клопами, семенами трав, зёрнами хлебных злаков.



Крапивник.

Крапивник птичка маленькая. Весит 10граммов (две чайные ложки сахара). В народе зовут его «орешком» за скрытый характер. Разглядеть их можно только во время сольного пения по торчащему хвостику.

Оперение светло-коричневое с чёрными пестринками.

Прилетев , этот самец-малыш стремиться занять огромный участок и сооружает несколько больших гнёзд-шаров. Крапивник неустанно шмыгает по деревьям, кустарникам, бегает по земле, работает и громко поёт, чтобы все знали, что участок занят.

Самка откладывает 2 яйца. Самец охраняет участок, кормит самку и ухаживает за другой. Вскоре и в другом гнезде появляется кладка. Три самки на участке одного крапивника живут мирно и выращивают птенцов.

Крапивник- многодетный заботливый папаша. Он выкармливает птенцов всех своих выводков. К концу лета семья крапивника состоит из 30 выросших детей.

Пищей крапивнику служат насекомые и немного семян.



Коростель.

Коростеля за скрипучий голос в народе прозвали «скрипуном».

Коростель вытягивает шею и посылает звук то в одну, то в другую сторону, и поэтому трудно определить где находится птица.

Коростель устраивает гнездо - ямку в земле, аккуратно выстилает его сухими травинками.

В кладке 10 яиц. Через 19 дней насиживания птенцы вылупляются и через день покидают гнездо.

Родители уходят вместе с птенцами-пуховичками и опекают их, но не кормят. Коростелята сами отыскивают насекомых, личинок, зёрна и семена.

Группа экспертов.

Памятка для оценки оперения.

1 Прочитай какого цвета оперение прилетающих весной птиц.

2 Сделай вывод.

Прилетающие весной птицы имеют ……………………

………………….

оперение. Эти цвета помогают им маскироваться среди ветвей, травинок, земли.

Памятка для оценки формы гнёзд.

1 Прочитайте какой формы строят птицы гнёзда.

2 Сделайте вывод.

Прилетающие к нам птицы строят гнёзда из…….

…………………..

иногда в ……….

Гнёзда бывают формы…………………………………или…………………….

Памятка для оценки цвета яиц.

1 Прочитай какого цвета яйца в кладке прилетающих весной птиц.

2 Сделай вывод.

Яйца в кладках прилетающих весной птиц имеют нежные цвета:

…………………

часто с пестринками, чтобы были они (?)………….заметными или незаметными?

Памятка для оценки рациона питания.

1 Прочитайте чем питаются и кормят птенцов.

………

………………

2 Сделайте вывод.

Памятка для оценки удивительных качеств.

1 Прочитайте о ярких особенностях птиц прилетающих к нам весной.

2 Сделайте вывод.

Мир птиц интересен.

По нашему мнению удивителен:

………………….имеющий под языком мешок, чтобы собирать насекомых для птенцов. Он похож на птичьего «Деда Мороза».

……………..делающий гнездо в ямке от следа ………

………………любит личинки майских жуков. Настоящий пацан. Мальчишки тоже любят весной майских жуков ловить.

………..хвостом лёд разбивает, прилетает когда подтаивает кромка льда рек.

………………строительным материалом для гнезда служит земля и слюна.

У …………………………….хвост ярко рыжий, солнечный.

……………………………..похожа на …………………….. выжидающую добычу в засаде. Эта самая трудолюбивая птичка. Она ………..раз в день прилетает к птенцам.

……………………….виртуоз пения строит гнездо ………………….

………………………. «готовит чупа чупс» для своих крошек в воздухе на скорости 100 километров в час.

…………………….одинокая многодетная мама.

………………………..заботливый многодетный папа. В его семье …….детей.

Маленькие………………через 1 день после вылупления самостоятельно ищут корм. Самостоятельные и ответственные ребята.



Игра «Птицелов».

Дети в кругу. В центре Птицелов с завязанными глазами.

Птицы ходят вокруг птицелова и кружатся.

В лесу, во лесочке,

На зелёном дубочке

Птицы весело поют:

«Ай! Птицелов идёт!

Он в неволю нас возьмёт,

Птицы, улетайте!»

Птицелов хлопает в ладоши, птицы замирают на месте. Он начинает искать. Нашёл. Должен отгадать имя игрока и имя птицы. Птица должна вскрикнуть. Угадал. Птица становится Птицеловом.

Тук-тук-дятел,

Мыр-мыр-козодой,

Ур-ур- голубь,

Щёлк -мухоловка,

Мяу-иволга,

Крак- грач,

Ку-ку- кукушка,

Чик-чирик- воробей

Ух-ух- сова,

Крэк-крэк- коростель.

Перья - «одёжка» птиц.

Перья разные: контурные покрывают тело,

маховые на крыльях,

рулевые на хвосте,

пуховые- это постель и одеяло, спасают от жары и холода, от пересыхания .

Опыт №1 «Свойство пера- не намокает».

Картон, воск, вода.

Опыт №2 «Свойство пера -лёгкость»

Наблюдение за летящим с высоты пером.

К.Чапек. Когда то птиц на Земле не было.

Сказка о птицах.

Жили на Земле змеи и ящеры.

У одного древнего ящера чешуя постепенно превратилась в перья, передние лапы в крылья. И первоптица взлетела в воздух. Учёные назвали её архиоптерикс, что значит «древнее крыло».

У первоптицы были ноги и крылья птицы, а пасть ящера.

Это была зубатая птица.

Знаете как птица научилась летать?

Иногда ночью видно, как падает звезда. Это вовсе не звёзды, а небесные золотые яйца. В ту пору птицы не умели летать , а бегали по земле. И когда увидели, как падает с неба яйцо, они подумали, что хорошо бы его выседеть и посмотреть, что за птица выйдет. Всё это чистая- пречистая правда.

Вдруг упало с неба золотое сверкающее яйцо.

Все птицы кинулись. Впереди аист. Аист нашёл золотое яйцо и взял в лапки, но оно было такое горячее, что аист обжёг обе лапки, пока донёс яйцо остальным птицам. Тогда он прыгнул в воду, чтобы остудить обожённые лапки.

Потому - то с той поры все аисты бродят по воде.

Это мне рассказывал сам ворон.

Потом приковылял дикий гусь и сел на это яйцо. Но яйцо было ещё такое горячее, что гусь обжёг себе брюшко, и пришлось броситься ему в пруд, чтобы его охладить.

Потому гуси до сих пор так плавают - всё брюшко в воде.

А потом стали приходить другие птицы. Все- все посидели на этом яйце, все его высиживали.

Только когда сказали курице, что теперь её очередь, курица не захотела: «Как так, как? Ко-кок, когда мне? Мне не-ко-кок-когда!».

И вот когда уже все птицы на том яйце пересидели, выклюнулся из него ангел, взлетел в небо и запел «Аллилуйя!», а потом сказал: «Пташки, вот чем я вас отблагодарю за то, что высидели. Будете вы с нынешнего дня летать в небесах. Смотрите, вам нужно вот так замахать крыльями - вот вы и полетели! Итак, внимание ..раз, два, три!». И только он сказал «три», как все птицы полетели. И летают доныне. Каждая со своей песенкой и по своим делам.

Только курица не умеет летать, потому что не захотела сидеть на небесном яйце.

И всё это святая правда, потому что так рассказывал мудрый ворон.



-

Проектная задача межпредметная.

Название

проектной

задачи

В чём особенность дня 21 марта?

предметы

Окружающий мир, литературное чтение,

математика, изобразительное искусство,

технология.

Класс

Тип задачи

Межпредметная одновозрастная.

Цели и педагогические

задачи ( педагогический

замысел)

1 Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной ( модельной) ситуации, требующей их совмещения.

2 Сотрудничество учащихся в паре.

Знания, умения, способы действий

на которые опирается задача.

Окружающий мир.

*работа с научными природоведческими текстами и выделение из них ответов по инструкции,

*чтение таблицы,

*работа с иллюстрацией годового круга вращения земли вокруг Солнца.

Математика.

*Проведение несложного расчёта на сравнение продолжительности дня (часов работы Солнца).

Литературное чтение.

*Работа с жанром устного народного творчества ( загадки, поговорки, заклички, веснянки).

Изобразительное искусство.

*Создание иллюстраций в разных техниках (лубок, акварель, графика).

Технология.

*Создание аппликаций из разных материалов

Работа в технике оригами.

Общеучебные умения:

  • Работа в паре ( коммуникативная компетентность: организация работы, распределение заданий в соответствии с общей структурой задачи, взаимодействие в ходе решения, взаимоконтроль.

  • Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.

  • Выбор адекватных форм представления результатов работы.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

- усвоения предметного материала,

- умение, работая в паре, создать конечный продукт- книгу «21 марта», содержащую описание трёх встреч весны по народному календарю и описания сорока пичуг прилетающих после праздника Сороки.

- описание этапов решения проектной задачи и полученных результатов.

Способ и формат оценивания результатов работы.

При подведении итогов работы оцениваются:

- умение использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными представлениями.

- владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения заданий и умения с помощью инструкций выстроить решение задачи в целом.

- умение создавать собственные тексты и иллюстративный материал к ним.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в парах проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в паре.


Замысел проектной задачи.

В качестве сюжета задачи взят день 21 марта. Это день весеннего равноденствия и вторая встреча весны по народному календарю. Дети должны выполнить ряд заданий по пяти учебным предметам, при этом указаний на соотнесение каждого задания с тем или иным предметом не даны.

Задания построены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся должны обращаться к иллюстрациям атласа времён года, к толковому словарю, к текстам природоведческого содержания.

Нужную информацию учащимся необходимо выявить в результате тщательной работы с текстами.

Итоговое задание требует рефлексивного отношения к результатам всех предыдущих этапов работы и создание на их основе связного иллюстративного материала который и является продуктом решения проектной задачи.

Цель, которую должны достичь дети:

По результатам выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу создать итоговый продукт-книгу иллюстрированную для детей детского сада о дне 21 марта.

Описание проектной задачи.

Дорогие ребята! Мы сегодня с вами поиграем в учёных. Отгадаем древнюю русскую загадку и попробуем понять почему учёные и древние люди на протяжении столетий почитали день 21 марта.

Предлагаемую задачу нельзя отнести к какому либо предмету. Но для её решения вам потребуются знания из многих школьных предметов. Задача большая по объёму, состоит из ряда заданий. Важно работать доброжелательно, не теряя времени. Каждый из вас должен внести свой вклад в результат работы.

Надеюсь вам понравиться проектная задача и вы с интересом будете её решать. Желаю вам плодотворной работы.

Задание 1. Загадка.

Комментарий. Предмет - литературное чтение.

Выполнение задания требует ассоциативного воображения. Отгадка: Солнце.

Позволит настроить на тему.

Задание 2. Выдвижение цели: узнать в чём особенность дня 21 марта.

Гипотезы:

1Возможно особенность дня связана с особым положением Земли к Солнцу.

2 Может это день прихода весны.

3 Возможно это день прилёта птиц.

Задачи:

1 Узнать как расположена Земля к Солнцу 21 марта.

2 Посчитать сколько времени Солнышко спит, сколько времени работает.

3 Ознакомиться с информацией о птицах, которые к нам прилетают.

4 Продумать как рассказать о своих открытиях.

Задание 3 . Работа с таблицей.

Комментарий. Предмет - математика.

Дети рассматривают таблицу из атласа времён года и решают задачу на сравнение, делают вывод о том, что Солнце работает 12 часов и спит 12 часов. Понятия « столько же», «равно».

Вывод: гипотеза 1 подтвердилась. День 21 марта связан с особым положением Земли к Солнцу. Это день равноденствия.

Задание 4. Работа с толковым словарём .

Комментарий. Предмет - русский язык.

Вывод: гипотеза 1 ещё раз подтвердилась.

Задание 5.Работа с народным месяцесловом.

Комментарий. Предмет - окружающий мир.

Основной акцент сделан на работе с текстом и выбор конкретной информации по дням 15 февраля, 21 марта, 7 апреля. Результатом обработки информации являются три оформленные страницы книги с иллюстрациями или аппликациями.

Вывод. Наши древние предки накопили знания о природе. Приметы, поговорки, веснянки, заклички точно и образно рисуют образ весны.

Задание 6. Работа с научными природоведческими текстами.

Комментарий. Предмет - окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

Дети анализируют информацию по инструкции, иллюстрируют тексты или создают аппликацию.

Вывод: подтвердилась гипотеза 3 о начале прилёта птиц. Пичуги прилетают, чтобы вывести потомство, демонстрируя заботливое поведение.

Задание 7. Ответы на вопросы теста, предъявленные на доске.

Комментарий. Проверка. Дети ещё раз обращаются к проделанной работе, осуществляют «сборку» отдельных результатов в единое целое.

Вывод: рефлексия проводится в виде выбора цвета по завершению работы.

Жар птица.

Спиши.

Вьюга с метелью намели большие сугробы. Ребята сделали во дворе горку. Ночью горка покрылась льдом. Труден подъём в гору. Мальчики сделали ступеньки. Игорь и Илья первыми съехали с горы. Сколько веселья и счастья доставили детям вьюга и метель!

*Сделай фонетический анализ слов: вьюга, Илья, большие.

*Выпиши и раздели для переноса выделенные слова.

Мы забрели в чащу леса. Сразу стало темно и мрачно. Пропали цветы. Что-то страшно нам стало. На щеках паутина. Раздался плач щуплой девочки. Сухие сучки щекотали и царапали наши лица. Мы кричали и бежали от страха. Ещё засветло мы были дома.

*Сделай фонетический анализ слов: цветы, яблоко,семья.

*Выпиши и раздели для переноса слова: берёзовая, паутина, забрели.



© 2010-2022