- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по мокшанскому языку Последние дни осени (3 класс)
Урок по мокшанскому языку Последние дни осени (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Канунникова Л.М. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА
Тема урока : «Последние дни осени »
Цели урока:
1. Вспомнить слова и словосочетания, обозначающие приветствие, прощание, времена года, её состояние и признаки .
2. Познакомить с новыми словами и грамматическими конструкциями.
3. Развивать умения составлять словосочетания, предложения и рассказ по теме на мокшанском языке.
4. Воспитывать уважение к мордовскому народу, его языку, традициям. Оборудование к уроку. Учебники «Мокшанский язык. 3 класс», Слайдовая презентация к уроку. Карточки с предложениями.
Ход урока. I. Организационный момент. Учитель: Шумбратада , шабат. Ученики: Шумбратада, Л.М.. Стрнят озада, цёранят озада Учитель: Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг - другу, улыбнитесь нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке. Речевая разминка Ушодтама минь урокть Да минь сембе анок - Ручкась да тетрадкась тяса Корхтатама мокшень кяльса. УчительУшедсаськ урокть.
Учи II. Постановка целей урока. Обозначение темы урока. Учитель; Ребята, сегодня у нас необычный урок , к нам пришли гости посмотреть на нас ,как мы работаем.,а мы уж постараемся и покажем ,как мы можем работать. А цели мы поставим такие: познакомимся с новыми словами, будем составлять предложения и тексты. Шабат, содасть загадкать.(отгадайте загадку). Аф тяла а якшама ,Аф тунда а соксихть, Пингсь тя кодама шта….Сёксе. Ребята, кто догадался? какая тема сегодняшнего урока? Дети: Осень. А ты как думаешь? Учитель: Правильно. Сегодня мы поговорим об осени._(1. Слайд «Осень») Но сначала мы познакомимся с нашими гостями. Сейчас мы расскажем немного о себе. Кода тонь лемце? Тя кие? Тя стирня . А кода сонь лемоц? Коса тон эрят? Кодама класса тон тонафнят? Мзяра тонь кизодот? Тон кият? Тонь ули атяце? Кода сонь лемоц? Тонь ули катоце? Кода сонь лемоц? А тонь ули пинеце? Кода сонь лемоц? А кодама тячи числась? А кодама тячи недлянь шись? А кодама сейчас кизоть пингоц? (Стук в дверь) Учитель (Кто там?) Кие тоса? (Заходит осень) Шумбраада! Учитель: Тон кият? Осень:Мон сёксян.. Осень;А сейчас налхксетяма.;( Игра « Содак, мезе тя?») Сон сянгяря и танцти ули салу. Тя мезе? Куярсь. Сон ёмла, тюжя и керы. Тя мезе? Шурьхкясь. Сон шобда -тюжя и пяк полезнай.Тя мезе? Тя пурьхкясь. Сон якстерь и танцти. Тя мезе? Якстеряпс. Сон круглай ули акша, ули якстерь и танцти. Тя мезе ? Тя модамарьсь Сон ули ламбама ,а ули шапама.Тя мезе ? Тя марьсь. Осень: Молодецтада шабат. Тонафнеда лацкас! А мон туян. Тевдон лама. Няемозонк шабат! (Няемозонк сёксе.) Ребята, действительно у осени очень много дел. Эта самая богатая время года. 3.Словарная работа А сейчас вспомним слова, которые понадобятся нам сегодня на уроке.(2 слайд) Пизем- дождь Варма-ветер Лопатне-листья Рдаз-грязь Начка- сыро Перьфпяльсь -природа Аноклай -готовится Нармоттне-птицы Лямбе шири-в тёплые края Ребята , давайте вместе повторим слова. (Дети хором повторяют слова за учителем). Ребята, а все слова вам знакомы? Нет. Незнакомое слово Перьфпяль-природа., окружающая среда. Сёрмадость словарикозонт.(Запишите в словарик). Если сейчас правильно переведёте слова, и разгадаете кроссворд. То по вертикали получится слово ПЕРЬФПЯЛЬ. 4.Разгадывание кроссворда 1.Дождь2.небо. 3.Ветер,4.Холодно,5.Дерево,6.Поле,7.Снежок,8,Облако,9.Лес Учитель; А теперь составим предложения устно. Я начну а вы продолжите. (Слайд) Сась пизему… сёксесь. Ульцяса моли …пизем. Лопатне… тюжят и якстерьхть. Нармоттне тусть …лямбе шири. Молодцы. ФИЗМИНутка Шабат стяда! Вайматама ( Работа с деформированным текстом) СЛАЙД 5.Работа у доски Учитель: Ребята, а теперь составим текст и запишем в тетрадь.
- Сась, якшама, и, сёксесь, рдазу.
- Тусть,нармоттне, шири, лямбе.
- Тюжат,лопатне, якстерьхть, и.
- Перьфпальсь,тялоть, саманцты , аноклай.
Вирьхнень келес якай сёксесь Байдексонза шуфттнень токси Сон руцяснон валхни- срафни Тюжа лопат алу прафни. Шуфттне учихть тялось сай Прязост акша вазьнят стай
Вирьса нармоннясь аф морай Аньцек вармасьлопат шоряй Кельгса сёксеть сяс и мазы Валнят колганза мон азонь.
Учитель: Мы послушали стихи про осень на мордовском языке , Настя подготовила проект об осени на русском языке . Настя расскажи.
Прослушивание проекта.
Групповая работа (СЛАЙД) Ребята, сейчас поработаем группами. Повернитесь друг другу. Если правильно соберёте предложения , то мы узнаем приметы про осень. (Раздаю листы со словами- приметами на каждый ряд .дети собирают и получаются предложения. (Поздно улетят птицы на юг -снег долго не выпадет. Опавшие листья грязные- к холодной зиме. Если осенью мало рябины -зимой снега много будет. Осенью сразу много снега выпадает - сразу и растает. Если осень ясная- весна будет дождливая. Если на Покров снега нет - осень будет .долгая. Какой Покров - такая и зима. Ребята , прочитайте, какие приметы у нас получились.(Чтение с доски) Ребята, праздник Покров был очень почитаемым праздником у крестьян . Но самое важное место занимали обряды посвящённые началу и окончанию уборочных работ и сбора урожая. Устраивались моления в честь богини Земли-Мода -Авы, богини поля- Паксяавы. Одним из самых торжественных и многодневных обрядов осеннего цикла был большой трёхдневный праздник «велень озкс»- моление всего села. По- другому называли «оплата за добро».Это делалось с целью отблагодарения богов за полученный урожай, как в настоящем так и в будущем. 27 октября день Праскевы Пятницы. С этого дня начинали мять лён. Работы со льном начинались с вымачивания и молотьбы с помощью бельевых вальков.( Показать валик) Затем его мяли, трепали, очищали стебли. Из волокон пряли нити, а из ниток ткали полотно. Долгими зимними вечерами под плавные , мелодичные песни девушки пряли лён. -А сейчас послушаем мордовскую песню под которую мордовские девушки пряли лён .Песня называется «Раман Аксясь». ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ После 14 октября Покрова начинались посиделки. Девушки и женщины начинали прясть. Прясть обычно ездили в соседнее село к родственникам и там находились около месяца. Часто кончалось тем, что девушки находили здесь суженых, а потом выходили замуж. Ребята, приготовление к свадьбе невесты являлось очень важным делом, необходимо было иметь для себя и для подарков от10 до 20 вышитых женских и мужских рубах. Вот и мы сейчас попробуем украсить рубахи мордовским орнаментом. Работа с бумагой Ребята, вспомним мордовский орнамент. Основа это квадрат. Мы свами вырезали крупный орнамент, теперь вам просто надо уменьшить квадрат. (показываю как надо вырезать)
(Приклеивают мордовский орнамент под мордовскую музыку ) Выставка на магнитной доске работы детей.
Ребята , а сейчас выберите кленовый листочек , если вам понравился урок, то выберите листочек жёлтого цвета, если вам понравилось как вы работали на уроке ,то выберите красного цвета, ну а если вам не всё понравилось, то выберите зелёный листочек. Подведение итога За что нас можно похвалить? Что получилось хорошо? Что узнали интересного? В память о нашей встрече дети приготовили небольшие сувениры.
В конце урока дети дарят гостям сувениры «Мордовочка»