Исследовательская работа по окружающему миру Зачем ежу яблоки

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа №3 г. Дубовка

Исследовательская работа по окружающему миру Зачем ежу яблоки


Исследовательская работа

«Зачем ежу яблоки»

Автор работы:

Михеева Наталия,

ученица 2 «Б» класса

МКОУ СОШ №3 г. Дубовка


Научный руководитель:

Бурменская Ирина Александровна,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №3 г. Дубовка

Дубовка 2015 г


Содержание

1. Введение ………………………………………………………………..............3 2. Общая характеристика ежа обыкновенного …………………………….....4-6 2.1. Научная классификация ……………………………………....4 2.2. Описание внешнего вида ……………………………………..4 2.3. Особенности жизнедеятельности ………………………….4-6 3. Социологическое исследование ………………………………………………7

4. Результаты социологического опроса ……………………………………...8-9 5. Заключение …………………………………………………………………....10 6. Литература ……………………………………………………………………11

























  1. Введение
Все дети «почемучки». На свете так много интересного, не понятного и не известного! А так хочется больше узнать, понять, найти! В результате наших «ПОЧЕМУ» возникают различные темы для исследования: Почему собака воет на луну? Есть ли сумка у папы-кенгуру? Как работает магнит? Бывают ли перелётные звери? Почему трава зелёная, а вода в море солёная? Зачем ежу яблоки? А ЗАЧЕМ ЕЖУ ЯБЛОКИ??? На многих картинках в книгах, на открытках, в мультфильмах ёж изображён тянущим на своей спине яблоки. В сказочных историях говорится, что он запасается на зиму яблоками, грибами, жёлудями. Значит, ежи всем этим питаются?!. Но ведь я знаю, что ежи впадаю в спячку зимой? А зачем же тогда им запасы? В результате возникла тема исследования «Зачем ежу яблоки?» Ёж - это объект нашего исследования. Предмет исследования - образ жизни ежа, его питание и привычки. Цель работы - собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашей школы о жизни ежей. Для достижения цели предполагается решить следующие задачи: - изучить литературу по теме исследования. - выявить знания учащихся по данной проблеме. - изучить образ жизни ежа, его питание, привычки и роль в жизни человека. - выяснить связь «ёж - яблоки». Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:
  • Подумать самостоятельно
  • Получить информацию из книг
  • Посмотреть в Интернете
  • Спросить у других людей
Гипотеза исследования - ёж питается яблоками. Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающий мир, в кружковой работе.













  1. Общая характеристика ежа обыкновенного
Изучив некоторую энциклопедическую литературу, а также словари, я познакомилась с научной классификацией, описанием внешнего вида и особенностью жизнедеятельности ежей. 2.1. Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые Подтип: Позвоночные Класс: Млекопитающие Отряд: Насекомоядные Семейство: Ежовые Род: Лесные ежи Вид: Ёж обыкновенный или европейский - млекопитающее семейства ежовых рода лесных ежей. 2.2. Описание внешнего вида Ёж - общеизвестный по внешности зверёк, покрытый короткими тёмными иглами длиной до 3 см. У взрослых ежей их 5000 - 6000. Длина тела ежа достигает до 25 см, а хвост до 3 см. Весит в среднем 700 - 800 г, но перед спячкой может отъедаться более 1 кг. Самцы крупнее самок. Мордочка вытянутая, подвижная, нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие, округлые, почти спрятаны. Конечности пятипалые, с довольно острыми когтями, задние ноги длиннее передних. У ежа 36 зубов. Иглы ежа полые, наполнены воздухом. На спине у ежа находится особая мышца, которая при сокращении позволяет ему сворачиваться в колючий шар. Каждая иголка растет 12 - 18 месяцев. Линька у ежа идёт медленно - в среднем за год меняется одна игла из трёх, в основном весной и осенью. 2.3. Особенности жизнедеятельности Ёж распространён в Европе, на Кавказе, в Закавказье и в Малой Азии. В России водится в средней полосе Европейской части, на Среднем Урале и на юге Западной Сибири. А также встречается в Новой Зеландии. В древности водился и в Северной Америке, что подтверждается раскопками. Ёж встречается в лесной, луговой и степной зоне: на опушках, перелесках, лесополосах, небольших полянах, в поймах рек. Кое-где встречается в горах, а также в садах, парках, на приусадебных участках. Ёж ведёт одиночный образ жизни. Он устраивает до 10 гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в кучах хвороста. Гнездо он выстилает сухими травами, листьями, мхом, древесной трухой. Ведёт активный образ жизни преимущественно в сумеречное и ночное время. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок. С наступлением заморозков (ниже 10°C), накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку. В России спячка начинается в конце сентября - начале октября. Если ёж засыпает без достаточного запаса жира, он рискует во время спячки умереть от голода. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до 15°C. Питается ёж в основном насекомыми (жуками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди. Может съесть и грибы, и ягоды и некоторые фрукты. Ёж очень прожорлив. Ежи, содержащиеся в неволе как домашнее животное, охотно едят мясо, яйца и хлеб, и даже некоторые сочные плоды растений. А вот собачий или кошачий корм не подходит для них. На ежей охотятся собаки, лисы, хорьки, барсуки и крупные совы. У ежей острое обоняние и слух, но слабое зрение. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Бродя по лесу в поисках пищи, ёж шумит сухой прошлогодней листвой, и по этому шуму его легко обнаружить. Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчат и клацают зубами. Детёныши, находясь в гнезде, издают свист и кряканье, похожее на птичье. Вскоре после выхода из спячки у ежей начинается брачная пора, которая продолжается всё тёплое время года. Потомство появляется в мае-октябре. У одной самки рождается обычно 5 детёнышей. Ежата родятся слепыми, голыми, с ярко-розовой кожей, но уже через несколько часов у них появляются мягкие и белые иглы. К 18 дню жизни ежата уже полностью покрыты колючками. На 11 день они умеют сворачиваться в клубок, а на 14-16 день у них открываются глаза. Мать ухаживает за потомством всего 5 недель. Живут ежи в природе от 3 до 5 лет, в неволе до 8 - 10. Обыкновенный ёж полезен уничтожением вредных насекомых: майских хрущей, волосатых жужелиц, гусеницы монашенки и непарного шелкопряда. В то же время ёж приносит и вред: уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц. Ёж может быть переносчиком таких заболеваний как дерматомикоз, жёлтая лихорадка, сальмонеллез, лептоспироз. У него на коже в больших количествах водятся клещи и блохи. В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку его колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных клещей с травы. От клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен до конца избавиться самостоятельно. Ёж - самый обычный, местами многочисленный вид. Он легко приспосабливается к жизни рядом с людьми и довольно часто содержится как домашнее животное. Известно, что ещё римляне выращивали ежей ради мяса - его запекали вместе с иголками в глине. А совсем недавно, 31 декабря 2010 г. по 1 каналу ЦТ в программе «Новости», был показан сюжет ежах, но только другого вида: африканский миниатюрный ёж. В нём говорилось о том, что, британцы в наступающем году белого кролика или кота дарят … ёжиков. «Кроликов и котов в предпраздничные дни можно увидеть повсюду. Но англичан они не впечатляют. В Великобритании в этом году на праздник дарят ёжиков. Самый любимый и загадочный зверь - это миниатюрный африканский ёж. Почему англичане упрямо дарят друг другу эти ходячие колючки? Может, на елке сэкономить хотят? Англичане - нация любителей животных. Африканский миниатюрный ёж, в отличие от европейского, существо дневное и очень темпераментное. В зимнюю спячку не впадает. Это очень ручные, мягкие, как щётка для одежды животные, словно ангелы. С удовольствием питаются кормом для котов».





































3. Социологическое исследование Я решила узнать, какими сведениями о ежах обладают мои сверстники и их наставники. Для этого я провела социологическое исследование: попросила ответить учащихся 1-х классов (86 чел.), а также их учителей (4 чел.) на следующие вопросы: 1. Кто такой ёж? 2. Чем питаются ежи? 3. Есть ли у ежей зубы? 4. Ёж - хищник? 5. Зачем ежу яблоки?





4. Результаты социологического опроса
































5. Заключение Подводя итоги своей работы, могу сказать, что: я добилась поставленной цели, узнала много нового и интересного о ежах, о роли и значении ежей в природе и в жизни человека. Но самое главное, я теперь знаю, зачем ежу яблоки. Яблоки необходимы ежам исключительно в гигиенических целях. Путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А кислый сок яблок, из проколотого яблока стекая по иголкам к коже ежа, дезинфицирует её, уничтожает всяких паразитов типа вшей и клещей, которые водятся у него в иголках. Таким образом, моя гипотеза не верна: ёж не питается яблоками. Они нужны ему совершенно для других целей. В дальнейшем хотелось бы узнать: можно ли приручить ежа?






























Литература


© 2010-2022