- Преподавателю
- Начальные классы
- «Инфознайка» для 3 класса
«Инфознайка» для 3 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рогова И.В. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
по общеинтеллектуальному направлению
«Инфознайка»
для 3 класса
Срок реализации 1 год.
Санкт-Петербург
2012 -2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа «Инфознайка» общеинтеллектуального направления.
Данная рабочая программа является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям в школе. Преподавание занятий в 2012 - 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
-
Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. N 889, от 9 марта 2004 г. № 1312).
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
-
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Основные цели курса
-
удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;
-
формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
-
подготовка личности «информационного общества»;
- Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;
- Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;
- Формирование алгоритмического подхода к решению задач;
- Пропедевтика таких понятий, как множества.
Основные задачи курса
-
организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
-
организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
- Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.
-
внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.
Отличительные особенности Содержание внеурочной деятельности школьников основывается на интересах и потребностях учащихся. Программа "Инфознайка" представляет собой пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
- системность;
- гуманизация;
- междисциплинарная интеграция;
- дифференциация;
- дополнительная мотивация через игру.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Учащиеся 3 класса 8-9 лет
Срок реализации 1 год.
Формы и режим занятий Формы работы. Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников;
- индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
- групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание
- так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Примерная структура занятия
- Организационный момент (1 мин)
- Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3мин)
- Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа на печатных листах (8 мин)
- Физкультминутка (1 мин)
- Работа за компьютером (15 мин)
- Релаксация (1 мин)
- Подведение итогов (1мин)
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения учащиеся должны
- Знать правила поведения в компьютерном классе;
- Знать основные сферы применения компьютеров;
- Уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях "вверх", "вниз", "вправо", "влево";
- Уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;
- Уметь проводить анализ при решении логических задач;
- Иметь понятие о множестве;
- Уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;
- Уметь находить общий признак для группы предметов;
- Знать понятие существенного признака предмета;
- Уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;
- Уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;
- Уметь предлагать несколько вариантов "лишнего предмета" в группе однородных предметов;
- Уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;
- Уметь разделять фигуру на заданные части по преставлению;
- Уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;
- Иметь представление о различных формах курсора;
- Знать назначение клавиш Enter, Bakspace, Пробел;
- Использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;
- Уметь управлять объектами на экране монитора.
- Уметь рисовать в графическом редакторе Paint.
В качестве результатов занятий внеурочной деятельности школьников служит:
-
Связь обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка. -
Коммуникативная активность учащихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: коллективная форма работы, развитие умений и навыков по предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Инфознайка»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
- начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- сбор информации;
- обработка информации (с помощью ИКТ);
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- синтез;
- сравнение;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- построение рассуждения.
Регулятивные
- начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение выполнять учебные действия в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2-3 раза) для учащихся проводится диагностические тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции.
Форма подведения итогов программы
Творческие выставки в конце 1 и 2 полугодия
3.Учебно-тематический план первого года обучения
№
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1 Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Сказка «Компьютерная школа». Что умеет делать компьютер?
1
0,5
0,5
2 Компьютер и его основные устройства. Понятия: вверх, вниз, влево, вправо. Развитие внимания. Курсор. Назначение клавиш-стрелок. Клавиша <ENTER>.
1
0,5
0,5
3 Компьютер и его основные устройства. Развитие внимания. Работа с мышью. (Упражнения с мышью в программе «Раскраска»)
1
0,5
0,5
4 Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Работа с мышью. (Упражнения с мышью в программе «Раскраска»)
1
0,5
0,5
5 Пиктограммы. Работа с мышью. (Упражнения с мышью в программе «Раскраска»)
1
0,5
0,5
6 Графы. Составление карт-схем. Работа в графическом редакторе Paint.
1
0,5
0,5
7 Обучение запуску программы. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Работа на клавиатуре в программе Baby Type.
1
0,5
0,5
8 Клавиатура. Работа на клавиатуре в программе Baby Type.
1
0,5
0,5
9 Клавиатура. Изменение раскладки.
1
0,5
0,5
10 Общий признак для группы предметов. Зайка-всезнайка.
1
0,5
0,5
11 Развитие внимания.
1
0,5
0,5
12 Множества. Зайка-всезнайка.
1
0,5
0,5
13 Поиск лишнего предмета. Математические весы. Зайка-всезнайка.
1
0,5
0,5
14 Решение задач на развитие внимания.
1
0,5
0,5
15 Решение задач на развитие логического мышления.
1
0,5
0,5
16 Решение задач на развитие образного мышления.
1
0,5
0,5
17 Сравнение форм, цветов, размеров и атрибутов.
1
0,5
0,5
18 Создание музыки.
1
0,5
0,5
19 Обучаемся, играя. Игровое занятие.
1
0,5
0,5
20 Игровое занятие.
1
0,5
0,5
21 Поиск «лишнего» предмета в группе предметов.
1
0,5
0,5
22 Логика. Выполнение заданий на конструирование.
1
0,5
0,5
23 Конструирование.
1
0,5
0,5
24 Обучаемся, играя.
1
0,5
0,5
25 Подсчет объектов.
1
0,5
0,5
26 Решение задач на развитие внимания.
1
0,5
0,5
27 Решение задач на развитие образного мышления.
1
0,5
0,5
28 Сравнение форм, цветов, размеров и атрибутов.
1
0,5
0,5
29 Сортировка по атрибутам. Зайка-всезнайка идет в школу.
1
0,5
0,5
30 Различия между формами и цветами.
1
0,5
0,5
31 Конструирование из графических объектов. Работа в графическом редакторе Paint.
1
0,5
0,5
32 Конструирование из графических объектов. Работа в графическом редакторе Paint.
1
0,5
0,5
33 Творческая мастерская.
1
0,5
0,5
34 Творческая мастерская.
1
0,5
0,5 Итого:
34
17
17
4.Содержание курса
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? (1ч.) Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Сказка "Компьютерная школа". Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.
Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор (8ч.) Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор.
Введение в логику (25ч.) Решение задач на развитие внимания. Понятие множества. Общий признак для группы предметов. Поиск "лишнего" предмета в группе предметов. Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач. Логика и конструирование.
5. Методическое обеспечение программы первого года обучения
№
Тема занятия
Форма
занятия
Методы
Дид.материал и ТСО
Форма подведения итогов
1 Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Сказка «Компьютерная школа». Что умеет делать компьютер?
Сказка-игра
РРепродуктивный.
Коллективное обсуждение
2 Компьютер и его основные устройства. Понятия: вверх, вниз, влево, вправо. Развитие внимания. Курсор. Назначение клавиш-стрелок. Клавиша <ENTER>.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
ЦОР Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
3 Компьютер и его основные устройства. Развитие внимания. Работа с мышью. (Упражнения с мышью в программе «Раскраска»)
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
ЦОР Программа «Раскраска»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
4 Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Работа с мышью. (Упражнения с мышью в программе «Раскраска»)
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Метод наблюдения.
ЦОР Программа «Раскраска»
5 Пиктограммы. Работа с мышью. (Упражнения с мышью в программе «Раскраска»)
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
ЦОР Программа «Раскраска»
Выявление лучших работ
6 Графы. Составление карт-схем. Работа в графическом редакторе Paint.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Метод игры. ЦОР Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, графический редактор Paint.
Выявление лучших работ
7 Обучение запуску программы. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Работа на клавиатуре в программе Baby Type.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Наглядный метод обучения. ЦОР программа Baby Type.
Выявление лучших работ
8 Клавиатура. Работа на клавиатуре в программе Baby Type.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Метод игры. ЦОР программа Baby Type.
Выявление лучших работ
9 Клавиатура. Изменение раскладки.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
ЦОР программа Baby Type.
Выявление лучших работ
10 Общий признак для группы предметов. Зайка-всезнайка.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Метод наблюдения.
ЦОР Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Компакт-диск «Зайка-всезнайка. Дошкольникам»
Выявление лучших работ
11 Развитие внимания.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Метод игры.
ЦОР Компакт-диск «Зайка-всезнайка. Дошкольникам»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
12 Множества. Зайка-всезнайка.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
ЦОР Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Компакт-диск «Зайка-всезнайка. Дошкольникам»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
13 Поиск лишнего предмета. Математические весы. Зайка-всезнайка.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Метод игры. ЦОР Компакт-диск «Зайка-всезнайка. Дошкольникам»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
14 Решение задач на развитие внимания.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
ЦОР Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
15 Решение задач на развитие логического мышления.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Наглядный метод обучения. ЦОР Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
16 Решение задач на развитие образного мышления.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Наглядный метод обучения. ЦОР Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
17 Сравнение форм, цветов, размеров и атрибутов.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
ЦОР Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Компакт-диск «Зайка-всезнайка. Дошкольникам»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
18 Создание музыки.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Метод наблюдения.
ЦОР Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Компакт-диск «Зайка-всезнайка. Дошкольникам»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
19 Обучаемся, играя. Игровое занятие.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Метод игры. ЦОР Программа «Башня знаний»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
20 Игровое занятие.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Метод игры. ЦОР Программа «Башня знаний»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
21 Поиск «лишнего» предмета в группе предметов.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
ЦОР Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
22 Логика. Выполнение заданий на конструирование.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Наглядный метод обучения. ЦОР Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
23 Конструирование.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
ЦОР Программа «Башня знаний»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
24 Обучаемся, играя.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
ЦОР Компакт-диск «Зайка-всезнайка. Идет в школу»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
25 Подсчет объектов.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Метод наблюдения.
ЦОР Компакт-диск «Зайка-всезнайка. Идет в школу»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
26 Решение задач на развитие внимания.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
ЦОР Компакт-диск «Зайка-всезнайка. Идет в школу»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
27 Решение задач на развитие образного мышления.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
ЦОР Компакт-диск «Зайка-всезнайка. Идет в школу»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
28 Сравнение форм, цветов, размеров и атрибутов.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
ЦОР Компакт-диск «Зайка-всезнайка. Идет в школу»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
29 Сортировка по атрибутам. Зайка-всезнайка идет в школу.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Метод игры. ЦОР Компакт-диск «Зайка-всезнайка. Идет в школу»
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
30 Различия между формами и цветами.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Метод игры. ЦОР Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
31 Конструирование из графических объектов. Работа в графическом редакторе Paint.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
32 Конструирование из графических объектов. Работа в графическом редакторе Paint.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Тренинг.
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
33 Творческая мастерская.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
34 Творческая мастерская.
комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность)
Методы практической работы.
совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? Формы занятий: игра Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор Формы занятий: игры, беседы Введение в логику (25ч.) Формы занятий: игры, беседы, конкурсы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, техническое оснащение занятий
Обучение проводится с использованием мультимедийного комплекта педагога (компьютер, мультимедийный проектор).
- Клавиатурный тренажер Baby Type
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
- Операционная система Windows Starter 7 SP1
- Пакет офисных приложений MS Office 2007
- Компакт-диск «Башня знаний».
- Компакт-диск «Зайка-всезнайка. Дошкольникам»
- Компакт-диск «Зайка-всезнайка. Идем в школу»
- Программа «Раскраска»
Формы подведения итогов по темам Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? Формы подведения итогов: беседа Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор
Формы подведения итогов: текущий (наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения практических заданий), совместный просмотр выполненных работ, выявление лучших. периодический контроль (проводится по итогам выполнения практических заданий; итоговый (выставка творческих работ).
6. Список литературы для учителя:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы./ В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.
2. Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. - 2006. - №12.
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.2. 178-020), рег. №3997
4. Леонов В.П. Персональный комьютер. Карманный справочник. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 928 с.
5. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. - М.: Баласс, 2007. - 80 с.
6. Книга игр для детей. Кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. - М.: Астрель,2003. - 192 с.
7.Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. Под. ред. А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2011 г.щ
8. Планируемые результаты начального общего образования. Под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Догиновой. М.: «Просвещение», 2011 г.
9.Интернет портал PROШколу.ru proshkolu.ru/
10.school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-ef6397e6c1c3/?&subject=19 - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Список литературы для учащихся:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы./ В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.
2.Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. - М.: Баласс, 2007. - 80 с.
3. Книга игр для детей. Кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. - М.: Астрель,2003. - 192 с.