• Преподавателю
  • Начальные классы
  • «Методическое оснащение уроков и кружковых занятий наглядным материалом при работе над изготовлением сувениров из пластичных материалов»

«Методическое оснащение уроков и кружковых занятий наглядным материалом при работе над изготовлением сувениров из пластичных материалов»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

29









Методическая разработка на тему:

«Методическое оснащение уроков и кружковых занятий наглядным материалом при работе над изготовлением сувениров из пластичных материалов»
























Содержание.


  1. Введение. Актуальность

  2. Цель работы.

  3. Задачи работы.

  4. Практическая значимость.

  5. Теоретическая часть:

-Кто занимался данной проблемой:

- Украинская керамика.

- Крымскотатарская керамика.

- Русская керамика.

- Сущность понятия декоративно-прикладного искусства.

- Последовательность работы с глиной.

6. Образовательный результат.

7. Список использованных источников.

8. Приложение.

-Программа кружковой работы с использованием элементов декоративно-прикладного искусства:

- Примерное тематическое планирование.

- Содержание предмета.

- Примерная разработка кружкового занятия по теме «Лепка народной игрушки».

- Примерная разработка кружкового занятия по теме «Крымские сувениры».



Актуальность.

В учебно-воспитательной работе с детьми наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре всё большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетического воспитания.

Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учёбы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.

Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмет, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник- прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи

В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя её пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.

Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства с самых ранних времён. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.

В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности т архитектоники. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны,

относятся преимущественно к области восприятия ( развитость аналитико- синтетического взгляда на предмет), с другой стороны - к области моторики (оп- циальная область руки).

Важным компонентом происходящей сегодня демократизации общества является повышение уровня образования и воспитания молодёжи с учётом объективных факторов, оказывающих непосредственное влияние на процесс формирования личности. К таким факторам относятся материальные и психологические условия, в которых развиваются и растут учащиеся; та среда, где происходит становление личности

Совершенствование развивающего характера обучения остаётся одной из наиболее актуальных проблем эстетического воспитания. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях в искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему образования и воспитания современного человека.

Народное и декоративно- прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно игрушки, подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Керамика, посуда, доски, берестяные туеса всё больше входят в нашу жизнь не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времён. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Цель:

-на основе теоретического анализа литературы и творческо-практической работы разработать методическое оснащение кружковых занятий наглядным материалом при работе над изготовлением сувениров из пластичных материалов;

-формирование конструктивно-художественных и конструктивно-технических умений, которые включают речевую, графическую и предметно-пластическое творчество учащихся.

Задачи:

- изучить и проанализировать теоретическую литературу по использованию пластичных материалов при изготовлении сувениров, как оснащение кружковых занятий наглядным материалом;

-разработка примерной программы по ведению кружковой работы с использованием декоративно-прикладного искусства;

-учитывая знания теоретического материала , создавать предметы декоративно-прикладного искусства с внедрением крымской культуры;

-презентация Крымского полуострова.

Практическая значимость.

Практическая значимость созданной Программы в том, что были разработанные методические рекомендации, наглядный материал, конспекты уроков могут быть использованы в практической деятельности учителями на уроках ИЗОискусства и во внеклассной работе.

Теоретическая часть.

Кто занимался изучением данной проблемы.

Неотъемлемой частью любой культуры являются народные художественные промыслы, которые подразумевают творческую деятельность по созданию художественных изделий, в основе которых заложены традиции ручного труда. В этих работах можно увидеть отшлифованное поколениями мастерство и художественные традиции народа, а также уникальность и личный опыт ремесленника. Глядя на красоту и индивидуальность художественных работ, можно смело сказать, что это умение будет актуально всегда.

Украинская керамика

Гончарные изделия занимают особое место в художественной керамика Украины. До сих пор здесь основу промысла составляет ручной труд. Украинские мастера, создавшие много новых интересных форм кухонных и столовых сосудов, оригинальные способы росписи керамики, известные далеко за пределами нашей страны. Гончарное мастерство было настолько популярным среди украинцев, что иногда им занимались целые сёла. В одном из сёл- Опошне, что на Полтавщине, создан Национальный музей гончарства. Искусными керамистами славилось также село Дыбницы. Не менее знамениты керамическим искусством гончары и Западной Украины. Оригинальная техника косовских мастеров славилась на весь мир.

Сосуды, игрушки, посуда формируется вручную. Кони., бараны, коровы, козлы, свиньи, олени, петухи и другие игрушки-свистульки прославили опошнянских мастеров. Также керамисты вырабатывают вазы, миски, куманцы, фляги, бочата, макитры, барильца. Отличительная особенность изделий ошпошнянских мастеров- тонкий и гладкий, красновато-жёлтый черепок, растительный орнамент в сочетании с простыми геометрическими округлыми узорами. Наиболее распространённые мотивы росписи- листочки, колоски, горошек.

Другие художественные мастерские вырабатывают кухонную посуду. Для украшения интерьера гуцульские мастера выпускают панно и анималистическую скульптуру.В городе Косове изготавливают кафель для печей, расписанный гуцульским орнаментом. Материалом служат местные

красные глины. Для отделки используют ангобы и глазури. В орнаменте преобладают растительный узор и изображения птиц. В некоторых изделиях встречаются и сложные росписи на темы из жизни Верховины.

Известные мастера украинской школы художественной керамики это Матрёна Назарчук, Мария Голобородько, Александра Бабанская, Иван Билык, Наталья Оначко, семья Пошивайло, и др.

Крымскотатарская керамика.

Керамика, как одно из древнейших ремёсел в течении многих веков было широко распространено и в Крыму. На полуострове развивалось производство оригинальной посуды, что свидетельствовало о слиянии византийских традиций и декоративного искусства Востока. Каждая культура открыта для контактов и восприятия других культур.

Декоративные блюда, обнаруженные при раскопках в Алуште, отличаются сложностью и изысканностью рисунка. В основном блюда были расписаны изображениями рыб и птиц. Эти изображения были характерны и для украшения сосудов из металла. Изображения носили по началу религиоз -ный характер. Привлекало всё: и форма, и техника исполнения, и разнообразие, и орнаменты- растительные, цветочные, эпиграфические, зооморфные.

Известно, что одной из причин являлось придание предметам могущественной силы. Свойства вещей зависели от того, что на них было изображено.

Среди геометрических фигур предпочтение отдавалось изображениям кругов, ромбов, восьми- и шестиконечным звёздам. Часто на изделиях изображалась «валюта»- спиралеобразный изогнутый орнаментальный мотив. Среди растительных орнаментов преобладают изображения листьев, корзин с розами, плодами, бутонов, лилии, виноградные лозы.

Эпиграфические орнаменты встречаются почти на всех видах изделий. Они являлись захватывающей картиной шрифта арабских букв. Арабский язык утвердился в мусульманском мире, на нём читался Коран, ежедневные молитвы. Это - был язык откровения. Превращение арабской письменности в искусство обусловилось тем, что ей присуща большая орнаментальность.

Геометрические орнаменты выражали космогонические представления крымских татар. Растительные и цветочные орнаменты составляли пышные декорации, опоэтизированную природу. Часто в одном изделии растительные, геометрические, цветочные, эпиграфические орнаменты были соединены вместе.

Помимо Алушты центрами по производству керамики считались Судак, Балаклава, Старый Крым, где были обнаружены печи по обжигу глины. Гончарное производство передавалось из поколения в поколение. Широкое распространение в быту получили простые, удобные, но с тем же и выразительные небольшие сосуды с парными ручками ( къош къулакъ),

молочницы ( бакрадж), круглые горшочки ( бардах, чельмек), керамические кашпо ( гуль череп). Но с развитием производства стали угасать целые отрасли кустарного производства. В 20-30ых годах прошлого столетия в Крыму была организована целая сеть артелей и мастерских, целью которых было возрождение популяризация национальных промыслов. Так, в бахчисарайской артели «Илери» изготовлялась традиционная крымскотатарская керамика. Вторая мировая война и депортация привели к тому, что это вновь было потеряно.

Новая страница крымскотатрской керамики была связана со Средней Азией, издавна славившейся своими высокими традициями гончарного искусства. Свою лепту внесли крымские татары. Одними из них были Иззет Аблаев, Сеитмемет Якубов, известные не только произведениями бытового характера, но и монументальными работами. Нужно отметить, что по стопам отца пошёл не только сын, но и дочка Сеитмемета Якубова.

Следующий этап крымскотатарской керамики связан с возвращением народа в Крым. Начинается этап изучения и возрождения традиционных промыслов. В 2002 году прошла первая выставка керамистов в Крыму. Существующие в Крыму карьеры в Марьино, Грушевке, Дружково, где можно добывать глину, являются хорошей базой для развития гончарного искусства.в своих работах крымские мастера используют традиционные для них материалы: красная глина, терракота, шамот, фаянс, майолика, соли.

Нужно отметить, что в последнее время активизировалась позиция многих художников-керамистов. В 2006 году в Бахчисарае прошла выставка «Голубая керамика Крыма». Автором проекта, организатором и куратором семинара стал известный крымско-татарский художник Мамут Чурлу. В семинаре приняли участие молодые художники: Рустем Скибин, Абдюль Сеит-Аметов, Асие Мушурова, Авашефре Мустафаева, Марлен Поляков,Февзи Сеитхалалов, Эдем Ганиев и др. целью данного проекта Мамут Чурлу видит возрождение на крымской земле древних технологий расписной глазурированной керамики.для этого он пригласил в Крым двух потомственных художников по керамике из Узбекистана. Они обучили крымских мастеров созданию на гончарном круге посуды больших размеров, приёмам ручной росписи специальными кистями и их изготовлению, древним технологиям ангобирования, глазурирования, одноразового экспресс-обжига изделий. Благодаря этому семинару крымские художники через полученные знания воссоздали роспись керамических изделий, в основе которых лежит крымско-татарский орнамент. Кстати работы Рустема Скибина хорошо известны как в Крыму, так и в Польше, Швейцарии. Швеции.

Русская керамика.

Народное декоративно - прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть культуры. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т. д . Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых.

Та или иная форма народного творчества зависит, как правило от от природных географических условий.

Рассмотрим предметы народного декоративного искусства.

Дымковские игрушки. Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни - франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел в далёком прошлом. Самое раннее описание дымковских относится к 1811 году. Автор его - Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике - «Свистопляске», во время которого продавались расписные глиняные с позолоченным узором.

Всем известны имена православных мастеров дымковской игрушки. Это А. А. Мазурина, Е. З. Кошкина, З. В. Пенкина. Они лауреаты премии им. И. Е. Репина.

Филимоновские игрушки. Не менее известным народным промыслом является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Возможно, это и определило её промысел. Сейчас в деревне организованы мастерские по изготовлению глиняной игрушки, где работают мастерицы А. И. Дербенева, П. П. Илюхина, А. И. Лукьянова и др. Каждая из них делает из них делает игрушки по своим правилам и законам. Звери и животные, выполнение художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

Каргопольские игрущки. Каргополь - древний русский город, окруженный лесом. С древних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски для сметаны. Некоторые мастера изготавливали глиняную игрушку. Исследователи показали, что современная каргопольская игрушка возникла на основе крестьянского домашнего гончарного промысла, существовавшего еще в 19 веке в деревне Гринево. Но в 30-е годы 20 века художественный промысел пришел в упадок. Игрушки продолжала делать великая искусница У. И. Бабкина. Каргопольской игрушке свойственны веселые тройки с седоками, танцующие фигуры, катания на лодках. Одежда на людях тоже в характерном русском стиле.

Среди мастеров, донесших до нашего времени традиции старой игрушки, наиболее известны У. И. Бабкина и И. В. Дружинин. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К. П. Шевелева, А. П. Шевелев, С. Е. Дружинин. У каждого из них свой почерк лепки и росписи. Однако в основе изображений лежат старые народные традиции.

Калининские игрушки. Глиняную игрушку изготавливают и в Орловской, Рязанской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Калужской и Калининской областях. Так в городе Торжок Калининской области сравнительно недавно стали изготовлять игрушки, в частности глиняных птиц, украшенных налепами и росписью. Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку, используют гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, черный, зеленый, оранжевый, красный. Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор.

Богородские игрушки. Народными мастерами в селе Богородской московской области создаются резные деревянные игрушки.

Село Богородское окружено лесами и находится вблизи города Загорска. Вот уже более 300 лет здесь живут резчики по дереву. Деревень кругом много, но только в Богородском привилось мастерство.

Игрушки режут из липы. Основные виды расписных игрушек - куры, птицы на подставке с подвижным устройством и многие другие мелкие игрушки. Все они имеют вполне определенные стилевые особенности, которые хотя и меняются со временем меняются, но в основном сохраняют традиционный стиль. Известным мастером богородской резьбы стал является потомственный резчик Н. И. Максимов.

Сущность понятий.

Декоративно-прикладное искусство ( от лат. Decoro - украшаю)-широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных

изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных вида искусств: декоративное и прикладное. В отличии от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством, рассчитаны на художественный эффект, служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу ( металл, керамика, текстиль, дерево), по технике исполнения ( резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия), по функциональным признакам использования предмета ( мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Одним из первых ремёсел, которому научились люди в древности, было изготовление различных предметов из глины. Глину можно найти везде, она легко лепится, а после обжига становится прочной. Со временем появились специальные печи для обжига, гончарный круг. Затем эти изделия стали расписывать и покрывать лаком.

Керамика (от греч. «керамос»- глина) называют изделия из глиняных материалов и кварцевого песка, полученных обжигом при высоких температурах. Для производства художественных изделий широкое распространение с давних пор получили различные виды керамики: терракота, гончарная керамика, майолика, фаянс, фарфор.

Терракота- керамика, изготовленная из красной глины, не политой глазурью, и имеющая пористый черепок.

Гончарная керамика-керамика из цветной глины, полностью или частично покрытая прозрачной свинцовой глазурью, с пористым черепком.

Майолика- керамика из белой или цветной обожжённой глины с крупно-пористым черепком.

Фаянс- керамика из беложгущихся глин, покрытая бесцветной глазурью с белым пористым непросвечивающим черепком.

Фарфор- керамика, получаемая из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца.

Гипс ( гипсовый камень) - минерал микрокристаллической структуры. Окраска разнообразна, её придают гипсу глина, песок, доломит, кальцит, ангидрит, и др. Легко обрабатываем.

Сувенир

Среди культурных ценностей важное место занимает сувенир, история которого уходит далеко в древность. «Сувенир» ( из франц.) означает «подарок на память», пришло в русский язык около двух веков назад. Раньше сувениром считался любой подарок, который прежде всего напоминал о человеке, сделавшем его. История сувенира корнями уходит в глубокую древность и связана с магическими обрядами. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль. Со временем изображения утратили магический смысл и поэтому они превратились в изделия, сохраняющие местные художественные традиции.

Сейчас можно легко провести параллель «сувенир»- «изделие народных художественных промыслов» . Эти два понятия тесно связаны между собой. По существу каждое изделие народных художественных промыслов- сувенир. Но и в тоже время изделия народных художественных промыслов- оригинальные неповторимые изделия, каждое из которых создаётся индивидуально мастером-художником, а сувенир- механически воспроизведённый промышленностью в огромных количествах созданный художником оригинал. Как и во многих уголках земного шара, в Крыму огромное количество достопримечательностей. Как же посетив Бахчисарайский фонтан, Ласточкино гнездо, набережную Севастополя не увезти с собой их частичку?

Последовательность работы с глиной.

Я хочу предложить одно из разработанных мною занятий, но предварительно познакомлю с принципами работы с глиной.

Для занятий по работе с глиной необходимо иметь саму глину, блюдце с водой, подкладную доску, стеки, тряпочку для рук.

Глину различают как по цвету -белую, красную, голубую и т.д., так и по составу- тощую и жирную. Тощие глины с примесью песка для лепки не годятся. Изделия из неё имеют шероховатую поверхность, впитывают влагу, но не трескаются при сушке и обжиге. Жирная глина очень пластична, изделия из неё не пропускают влагу, отличаются прочностью, гладкой зеркальной поверхностью, но при сушке и обжиге могут трескаться. На занятиях лепкой лучше всего использовать глину средней жирности. Чтобы проверить её пригодность для лепки, необходимо из небольшого комка глины скатать между ладонями жгут, а затем аккуратно согнуть его пополам. На месте сгиба не должно быть много трещин. Глину, содержащую много примесей, очищают и просеивают. После просеивания и очистки её пересыпают в высокую посуду и заливают тремя частями воды, тщательно размешивая до однородной массы. После того, как вода отстоится, её аккуратно сливают. Потом вычерпывают глину, не затронув нижний слой, в котором осели примеси. Глиняный раствор выливают в широкий таз и ставят на солнце, изредка помешивая. Готовый раствор глины должен быть похож на густое тесто. Если глина суховатая, то перед работой её сбрызгивают водой. Конечно же необходимо объяснить

детям, что основной инструмент работы с глиной- это пальцы. Но в случаях, когда нужно добиться чёткости и проработать мелкие детали, убрать лишнюю глину или создать определённую фактуру, используют стеки, ножи с деревянными или металлическим лезвиями, пробойники. Лепку из глины выполняют всегда на доске, так как это поможет поворачивать изделие в процессе работы к исполнителю любой стороной.



Образовательный результат.

Готовив данную работу, я открыла для себя новые моменты истории не только украинской керамики и русской, но крымскотатарской; познакомилась с теми, кто стоял у истоков возрождения крымскотатарской керамики, о воздействии на неё истории крымскотатарского народа, более широко изучила историю Крымского полуострова. Помимо этого изучила работу с гипсом.

У детей работа с гипсом вызвала большой интерес.
























Используемая литература:

1. Аракчеев Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины, М., 2007, с. 72.

2. Агапова И., Давыдова М. Забавные игрушки из природных материалов, М., 2007, с. 255.

3. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: методические рекомендации для учителей 1-4классов.М., АТС-Пресс, 2000, с.311.

4. Губанова Е.Н., Уроки труда - уроки искусства. Начальная школа., 1995, № 11, с. 14.

5. Конышева Н.М. Чудесная мастерская. Учебник -тетрадь по художественному труду для 1 класса начальной школы., М., 1998, с. 22.

6. Конышева Н.М., Наш рукотворный мир ( от мира природы - к миру вещей)., учебник по удожественному труду для 3 класса начальной школы., М., 1997, с. 58

7. Гульянц Э.Л., Базик И.Я.Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение, 1984. с. 48

8. Конышева Н.М., Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. М., Изд. Центр Академия., 1999, с. 192

9. Николаенко Н., Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах., М., Изд. Центр.,2002, с. 300

10. Бардина Н.А., Изделия народных художественных промыслов и сувениров.,Изд. Высшая школа 2000, с.58, 175-177, 288-300.

11. Згуровская Л. Крым. Рассказы о растениях и животных. Симферополь.- Бизнес.- Информ, 1999, с.48

12. Крюкова И. А. Заповедные растения Крыма. Справочник. Симферополь, Таврия, 1980, с.96

13. Крым: книга рекордов. Симферополь, «Сонат»,1999, с. 288



Приложение

Нами создана Программа, в которой попыталась охватить все стороны декоративно-прикладного искусства. Посредством созданной программы учащиеся учатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное на занятиях декоративно-прикладного искусства. Сегодня очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим видом творчества- искусством профессиональных художников.

Создавая проект Программы, мы ориентировалась на простой призыв любого народа бережно относиться к своим корням, своим истокам. Через декоративно-прикладное искусство я пытаюсь призвать своих учащихся познать культуру народа, прочувствовав каждый художественный образ, пронеся его через свои руки. Помимо этого дети соединяют знания технических приёмов со своей фантазией, воображением. Такая работа развивает в детях не только художественное начало, а воспитывает здоровое нравственное начало, уважение к труду, и даже познания самого себя. На основе практического опыта была разработана система уроков на различные темы по работе с пластичными материалами.

Цели программы:

- развивать понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно прикладного искусства;

- овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные;

- познакомить с различными видами декоративной росписи;

Задачи программы:

- объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента;

- научит использовать линию силуэта, ритм, цвет, пропорции, форму, композицию, как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;

- развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках;

- учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искус-

ства;

- создавать предметы декоративно- прикладного искусства.

Каковы же предполагаемые результаты по окончанию обучения по данной Программе? Учащиеся должны знать виды декоративно-прикладного

искусства, уметь стилизовать природные формы, работать с различными материалами, уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности, различать и узнавать виды художественных промыслов, уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера, приобрести навыки конструирования и моделирования.

Примерный тематический план

1 класс (34 часа)



Наименование темы

Общее кол-во

часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ.занят.

1.

Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

1

1

-

2.

Виды и структуры орнаментов.

5

1

4

3.

Стилизация природных форм

4

-

4

4.

Народные художественные промыслы

5

2

3

5.

Стилизованная роспись по твёрдому материалу.

2

-

2

6.

Аппликация из различных по фактуре материалов.

4

-

4

7.

Работа с природными материалами.

6

1

5

8.

Объёмно-декоративная бумага.

Конструирование из бумаги.

9

1

8

2 класс


Наименование темы

Общее кол-во

часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ.занятий

1.

Работа с природными материалами.

6

1

5

2.

Рельефы из бумаги. Конструирование.

6

-

6

3.

Объёмно-декоративная работа.

Новогодние украшения.

5

-

5

4.


Украшение узором объёмного предмета.

4

-

4

5.

Шрифтовая композиция.

6

1

5

6.

Коллаж.

4

-

4

7.

Конструирование из бумаги. Оригами.

5

-

5


3 класс.


Наименование темы

Общее кол-во

часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ.занятий

1.

Папье-маше.

6

1

5

2.

Работа с бисером.

4

-

4

3.

Мозайка из яичной скорлупы.

7

1

6

4.

Роспись по ткани.

10

2

8

5.

Конструирование архитектурных сооружений.

9

1

8

4 класс


Наименование темы

Общее кол-во

часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ.занятий

1.

Мозайка.

10

1

9

2.

Коллаж. Коллективная работа.

7

-

7

3.

Конструирование из бумаги. Исторические персонажи.

10

1

9

4.

Итоговая работа.

9

-

9


Содержание предмета.

1 класс

В первом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства, его особенностями и спецификой, многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов, с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров, с художественны ми промыслами. Учащиеся овладевают техническими навыками изображения различных видов росписи, приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов.

Занятие 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве. 1 час.

Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса ДПИ. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием, с приёмами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.

Материал: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства.

Занятие 2. Виды и структура орнаментов.

Виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропомофный, комбинированный.

Типы орнаментов: ленточный, сетчатый, замкнутый. Ритм и симметрия в орнаменте.

Цель: знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов.

Задача: грамотно закомпоновать изображение на листе. Добиться выразительности линий.

Материал: фломастеры, бумага.

Занятие 3. Стилизация природных форм.

Отбирая главное, преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю изображения.

Цель: развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся, знакомство с возможностями декорирования.

Задача: выделение главного и типичного, переосмысление натуры, рисование стилизованной растительной формы.

Материал: гелиевые речки, бумага.

Занятие 4. Народные художественные промыслы.

Отличительные особенности традиционных художественных промыслов Украины. Приёмы нанесения обычных мазков. Цветовая палитра в каждом виде росписи.

Цель: знакомство с художественными промыслами Украины.

Задача: овладение техническими навыками, изображение элементов различных росписей.

Материал: гуашь, бумага, кисти.

Занятие 5. Стилизованная роспись по твёрдому материалу.

Оформление поверхности камня стилизованной росписью. Работа над эскизом.

Цель: развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся.

Задача: разработка эскиза, заполнение росписью плоскость с учётом формы камня.

Материал: камни, гуашь, кисти, бисер, клей ПВА.

Занятие 6. Аппликация из различных по фактуре материалов.

Коллективная работа над замыслом, подбором материала. Выполнение работы с использованием различных по фактуре и качеству материалов.

Цель: формирование умений работы в коллективе, навыков в подборе цветовой палитры и материала.

Задача: овладение гармоничным заполнением листа, создание полуобъёмной композиции.

Материал: цветная бумага, картон, лоскуты, ленты, бисер, ножницы, клей ПВА.

Занятие 7. Работа с природными материалами.

Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, склеивание частей в целое.

Цель: знакомство учащихся с возможностями работы с природными материалами.

Задача: обучение видения красоты в реальной действительности, передачи характерных особенностей большой формы.

Материал: листья, шишки, кора деревьев, пластилин.

Занятие 8. Объёмно-декоративная работа. Конструирование из бумаги.

Оформление вырезанных силуэтов в коллективную работу учащимися.

Цель: развитие фантазии, знакомство с понятием «симметричности», применение в практической работе теоретических знаний.

Задача: использование технических приёмов складывания и вырезания бумаги.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

2 класс.

Во втором классе учащиеся работают с природными материалами, бумагой, различными подручными материалами; продолжают знакомство с приёмами складывания бумаги, многообразием способов работы с подручными материалами; учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства, учитывать взаимосвязь объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.

Занятие 1. Работа с природными материалами.

Подбор материала, выполнение замысла композиции. Склеивание природного материала в соответствии с замыслом.

Цель: развитие фантазии учащихся, воспитание любви к природе и искусству.

Задача: выполнение работы в технике аппликации из природных материалов.

Материал: картон, ножницы, клей, засушенные материалы.

Занятие 2. Рельеф из бумаги. Конструирование.

Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.

Цель: развитие творческого воображения, умения видеть, запоминать и анализировать образы.

Задача: изучение приёмов складывания и вырезания бумаги разными способами, изготовление праздничной открытки.

Материал: бумага, ножницы, картон, клей.

Занятие 3. Объёмно-декоративная работа. Новогодние украшения.

Выполнение различных украшений к новогодним праздникам из имеющегося материала.

Цель: развитие фантазии и творческого воображения, формирование навыков работы с различными материалами.

Задача: изучение технических приёмов, приёмов работы в смешанной технике, обучение последовательному грамотному ведению работы.

Материал: бисер, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока.

Занятие 4. Украшение узором объёмного предмета.

Работа над замыслом композиции. Роспись бутылки.

Цель: приобретение навыка заполнения объёмной формы узором, знакомство с новым видом художественной деятельности.

Задача: обучение грамотному заполнению формы узором, использование элемента декора.

Материал: гуашь, лук, кисти, бутылки разной формы.

5 Занятие. Шрифтовая композиция.

Изучение видов шрифтов. Условная стилизация изображения с использованием шрифта.

Цель: расширение кругозора учащихся, знакомство с некоторыми видами шрифтов.

Задача: обучение грамотной компоновке, стилизации; аккуратному вырезанию элементов шрифтов.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Занятие 6. Коллаж.

Работа над эскизом. Выполнение работы в большом формате.

Цель: развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков работы в технике «коллаж».

Задача: обучение созданию и осмыслению произведений декоративно-прикладного искусства, раскрытие при помощи художественных приёмов замысла работы.

Материал: бумага разная по фактуре, ножницы, клей.

Занятие 7. Конструирование из бумаги. Оригами.

Цель: развитие логического мышления и пространственных представлений.

Задача: обучение складыванию основных модулей, выполнение объёмной фигуры с использованием нескольких модулей.

Материал: бумага, ножницы.

3 класс.

В третьем классе учащиеся знакомятся с такими видами декоративно-прикладного искусства, как мозайка из яичной скорлупы, бисероплетение, папье-маше, роспись по ткани «батик», работа с конструкциями; продолжают знакомство с возможностями декорирования форм и предметов; учатся создавать работу, связывая основные части и детали с конструктивной особенностью формы. На занятиях в третьем классе формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу. В основу работы над декоративно-прикладным искусством положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении учащихся.

Занятие 1. Папье-маше.

Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное выполнение изделия. Роспись готовой работы.

Цель: формирование в процессе обучения воображения и фантазии учащихся, развитие навыков работы в технике «папье-маше».

Задача: знакомство с техникой «папье-маше», создание предметов декора своими руками.

Материал: газеты, клейстер, гуашь, кисти.

Занятие 2. Работа с бисером.

Плетение элементов. Практическая работа.

Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорных ощущений; формирование стремлений к самостоятельной деятельности.

Задача: обучение приёмам плетения из бисера, знакомство с видами бисера и способами роботы с ним.

Материал: бисер разных цветов, проволока.

Занятие 3. Мозайка из яичной скорлупы.

Нанесение рисунка на картон, перевод деталей на кальку, обклеивание фигуры яичной скорлупой.

Цель: развитие наблюдательности, творческого мышления и воображения.

Задача: знакомство с новой техникой- мозайкой из скорлупы, обучение приёмам работы с ней.

Материал: скорлупа, клей, картон.

Занятие 4. Роспись по ткани.

Работа в различных техниках батика. Работа по замыслу. Выполнение декоративного панно.

Цель: развитие кругозора учащихся, формирование навыков работы с тканью, развитие умений декорирования предметов и вещей.

Задача: знакомство с искусство росписи ткани, видами «батика» и способами выполнения, выполнение работы в выбранной технике в соответствии с замыслом.

Материал: ткань, акриловые краски, резерв.

Занятие 5. Конструирование архитектурных сооружений.

Изучение видов архитектурных сооружений в зависимости от их назначения. Практическая работа.

Цель: развитие конструктивного мышления и пространственных представлений, развитие навыков элементов конструирования.

Задача: обучение передачи в масштабе и объёме идейного замысла работы, передавать связь основных деталей и частей с учётом особенностей формы, выполнение конструкции макета здания.

Материал: бумага, картон, ножницы, клей.

4 класс.

В четвёртом классе учащиеся продолжают знакомство с видами декоративно-прикладного искусства, закрепляют знания, умения и навыки предыдущих лет. По окончанию курса создают собственный проект.

Занятие 1. Мозайка.

Цель: развитие моторики рук, образного мышления, умения передать замысел при помощи цвета.

Задача: научить детей видеть целое при составлении работы из отдельных частей, подчинять мелкие детали главному.

Занятие 2. Коллаж. Коллективная работа.

Поиск эскиза и осуществление в технике коллажа плаката на задуманную тему. Цветовой и графический ритм. Органическое сочетание мотивов коллажа, рисунка и шрифта на плакате.

Цель: развитие навыков коллективной работы, воспитание творческой личности.

Задача: решение композиции плаката.

Материал: гуашь, тушь, ткань, фотографии, клей, ножницы.

Занятие 3. Конструирование из бумаги. Исторические персонажи.

Работа над замыслом композиции. Выполнение отдельных деталей. Склеивание работы.

Цель: развитие образного мышления и творческого представления, закрепление навыков конструирования из бумаги.

Задача: применение на практике навыков конструирования, приобретённых за период обучения.

Материал: бумага, ножницы, клей.

Занятие 4. Итоговая работа.

Самостоятельная работа, выполненная учащимися в любой технике.

Цель: проверка знаний, умений, навыков, приобретённых учащимися за период обучения по данной программе.

Материал: по выбору учащихся.



Примерная разработка занятия

по разделу программы: «Художественная обработка материалов».

Тема: «Лепка народной игрушки».

Цели занятия:

образовательная: познакомить детей с народной украинской игрушкой-опошнинской, показать пластичность передачи движений в лепке, научить детей лепке из целого куска глины игрушки по замыслу по типу народных игрушек;

развивающая: развивать кругозор детей, творческие способности;

воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к предметам на основе народ

народных традиций, показывая, что народное искусство нераздельно от народной музыки

музыки и устного народного творчества.

Тип занятия: комбинированный.

Метод занятия: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: аудиозапись, магнитофон, подкладные доски, губки, стеки, глина, ёмкости с водой.

Дидактический материал: образцы работ учащихся - глиняные игрушки, наглядные пособия.


Ход урока:


I. Организационный момент.

- приветствие учащихся

-проверка учащихся к уроку

-дыхательная гимнастика для успокоения

II. Подготовительная работа

1. Вступительная беседа. Слово учителя.

- Наше занятие сегодня необычно. А необычно оно тем, что мы отправимся на ярмарку. Что такое ярмарка? ( ответы учащихся) (звучит украинская народная музыка)

- В селе Опошна ,на главной площади, каждую весну кипела, шумела ярмарка-свистунья. На весенней ярмарке было весело. Яркие игрушки, свист, глашатаи, народный театр с Петрушкой, пляшущий медведь. Всё это было на ярмарке- свистунье. А чем же знаменито село Опошня? А знаменито оно тем, что именно в нём изготавливалась украинская народная керамика. Керамике придавалась форма различных животных. А ещё популярностью пользовались игрушки-свистульки. Ну, а теперь подойдём к одному из прилавков. ( на столе стоят игрушки )

2. Выступления учащихся

Зазывала 1: Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда,

Как у нас ли тары-бары

Всяки разные товары…

Подходите, подходите,

Посмотрите, посмотрите…

Зазывала 2: Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил

И за хвост не удержаться

Если гриву упустил.

Зазывала 3: Через горные отроги,

Через крыши деревень

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Зазывала 4: Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

Фью-ти, фью-ти, гнёзда вью!

Зазывала 5: Наша барышня в прекрасном

В ярком платье расписном

Краснощёка, круглолица

Полюбуйся-ка, народ!

III. Сообщение темы и цели урока.

- Понравилась ли вам ярмарка?

- А игрушки?

- Из чего сделаны эти игрушки?

- Эти игрушки сделаны из глины в небольшом селе Опошня, и называются они опошнинские.

- Кому-нибудь хочется сделать такую игрушку? Тогда на сегодняшнем занятии мы её вылепим, а на следующем- распишем. А расписывали их мастера, используя в основном растительный орнамент: цветы, грозди, колосья, ветки в виде букетов и венчиков. Светло-жёлтый цвет узора, выполненный на красно0коричневом, белом или зелёном фоне, усиленный контрастами голубого, коричневого, синего или чёрного цветов. Среди них были игрушки, с которыми играли, а были те, которые берегли, потому что они помогали защитить дом от всего плохого. Птицы прогоняли силы тьмы, несли радость, свет. Женские фигурки оберегали мать и детей от несчастий и болезней. Сейчас каждый из вас выберет игрушку, которая ему понравилась, и внимательно её рассмотрит.

IV. Объяснение порядка выполнения работы.

- Глина волшебная. Она мягкая, податливая, в добрых руках она превращается в интересные фигурки. Все животные лепились из

жгутиков. Жгут сгибали, разрезали стекой, разделяли на передние и задние ноги. Затем лепились голова животного и детали. Для выразительности к голове животного лепились грива, рога, ушки.

- Людей лепили несколько иначе. Их лепили из конусообразных форм вытягиванием глины для головы, а затем прикрепляли дополнительные детали.

V. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь.

VI. Выставка работ.

VII. Итог занятия:

- Что испытали при виде такой красоты?

- Как называются игрушки, которые мы сегодня делали?

- Почему их так назвали?

VII. Домашнее задание: рассмотрите опошнинские игрушки и выберете для себя понравившийся узор.




Примерная разработка занятия

по разделу «Работа с природными материалами. Работа с гипсом.»

Тема занятия: «Крымские сувениры» (2 часа)

Цели занятия:

образовательная: познакомить учащихся с крымскими сувенирами, способствовать отработке и совершенствованию навыков лепки из гипса;

развивающая: развивать умения подмечать внешнее строение предмета, развивать мелкую мускулатуру рук;

воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, расширять кругозор.

Тип занятия: проектирование.

Метод занятия: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: подкладные доски, гипс, стеки, губки, ёмкости с водой.

Дидактический материал: картины растительной и животной природы, муляжи и иллюстрации животных и растений, карта Крыма.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

-приветствие класса;

-проверка подготовки учащихся к уроку.

II. Подготовительная работа: предварительно учащиеся были разделены на группы с определённой тематикой: I группа готовит материал о понятии «сувенира», II группа готовит материал о растительном мире Крыма, III группа готовит материал о животном мире Крыма.

1. Слово учителя:

- Сегодня у нас необычный урок: мы будем проектировать выполнение крымских сувениров. Вы были разбиты на группы, и у каждой группы уже подобран материал, который вы сейчас и озвучите

2. Выступления групп:

I группа. Сувенир- это подарок. Сувенир напоминает нам моменты, которые мы пережили в тех местах, где его купили. Иногда сувениры преподносят в качестве подарка, и тогда мы постоянно вспоминаем человека, который сделал нам этот подарок. Сувенир может служить «доказательством» нашего путешествия, свидетельством пребывания в той или иной стране, городе или определённом месте. Также сувениры позволяют совершить мысленное путешествие людям, которые по той или иной причине не могут путешествовать; а сувенир поможет перенестись на родину этой вещи. Сувенир, рассказывая о стране, играет роль посла, является и рекламой. Выбрать сувенир очень тяжело. Можно обратиться в специальные магазины, торговые палатки, киоски, а можно просто поискать на рынке или в мастерских народных умельцев. Сувениром может служить фотография, картина, почтовая марка, фигурки людей в национальных костюмах, различные композиции.

II группа. Наша группа предлагает вам пройтись по музеям крымской природы. И прежде всего- это Никитский Ботанический сад. О нём знают во всём мире. в нём можно увидеть растения всего мира. Здесь растёт фисташковое дерево, которому более 1000 лет, и сторожилы- лавр благородный, самшит, платаны. В аллеях сада можно встретить каменный дуб, бамбук, кипарис, секвойю, итальянскую сосну. Усилиями учёных здесь прижилось более 1500 видов и форм других культур, таких как инжир, миндаль, хурма, гранат.

Кроме этого ботанического сада в Крыму есть Алупкинский и Ливадийский парки. На территории Алупкинского парка расположен Воронцовский дворец-музей. Парк создавался в течении 40 лет. Здесь есть деревья, чья родина Средиземноморье, Северная Америка, Иран, Япония, Китай. Интересным являются парковые пруды, которые давным-давно созданы руками крепостных крестьян. Небольшие озёра спокойны и красивы. Самое красивое их них Лебединое озеро. Удивительно место «Большой хаос»- эти нагромождённые друг на друга диабазовые глыбы. Здесь природа хорошо сочетается с искусственно созданным пейзажем.

Ливадийский дворец удивляет нас своим парком, в котором смогли искусно ужиться листопадные, вечнозелёные и хвойные растения в отдельных группах, в одиночных посадках; на подпорных стенах красиво вьются розы, глицинии; мраморные фонтаны, скамейки, столики, декоративные вазы придают парку особую красоту и своеобразие. Люди сохранили крымскую местную растительность, и дополнили её экзотическими растениями других стран.

III группа. Животный мир Крыма тоже удивителен. В Севастополе в Институте биологии южных морей находится аквариум-самый большой не только в Крыму, но и на Украине. Впервые он был открыт для посетителей в 1897 году с демонстрацией морских животных. Но здание постоянно расширялось и реконструировалось. Сейчас его заполняют морской водой. Бывая в Севастополе, Евпатории, Алуште, каждый стремится побывать в дельфинарии. А мы знаем, что дельфины по своему интеллекту приближены к человеку. В дельфинариях можно увидеть дельфина-афалина, белобочку, азовку или как её называют по -другому -морскую корову.

Самое крупное млекопитающее Крыма - это крымский благородный олень, он занесён в Красную книгу. Самый крупный китообразный дельфин - это афалина, его длина около 3 м, а вес до 400 кг. самое мелкое млекопитающее - малая бурозубка, её длина достигает 6,4 см, а вес- около 7,2 грамма. Самый крупный жук- жук-олень. Длина его тела 8 см, а сам он является насекомым-долгожителем. Самый крупный хищный жук - крымская жужелица, длина тела которой достигает 52 мм. А самый редкий жук - листоед чекиниоля. Его нет нигде, кроме Крыма. Охраняется законом.

3. Слово учителя:

- Вы подготовили хорошую информацию. А сейчас мы примемся за изготовление сувениров. Но сначала вспомним, какими свойствами обладает гипс? (ответы учащихся). Мы должны с вами на основе сказанного вами выше спроектировать модель наших сувениров. Каждая группа выбирает для себя элемент и описывает его. Затем вы должны будете его вылить из гипса.

4. Объяснение порядка выполнения работы:

- выполнение эскиза;

- контур - рельефная работа- выполнение выемок;

- заливка;

- просушка;

- шлифовка;

-роспись;

-лакировка;

- приклеивание магнитов.

III. Самостоятельная работа, индивидуальная помощь.

IV. Просушка работ.

II занятие.

На втором занятии учащиеся после тщательной просушки занимаются росписью работ и проектированием по карте Крыма.

V. Роспись работ.

VI. Работа по карте Крыма. Каждая группа определяет место на карте тех изделий, над которыми они работали.

VII. Итог занятий:

-Как называются предметы, которые мы сделали?

-Что было вами представлено?

-Что можно с ними сделать?

IX. Домашнее задание: подготовить собственную модель сувенира.


© 2010-2022