Статья ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

МБОУ СОШ №6

Пряникова Марина Геннадьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Новокузнецк. Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя. Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы.

С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?

  • Хроническая неуспешность. (Трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка. )

  • Уход от деятельности. (Когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя.)

  • Негативистская демонстративность (Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка.)

  • Вербализм. (Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. )

  • Ребенок ленится. (Это выражается: сниженная потребность познавательных мотивов, мотивация избегания неудач, неуспеха, общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента, высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе.)

Всё это подчёркивает необходимость рассматривать адаптацию, как повышение уверенности ребёнка в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта, сохранения и укрепления здоровья. В данной программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период. Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
  • установление контакта с учащимися, с учителем;
  • формирование адекватного поведения;
  • овладение навыками учебной деятельности.

Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению I. Организация режима школьной жизни первоклассников. II. Создание предметно-пространственной среды. III. Организация оздоровительно-профилактической работы. IV. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период. V. Организация внеучебной жизни первоклассников. VI. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества. VII. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе. Новизна программы заключается в том, что впервые в практике МБОУ «СОШ №6» разработан материал, который рассчитан на учебный год, для адаптации ребенка к школьной жизни, повышения уверенности в себе, развития способности управлять своим поведением, расширения опыта сохранения и укрепления здоровья.

Программа рассчитана на 30 часов. Занятия проводятся в 1 раз в неделю (по 20-25 минут).

  1. Занятия проводятся в течение учебного года.

  2. Занятия проводятся с периодичностью один раз в неделю.

  3. Номера занятий отражают последовательность их проведения.

  4. Завершающее занятие является итоговым и носит для детей праздничный характер.

  5. Занятия проводятся одновременно со всем классом.

Они строятся в доступных и интересных для детей формах: ролевые игры, психогимнастика, рисование, групповые обсуждения, освоение приемов саморегуляции, направленное воображение.

Комплексные занятия направлены на решение целого ряда задач:

развивать:

  • представления об окружающем мире (уметь смотреть и видеть, слушать и услышать);
  • эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности на уроке;
  • деловые отношения в совместной деятельности;
  • позитивное отношения к себе;
  • умения саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении;
  • психические процессы (памяти, внимания, мышления, речи);
  • благоприятные условия для самовыражения и самоанализа посредством процесса творчества;

формировать:

  • мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • навыки толерантного взаимодействия;
  • эмоциональное и физическое состояние учащихся средствами художественной деятельности;
  • представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
  • сознательное отношение к своему здоровью, стимулировать желания совершенствовать его и вести здоровый образ жизни.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • основные школьные правила,

  • позитивные взаимоотношения между людьми (вежливость, терпение, уважение прав другого человека и др.);
  • факторы роста (рациональное питание, двигательная активность и др.) и здоровья (гигиена тела, питание, движение и др.);
  • формы обращения, слова-комплименты;
  • невербальные средства общения (знаки, взгляд, жесты) для регуляции и саморегуляции нормативного поведения;
  • некоторые положительные и отрицательные черты характера;
  • значение ощущений и восприятия в познании мира;
  • правила дружбы, честной игры;
  • приемлемые для себя стереотипы поведения и способы разрешения конфликтов;
  • приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения.

уметь:

  • подчинять свое поведение новым нормам и правилам;
  • общаться со сверстниками и старшими;
  • преодолевать негативные эмоциональные состояния;
  • применять теоретические знания о здоровом образе жизни, в повседневной деятельности;
  • решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в познании и объяснении действительности, во взаимоотношении людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, разрешения проблем;
  • планировать свое время;
  • вести дискуссию, выслушивать различные мнения, доказывать свою точку зрения;
  • анализировать собственный жизненный опыт;
  • останавливаться и принимать конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 1. Здравствуй школа

ЦЕЛЬ: Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом. Познакомить с правилами поведения в классе.

Раздел 2. Изучаем правила общения

ЦЕЛЬ: Осознание детьми своего нового статуса школьника. Формирование реалистичного восприятия школьной оценки.

Раздел 3. Познаем себя и других

ЦЕЛЬ: Продолжение знакомства первоклассников друг с другом и с правилами поведения во время урока.

Раздел 4. Мир вокруг меня

ЦЕЛЬ: Налаживание позитивного сотрудничества детей в классном коллективе. Отработка полученного опыта школьной жизни.

Раздел 5. Я и моё здоровье

ЦЕЛЬ: формирование навыков ЗОЖ.

Раздел 6. Мой внутренний мир

ЦЕЛЬ: Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.








ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2001.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983

3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997.

4. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.

5. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. Минск.1998.

6. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М., 1991.

7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994.

8. Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». // Начальная школа, №3, 1999, с. 60 - 61.

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Комплекс-Центр, 1993. Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1985.

10. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. - М.: Редакционно-издательский цент Консорциума "Социальное здоровье России", 1995

11. Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! Ярославль.1999.

12. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999.

Методическое обеспечение программы

1. Примерные адаптационные занятия с первоклассниками, разработанные Пилипко Н.В., Громовой Т.В., Чибисовой М.Ю.

2. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй ,школа! Адаптационные занятия с первоклашками: Практическая психология учителю./ Под ред. Пилипко Н.В. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. - Москва: Генезис, 1998

4. Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников: рекомендации, конспекты уроков, игры и упражнения. И.Ю.Гайдукова, Е.М. Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2009

ФИО

Пряникова Марина Геннадьевна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Новокузнецк.

Должность

Учитель начальных классов

Учебная степень, учёное звание

Контактный телефон (рабочий, мобильный)

716592

89502659269

Е-mail


© 2010-2022