Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок по русскому языку в 3-Б классе на тему:

« Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова»

Учитель:Решетняк Ольга Николаевна



с.Маленькое,2015г.

Тема: Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова

Цель: формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадку.

Живёт в норке?

Грызёт корки.

Короткие ножки,

Боится кошки. (Мышь.)

- Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)

- Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.

- Какие значения имеет это слово?

- Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (Многозначные.)

- А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? (Это однозначное слово.)

- Сформулируйте тему урока.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 64 (с. 40).

- Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел передать автор текста?

- Согласны ли вы с его мнением?

- Выполните задания.

- Прочитайте лексическое значение выделенных слов.

- Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово.)

- По какому словарю можно определить лексическое значение слова? (По толковому.)

Упр. 65 (с. 40).

(Работа в парах.)

- Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 66 (с. 41).

- Прочитайте текст.

- О каком явлении природы идёт речь? (О росе.)

- Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нём.

- Выполните задание.

- Значение какого слова вы определяли по словарю?

2. Работа со словом из словаря

- Узнайте слово по его лексическим значениям.

1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.

2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.

3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.

Ответ: альбом.

- Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.)

- Найдите это слово в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение со словом альбом, запишите.

- Запомните, как пишется это слово.

Материал для учителя

По-латыни альбом означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли её для всеобщего обозрения в местах, где

собиралось много народа. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей.

Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.

VI. Рефлексия

(Работа в парах.)

- Пользуясь толковым словарём, разделите слова на две группы: 1) однозначные; 2) многозначные.

Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря.

- Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

- Что такое лексическое значение слова?

- С каким словом из словаря вы познакомились сегодня?

Домашнее задание

Упр. 67 (с. 42).

© 2010-2022