- Преподавателю
- Начальные классы
- Русский язык «Глагол»
Русский язык «Глагол»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Таравкова И.Ф. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Русский язык
Тема: Определение спряжения по окончанию глаголов в 3 лице.
Цели: Закрепить умение учащихся определять спряжение разными способами.
Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
1.Мобилизация учебного процесса.
Зарядка для успешности + точечный массаж
Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"
-Сегодня на уроке мы закрепим наши знания и умения по определению спряжения глаголов разными способами.
-Недаром урок мы начали с зарядки успешности, наш урок мы посвятим актуальной теме, о которой сейчас говорит весь мир и выполняя задания мы уточним информацию по теме.
2.Актуализация учебного процесса.
1 задание -
Минутка чистописания
Зв вс
-Подумайте, какие ключевые слова мы можем составить прописав эти соединения букв?
Зимние виды спорта, олимпиада, Сочи.
-Где и когда впервые были проведены Зимние Олимпийские Игры? 1924 год, Франция.
-Какой девиз олимпийских игр?- Быстрее, выше, сильнее!
-Сегодня мы уточним свои знания о зимних видах спорта
-Горнолыжный спорт?
- Спуск с гор на специальных лыжах.
2 задание словарная работа- представляет нам следующий вид спорта -лыжные гонки: гонки на лыжах на определённой дистанции.
Словарная работа (Определить спряжение глаголов)
Стать ( 1 спр.) чемпионом, приехать( 1 спр.) на стадион, лететь (2 спр.) на самолёте, купить (2 спр.) билет, преодолеть (1 спр.) расстояние, прочитаю (1 спр.) о легендах спорта, получит (2 спр.) грамоту.
3. Составление предложения со словом «спортсмены»-представляет вид спорта Прыжки на лыжах с трамплина-прыжки на лыжах со специально оборудованных трамплинов.
Составление и разбор предложения со слово «спортсмен» с характеристикой.
Казахстанские спортсмены успешно принимают участие в зимней олимпиаде.
4.Морфологический разбор -представляет лыжное двоеборье.- сочетает прыжки с трамплина и лыжные гонки
-Выполним морфологический разбор слова «принимают»
1.Часть речи Любит- глагол
2.Морфологичексие признаки:
а) постоянные: несоверш. вид, 1 спряжение
б)непост.: мн..ч, наст. время, 3 лицо
3.Синт. роль: принимают (что делают? ) принимают(сказуемое)
5. Физкультминутка представляет- Фристайл : лыжная акробатика
Мы спряжения к глаголу подбирали
И немножечко устали
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь? - Вот так!
-Как летишь? - Вот так!
-Как плывёшь? - Вот так!
-Как сидишь? - Вот так!
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?
6. Блиц-турнир представляет сноуборд-спуск с горы на специальном снаряде.
1) Имена существительные склоняются, а глаголы… (спрягаются)
2) Спряжение - это изменение глаголов по числам и … (лицам)
3) Определить спряжение легко, если окончание глагола … (ударное)
4) В окончаниях глаголов 2 - лица ед. числа после ш пишется … (ь)
5) Если в окончаниях гласная и, а в 3 - лице множественного числа -ат(-ят), то это глагол … (II спряжения)
7. Составление алгоритма представляет биатлон- лыжная гонка и стрельба из винтовки Информация для самостоятельного составления алгоритма
Брить
1-ое спряжение
Стелить
11 глаголов исключений: 7 - -еть, 4 - -ать
смотреть
видеть
ненавидеть
терпеть
обидеть
зависеть
вертеть
гнать
дышать
держать
слышать
Если у глагола безударное личное окончание, то его надо поставить в неопределённую форму.
-ить - II (-и)
-ат, -ят
-еть - I (-е)
-ут, -ют
Рассуждение по алгоритму:
А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.
Алгоритм определения безударного окончания глагола.
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Определи его спряжение по гласной букве перед -ть.
3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.
I
II
Ед. ч.
1-е л.
-у (ю)
-у (ю)
2-е л.
-ешь (-ёшь)
-ишь
3-е л.
-ет (-ёт)
-ит
Мн. ч.
1-е л.
-ем (-ём)
-им
2-е л.
-ете (-ёте)
-ите
3-е л.
-ут (-ют)
-ат (-ят)
8. ФИЗ. МИНУТКА. Представляет конькобежный спорт -скоростной бег на коньках
Игра. Учитель называет слова, если это глаголы первого спряжения - нужно присесть, если второго - подпрыгнуть.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветет, растешь, горишь, кричишь, говорит.
- Как вы рассуждали?
9.Задание. Упражнение «График».- Санный спорт-соревнование в скоростном спуске на санях.
-Надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График».
(Детям раздаются листочки с системой координат)
-Упражнение проводит учитель.
Учитель:
- Я читаю слова по вариантам, а вы ставите точку на графике.
1.В.
смотрят
строят
едут
думает
красит
бегает
чертит
сияет
ругает
зеленеет
2.В.
вертят
рубит
мокнет
откроет
возит
бреет
схватит
плавает
делает
оденут
Учитель:
-Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. На последней страничке тетради найдёте ключ. Если вы правильно определили спряжение глагола, то график должен выглядеть так:
10.задание Игра «Будь внимателен!» «Цепочка»-Хоккей- командная игра на льду.
Записать глаголы, выделить окончания, обозначить спряжение, лицо и число глаголов.
Заслуживают (1спр., 3 л., мн. ч.), высмотрят (2 спр.,искл. , 3л, мн.ч.), озадачат( 2 спр., 3л., мн.ч.), вклеиваем (1 спр.., 1 л, мн.ч.), запевают (1 спр., 3 л., мн.ч.), слукавим (2 спр., 1 л., мн.ч.), прыгает (1 спр., 3 л., ед.ч.), выступите (2 спр, 3л, мн.ч.) зависят (2 спр., искл., 3л., мн.ч.), подстелем ( 1 спр., 1 л., мн.ч.).
11. Задание Работа в парах представляет фигурное катание..
Выписать из текста глаголы. Определить спряжение глаголов
Фигурное катание
Очень красивый вид спорта. Впервые фигуристов допустили(2спр.) до участия в Олимпийских играх в 1908 году. На соревнованиях фигуристы соревнуются(1спр.) с короткой и произвольной программами, а судьи оценивают(1 спр.), как спортсмены выполняют(1 спр.) на льду разные элементы: прыжки, дорожки, вращения. Одна из разновидностей парного фигурного катания - танцы на льду. Фигуристы танцуют (1спр.)обязательные танцы: вальс или румбу, а потом дополняют(1спр.) их произвольными элементами. В олимпийских играх 2014 года бронзовым призёром стал (1спр.)Денис Тен.
Проверка. ( я читаю текст , ученики показывают . с помощью 1 или 2 предметов спряжение)
-В каком году до участия в Олимпийских играх допустили фигуристов? (в 1908)
-Денис Тен - кто этот человек?
8.Самостоятельная работа. Кёрлинг (англ. curling, от скотс. curr) - командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»). В каждой команде - четыре игрока.
-
-Чтобы стать чемпионом нужно очень много работать самостоятельно, под девизом олимпийских игр мы тоже выполним работу самостоятельно .
Карточка
Рефлексия «Все в твоих руках».
На олимпийских символах дети пишут рисуют смайлики
Итог урока. Инструктаж Д. з. Написать мини -сочинение на тему « Зимние виды спорта»- определить спряжение глаголов.
Резерв
Определи спряжение глаголов, напиши их в 1 -м и 3 -м лице множественного числа.
Д.Читает (I) - читаем, читают; знает (I) - знаем, знают; спорит (II) - спорим, спорят; ходит (II) - ходим, ходят; танцует (I) - танцуем, танцуют; спрашивает (I) -спрашиваем, спрашивают
Работа в группах
Выписать из текста глаголы. Определить спряжение глаголов
Фигурное катание
Очень красивый вид спорта. Впервые фигуристов допустили до участия в Олимпийских играх в 1908 году. На соревнованиях фигуристы соревнуются с короткой и произвольной программами, а судьи оценивают, как спортсмены выполняют на льду разные элементы: прыжки, дорожки, вращения. Одна из разновидностей парного фигурного катания - танцы на льду. Фигуристы танцуют обязательные танцы: вальс или румбу, а потом дополняют их произвольными элементами. В олимпийских играх 2014 года бронзовым призёром стал Денис Тен.
Работа в группах
Выписать из текста глаголы. Определить спряжение глаголов
Фигурное катание
Очень красивый вид спорта. Впервые фигуристов допустили до участия в Олимпийских играх в 1908 году. На соревнованиях фигуристы соревнуются с короткой и произвольной программами, а судьи оценивают, как спортсмены выполняют на льду разные элементы: прыжки, дорожки, вращения. Одна из разновидностей парного фигурного катания - танцы на льду. Фигуристы танцуют обязательные танцы: вальс или румбу, а потом дополняют их произвольными элементами. В олимпийских играх 2014 года бронзовым призёром стал Денис Тен.
Работа в группах
Выписать из текста глаголы. Определить спряжение глаголов
Фигурное катание
Очень красивый вид спорта. Впервые фигуристов допустили до участия в Олимпийских играх в 1908 году. На соревнованиях фигуристы соревнуются с короткой и произвольной программами, а судьи оценивают, как спортсмены выполняют на льду разные элементы: прыжки, дорожки, вращения. Одна из разновидностей парного фигурного катания - танцы на льду. Фигуристы танцуют обязательные танцы: вальс или румбу, а потом дополняют их произвольными элементами. В олимпийских играх 2014 года бронзовым призёром стал Денис Тен.
Работа в группах
Выписать из текста глаголы. Определить спряжение глаголов
Фигурное катание
Очень красивый вид спорта. Впервые фигуристов допустили до участия в Олимпийских играх в 1908 году. На соревнованиях фигуристы соревнуются с короткой и произвольной программами, а судьи оценивают, как спортсмены выполняют на льду разные элементы: прыжки, дорожки, вращения. Одна из разновидностей парного фигурного катания - танцы на льду. Фигуристы танцуют обязательные танцы: вальс или румбу, а потом дополняют их произвольными элементами. В олимпийских играх 2014 года бронзовым призёром стал Денис Тен.
Дата: __________________ Выполнил :________________________________ Самостоятельная работа 1.Соедини линиями в правильном порядке.
Настоящее время пел
станцуетПрошедшее время смотрит
задумается Будущее время спит Кричал2.Соедини линиями в правильном порядке. 1-е лицо ты считаешь 2-е лицо она пишет 3-е лицо я пою 3.Если лицо названо неправильно, зачеркни написанное и напиши правильно. Сижу ( 2л.)____, ходят ( 1л.)______, покупает (3л.)____ , смотрю (1л.)______, падают ( 2л.)_____
4.Вставь пропущенные буквы в окончания глаголов. Мы повторя…м, ты чита…шь, мы удивля…мся, ты шага…шь, они ночу…т, они руб…т, она хвал…т.
5.От данных основ глаголов образуйте и запишите глаголы 3-го лица множественного числа.
Образец: (они) говорят - 2-е спр.
Бер-, нес-, зов-, крич-, вед-, раст-, шурш-, молч-, благодар-.
Выдели окончания глаголов и определите их спряжение.