«Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации в новом коллективе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад по самообразованию по воспитательной работе

Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе. В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период - это начало жизни, причем первые три месяца - это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем - вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи. О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Считается, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий - важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки. Таким образом, можно считать, что адаптация - это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Работая по данной теме, я ставила для себя следующие задачи для данной возрастной группы детей, и для учителей и родителей. Для первоклассников:

  • помочь ребенку принять позицию школьника;
  • помочь осознать появление нового сообщества - класса;
  • ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
  • обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.


Для учителей-предметников:
  • снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
  • создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
  • помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Для родителей:
  • снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
  • создать атмосферу сотрудничества;
  • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
  • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Первичная адаптация первоклассников к новым социальным условиям - этот этап самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа с сентября по январь предполагалось: Изучение личных дел и проведение анкетирования учащихся и родителей классным руководителем, во-первых, для первичного ознакомления и получения общих сведений об учащихся, их семей; во-вторых, для составления карты сопровождения (социального паспорта класса, характеристики класса). Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. Этому способствует организация внеурочной деятельности. Такие кружки как «Оригами», «Бисероплетение», на которые дети ходят с удовольствием. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Поэтому адаптационный период значительно отличается от других периодов жизни школьников. Во-первых - это: Введение курса «Школа будущих первоклассников» предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Цели курса: • обеспечение психологической адаптации детей; • знакомство с основными школьными правилами; • привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы; • обучение элементарным приемам обратной связи; • знакомство с системой школьного оценивания; • развитие внимания, памяти, мышления, воображения; • организация классного коллектива. Содержание вводного курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования,элементарного экспериментирования.
Во - вторых: Это проведение в 1 четверти 3 уроков по 35мин, во 2 четверти 4 уроков по 40 мин., обязательное проведение физминуток на 10 и 20 мин. урока. Дополнительные каникулы в феврале. Уроки в адаптационный период строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: рисуночные методы, метод направленного воображения, игры, использование ЦОРов «Игры для 1- 4 классов». Занятия носят двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.

В- третьих: Обязательные прогулки на свежем воздухе после 4 урока. (Динамическая пауза (1час) после 2 урока в течение 1 полугодия). Занятия физкультурой - организация утренней зарядке перед 1 уроком, занятость в кружке «Подвижные игры».

В- четвёртых:

Исключается система балльного (отметочного) оценивания.

Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать

учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого

учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и

средств, листы индивидуальных достижений и т.д. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется

в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся (самооценка).

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.

1. Организация групп продленного дня.

2. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью
приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требованиясоответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры драматизации, спортивные и т.д.)как прием воспитания.

Детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей.

В этом учебном году ребята стали участниками общешкольных мероприятий "Веселые старты", "Прием в д\о «Теремок» ", «В мире профессий», классные часы: Праздник Букваря, математический турнир, День Матери, конкурсная программа мамочки -дочки, мамочки - сыночки, праздник «Первых каникул», школьные конкурсы рисунков, участие в международных интернет конкурсах «Эму», всероссийских олимпиадах, всероссийских предметных чемпионатах, всероссийской игре-конкурсе «Инфознайка2012», участие в театральной весне. Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА Проведение педагогических консилиумов по разработке единой системы требований к классам со стороны учителей-предметников. Участие в районных семинарах по внедрению ФГОС. Проведение родительского собрания по вопросам адаптации первоклассников, индивидуальных консультаций, дней открытых дверей. "Адаптация первоклассника и преемственность между начальным звеном школы и МДОУ" с приглашением подготовительной группы д\с №3, где 14 воспитанников стали активными участниками совместного занятия по окружающему миру. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: • сохранение физического, психического и социального здоровья детей; • установление контакта с учащимися, с учителем; • формирование адекватного поведения; • овладение навыками учебной деятельности. Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у старших школьников.



Задания, игры, и другие формы индивидуальной работы для первоклассников в адаптационный период:

  • "На что похоже?"

  • Расскажи стихи руками

  • Рисование"Цветик-многоцветик"

  • Ассоциации

  • "Графический диктант"

  • Игра "Морская фигура"

  • Штриховка

  • Составление рассказа

  • "Лабиринты"

  • Настроение

  • "Что изменилось?"

  • "Кто лишний?"

  • Физкультминутка "Зайка"

  • "Назови, одним словом"

  • "Кто больше назовет"

  • "Летающая тарелка"

  • Физкультминутка "Полет в космос"

  • Работа со словарем

  • Дорисовывание

  • "Представь себе"

  • "Отгадайте, что это?"

  • Игра с мячом "Съедобное - несъедобное"

  • Кроссворд "У самовара"

  • "Отгадайте, чьи следы?"

  • Ассоциации "Это все в лесу"

  • Дорисовывание "Волшебный лес"

  • Игра "Не разбуди медведя"

  • Кроссворд "В лесу"

  • Пиктограммы

  • "Графический диктант"

  • "Доскажи словечко"

  • "Живая азбука"

  • "Загадки"







МБОУ СОШ р.п.Мухен









Доклад по самообразованию

по воспитательной работе



Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.





Учитель начальных классов: Данилюк Н.А.

















2012 год

© 2010-2022