- Преподавателю
- Начальные классы
- «Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации в новом коллективе»
«Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации в новом коллективе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Данилюк Н.А. |
Дата | 11.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад по самообразованию по воспитательной работе
Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе. В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период - это начало жизни, причем первые три месяца - это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем - вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи. О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Считается, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий - важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки. Таким образом, можно считать, что адаптация - это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Работая по данной теме, я ставила для себя следующие задачи для данной возрастной группы детей, и для учителей и родителей. Для первоклассников:
- помочь ребенку принять позицию школьника;
- помочь осознать появление нового сообщества - класса;
- ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
- обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Для учителей-предметников:
- снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
- создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
- помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
- снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
- создать атмосферу сотрудничества;
- договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
- выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Поэтому адаптационный период значительно отличается от других периодов жизни школьников. Во-первых - это: Введение курса «Школа будущих первоклассников» предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Цели курса: • обеспечение психологической адаптации детей; • знакомство с основными школьными правилами; • привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы; • обучение элементарным приемам обратной связи; • знакомство с системой школьного оценивания; • развитие внимания, памяти, мышления, воображения; • организация классного коллектива. Содержание вводного курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования,элементарного экспериментирования.
Во - вторых: Это проведение в 1 четверти 3 уроков по 35мин, во 2 четверти 4 уроков по 40 мин., обязательное проведение физминуток на 10 и 20 мин. урока. Дополнительные каникулы в феврале. Уроки в адаптационный период строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: рисуночные методы, метод направленного воображения, игры, использование ЦОРов «Игры для 1- 4 классов». Занятия носят двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
В- третьих: Обязательные прогулки на свежем воздухе после 4 урока. (Динамическая пауза (1час) после 2 урока в течение 1 полугодия). Занятия физкультурой - организация утренней зарядке перед 1 уроком, занятость в кружке «Подвижные игры».
В- четвёртых:
Исключается система балльного (отметочного) оценивания.
Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать
учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого
учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и
средств, листы индивидуальных достижений и т.д. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется
в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся (самооценка).
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.
1. Организация групп продленного дня.
2. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью
приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требованиясоответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры драматизации, спортивные и т.д.)как прием воспитания.
Детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей.
В этом учебном году ребята стали участниками общешкольных мероприятий "Веселые старты", "Прием в д\о «Теремок» ", «В мире профессий», классные часы: Праздник Букваря, математический турнир, День Матери, конкурсная программа мамочки -дочки, мамочки - сыночки, праздник «Первых каникул», школьные конкурсы рисунков, участие в международных интернет конкурсах «Эму», всероссийских олимпиадах, всероссийских предметных чемпионатах, всероссийской игре-конкурсе «Инфознайка2012», участие в театральной весне. Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА Проведение педагогических консилиумов по разработке единой системы требований к классам со стороны учителей-предметников. Участие в районных семинарах по внедрению ФГОС. Проведение родительского собрания по вопросам адаптации первоклассников, индивидуальных консультаций, дней открытых дверей. "Адаптация первоклассника и преемственность между начальным звеном школы и МДОУ" с приглашением подготовительной группы д\с №3, где 14 воспитанников стали активными участниками совместного занятия по окружающему миру. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: • сохранение физического, психического и социального здоровья детей; • установление контакта с учащимися, с учителем; • формирование адекватного поведения; • овладение навыками учебной деятельности. Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у старших школьников.
Задания, игры, и другие формы индивидуальной работы для первоклассников в адаптационный период:
-
"На что похоже?"
-
Расскажи стихи руками
-
Рисование"Цветик-многоцветик"
-
Ассоциации
-
"Графический диктант"
-
Игра "Морская фигура"
-
Штриховка
-
Составление рассказа
-
"Лабиринты"
-
Настроение
-
"Что изменилось?"
-
"Кто лишний?"
-
Физкультминутка "Зайка"
-
"Назови, одним словом"
-
"Кто больше назовет"
-
"Летающая тарелка"
-
Физкультминутка "Полет в космос"
-
Работа со словарем
-
Дорисовывание
-
"Представь себе"
-
"Отгадайте, что это?"
-
Игра с мячом "Съедобное - несъедобное"
-
Кроссворд "У самовара"
-
"Отгадайте, чьи следы?"
-
Ассоциации "Это все в лесу"
-
Дорисовывание "Волшебный лес"
-
Игра "Не разбуди медведя"
-
Кроссворд "В лесу"
-
Пиктограммы
-
"Графический диктант"
-
"Доскажи словечко"
-
"Живая азбука"
-
"Загадки"
МБОУ СОШ р.п.Мухен
Доклад по самообразованию
по воспитательной работе
Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
Учитель начальных классов: Данилюк Н.А.
2012 год