Урок - исследование Тема: «Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»Образовательная система: Школа России Тип урока: Урок - исследование Тема: « Д.Н. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»

Цель: Формирование умения анализировать образы героев сказки Д. Н. Мамина - Сибиряка «Серая шейка»

Задачи:

  1. Создать условия для формирования умения анализировать текст, совершенствование навыков осознанного, выразительного чтения.

  2. Развивать у детей навык исследовательского поиска путем привлечения занимательного материала, развивать воображение, устную речь, мышление: умение анализировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы.

  3. Воспитывать доброе отношение к тем, кто слабее; заботливого отношения к друг другу, воспитывать умение слушать других.

Планируемые результаты:

Различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанной сказки, уметь отвечать на вопросы, читать и понимать смысл пословиц.

Предметные:

  • Осмысленно, правильно читать вслух

  • Находить в тексте материал для характеристики героя

Личностные:

  • Интерес к чтению

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • Высказывать свое отношение к героям произведения

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

  3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

  2. Выразительно читать и пересказывать текст.

  3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

  4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

  2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

  1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, колонки; презентация, рабочие листы

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Здравствуйте, ребята!

Дружно встали, повернулись,

И друг другу улыбнулись.

- Теперь поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

Дети приветствуют учителя и гостей урока.

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

  2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

- Ребята, с какой сказкой вы познакомились, и какое задание вы выполняли дома?

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

После прочтения сказки у нас сложился образ. Посмотрите на доску. Перед вами весы. На одной чаше весов - Добро, на другой - Зло. Куда мы отнесем образ Серой шейки?

Но так как уточка не единственный герой сказки, чтобы понять, что перевесит, мы должны …?

Итак, какова цель нашего урока? Доказать, что некоторые персонажи сказки стоят на стороне добра, а некоторые на стороне зла. Что добра всегда больше, чем зала.

Прочитать сказку Д.М. Сибиряка «Серая шейка» и исследовать образ Серой шейки.

К добру

Исследовать характер и поступки других героев


  1. Решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение работать в паре и в группах.

Сегодня вы будете работать в группах по рабочим листам. После выполнения каждого задания в группах, командир показывает готовность сигнальными картами.

Командиры вытягивают листы с героями сказки.

1 группа.

Вы исследуете образы Селезня и Старой утки.

2 группа.

Вы исследуете образы Зайца и Лисы.

3 группа.

Вы исследуете образ Старика.


  1. Организация самостоятельной работы

Личностные результаты:

  1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

  1. Развиваем умение слушать и понимать речь других

  2. Выразительно читать и пересказывать текст.

  3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

  4. Умение работать в паре и в группах.

Познавательные УУД:

  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

  3. Находить ответы на вопросы в тексте

Сейчас я раздам первое задание, и по моей команде вы приступаете к его выполнению.

1 группа - 1 задание.

Найдите и прочитайте отрывки сказки, характеризующие этих персонажей.

Сделайте вывод, об отношении обоих родителей к Серой Шейке.

2 группа -1 задание.

Найдите и прочитайте отрывки сказки, характеризующие этих персонажей.

Сделайте вывод, для чего автор вводит образ Зайца? Как относится автор к Лисе?

3 группа -1 задание.

Найдите отрывок в сказке, когда появляется Акинтич. Внимательно проследите за фразами, где он выражает свои мысли.

Сделайте вывод, как они характеризуют героя?

Молодцы, все группы верно справились с первым заданием. Но нам этого не достаточно для анализа героев. Вот вам второе задание.

1 группа -2 задание.

Исключи лишнее:

Селезень:

Заботливый отец, высокомерный, лентяй, уважает всех, добрый, заботится об окружающих, эгоист.

Старая утка:

Беспокойная, плохая мать, смелая , добрая, не любит свою дочь, заботливая , довольна своим супругом.

Сделайте вывод : -Что общего у героев? Чем отличаются?

2 группа -2 задание.

Установи соответствие:

Добрый хитрая

дружит с Лисой заботится о Серой Шейке

ЗАЯЦ трусливый ЛИСА злая

хороший друг мечтает съесть уточку

думает только о себе помогает Серой Шейке

Сделайте вывод : -Что общего у героев? Чем отличаются?





3 группа - 2 задание.

Заполните логическую цепочку последовательности действий Акинтича.

Рассердился

Подкрался на лыжах

Сидит горюет

Увидел уточку

Сделайте вывод, как меняется ваше восприятие образа старика по ходу его действий?

Молодцы, вы снова справились с заданием. Но и этого нам не достаточно. Но прежде чем вы получите последнее - третье задание, мы с вами немножко отдохнем.








  1. Физминутка

На носочки встанем

Облачко достанем

На корточки сядем

Травушку погладим

Руками - крыльями взмахнем

Как утята поклюем

В стайки соберемся

Друг другу улыбнемся

Мы сумели отдохнуть

И готовы в дальний путь


  1. Продолжение организации самостоятельной работы

Познавательные УУД:

1.Делать выводы

Коммуникативные УУД:

  1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

  2. Выразительно читать

  3. Оформлять свои мысли в устной форме

Вот вам последнее - третье задание.

1 группа - 3 задание.

Сделайте вывод (по одному распространенному предложению на каждого члена группы), какой герой относится к силам Добра, а какой к силам Зла? Отвечая, используйте следующие фразы:

По моему мнению…..

Я думаю, что…

Эти качества (имя персонажа) доказывают….

Автор показал нам, что…

Я пришел(а) к выводу ,что….

Проанализировав данный рассказ, я понял(а)….

2 группа- 3 задание.

Сделайте вывод: какой герой относится к силам Добра, а какой к силам Зла? Отвечая, используйте следующие фразы:

По моему мнению…..

Я думаю, что…

Эти качества (имя персонажа) доказывают….

Автор показал нам,что…

Я пришел(а) к выводу, что….

Проанализировав данный рассказ, я понял(а)….

3 группа -3 задание.

Сделайте вывод: относится этот герой к силам Добра или к силам Зла? Отвечая, используйте следующие фразы:

По моему мнению…..

Я думаю, что…

Эти качества (имя персонажа) доказывают….

Автор показал нам, что…

Я пришел(а) к выводу , что….

Проанализировав данный рассказ, я понял(а)….

Теперь, когда мы с вами проанализировали всех героев сказки, мы можем с вами определить, кто добрый персонаж, а кто злой?

Для этого командиры групп подходят и получают у меня карточку, по которой они будут оглашать результаты своей команды.

Выступление групп по плану:

Мы исследовали образы:……………..

В ходе исследования мы выяснили, что ………….(описать первого героя)

В ходе исследования мы выяснили, что ………….(описать второго герой)

Делаем вывод, что ……. (отнести героев к силе Добра и Зла)

(Во время выступления групп я добавляю персонажей в чаши весов)

Ребята, посмотрите на доску. Можем мы сказать, что мы достигли нашей цели? Кто за? (Сигнал)

На доске вы видите пословицы:

- Делай добро и жди добра

- Нет худа без добра

-

-

Выберите пословицу, которая наиболее подходит к нашей сказке.

А какой урок вы извлекли, познакомившись с этой сказкой?


  1. Рефлексия учебной деятельности

Личностные результаты

  1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

А сейчас, я хочу узнать, кто считает, что он сегодня отлично работал на уроке? А кто считает, что он мог бы и постараться? Как вы считаете, кто в вашей команде работал лучше всего?

А я хочу сказать, что сегодня все молодцы, вы работали в команде, помогали друг другу.



© 2010-2022