- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект внеклассного мероприятия для 3-4 классов по теме Край, где посчастливилось родиться
Конспект внеклассного мероприятия для 3-4 классов по теме Край, где посчастливилось родиться
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидорова И.А. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Край, где посчастливилось родиться»
Сидорова Ирина Анатольевна
МБОУ «Школа №64»
Внеклассное занятие для 3 класса Внеурочное занятие для учащихся 3-х классов на тему «Край, где посчастливилось родиться» предусмотрено воспитательной программой «Мои родники». Значимость данной темы хочется подчеркнуть словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Родной край, его история - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». В процессе занятия формируются такие важные понятия, как Родина, малая родина, гражданин, патриот, подчёркивается необходимость сохранения памяти об исторических событиях, известных земляках, воспитывается патриотизм через ценностное отношение к памятникам истории и культуры. На занятии используются межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, технология. Внеурочное занятие проводится в технологии педагогической мастерской, что и создание атмосферы определяет его особенности: - сотрудничества в общении; - сочетание индивидуальной, парной, групповой форм работы; - «включение» эмоциональные сферы ребенка, обращение к его чувствам; - исключение официального оценивания работы учащихся; - самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию.
Цель занятия: формирование основ гражданственности и патриотизма (чувства гордости за свою Родину, свой родной Рязанский край).
Задачи: - расширить и углубить представления детей об истории Малой Родины на основе материала о достопримечательностях родного края; - способствовать сохранению памяти об истории Рязанской земли, известных рязанцах, прославивших родную землю, - формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению; - учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, уважая мнение собеседников; - развивать критическое мышление; - формировать умения работать в парах и группах, самостоятельно; совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения, решать творческие задачи, работать с информацией (отбор, использование); адекватно оценивать как свою деятельность, так и своих одноклассников.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие интереса к проектно-исследовательской деятельности, направленной на изучение культурно - исторического наследия родного края
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в выполнении проектной работы по теме исследования;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- проявлять познавательную инициативу в изучении истории и культуры своей Родины.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения задания по истории Родного края;
- выражать свои мысли и предположения по теме занятия в устной форме;
- владеть приемами работы с текстом;
- давать определения понятиям (Родина, патриотизм, малая Родина);
- объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования исторического и культурного наследия Рязанской земли;
Коммуникативные УУД:
- допускать существование различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию по отношению к полученной информации;
- договариваться, приходить к общему решению;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
Оборудование: ПК, проектор, карта Рязанской области на листах бумаги А5, карточки для индивидуальной и групповой работы, работы в парах, тексты для чтения, таблички, фотографии рязанцев, внесших весомый вклад в историю города и страны, героев ВОВ, достопримечательностей Рязани, природных богатств, клей, цветные карандаши, заготовки поделок «Грибы с глазами».
Внеурочное занятие для учащихся 3 класса «Край, где посчастливилось родиться»
Технологические этапы
Действия (вопросы) учителя
Действия (ответы) учеников
1.Приветсвие.
1,00
2. Введение в тему.
2,00
- Здравствуйте. Я рада вас видеть снова.
-Прошу садиться.
- У меня сегодня хорошее настроение. И это настроение я дарю вам.
- А какое настроение у вас? У каждого из вас на парте в конвертике № 1 есть картинки. Выберите ту, которая, по вашему мнению, больше передает ваше настроение. Покажите эти значки. (Солнышко - хорошее, радостное настроение,
Тучку - не очень хорошее настроение,
- Я делаю вывод - озвучиваю общее настроение класса.
Преобладает солнечное настроение с небольшой облачностью. Надеюсь, что в процессе работы тучки рассеются.
- Ребята, я пришла к вам издалека. Путь был неблизкий. Но у меня с собой оказался предмет, который мне помог.
- Он укажет точный путь и на север и на юг. (Компас.)
- Проверим, верно ли, вы угадали? (Я достаю из рюкзака компас).
- Этот компас не простой, а волшебный. Он всегда помогает найти верный путь, правильное решение.
- Встаньте, повернитесь друг к другу лицом, возьмитесь за руки и произнесите волшебные слова.
«Добрый компас, помоги, нам дорогу укажи!»
Произносим.
- Теперь компас обязательно нам поможет.
- Для кого компас просто необходим? (путешественники, туристы)
Ребята, а вы любите путешествовать?
Учащиеся стоя приветствуют учителя.
Дети выбирают нужный значок и показывают.
Ответы учеников
Встают лицом друг к другу, берутся за руки и говорят слова.
Садятся за парты.
Ответы детей.
3.Определение темы занятия, постановка цели и задач.
7.0
- В давние времена людям тоже приходилось надолго уходить из родного дома. Как вы думаете, что они брали с собой в дорогу? Я тоже захватила с собой. (Я показываю узелок с землей и горсть родной земли) (узелок)
- Что же в узелке? (земля)
- Чтобы узнать какая это земля, предлагаю выполнить задание в парах. В конвертах №2 слова. Составьте из них пословицу.
(10 столов - 10 конвертов с заданиями. За правильно составленную пословицу - буква)
- Прочитайте.
- Что общего в этих пословицах? (о Родине)
- Вы догадались, какая земля у меня в узелке? (родная)
- Зачем брали в дорогу родную землю? Какая пословица является ответом на вопрос? (Родная земля и в горсти мила.)
- В старые времена в дорогу брали куклу - талисман - Подорожницу. (показываю). У нее в руках узелок с родной землей. А позже, просто узелок с родной землей.
Вспомните мультфильм про Илью Муромца.
И сейчас этот обычай сохранился. Человек берет с собой частицу Родины - матери, чтобы она оберегала его в дальних краях.
- Вы догадались, о чем мы будем говорить? (о Родной земле).
- Совершенно верно. Тема сегодняшнего занятия:
«Земля, где посчастливилось родиться».
- Как называется земля, где вы родились? (рязанская)
- Какими словами вы можете описать свое отношение к этой земле, какие чувства вы к ней испытываете?
- Что вам известно про нашу Рязанскую землю?
- Все ли вы знаете о Рязанщине? (нет)
- Действительно, узнать еще больше о родной земле - это наша цель.
Цель (на доске):
Узнать историю родного края его достопримечательностях и выдающихся людях, понять свою причастность к судьбе родного края и ответственность за его будущее.
Фронтальная работа.
Предположения детей.
Составляют в парах
Читают пословицы
Ответы детей
Предположения детей: рады, гордимся, любим, хорошо здесь, уютно, спокойно…
Рассказы детей.
Ответы детей.
Читает ребенок.
4. Основная часть
5. Рефлексия
- Как вы думаете, каким образом можно лучше всего узнать наш край? Есть пословица «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Поэтому мы сегодня отправимся…я забыла слово. Но компас подсказывает, у вас буквы, и нам надо из них составить слово.
(Сложив буквы, получим слово - «экспедиция» на доске).
- Как узнать точно, что оно обозначает? В словаре.
Экспедиция в Энциклопедическом словаре:
Экспедиция - Поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным (научным, военным) заданием.
- Пока ищет, как вы думаете, что такое «экспедиция»?
- Хотите стать членами экспедиции? (да)
- Тогда, в путь!
- В экспедиции отправляются группами. Делимся на группы. Кто в 1-ой гр, кто во 2-ой….
- А разве можно отправляться в дальний путь с пустыми руками?
У меня же рюкзак с собой. Проверьте, все ли мы взяли. (из рюкзака каждая группа достает предметы по одному и говорят пригодится нам или нет: карта, компас, тетрадь, ручка, карандаш, фонарик, цветок, …).
- Наш компас показывает направление на север. Итак, в путь.
- Мы подошли… (на слайде Рязанский кремль).
Рязанский Кремль - культурный и исторический центр города. Здесь расположены 17 уникальных памятников архитектуры и культуры.
Символом Рязанского Кремля стали голубые купола Успенского собора.
Высота Соборной колокольни - 86 метров, а это 35-этажный дом. Создавалось оно более 50 лет.
- Здесь нас уже встречают.
В старые времена тоже были люди, которые стремились узнать о разных местах, странах и они уходили из родного дома.
- Вы знаете, как их называли? ( В старину людей, которые уходили из дома в другие «стороны», «страны» называли странниками, путниками).
Посмотрите, как они выглядели. (Один ребенок одет в костюм странника, лапти, через плечо сумка.)
- А что же у него в сумке? (Заглядываю)
-Здесь вам предстоит провести исследование по теме. У каждой группы своя тема. (Каждая группа получает плакат, картинки, текст).
На выполнение задания отводится 5 минут. Работая в группе, надо соблюдать правила. Я, уверена, вы их помните. Каждая группа выбирает те фотографии, которые имеют отношение к рязанской земле и размещает их на плакате. Если возникнут затруднения, вам поможет компас (на листах с одной стороны текст - подсказка, с другой - компас). Далее каждая команда готовит отчет и решает, кто его озвучит. План отчета имеется в ваших наборах.
1 гр. - культурные объекты Рязанской земли (музеи, театры),
2 гр. - знаменитые люди рязанского края,
3 гр. - природные богатства Рязанского края,
4 гр. - рязанцы - герои ВОВ),
5 гр. - произведения искусства, увековечивающие людей или исторические события (памятники, обелиски).
Все плакаты помещаются на доске.
- Среди выдающихся людей рязанского края хочу выделить Василия Головина (слайд с фото и короткой информацией).
2016 год в Рязанской области объявлен годом Головина.
Рязанцы чтят память об этом выдающемся человеке так же, как и о многих других.
- Посмотрите, это только малая часть того, что хранит наша Родина - Рязанская земля. Какие богатства, какое величие!
Можно ли равнодушно к этому относиться?
- Все это досталось нам в наследство от наших предков. Какие чувства вы испытываете?
- Подумайте, а что может сделать каждый из вас для своей Родины.
Пришло время нам размяться. Выходим парами к доске.
ФИЗМИНУТКА.
Игра «Что отдашь земле родной».
- Мы замечательно отдохнули.
- Компас указывает на восток. Мы отправимся дальше. Что перед нами? …воздушные шары (на слайде - воздушный шар). Далее преодолеем путь на этом необычном средстве передвижения. Этот выбор не случайный. Как вы думаете. Почему?
Рассказ о первом «воздухоплавателе» Крякутном,
упоминание фестиваля «Небо России»).
- Вот мы и на месте. Что же пред нами? Кто знает? (памятник «Грибы с глазами» в парке у Филармонии им. С. Есенина)
- В Рязани говорят: «А у нас в Рязани - … (грибы с глазами их едят, а они глядят)».
- Почему так говорят, откуда пошло это выражение?
В старые времена, когда Рязанское княжество было приграничной территорией, вражеские племена часто совершали сюда набеги и вылазки. В лесах было много грибов. Вражеские разведчики, пробравшись на территорию Рязанского княжества, проходили через леса и сбивали ногами грибы, или топтали их. Если рязанцы видели такие грибы, им становилось ясно, что прошли враги в этом месте.
С тех пор самый любимый сувенир и «визитная карточка» Рязани - это грибы с глазами.
- А сейчас мы пройдем немного вглубь парка и перед нами резной терем (Рязанский областной научно - методический центр народного творчества. Сейчас здесь проходят выставки и мастер классы. А раньше в этом здании…летний клуб дворянского собрания).
- Мы с вами здесь сделаем на память наш рязанский сувенир (каждый получает заготовку гриба и глаза).
- У каждого гриба есть шляпка и ножка. Но у нас грибы не простые, а рязанские, поэтому обязательно должны быть глаза.
- Покажите, какие грибы получились. Вы - молодцы. Замечательные грибы получились.
- Компас подсказывает, что нам пора возвращаться. Экспедиция завершается. Пришло время подвести итоги.
- Вам было интересно?
- Я попрошу вас разместить свои грибы на панно. Если вы в ходе экспедиции узнали что - то новое, разместите, пожалуйста, грибы под солнышком.
Если вы считаете, что этих знаний недостаточно и желаете больше узнать о родной земле, разместите грибы под тучкой.
Итог. Я рада, что вы решили продолжить изучение Родного края.
Или, я рада, что вы много нового узнали.
Ведь не зная истории своей Родины, не сделаешь ее счастливой.
- Я надеюсь, что вы продолжите изучать Родной край. А в будущем сделали все для его процветания.
- Сегодня вы все очень плодотворно потрудились.
Я дарю вам конверт. Здесь сладкое вознаграждение за вашу работу и фотография. Пусть эта фотография будет продолжением нашей сегодняшней работы. После занятия не поленитесь, узнайте о людях, фотографии которых у вас в руках, расскажите о них своим одноклассникам, друзьям.
А сейчас поднимите фотографию высоко - высоко, поверните ее и покажите своим товарищам. Ребята, вы узнали, кого - нибудь?
- Это люди, которые сейчас живут на Рязанской земле, и прославляют нашу Рязанскую землю своим победами и успехами. Среди них политики, учителя, врачи, спортсмены. А вы - ее будущее.
Ответы детей.
Выходят к доске и составляют слово «экспедиция»
Один ученик ищет определение в словаре.
Предположения детей.
Работа в парах:
Соотносят карточки, обсуждают, обосновывают своё решение, составляют пословицу (у каждой пары - разные пословицы).
Дети высказывают свои предположения.
Читает ученик.
Работа в группах. Во время работы звучит песня о Рязани.
Размещение на доске и короткое пояснение.
Ответы детей.
Дети выходят парами к доске, встают боком к ней парами друг за другом, образуя ручеек.
Один - водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?»
Водящий должен сказать, что сделает для Родины, когда вырастет, например, посажу сад, буду строить красивые дома, буду печь вкусный хлеб и т.д. после ответа все поднимают руки, и ребенок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого - либо и ведет за собой. В конце ручейка они образуют новую пару. А ребенок, оставшийся без пары, становится водящим. Игра продолжается, пока все не выскажут свой вариант ответа.
Дети сели по парам, слушают, смотрят.
Ответы детей.
Предположения детей.
Ребята прикрепляют глаза к грибам. Звучит музыка.
Видеоролик «Рязань» , песня