- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа Культура добрососедства ( 1 - 4 классы)
Программа Культура добрососедства ( 1 - 4 классы)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прущак Н.А. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ « Черноземненская средняя школа»
«РАССМОТРЕНО»
«СОГЛАСОВАНО»
«УТВЕРЖДАЮ»
ШМО учителей начальных классов
Заместитель директора школы по УВР
Директор МБОУ «Черноземненская средняя школа»
__________Н.А.Прушак
____________ В.В.Клименко
_______________В.И.Прущак
Протокол № 1 от 25.08.2015
Приказ №_6__ от 26.08.2015
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Культура добрососедства»
Рассчитана на обучающихся 1 - 4 классов
Срок реализации программы - 4 года
Разработчики: ПавленкоЛ.Г. - учитель начальных классов,
ПрущакН.А. - учитель начальных классов.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА» Пояснительная записка
На гербе Республики Крым начертан девиз «Процветание в единстве», но единство невозможно без знания, понимания и уважения друг друга. Приоритетная задача государственных общеобразовательных организаций - в большей степени способствовать формированию государственной идентичности, а также воспитывать уважение не только к своему этносу, но и культурному многообразию в целом. Именно общество и государство через образовательные организации должны помочь ребенку овладеть знаниями не только о своей собственной, но и о многих культурах, которые его окружают; научить детей правильно оценивать поведение других людей, адекватно реагировать на их традиции, семейный уклад. Межкультурное образование помогает решить эту проблему. Формирование толерантности, толерантных отношений и толерантного поведения, иными словами - формирование культуры добрососедства - такова идеология данного курса. По содержанию данный курс является развёрнутым крымоведением и включает в себя не только знания исторического, природно-географического, литературоведческого и лингвистического характера о Крыме, но и отражает, прежде всего, особенности конкретного региона, общеобразовательной организации, населенного пункта, каждой крымской семьи. На занятиях по данному курсу обучающиеся знакомятся с общим и особенным на примере нескольких культур; при этом акцент делается на том, что объединяет людей, а также на том, что объективно существующие различия - это то, чем люди интересны друг другу, причем эти различия, «непохожесть» - не основание для обособления или ссоры. Важно, чтобы все занятия проходили в доброжелательном ключе, без разделения культур на «малые» и «большие», «главные» и «неглавные». Курс имеет ряд принципиальных отличий от других учебных предметов, среди которых: - включение в продуктивную учебную деятельность всех участников образовательного процесса, прежде всего родителей, родных и близких; - переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному; - преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ). Курс «Культура Добрососедства» является интегрированным: он систематизирует знания обучающихся, уже полученные в ходе изучения предметов учебного плана, и содержит новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, овладеть которыми обучающиеся должны в ходе изучения данного курса.
Общая характеристика Программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования с учетом концепции приоритетных направлений воспитательного образования, доработанная на основе программы интегрированного курса для учебных заведений Автономной Республики Крым «Культура Добрососедства» («АнтиквА», г.Симферополь, 2007), а также в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «Черноземненская СШ». Курс «Культура Добрососедства» вводится за счет часов внеурочной деятельности. Цель изучения курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал. Задачи курса:
- формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриотизма;
- повышение социальной компетентности и ответственности за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
- формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решение спорных и конфликтных вопросов в соответствии с принципами «культуры мира»;
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции;
- привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни и проблемам региона; формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
- приобщение обучающихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
- интегрированный характер, позволяющий формировать целостный взгляд на прошлое, настоящее и будущее родного края; углубление представлений и знаний, полученных в процессе изучения курса;
- воспитательная функция, ориентированная на развитие ответственного отношения обучающихся к родному краю и формирование личностных качеств юного крымчанина;
- изучение этноконфессиальных особенностей населения Крыма, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения на языках народов, проживающих в Крыму;
- привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника образовательного процесса;
- приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, её предотвращения или разрешения ненасильственным путём;
Общая характеристика курса Курс «Культура Добрососедства. Начальная школа» состоит из 4-х взаимосвязанных и структурно единообразных программ для 1-4 классов (по 33 - 34 часа ежегодно), каждая из которых имеет своё название, отражающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе: 1 класс: «Я, моя семья и мои соседи» 2 класс: «Город, где мы живем» 3 класс: «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе» 4 класс: «Гордимся Крымом» Программа для каждого класса создавалась с учётом обязательных тематических линий, которые условно названы так: «Географическая среда», «История», «Традиционная и современная культура», «Язык соседа», «Аксиология», «Конфликтология», «ПИР» (поисково-исследовательская работа). В свою очередь каждая из них имеет свои подразделы. Количество часов варьируется в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и ведущей идеи содержательной части конкретной программы курса. Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы. Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями - носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом. При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны - раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой - показывается общность этих культур. Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни. Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации. В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим - мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность - помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие - это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья. В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения. Программа курса является цикличной: ряд тем в программе начальной школы перекликаются с темами программы «Крымский веночек». Некоторые темы имеют продолжение в среднем и старшем звене
Результаты освоения курса Планируемый результат: 1-й год обучения «Я, моя семья и мои соседи» - коллективный продукт, проект «Моя семья - частица Крыма» - результат совместной работы детей (рисунки), учителя (план работы над проектом), библиотекаря школы (подборка на тему «Дерево рода») и родителей (фотографии, рассказы о членах семьи, родственниках). 2-й год обучения «Город, где мы живём» - альбом «Памятные места Евпатории» - коллективный продукт, результат совместной работы детей (рисунки, поиск информации), учителя (информация), библиотекаря школы (картотека книг о городе) и родителей (фотографии памятных мест). 3-й год обучения «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе» - подготовка экскурсоводов по достопримечательностям города, создание презентации «Визитка города» («Евпатория - город солнца, город детства»)- коллективный продукт, результат совместной работы детей (рисунки, поиск информации), учителя (информация), библиотекаря школы (картотека книг о городе) и родителей (фотографии памятных мест). 4-й год обучения «Гордимся Крымом» - пособие для внеурочной деятельности обучающихся 4-го класса, альбом по теме «Крым - часть великой РФ», - коллективный продукт, результат совместной работы детей (информация), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о Крыме) и родителей (фотографии памятных мест Крыма). В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. К концу освоения курса «Культура добрососедства» у обучающихся будут сформированы: - личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, народ, его историю, за свою семью, как часть государства; осознание своей этнической и национальной принадлежности; готовность и способность к саморазвитию; основы социальной компетентности, как основы гражданственности; навыки ведения диалога и переговорного процесса, решение спорных и конфликтных вопросов в соответствии с принципами «культуры мира»; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Крым; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм поведения в обществе; навыки сотрудничества в различных ситуациях; навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. - метапредметные результаты: В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться следующие коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные роли во взаимодействии. Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении практических задач; адекватно воспринимать предложения учителя, товарища, родителя и других людей по исправлению ошибок; устанавливать соответствие поученного результата и поставленной цели; осуществлять контроль по результату и способу действия. Познавательные УУД: узнавать, называть и определять объекты и явления в соответствии с содержанием темы (раздела); использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; освоение доступных способов изучения природы и истории Крыма (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся должны знать:
- названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
- как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
- 5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
- 5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
- 5-6 названий национальных блюд;
- несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
- «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
- об экологии, о роли природы в жизни человека;
- об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
- о ремеслах, мастерах Крыма;
- о национальной одежде и кухне народов Крыма;
- о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
- о семейных святынях;
- о ценностях, которые объединяют все народы;
- рассказать, как готовится его любимое блюдо;
- одеть куклу в элементы национального костюма;
- вести диалог с товарищами;
- сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
- с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
Тематическое планирование 1 класс
«Я, моя семья и мои соседи»
№
Тема занятия
Содержание занятия
Требования к уровню подготовки
Кол-во
часов
1
Географическая среда (5 часов)
2
1
1
1
История (5 часов)
1
2
2
Традиционная и современная культура (6 часов)
1
2
1
1
1
Язык соседа (6 часов)
1
1
2
2
Аксиология (4 часа)
1
1
2
Конфликтология (6 часов)
1
1
2
Тематическое планирование 2 класс
«Место, где мы живем»
№
Тема занятия
Содержание занятия
Требования к уровню подготовки
Кол-во
часов
1
Географическая среда (5 часов)
1
1
1
1
История (6 часов)
1
1
1
1
2
Традиционная и современная культура (12 часов)
Архитектура Крыма Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек. Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии
1
2
1
2
2
1
1
2
Язык соседа (4 часов)
2
1
1
Аксиология (2 часа)
1
1
Конфликтология (4 часов)
2
2
Тематическое планирование 3 класс
«Трудимся, учимся и отдыхаем»
№
Тема занятия
Содержание занятия
Требования к уровню подготовки
Кол-во
часов
1
Географическая среда (6 часов)
1
1
1
2
1
История (4 часов)
1
1
2
Традиционная и современная культура (12 часов)
1
1
1
1
1
1
1
1
События, на которые приглашают, и события, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю. Знать правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Варианты приветствия (поздравления, соболезнования) на родном языке и на языке соседа. Знать основные правила поведения во время религиозного ритуала. Особенности застольного этикета. Уметь правильно попрощаться и уйти.
1
1
1
1
Язык соседа (2 часов)
1
1
Аксиология (5 часов)
2
2
1
Конфликтология (4 часов)
2
2
Тематическое планирование 4 класс
«Гордимся Крымом»
№
Тема занятия
Содержание занятия
Требования к уровню подготовки
Кол-во
часов
1
Географическая среда (5 часов)
1
1
1
1
1
История (3 часов)
1
1
1
Традиционная и современная культура (11 часов)
1
2
1
1
1
1
1
1
2
Язык соседа (3 часов)
1
1
1
Аксиология (8 часов)
2
1
2
2
1
Конфликтология (3 часов)
1
1
1
МЕСТО, ГДЕ МЫ ЖИВЕМ
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА»в о 2-ом КЛАССЕ
№
Дата прове- дения
Тема занятий. Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Универсальные учебные действия Раздел программы
1
Крым - край, в котором мы живем. Цели и задачи программы Введение
2.-3
Каждый из нас особенный, но у нас много общего
Познавательные: активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; Конфликто- логия
4.-5
Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о родине, о доме, о соседях
Регулятивные: принимать, осуществлять поиск средств достижения; планировать, контролировать, оценивать своё поведение. «Язык соседа»
6
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе
Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими и оценки достижений . «Язык соседа»
7
Памятник - от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении
. Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы История
8
Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства Аксиология
9.-10
Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня
Познавательные: активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий творческого и поискового характера. История
11
Памятники и святые места, которые нас объединяют Аксиология
12.-13
Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее Достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Традицион-ная и совре-менная культура
14
Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования Традиционная и современ-ная культура
15- 16
Украшаем свой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Традицион-ная и совре-менная культура
17
Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса Географи- ческая среда
18
Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища
Познавательные: активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; выполнять задания с целью поиска ответа Традиционная и современ-ная культура
19
Новоселье - праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, уразных народов
Познавательные: находить способы решения заданий творческого и поискового характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, Традиционная и современ-ная культура
20
Учимся говорить на «языке соседа». «Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье - праздник моей семьи и моих соседей»
осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. «Язык соседа»
21
Традиции гостеприимства в моей семье. Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования Традиционная и современ-ная культура
22
Общегосударственные праздники (День Конституции Украины, День независимости Украины, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.) различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Традицион-ная и совре-менная культура
23- 24
Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе Личностные: проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, чувство гордости за свою Родину; Конфликто- логия
25
Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки осознавать свою этническую и национальную принадлежность История
26
Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников Познавательные: использовать знаково-символические средства представления информации; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; История
27
Что такое музеи. Какие бывают музеи. Правила поведения в музеях История
28- 29
Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики Личностные: проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его разнообразии природы, народов, культур своей Родины; Традиционная и современ-ная культура
30
Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте
Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; Географи- ческая среда
31- 32
Крымский лес - многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками Географи- ческая среда
33
Что дают растения человеку. «Зеленая аптека» в нашем регионе
Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса; владеть навыками сотрудничества со взрослыми в разных ситуациях; Географичес-кая среда
34- 35
Обобщающий урок. Строим город будущего
иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве Традиционная и современ-ная культура
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение
Географические карты:
-
Физическая карта России - 1
-
Физическая карта Крыма - 1
Портреты поэтов и писателей Крыма (набор) - 1
Технические средства обучения:
-
Ноутбук
-
Принтер
-
Интерактивная доска
-
Магнитофон
-
Колонки
Экранно-звуковые пособия:
Видеофильмы:
«Живая природа»
«Улица полна неожиданностей»
Видеофильмы о Крыме
Диски с музыкой народов Крыма.
Уроки Кирилла и Мефодия «Окружающий мир»
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
-
Термометры для измерения температуры воздуха, воды
-
Компас
-
Муляжи фруктов и овощей
-
Глобус
Натуральные объекты:
-
Коллекция шишек, плодов, семян деревьев и кустарников Крыма.
-
Гербарий деревьев и кустарников Крыма.
Оборудование класса:
-
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
-
Стол учительский с тумбой
-
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
-
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
-
Магнитная доска
Ресурсное обеспечение программы
1. Альбов С. В. Минеральные источники. - Симферополь: Крым, 1966
2. Бабков И. И. Климат. Природа Крыма. - Симферополь: Крым, 1966.
3. Всё о Крыме / Под ред. Д. Омельчука. - Харьков: Каравелла, 1999.
4. Габриелян О. А., Араджиони М. А., Гукасян Е. Н. Учебно-методические материалы по культуре мира: Спецкурс. - Симферополь: Центр этно-социальных исследований, 2002. - 106 с.
5. Гарагуля В. К., Гржибовская Г. Н., Кузнецова Л. И. Крымский краеведческий путеводитель. Симферополь: Таврия, 1984. - 112с.
6. География Крыма / Под ред. П. Подгородецкого. - Симферополь, 1995.
7. Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1996. - 286 с.
8. Жадан М. Аптека в лесу. Очерки о зелёных друзьях. - Симферополь - 1969.
9. Заика В. Е. Чёрное море. - Симферополь: Таврия, 1976.
10. Згуровская Л. Крым Рассказы о деревьях и животных. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1991.
11. Згуровская Л. Рассказы о деревьях Крыма. - Симферополь: Таврия, 1964.
12. Лупига А. И., Шлапаков П. К. Заповедный Крым. - К.: Урожай, 1979.
13. Мухоморина Л.Г. Играем вместе. - Симферополь «Антиква», 2009 - 252 с.
14. Познаем мир вместе. Методические рекомендации по реализации региональной программы по межкультурному образованию детей «Крымский веночек»/сборник. - К.: ПП «Золотые ворота», 2010. - 288с.
«Язык соседа» - словарь для общения
Начальная школа
1-й класс
Мальчик, девочка, мама, папа, бабушка, дедушка, семья, сосед, друг, учитель, школа, школьник
Я, ты, мы, да, нет
Фразы, выражения, диалоги:
Здравствуйте! - До свидания!
Как тебя зовут? - Меня зовут…
Давай дружить! - Хорошо!
Извини, пожалуйста! - Хорошо!
Давай мириться! - Хорошо!
Спасибо! - Пожалуйста!
Приятного аппетита! - Спасибо!
Кто это? - Это (моя бабушка, мама, мой дедушка …, мой друг, мой сосед, мой учитель)
Что это? - Это (мой дом, моя школа, моя улица)
2-й класс
Земля, водоем (море, река, озеро, ручей, источник), особенность ландшафта (побережье, горы, степь).
Населенный пункт (город или поселок или село), улица, музей, памятник, храм.
Дом, дверь, окно, комната (гостиная, кухня, прихожая, столовая, спальня).
Фразы, выражения, диалоги:
Как дела? - Хорошо!
Где ты живешь? - Я живу….
Поздравляю! - Спасибо!
Поздравляю с праздником! - Спасибо!
Приходи в гости! - Хорошо. Спасибо!
Добро пожаловать! - Спасибо!
Садись! (Присаживайся!)
Угощайтесь! - Спасибо, очень вкусно! Не хочу, спасибо!
3-й класс
Лето, зима, осень, весна, утро, день, вечер, ночь, солнце, ветер, дождь, снег, тепло-холодно
Вчера, сегодня, завтра, сейчас, праздник, подарок, песня, танец, игра
Числительные (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять)
Фразы, выражения, диалоги:
Познакомься, это мой/моя (друг, одноклассник, брат, сестра, мама, бабушка, учительница и т.д.) - Очень приятно! Меня зовут……
Приходи в гости! - Спасибо, когда? - (сегодня, завтра, утром, днем, вечером)
Помоги мне, пожалуйста! - Спасибо!
Давай помогу! - Спасибо!
Ты любишь (тебе нравится).. (работать, учиться, петь, танцевать, играть)? - Я люблю, (мне нравится)…(учиться, петь, танцевать, играть)? Или - Нет, я не люблю ….
Я хочу … (есть, пить, спать, гулять, учиться, играть, дружить) - Хорошо, пожалуйста!
4-й класс
Родина, мир, традиция, путешествие, интересно, хозяин, гость, сказка, стихотворение, легенда, добрый-злой, хороший-плохой, красивый, вежливый, здесь-там, близко-далеко, прямо, направо, налево.
Фразы, выражения, диалоги:
Обращение к незнакомому пожилому человеку, среднего возраста, сверстнику (мужчине/женщине)
Что это? - Это (мой дом, моя школа, моя улица, музей) … - Очень красиво!
Кто это? - Это …
Добро пожаловать! - Спасибо!
Я тебя приглашаю…. (в гости, в путешествие, в театр, кино…) - Спасибо, это интересно!
Где находится … (школа, дом, музей, море…)? - Прямо, направо, налево, близко, далеко, там…
Расскажи, пожалуйста, (сказку, стихотворение, легенду…) - Хорошо, слушай! (Слушай, это интересно!)
Вам / тебе помочь? - Спасибо, ты очень добрый!
44