Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа 2015 - 2016 учебного года разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального общего образования» и авторской программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» (УМК «Школа России»). 1 - 4 классы

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и так далее. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Общая характеристика учебного предмета

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер . Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и так далее.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1-4 классов начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс - 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч в год, во 2-4 классах - по 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мировоззрения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень формирования универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета

Ты и искусство (1 ч)

Тема «Ты и искусство» - важнейшая для данной концепции. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности.

Задача всех этих тем - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Чем и как работают художники (8 ч)

Основная задача - знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала.

Три основные краски создают многоцветье мира.

Основные и составные цвета. "Умение смешивать краски. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.

Пять красок - все богатство цвета и тона

Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня.

Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности

Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели - учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.

Выразительные возможности аппликации

Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1-3 панно) (по памяти и впечатлению).

Выразительные возможности графических материалов

Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).

Выразительность материалов для работы в объеме

Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.

Выразительные возможности бумаги

Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)

Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков, пастели, графических материалов, пластилина и бумаги.

Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и так далее. на фоне темной бумаги.

Реальность и фантазии (7ч)

Изображение и реальность

Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома.

Изображение и фантазия

Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры.

Украшение и реальность

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

Украшение и фантазия

Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).

Постройка и реальность

Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций - сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей).

Постройка и фантазия

Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов.

Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная групповая работа по воображению.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы)

Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.

О чем говорит искусство (11 ч)

Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для детей. Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

Выражение характера изображаемых животных

Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.

Выражение характера человека в изображении (мужской образ)

По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможности образных решений для всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина.

Выражение характера человека в изображении (женский образ)

Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых персонажей, другие - злых.

Образ человека и его характер, выраженные в объеме

Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна-Лебедь,Баба-яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.

Изображение природы в разных состояниях

Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и так далее); индивидуальная работа.

Выражение характера человека через украшение

Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).

Выражение намерений через украшение

Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.

Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев (обобщение темы)

Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на фоне которых стоит дом.

ми.

Как говорит искусство (8 ч)

Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Изображение угасающего костра - борьба тепла и холода.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета)

Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (работа по памяти и впечатлению).

Линия как средство выражения: ритм линий

Изображение весенних ручьев.

Линия как средство выражения: характер линий

Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека; по впечатлению и по памяти) - нежные, могучие ветки и т. д. При этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.

Ритм пятен как средство выражения

Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация. Работа индивидуальная или коллективная.

Пропорции выражают характер

Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности (обобщение темы)

Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

Обобщающий урок года

Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года.


.

Учебно-тематическое планирование








Тема урока

Задание. Материалы

Характеристика учебной деятельности

Дата

Фактическая дата

Универсальные учебные действия

1.

Вводный урок.

Рисунок о лете. Рисование по памяти и наблюдениям о летних впечатлениях.

Зритель. Художник. Материалы.

Ориентироваться в учебных материалах (учебник и рабочая тетрадь). Прогнозировать содержание разделов предмета. Смотреть, видеть, различать, сравнивать. Уметь чувствовать, сопереживать, восхищаться.


Наблюдать в жизни красоту цветовых оттенков, видеть смешение трёх основных цветов.

2.

Три основных цвета - жёлтый, красный, синий.

«Цветочная поляна».

Три основные краски, строящие многоцветье мира.


Изображение цветов.

М: гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги.


Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе посредством приёма «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.


Уметь применять полученные знания в творчестве и видеть смешение цветов в детских журналах.

3.

Белая и чёрная краски.


«Радуга на грозовом небе».


Пять красок -

всё богатство цвета и тона.

Изображение природных стихий;

гроза,

извержение вулкана, туман,

буря, дождь…

М: Пять красок - богатство цвета и тона (гуашь), крупная кисть, большие листы любой бумаги.

Различать и сравнивать тёмные и светлые тона красок.


Смешивать цветные краски с белой

и чёрной для получения богатого колорита.


Работать с гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвящённые изображению природных стихий.


Уметь определять, что сделано пастелью, акварелью и гуашью.

4.


Пастель и цветные мелки, акварель.

Их выразительные возможности.

«Осенний лес».


Осенний лес.

М: пастель, цветные мелки, акварель, белая, суровая (обёрточная) бумага.

Изображать осенний лес по памяти и представлению. Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы с данными материалами. Владеть знаниями перспективы (загораживание, ближе-дальше).

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной

деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом

5.


Выразительные возможности аппликации.


«Осенний листопад».


Выразительные возможности аппликации.


Осенний листопад (коврик аппликаций).

М: цветная бумага, нитки, куски ткани, ножницы, клей.

Овладеть техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. Сотрудничать, сравнивать, обсуждать, аргументировать ответы.



Сотрудничать с товарищами; овладевать техникой и способами аппликации; осуществлять итоговый пошаговый контроль.

6.


Выразительные возможности графических материалов.


«Графика зимнего леса».

Зимний лес (рисование по памяти и впечатлению).

М: тушь или чёрная гуашь, перо, палочка, уголь или тонкая кисть. Белая бумага.

Изображать зимний лес, используя графические материалы. Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Осваивать приёмы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.


Проявлять эстетические чувства; определять характер линий; апробировать разные способы; дорисовывать линии и пятна.

7.


Выразительность материалов для работы в объёме.


«Звери в лесу».

Изображение животных родного края (по впечатлению и памяти).

М: пластилин, стеки.

Создавать объёмное изображение животного с передачей характера. Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, применяемых в скульптуре (дерево, камень, металл…) Развивать навыки работы с целым куском пластилина, овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).


Обсуждать и анализировать выполненные работы; создавать объемные изображения животного с передачей характера.

8.

Выразительные возможности бумаги.


«Детская площадка».

Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группой, коллективно; по воображению).

М: бумага, ножницы, клей.


Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. Развитие навыков создания геометрических форм, овладение приёмами работы с бумагой. Сотрудничать, оценивать результаты труда.


Владеть навыками коллективной деятельности; анализировать варианты объектов; рационально строить свою деятельность; сотрудничать в решении проблемы.

9.


Неожиданные материалы. Обобщение темы.


«Композиции из сухих трав и цветов»

Для художника любой материал может стать выразительным.

М: серпантин, конфетти, семена, нитки, трава,тёмная бумага (в качестве фона).

Повторять изученное, знать художественные материалы и их выразительные возможности. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденное, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и работу товарищей.



Владеть навыками коллективной деятельности; применять различные материалы для создания композиции.


Реальность и фантазия (7 часов)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.

10.

Изображение и реальность.


«Наши друзья - птицы (животные)».

Красивая птица. (Любимое животное).

М: гуашь (1-2 краски), кисть, бумага.

Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных птиц (животных). Изображать птиц (животных), выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному.



Проявлять наблюдательность; выявлять особенности изображения; планировать действия в соответствии с задачей; уметь высказывать свою точку зрения.

11.

Изображение и фантазия.


«Сказочная птица».

Фантастическое животное (путём соединения элементов разных животных, птиц и даже растений).

М: гуашь, кисти, большой лист бумаги (цветная или тонированная).

Размышлять, рассматривать, придумывать, изображать. Развивать навыки работы гуашью.



Проявлять эстетические потребности; привлекать фантазию и жизненный опыт; планировать учебные действия; уметь слушать, вести диалог.

12.


Украшение и реальность.


«Веточки деревьев

с росой и паутинкой».

Изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально или по памяти).

М: уголь, мел, тушь или гуашь, тонкая кисть, бумага.

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки…). Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.



Наблюдать и учиться видеть украшение в природе; планировать учебные действия; уметь слушать, вести диалог обсуждать, анализировать собственную деятельность.

13.

Украшение и фантазия.


«Закладка».

Изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги.

Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.



Проявлять эстетические потребности; Наблюдать и учиться видеть украшение; находить варианты решения задачи.

14.

Постройка и реальность.


«Подводный мир».


Конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа).

М: бумага, ножницы, клей.






Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой, клеем и ножницами (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы.






Участвовать в беседе для сбора информации в решении учебной задачи; осуществлять итоговый пошаговый контроль; уметь договариваться в совместной деятельности.

15.

Постройка и фантазия.


«Фантастический замок».

Создание макетов фантастических зданий, фантастического города (индивидуально или коллективно).

М: бумага, ножницы, клей.

Сравнивать, сопоставлять, природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приёмы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Участвовать в коллективной работе. Создавать макеты фантастических зданий, городов.



Владеть навыками коллективной деятельности; сравнивать реальные и фантастические объекты; обсуждать, анализировать работу одноклассников, контролировать действия партнера.

16.

Братья Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Обобщение по теме.

Конструирование и украшение ёлочных игрушек, изображающих людей, животных, растения. Создание коллективного панно.

М: гуашь, маленькие кисти, ножницы, бумага, клей.

Повторять и закреплять полученные знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трёх братьев-Мастеров (их триединство). Конструировать (моделировать), украшать ёлочные украшения. Обсуждать, оценивать результаты своего труда и деятельности товарищей.



Применять полученные знания в собственном творчестве.

«О чём говорит искусство?»

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает, строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение сказочного доброго и злого образов. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой.



17.


Изображение природы в различных состояниях.


«Море».

Изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное).

М:гуашь,крупные кисти, большие листы бумаги).

Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы с гуашью.



Проявлять эстетические чувства, интерес к репродукциям картин; планировать и рационально строить деятельность.

18.

Выражение характера изображаемых животных.


«Четвероногий герой».

Изображение животных весёлых, стремительных, угрожающих.

М: гуашь (2-3 цвета), кисти.

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей, входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с характером и настроением. Развивать навыки работы с гуашью.









Проявлять эстетические чувства; приводить примеры животных в различных состояниях; находить варианты решения творческих задач.

19.

Изображение характера человека: женский образ.


«Женский образ русских сказок».

Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. М: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага.

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка, мачеха, Царевна-Лебедь, баба Бабариха, добрая и злая феи).



Участвовать в беседе, анализировать репродукции; осуществлять пошаговый контроль; анализировать собственную деятельность.

20.

Изображение характера человека: мужской образ.


«Сказочный мужской образ».

Добрый и злой герои знакомых сказок.

М: гуашь (ограниченная палитра), пастель, кисти, мелки, обои, цветная бумага.

Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Создавать противоположные по характеру мужские образы. Сравнивать, анализировать возможности использования изобразительных средств

для создания образов. Изображать эмоциональное состояние человека. Создавать контрастные по характеру образы живописными материалами.



Участвовать в беседе, анализировать репродукции; осуществлять пошаговый контроль; анализировать собственную деятельность.

21.

Сказочные противоположные образы в искусстве.


Изображение противоположных по характеру сказочных образов. Добрый и злой герои знакомых сказок.

М: гуашь (ограниченная палитра), пастель, кисти, мелки, обои, цветная бумага.

Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Создавать противоположные по характеру мужские образы. Сравнивать, анализировать возможности использования изобразительных средств для

создания образов. Изображать эмоциональное состояние человека. Создавать контрастные по характеру образы живописными материалами.



Видеть в иллюстрациях изображения разных настроений в природе.

22.

Образ человека в скульптуре.


«Образ сказочного героя, выраженный

в объёме».

Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером.

М: пластилин, стеки, дощечки.

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов. Создавать в объёме сказочные образы. Овладевать приёмами работы с пластилином.




Анализировать выполнение творческой работы, архитектурные образы, перенос из реального мира в сказочный; выбирать самые эффективные способы решения задач.

23.

Человек и его украшения.

«В мире сказочных героев».


Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников, платьев. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. М: гуашь, кисти.

Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы. Украшать кокошники, оружие для добрых и злых героев сказок.




Анализировать выполнение творческой работы, художественный образ, перенос из реального мира в сказочный; выбирать самые эффективные способы решения задач.

24.

О чём говорят украшения?


«Морской бой Султана и пиратов»,

коллективное панно двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

Украшение в технике аппликации противоположных по намерениям сказочных флотов.

М: гуашь, крупная и тонкая кисти, склеенные листы или обои.

Сопереживать, принимать участие в создании коллективной работы. Понимать характер линий, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух флотов.



Анализировать выполнение творческой работы, художественный образ, перенос из реального мира в сказочный; выбирать самые эффективные способы решения задач.

25.

Образ здания.

Создание образа сказочных зданий.

Выставка работ.

М: гуашь, кисти, бумага.

Приобретать опыт творческой работы. Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Оценка достижений.



Участвовать в беседе, анализировать выполнение творческих работ; воспринимать архитектурный образ в жизни и сказочных постройках.


«Как говорит искусство?» (8 часов)

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: тёплое - холодное, звонкое - глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, ритм линий.

Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.

26.

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.


«Горящий костёр и холодная синяя ночь».

Горящий костёр и холодная синяя ночь.

М: гуашь без чёрной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Осваивать различные приёмы работы кистью. Развивать колористические навыки работы гуашью.



Проявлять эстетические чувства, использовать знания в ходе выполнения практической работы; принимать и сохранять учебную задачу; аргументировано излагать свою точку зрения.

27.


Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.


«Весна идет».


Изображение весенней земли. М: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе.



Проявлять эстетические чувства, участвовать в анализе использования цвета на картинах художников; принимать и сохранять учебную задачу; аргументировано излагать свою точку зрения.

28.


Что такое ритм линий?

«Весенний ручеёк».

Линия как средство выражения: ритм линий.

Изображение весенних ручьёв. М: пастель или цветные мелки

Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Фантазировать, изображая весенние ручейки, получать сведения и представления об эмоциональной выразительности линий.




Проявлять эстетические чувства; принимать и сохранять учебную задачу; аргументировано излагать свою точку зрения.

29.


Характер линий.

«Ветка».

Линия как средство выражения: характер линий.

Изображение нежных или могучих веток. М: гуашь, кисти, или тушь, уголь; большие листы бумаги.

Рассмотреть и сравнить предложенные ветки, сделать выводы: у берёзы ветки нежные, гибкие, а у дуба -мощные, похожие на лапы дракона. Учиться выражать характер работы с помощью линий.



Проявлять эстетические чувства; предлагать творческие варианты; грамотно осуществлять действия с поставленной задачей; уметь участвовать в диалоге.

30.

Ритм пятен.


«Птички»

(коллективное панно).


Ритм пятен как средство выражения.

Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа.

М: белая и тёмная бумага, ножницы, клей.

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение летящих птиц на плоскости листа.



Владеть навыками коллективной деятельности; выбирать эффективные способы и приемы; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

31.

Пропорции выражают характер.

«Смешные птички». Пропорции выражают характер.

Конструирование или лепка птиц с разными пропорциями.

М: бумага белая и цветная, ножницы, клей, стеки.

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных (птиц) с помощью изменения пропорций.



Владеть навыками коллективной деятельности; выбирать эффективные способы и приемы; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

32.


Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.

Викторина.

Повторять и закреплять полученные знания. Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания образа. Создавать коллективную творческую работу (панно).




Проявлять эстетические чувства; предлагать творческие варианты; грамотно осуществлять действия с поставленной задачей.

33.

«Весна. Шум птиц».

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства выразительности.

Викторина.

Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.

Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих планах на лето.



Проявлять эстетические чувства; предлагать творческие варианты; грамотно осуществлять действия с поставленной задачей; уметь участвовать в диалоге.

34.

Обобщающий урок года «Искусство и ты».


Обобщить свои знания по теме года «Искусство и ты». Назвать ведущие идеи каждой четверти. Использовать свои знания в выражении своих ответов.





© 2010-2022