- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Е. Чарушин
Конспект урока по литературному чтению Е. Чарушин
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Маснык С.В. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка урока по теме:
Е. И. Чарушин « Страшный рассказ»
2 класс
УМК « Школа России»
Учитель: Маснык С.В.
Тема урока:
Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»
Цель урока: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.
Задачи урока:
-
познакомить с творчеством Е.И. Чарушина;
-
совершенствовать навыки выразительного, беглого чтения;
-
развивать речь, обогащать словарный запас;
-
воспитывать любовь к природе, к животным.
Оборудование:
-
мультимедийная презентация.
Тип урока:
изучение нового материала.
Ход урока.
(Слайд 1)
-
Оргмомент. Определение темы и целей урока.
Станьте прямо, не сутультесь!
Улыбнитесь всем вокруг!
Поздоровайтесь с гостями и
Присядьте на свой стул!
Нам сегодня на уроке нужно знания добывать!
И экран, компьютер, книги
Нам будут в этом помогать.
-Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.
-А еще мы будем учиться друг у друга.
(Слайд 2)
-А также у природы, потому что :
«Природа - это книга, которую надо уметь прочитать и правильно понять.
(Слайд 3)
О природе писали Н.Сладков, В.Бианки, С. Есенин ,М. Пришвин.
( 1 мин)
-Как называется тема, которую мы изучаем на протяжении последних уроков литературного чтения?
(Слайд 4)
-Давайте выберем названия знакомых нам произведений, соединив их с фамилией автора и узнаем с каким произведением нам сегодня предстоит познакомиться.
(Игра «Угадай-ка») -Сегодня мы на уроке будем читать произведение Е.Чарушина «Страшный рассказ».
Рассказ - повествование об отдельном событии из жизни человека. В чем его отличие от сказки? От басни?
Сказка - это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил.
(Слайд 5)
-Какие задачи мы для себя определим, используя опорные слова?
( 3 мин)
-
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы?
- А как называют человека, который пишет картины?
- А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?
(Слайд 6)
- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
3.Изучение нового материала.
Знакомство с биографией Чарушина.
«Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...»
- А какое у него было детство? Об этом нам расскажут ребята:
-
1. Отец Чарушина был архитектором. Он сам придумывал и рисовал. Альбомы, карандаши, краски - всё это очень нравилось мальчику. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери.
2. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду около дома.
3. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Чарушина с животными. Он сам их воспитывал, наблюдал или просто читал о них. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах - банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы. Это были друзья мальчика.
(Слайд 7,8)
С детства влюбленный в рисование и природу свою деятельность в литературе Е.Чарушин начал как иллюстратор детских книг, а позже - он и сам начал писать рассказы для детей.
(5 мин)
Работа над произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ».
1. Подготовительная беседа.
- Отгадайте, кто:
От недовольства и неуверенности пыхтит, фыркает и "чихает?
Издает Крик (резкий и сильный) при сильной физической боли?
Шипит и щелкает от обеспокоенности, страха или усталости?
В знак блаженства и покоя издает мягкое мурлыканье и тихий свист?
(Слайд 9)
- Кто это? По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где?
- А сейчас мы поиграем в игр «Верю - не верю!» Будем слушать сообщения о еже и соглашаться или не соглашаться с тем, что услышим. Игра «Верю - не врю!»
-
1.Ёж - хищное ночное животное. Ночью он прячется под кучей хвороста и листвы, а днем выходит кормиться. Пищей ему служат жуки, лягушки, мыши, улитки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев.
2. В случае опасности ёж сворачивается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Получается гладкий шар с торчащими во все стороны шипами.
4. Во время ночной охоты еж нападает на филина. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от хитрой лисицы. А вот при встрече с гадюкой ёж выходит победителем.
(3 мин)
4. Физкультминутка.(«Потягушки») (2 мин)
2. Знакомство с произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ».
- А вы испытывали когда - нибудь страх?
3.Словарная работа.
(Слайд10)
Чулан - помещение в доме, служащее кладовой.
Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом.
(1 мин)
- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы прислушайтесь к своему настроению: меняется оно, или остаётся постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод. (Чтение рассказа учителем и лучшими чтецами.)
(6 мин)
4. Анализ художественного произведения.
- Ребята, понравился вам рассказ?
- Что вы испытывали, слушая это произведение?
- Кто главные герои рассказа?
- Как звали мальчиков?
- Где они жили?
- Почему они остались дома одни?
-Какой самый яркий для вас эпизод? (1 мин)
а) Самостоятельное чтение произведения учащимися. (5 мин)
- Есть ли среди слов те, смысл которых вам непонятен? Если да, то попробуем вместе уточнить их значение.
б)Выборочное чтение:
- Где находилась дача? Прочитайте.
- Что напугало ребят? Прочитайте.
- Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Прочитайте.
(2 мин)
(Слайд 11)
в) Составление плана к рассказу. (2 мин)
г)Работа с иллюстрацией с.137
- Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Е.Чарушин. Какой момент здесь изображён? Прочитайте. (1 мин)
д) Чтение по ролям. (В паре)
- Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Каким голосом они это говорили?
- Прочитайте диалог по ролям в парах.
- А теперь мы послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят.
(Чтение вслух) (3 мин)
е) Групповая работа по составлению четверостиший. (5 мин)
5. Итог урок. Раскрытие идеи рассказа.
- Чему учит нас этот рассказ? (Уважать и беречь животных. Нельзя забирать диких животных к себе домой. Ведь их дом - это лес. Каждый счастлив только у себя дома.)
- Какая главная мысль рассказа? (У страха глаза велики! Уважать и беречь природу.)
- А сейчас я проверю, как внимательно вы работали на уроке.
Предлагаю быстро ответить на вопросы. (Тест)
(3 мин)
Вопросы:
1. Кто является автором рассказа? (Чарушин)
2. Где происходило действие рассказа? (Дача)
3. Что зажгли родители для того, чтобы увидеть ежа? (Лампа)
4. Как зовут в рассказе мальчиков? (Шура и Миша)
5. Помещение в доме, служащее кладовой. (Чулан)
6. В чём унесли ежа? (Шапка)
7. Животное- одно из главных героев рассказа. (Ёжик)
8. Помещение между жилой частью дома и крыльцом. (Сени)
9.Жанр произведения.
(Слайд 12)
- И закончить наш урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина:
«Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной!»
6.Домашнее задание.
-
Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы.
-
Пересказ самого интересного момента рассказа.
(Слайд 13)
7.Рефлексия. Технологическая пауза. (1мин)
-Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал...
Больше всего мне понравилось…
После урока мне захотелось...
( На доске изображение ёжика. Звучит песня.)
( Дети помогают ежику сделать на зиму норку: приносят листочки и прикрепляют их на доску.) (1 мин)
Игра « Оказывается…!»
Ёж - это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 - 6 тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12-18 месяцев.
Обыкновенный ёж - это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.
Ёж - это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. Из растений может поедать ягоды и фрукты.
У ежихи рождается ,в среднем, около 4 ежат .Детеныши появляются на свет абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов начинают появляться первые мягкие колючки. И только через 15 дней ежата полностью покрываются колючками. (2 мин)