Конспект урока по литературному чтению Е. Чарушин

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Разработка урока по теме:

Е. И. Чарушин « Страшный рассказ»

2 класс


УМК « Школа России»





















Учитель: Маснык С.В.







Тема урока:

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель урока: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.

Задачи урока:

  • познакомить с творчеством Е.И. Чарушина;

  • совершенствовать навыки выразительного, беглого чтения;

  • развивать речь, обогащать словарный запас;

  • воспитывать любовь к природе, к животным.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация.

Тип урока:

изучение нового материала.

Ход урока.

(Слайд 1)

  1. Оргмомент. Определение темы и целей урока.

Станьте прямо, не сутультесь!

Улыбнитесь всем вокруг!

Поздоровайтесь с гостями и

Присядьте на свой стул!

Нам сегодня на уроке нужно знания добывать!

И экран, компьютер, книги

Нам будут в этом помогать.

-Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.

-А еще мы будем учиться друг у друга.

(Слайд 2)

-А также у природы, потому что :

«Природа - это книга, которую надо уметь прочитать и правильно понять.

(Слайд 3)

О природе писали Н.Сладков, В.Бианки, С. Есенин ,М. Пришвин.

( 1 мин)

-Как называется тема, которую мы изучаем на протяжении последних уроков литературного чтения?

(Слайд 4)

-Давайте выберем названия знакомых нам произведений, соединив их с фамилией автора и узнаем с каким произведением нам сегодня предстоит познакомиться.

(Игра «Угадай-ка») -Сегодня мы на уроке будем читать произведение Е.Чарушина «Страшный рассказ».

Рассказ - повествование об отдельном событии из жизни человека. В чем его отличие от сказки? От басни?

Сказка - это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил.

(Слайд 5)

-Какие задачи мы для себя определим, используя опорные слова?

( 3 мин)



  1. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы?

- А как называют человека, который пишет картины?

- А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

(Слайд 6)

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.

3.Изучение нового материала.

Знакомство с биографией Чарушина.

«Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...»

- А какое у него было детство? Об этом нам расскажут ребята:

1. Отец Чарушина был архитектором. Он сам придумывал и рисовал. Альбомы, карандаши, краски - всё это очень нравилось мальчику. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери.

2. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду около дома.

3. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Чарушина с животными. Он сам их воспитывал, наблюдал или просто читал о них. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах - банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы. Это были друзья мальчика.

(Слайд 7,8)

С детства влюбленный в рисование и природу свою деятельность в литературе Е.Чарушин начал как иллюстратор детских книг, а позже - он и сам начал писать рассказы для детей.

(5 мин)

Работа над произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ».

1. Подготовительная беседа.

- Отгадайте, кто:

От недовольства и неуверенности пыхтит, фыркает и "чихает?
Издает Крик (резкий и сильный) при сильной физической боли?

Шипит и щелкает от обеспокоенности, страха или усталости?

В знак блаженства и покоя издает мягкое мурлыканье и тихий свист?



(Слайд 9)

- Кто это? По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где?

- А сейчас мы поиграем в игр «Верю - не верю!» Будем слушать сообщения о еже и соглашаться или не соглашаться с тем, что услышим. Игра «Верю - не врю!»



1.Ёж - хищное ночное животное. Ночью он прячется под кучей хвороста и листвы, а днем выходит кормиться. Пищей ему служат жуки, лягушки, мыши, улитки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев.

2. В случае опасности ёж сворачивается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Получается гладкий шар с торчащими во все стороны шипами.

4. Во время ночной охоты еж нападает на филина. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от хитрой лисицы. А вот при встрече с гадюкой ёж выходит победителем.

(3 мин)

4. Физкультминутка.(«Потягушки») (2 мин)

2. Знакомство с произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ».

- А вы испытывали когда - нибудь страх?

3.Словарная работа.

(Слайд10)

Чулан - помещение в доме, служащее кладовой.

Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом.

(1 мин)

- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы прислушайтесь к своему настроению: меняется оно, или остаётся постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод. (Чтение рассказа учителем и лучшими чтецами.)

(6 мин)

4. Анализ художественного произведения.

- Ребята, понравился вам рассказ?

- Что вы испытывали, слушая это произведение?

- Кто главные герои рассказа?

- Как звали мальчиков?

- Где они жили?

- Почему они остались дома одни?

-Какой самый яркий для вас эпизод? (1 мин)

а) Самостоятельное чтение произведения учащимися. (5 мин)

- Есть ли среди слов те, смысл которых вам непонятен? Если да, то попробуем вместе уточнить их значение.

б)Выборочное чтение:

- Где находилась дача? Прочитайте.

- Что напугало ребят? Прочитайте.

- Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Прочитайте.

(2 мин)

(Слайд 11)

в) Составление плана к рассказу. (2 мин)

г)Работа с иллюстрацией с.137

- Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Е.Чарушин. Какой момент здесь изображён? Прочитайте. (1 мин)

д) Чтение по ролям. (В паре)

- Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Каким голосом они это говорили?

- Прочитайте диалог по ролям в парах.

- А теперь мы послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят.

(Чтение вслух) (3 мин)

е) Групповая работа по составлению четверостиший. (5 мин)

5. Итог урок. Раскрытие идеи рассказа.

- Чему учит нас этот рассказ? (Уважать и беречь животных. Нельзя забирать диких животных к себе домой. Ведь их дом - это лес. Каждый счастлив только у себя дома.)

- Какая главная мысль рассказа? (У страха глаза велики! Уважать и беречь природу.)

- А сейчас я проверю, как внимательно вы работали на уроке.

Предлагаю быстро ответить на вопросы. (Тест)

(3 мин)

Вопросы:

1. Кто является автором рассказа? (Чарушин)

2. Где происходило действие рассказа? (Дача)

3. Что зажгли родители для того, чтобы увидеть ежа? (Лампа)

4. Как зовут в рассказе мальчиков? (Шура и Миша)

5. Помещение в доме, служащее кладовой. (Чулан)

6. В чём унесли ежа? (Шапка)

7. Животное- одно из главных героев рассказа. (Ёжик)

8. Помещение между жилой частью дома и крыльцом. (Сени)

9.Жанр произведения.

(Слайд 12)

- И закончить наш урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина:

«Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной!»

6.Домашнее задание.

  1. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы.

  2. Пересказ самого интересного момента рассказа.

(Слайд 13)

7.Рефлексия. Технологическая пауза. (1мин)

-Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

Больше всего мне понравилось…

После урока мне захотелось...

( На доске изображение ёжика. Звучит песня.)

( Дети помогают ежику сделать на зиму норку: приносят листочки и прикрепляют их на доску.) (1 мин)

Игра « Оказывается…!»

Ёж - это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 - 6 тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12-18 месяцев.

Обыкновенный ёж - это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.

Ёж - это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. Из растений может поедать ягоды и фрукты.

У ежихи рождается ,в среднем, около 4 ежат .Детеныши появляются на свет абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов начинают появляться первые мягкие колючки. И только через 15 дней ежата полностью покрываются колючками. (2 мин)



© 2010-2022