Инновации и современные технологии в системе образования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновации и современные технологии в системе образования.

Луговая Любовь Петровна, учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 6 им. М.А.Киняшова г.Благовещенск РБ

[email protected]

Добрый день, уважаемые коллеги!
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 22 года. За это время я работала 4 года по традиционной программе «Школа России» и 18 лет по УМК «Школа 2100». В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.
В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить: становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных возможностей.
Благоприятным периодом развития интеллекта особенно является младший школьный возраст, когда наиболее интенсивно развиваются восприятие, внимание, формы мышления. Поэтому, нужно предусмотреть такое построение учебного процесса, при котором на каждом этапе урока формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Многолетняя практика убедила меня в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования - воспитание социально - активной личности. Встал вопрос о том, что надо отобрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением ИКТ. Широкое распространение в начальной школе получили личностно- ориентированные педагогические технологии. Чаще организую индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолеваю авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе использую методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника. В своей педагогической деятельности активно использую данную технологию, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться. Использую задания: с наличием образца выполнения; со вспомогательными вопросами; с инструкциями; Считаю эффективной формой организации обучения - технологию -сотрудничества. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, почувствовать ответственность за общий результат. Поэтому мной востребована технология работы в группах. Конспекты уроков с использованием технологии сотрудничества опубликованы на сайтах Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Инфоурок», в электронном журнале педагогических материалов «Эдукон». Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила технология деятельностного метода обучения. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса «Окружающий мир». Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день. Сейчас очень востребованы в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта. Однако основной организационной формой образовательного процесса остаётся урок. И только в том случае, если здоровьесберегающим станет каждый урок, можно говорить о целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. Результат здоровьесберегающих технологи: сохранение здоровья школьника в ходе всего периода обучения; сформированность необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ; умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Чтобы сделать учение интересным, развивать творческую активность и способности детей, необходимо создать в классе такие условия, чтобы ребенок самостоятельно искал путь к знаниям, подходил к решению задач творчески. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результат. При разработке уроков обращаю внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдая принцип нарастания трудностей от простого к сложному, использую дифференцированный подход к детям в зависимости от уровня развития и индивидуальных особенностей, включаю выполнение творческих заданий на различных этапах урока. Элементы занимательности, игра, использование логических игр и упражнений, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал, развивает творческую активность младших школьников. На уроках активно применяю метод моделирования: устанавливается соответствие между предметными, вербальными, графическими, схематическими и символическими моделями. Широко использую метод сравнения. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. В современное время значительно возрастает работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми, и является крайне необходимой. Работа с одарёнными детьми проводится в урочное и внеурочное время. Процесс планирую так, чтобы дать детям возможность почувствовать себя поисковиками - исследователями. Активное участие принимают ребята в городских, районных и школьных научно-практических конференциях, конкурсах. Взаимодействие с семьей - одна из самых сложных проблем в работе каждого педагога. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель: создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:

  • обеспечение качественного образования учащихся;
  • формирование нравственности и культуры поведения учащихся;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений между детьми. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений. Провожу диагностику с целью изучения индивидуальных особенностей личности учащихся (общие сведения, способности, темперамент, успешность в деятельности, уровень воспитанности), межличностных отношений (социально-психологический климат в классе). Провожу познавательные тематические классные часы о дружбе и культуре поведения, викторины, игры, беседы, социальные проекты, тематические выставки, трудовые десанты. Для меня главное - всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Список литературы
  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996
  2. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1987.
  3. Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981.
  4. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.- 206 с.
  5. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.

© 2010-2022