- Преподавателю
- Начальные классы
- Конструкт урока русского языка на тему Правописание приставок и суффиксов (3 класс)
Конструкт урока русского языка на тему Правописание приставок и суффиксов (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Орехова А.А. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конструкт урока русского языка по производственной практике
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» студентки группы 46
специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Ореховой Анастасии Александровны.
Дата: 24.11.2015
ОО: МБОУ «Школа-интернат №27»
Класс: 3в
УМК: «Школа России»
ФИО учителя класса: Рассказова Наталья Владимировна
ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Подпись:_______________
Тема урока: «Правописание приставок и суффиксов»
Цель урока: формирование навыков грамотного письма в процессе изучения правописания приставок и суффиксов.
Планируемые результаты:
-
Личностные: дети проявляют интерес к урокам русского языка в процессе деятельности, демонстрируют умение работать индивидуально и фронтально для достижения цели.
-
Метапредметные: демонстрируют способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности в течение всего урока, проявляют умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют рефлексию способов действий, делают выводы в результате совместной работы класса и учителя, демонстрируют коммуникативные навыки, целенаправленно слушают учителя, владеют диалогической формой речи, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.
-
Предметные: обучающиеся демонстрируют умение правильно писать приставки и суффиксы, знают некоторые приставки и суффиксы, умеют образовывать слова с приставками и суффиксами.
Задачи:
-
Воспитательная: прививать интерес к урокам русского языка в процессе деятельности, развивать умение работать индивидуально и фронтально для достижения цели.
-
Развивающая: формировать личностные УУД (смыслообразование), регулятивные УУД (способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности в течение всего урока, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей), познавательные УУД (умение на основе анализа объектов делать выводы), умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов действий, контроль и оценка результатов деятельности), коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владении диалогической формой речи).
Образовательная: формировать умение правильно писать приставки и суффиксы, актуализировать знания о понятиях «приставка» и «суффикс», познакомить с некоторыми приставками и суффиксами, научить образовывать слова с приставками и суффиксами.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения:
-
Принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа)
-
Принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает от простого к сложному, от знакомого к незнакомому)
-
Принцип диалогизации (учитель с помощью диалога взаимодействует с обучающимися)
-
Принцип наглядности
-
Принцип деятельности (обучающиеся воспринимают готовое знание, в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие» ими нового знания (выполняют различные задания))
-
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода
Методы воспитания:
-
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование, упражнение, игра.
-
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, художественное слово.
-
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, создание ситуации успеха
Методы обучения:
-
По источнику получения знаний:
-
Словесные: беседа, объяснение, художественное слово;
-
Практические: упражнение.
-
По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применения знаний.
-
По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый метод, проблемный метод.
-
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
-
Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: упражнение;
-
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.
-
-
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
-
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение;
-
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала, стимулирование занимательным содержанием
-
Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование, формирование понимания личностной значимости.
-
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: метод самопроверки.
-
Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли)
Форма организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
-
Демонстрационное: ?
-
Индивидуальное:. карточка с заданием.
Информационные источники:
-
ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М - во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978 - 5 - 09 - 025287 - 4.
-
Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1./В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - 4 изд. - М., Просвещение, 2014. - 144с.: ил. - (Школа России).
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)
Структура урока:
-
Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
-
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (8 мин)
-
Решение проблемы (10 мин)
-
Первичное закрепление (14 мин)
-
Организация самостоятельной работы (10 мин)
-
Рефлексия учебной деятельности (2 мин)
Ход урока:
Этапы урока, задача этапа
Методы и приемы обучения и воспитания
Деятельность учителя, обучающихся
Планируемый результат с учетом формируемых УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность.
По источнику получения знаний: словесные (художественное слово);
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса (формирование готовности восприятия учебного материала);
методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование, формирование понимания личностной значимости).
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.
- Прежде чем начать урок, проверьте, все ли у вас готово. На партах у вас должны лежать учебник, тетрадь и дневник. Если у вас все готово сядьте красиво, выпрямите спину, ручки положите на парту, чтобы я видела, что вы готовы к работе.
- Сегодня на уроке нам предстоит много писать, поэтому разомнем наши руки.
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали,
Покрутили, покрутили,
Потянули, потянули
И открыли!
Личностные УУД:
демонстрируют мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.
Регулятивные УУД: проявляют способность к волевому усилию
Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других
2.Актуализация знаний и способов действия. Выявление проблемы.
Задача: совершенствовать навыки письма, актуализировать знания о понятиях «приставка», «суффикс», сформулировать тему и задачи урока.
По источнику получения знаний: словесные (беседа, художественное слово);
наглядные (демонстрация с помощью ТСО); практические (упражнение).
По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применения знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый метод, проблемный метод.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение);
методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование).
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: метод самопроверки.
Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли)
- Откройте свои тетради, запишите в них сегодняшнюю дату 18 октября.
- У вас на партах лежат разлинованные карточки с элементами букв и буквами. Вам необходимо прописать эти буквы.
- Отложите карточки.
- Для того чтобы выяснить тему нашего урока, выполним задание. Посмотрите на доску. Прочитайте слова про себя.
На доске: дом, стол, холод, лист, настольный, ель.
- Выпишите к себе в тетрадь только однокоренные слова.
- …, что значит однокоренные слова? (это слова, в которых одинаковый корень)
- …, какие слова выписал? (стол, настольный)
- Разберите это слова по составу, выделите в них части слова.
- Кто хочет поработать у доски?
- … выполняет задание у доски, а все остальные у себя в тетрадях.
- Верно ли … выделил части слов? Если вы согласны с …, поднимите руку.
- С помощью каких частей слова образовано слово «настольный»?
Если затрудняются:
- Сравните эти слова, какие части слова вы выделили в слове «стол»? (корень, основу и нулевое окончание)
- Какие части слова вы выделили в слове «настольный»? (окончание, основу, корень, приставку, суффикс)
- Так какие части слова преобразовали слово «стол» в слово «настольный»? (приставка и суффикс)
- Давайте вспомним, что такое приставка (это часть слова, стоящая перед корнем, которая служит для образования новых слов)
- Как обозначается приставка?
- Верно! Что же такое суффикс? (это часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов)
- Как обозначается суффикс?
- Совершенно верно! Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.
- Тема нашего урока звучит так: «Правописание приставок и суффиксов».
- Как вы думаете, какие задачи мы можем поставить перед собой? Что мы научимся делать сегодня?
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми приставками и суффиксами и научимся их правильно писать.
Регулятивные УУД: демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом
Познавательные УУД: демонстрируют умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3.Решение проблемы.
Задача: формировать умение правильно писать приставки и суффиксы, познакомить с некоторыми приставками и суффиксами, научить образовывать слова с приставками и суффиксами.
По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); практические (упражнение).
По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применения знаний.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности (упражнение).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования
(создание ситуации успеха, поощрение); методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием); методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование)..
Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли)
-Чтобы познакомиться с некоторыми приставками и суффиксами, откройте учебники на 124 странице. Найдите упражнение 239. …, прочитай задание.
- Вам необходимо данные в рамке значимые части слова разделить на две группы: приставки и суффиксы.
- Запишите у себя в тетрадях в следующей строке с большой буквы слово «приставки», поставьте двоеточие, в следующей строке запишите слово «суффиксы» с большой буквы и так же поставьте двоеточие.
- …, прочитай первую значимую часть слова из упражнения (еньк)
- Как ты думаешь, в какую строку надо записать эту часть слова? Это приставка или суффикс? (суффикс)
- Верно! Еньк - это суффикс, запишите в тетрадь в строку, где приставки.
- …, прочитай следующую значимую часть слова (за)
- Как ты думаешь, это приставка и суффикс? (приставка)
- Верно! Запишите в тетрадь в строку, где приставки.
- Ребята, поднимите руку, кому непонятно как дальше выполнять упражнение?
- Доделайте это упражнение до конца самостоятельно.
Приставки: за, над, на, под, по, об, до, про
Суффиксы: еньк, оньк, ик, тель, чик, еват, ист.
- Обозначьте эти значимые части слова.
- …, какие приставки ты выписал, прочитай. Остальные ребята внимательно слушайте и проверяйте так же у вас или нет.
- Поднимите руку, у кого так же.
- Молодцы! Теперь … прочитай суффиксы, которые ты выписал.
- Поднимите руку, у кого так же.
- Таким образом, мы с вами познакомились с некоторыми приставками и суффиксами.
- Теперь чтобы научится образовывать слова с приставками и суффиксами, подберем слова, в которых могут быть данные приставки и суффиксы.
- Каждому из вас по цепочке необходимо назвать приставку и подобрать слово с этой приставкой.
- Теперь точно так же, только называем суффиксы и подбираем слово с данным суффиксом.
- Таким образом, мы с вами потренировались образовывать слова с приставками и суффиксами.
ФИЗМИНУТКА.
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись
- Чтобы выяснить, как правильно писать слова с приставками и суффиксами, прочитайте слова на доске.
На доске: учитель, проехать, яблонька, облететь.
- Какие орфограммы встречаются в этих словах?
Если затрудняются:
- Например, в слове «учитель» где можно допустить ошибку?
- В слове «проехать» где можно допустить ошибку?
- Эти гласные под ударением или они безударные? (безударные)
- Так какая орфограмма встречается в словах с приставками и суффиксами? (безударная гласная)
- Прочитайте правило в учебнике на 124 странице.
- Таким образом, чтобы
Регулятивные УУД:
демонстрируют умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом, демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание.
Познавательные УУД: демонстрируют умение применять знания при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД:
демонстрируют умение слушать и понимать других; умение выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4.Первичное закрепление.
Задача: закрепить полученные знания во внешней речи.
По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение), практические: (упражнение).
По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применения знаний.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности ( упражнение).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение);
методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием); методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование).
Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли)
- Чтобы закрепить знания о правописании приставок и суффиксов, выполним задание. На доске слова с пропущенными буквами. Вам необходимо каждому по цепочке выйти к доске, прочитать слово, выделить в нем приставку или суффикс, вставить пропущенную букву и объяснить, почему именно эту букву вы вставили. Поднимите руку, кому непонятно, что нужно сделать.
- …, выходи к доске. Читай слово. (билетик)
- Какую букву нужно вставить? (и)
- Почему? (потому что суффикс ик)
Аналогичные вопросы к каждому слову: билетик, переехать, синеватый, извилистый, подбежать, обдумать, достать, домик.
- Молодцы! Таким образом, мы закрепили знания о правописании приставок и суффиксов.
Регулятивные УУД:
демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание.
Познавательные УУД: демонстрируют умение применять знания при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД:
демонстрируют умение слушать и понимать других; умение выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
5.Организация самостоятельной работы.
Задача: проверить уровень усвоения новых знаний.
По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применения знаний.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности (упражнение);
методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение);
методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование).
Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли)
- Чтобы проверить, как вы усвоили тему «Правописание приставок и суффиксов», выполним самостоятельную работу. Сейчас я раздам вам карточки ,подпишите их сверху.
- Прочитайте задания. Поднимите руку, если что-то непонятно.
- Приступайте.
- Поменяйтесь карточками со своим соседом по парте. Возьмите в руки простой карандаш и проверьте работу соседа. Если задание выполнено правильно, поставьте рядом плюс, если неправильно - минус.
- Посчитайте количество плюсов. Если все задания выполнены верно и вы поставили 5 плюсов, ставьте отметку 5. 4 плюса - отметка 4. 3 плюса отметка 3. Если плюсов меньше 3, ничего не ставьте.
- Верните карточки друг другу. Посмотрите на свои отметки. Поднимите руку, у кого 5.
- Молодцы! Опустите, поднимите руку, у кого отметка 4.
- Хорошо, есть те у кого отметка 3 или вообще не отметки.
- Не расстраивайтесь! Если вы еще раз повторите приставки и суффиксы, которые мы сегодня записали и еще раз повторите правило, у вас обязательно будут только положительные отметки.
Личностные УУД:
демонстрируют мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.
Регулятивные УУД: проявляют способность к волевому усилию.
Познавательные УУД:
демонстрируют умение извлекать информацию из текста.
Коммуникативные УУД:
демонстрируют умение слушать и понимать других, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
6.Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов.
Задача: подвести итоги урока, провести рефлексию учебной деятельности.
По источнику получения знаний: словесные: беседа
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение);
методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, формирование понимания личностной значимости).
- К сожалению, наш урок подходит к концу.
- Над правописанием каких значимых частей слова мы работали сегодня? (над правописание приставок и суффиксов)
- Что необходимо сделать, чтобы правильно написать приставку или суффикс в слове? (вспомнить как пишется эта приставка или суффикс или проверить по словарю)
- Давайте вернемся к задачам нашего занятия.
- Достигли ли мы их?
- Поднимите руку, кому легко было выполнять задания на сегодняшнем занятии?
- Опустите. Поднимите руку, у кого возникали трудности при выполнении заданий.
- Как вы думаете, почему возникали эти трудности?
- Как устранить эти трудности?
- У вас на партах лежат карточки с кружками. Нарисуйте в них улыбающийся смайлик, если вы запомнили некоторые приставки и суффиксы и понимаете, как правильно их писать.
- Если вы считаете, что вы сможете верно написать приставки и суффиксы в словах, но вам потребуется помощь, нарисуйте спокойный смайлик.
- Нарисуйте грустный смайлик, если вам трудно было выполнять задания и вам еще раз нужно повторить эту тему, что бы вы безошибочно могли писать приставки и суффиксы в словах, нарисуйте грустный смайлик.
- Спасибо вам за занятие, мне было приятно с вами работать. Вы показали себя активными и внимательными учениками. Урок окончен.
Личностные УУД: демонстрируют умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
демонстрируют умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные УУД:
демонстрируют умение слушать и понимать других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.