Конструкт урока русского языка на тему Правописание приставок и суффиксов (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструкт урока русского языка по производственной практике

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» студентки группы 46

специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Ореховой Анастасии Александровны.

Дата: 24.11.2015

ОО: МБОУ «Школа-интернат №27»

Класс: 3в

УМК: «Школа России»

ФИО учителя класса: Рассказова Наталья Владимировна

ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Подпись:_______________

Тема урока: «Правописание приставок и суффиксов»

Цель урока: формирование навыков грамотного письма в процессе изучения правописания приставок и суффиксов.

Планируемые результаты:

  • Личностные: дети проявляют интерес к урокам русского языка в процессе деятельности, демонстрируют умение работать индивидуально и фронтально для достижения цели.

  • Метапредметные: демонстрируют способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности в течение всего урока, проявляют умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют рефлексию способов действий, делают выводы в результате совместной работы класса и учителя, демонстрируют коммуникативные навыки, целенаправленно слушают учителя, владеют диалогической формой речи, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

  • Предметные: обучающиеся демонстрируют умение правильно писать приставки и суффиксы, знают некоторые приставки и суффиксы, умеют образовывать слова с приставками и суффиксами.

Задачи:

  • Воспитательная: прививать интерес к урокам русского языка в процессе деятельности, развивать умение работать индивидуально и фронтально для достижения цели.

  • Развивающая: формировать личностные УУД (смыслообразование), регулятивные УУД (способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности в течение всего урока, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей), познавательные УУД (умение на основе анализа объектов делать выводы), умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов действий, контроль и оценка результатов деятельности), коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владении диалогической формой речи).

Образовательная: формировать умение правильно писать приставки и суффиксы, актуализировать знания о понятиях «приставка» и «суффикс», познакомить с некоторыми приставками и суффиксами, научить образовывать слова с приставками и суффиксами.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения:

  • Принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа)

  • Принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает от простого к сложному, от знакомого к незнакомому)

  • Принцип диалогизации (учитель с помощью диалога взаимодействует с обучающимися)

  • Принцип наглядности

  • Принцип деятельности (обучающиеся воспринимают готовое знание, в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие» ими нового знания (выполняют различные задания))

  • Принцип дифференцированного и индивидуального подхода

Методы воспитания:

  • Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование, упражнение, игра.

  • Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, художественное слово.

  • Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, создание ситуации успеха

Методы обучения:

  1. По источнику получения знаний:

  • Словесные: беседа, объяснение, художественное слово;

  • Практические: упражнение.

  1. По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применения знаний.

  2. По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый метод, проблемный метод.

  3. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

    • Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: упражнение;

    • Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.

  4. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

  • Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение;

  • Методы развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала, стимулирование занимательным содержанием

  • Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование, формирование понимания личностной значимости.

  1. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: метод самопроверки.

  2. Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли)

Форма организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

  • Демонстрационное: ?

  • Индивидуальное:. карточка с заданием.

Информационные источники:

  1. ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М - во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978 - 5 - 09 - 025287 - 4.

  2. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1./В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - 4 изд. - М., Просвещение, 2014. - 144с.: ил. - (Школа России).

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)

Структура урока:

  • Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

  • Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (8 мин)

  • Решение проблемы (10 мин)

  • Первичное закрепление (14 мин)

  • Организация самостоятельной работы (10 мин)

  • Рефлексия учебной деятельности (2 мин)

Ход урока:

Этапы урока, задача этапа

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность.

По источнику получения знаний: словесные (художественное слово);

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса (формирование готовности восприятия учебного материала);

методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование, формирование понимания личностной значимости).

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

- Прежде чем начать урок, проверьте, все ли у вас готово. На партах у вас должны лежать учебник, тетрадь и дневник. Если у вас все готово сядьте красиво, выпрямите спину, ручки положите на парту, чтобы я видела, что вы готовы к работе.

- Сегодня на уроке нам предстоит много писать, поэтому разомнем наши руки.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали, постучали,
Покрутили, покрутили,

Потянули, потянули

И открыли!

Личностные УУД:

демонстрируют мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Регулятивные УУД: проявляют способность к волевому усилию

Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других

2.Актуализация знаний и способов действия. Выявление проблемы.

Задача: совершенствовать навыки письма, актуализировать знания о понятиях «приставка», «суффикс», сформулировать тему и задачи урока.

По источнику получения знаний: словесные (беседа, художественное слово);

наглядные (демонстрация с помощью ТСО); практические (упражнение).

По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применения знаний.

По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый метод, проблемный метод.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение).

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение);

методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование).

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: метод самопроверки.

Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли)

- Откройте свои тетради, запишите в них сегодняшнюю дату 18 октября.

- У вас на партах лежат разлинованные карточки с элементами букв и буквами. Вам необходимо прописать эти буквы.

- Отложите карточки.

- Для того чтобы выяснить тему нашего урока, выполним задание. Посмотрите на доску. Прочитайте слова про себя.

На доске: дом, стол, холод, лист, настольный, ель.

- Выпишите к себе в тетрадь только однокоренные слова.

- …, что значит однокоренные слова? (это слова, в которых одинаковый корень)

- …, какие слова выписал? (стол, настольный)

- Разберите это слова по составу, выделите в них части слова.

- Кто хочет поработать у доски?

- … выполняет задание у доски, а все остальные у себя в тетрадях.

- Верно ли … выделил части слов? Если вы согласны с …, поднимите руку.

- С помощью каких частей слова образовано слово «настольный»?

Если затрудняются:

- Сравните эти слова, какие части слова вы выделили в слове «стол»? (корень, основу и нулевое окончание)

- Какие части слова вы выделили в слове «настольный»? (окончание, основу, корень, приставку, суффикс)

- Так какие части слова преобразовали слово «стол» в слово «настольный»? (приставка и суффикс)

- Давайте вспомним, что такое приставка (это часть слова, стоящая перед корнем, которая служит для образования новых слов)

- Как обозначается приставка?

- Верно! Что же такое суффикс? (это часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов)

- Как обозначается суффикс?

- Совершенно верно! Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.

- Тема нашего урока звучит так: «Правописание приставок и суффиксов».

- Как вы думаете, какие задачи мы можем поставить перед собой? Что мы научимся делать сегодня?

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми приставками и суффиксами и научимся их правильно писать.

Регулятивные УУД: демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом

Познавательные УУД: демонстрируют умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.Решение проблемы.

Задача: формировать умение правильно писать приставки и суффиксы, познакомить с некоторыми приставками и суффиксами, научить образовывать слова с приставками и суффиксами.

По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); практические (упражнение).

По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применения знаний.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности (упражнение).

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования

(создание ситуации успеха, поощрение); методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием); методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование)..

Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли)

-Чтобы познакомиться с некоторыми приставками и суффиксами, откройте учебники на 124 странице. Найдите упражнение 239. …, прочитай задание.

- Вам необходимо данные в рамке значимые части слова разделить на две группы: приставки и суффиксы.

- Запишите у себя в тетрадях в следующей строке с большой буквы слово «приставки», поставьте двоеточие, в следующей строке запишите слово «суффиксы» с большой буквы и так же поставьте двоеточие.

- …, прочитай первую значимую часть слова из упражнения (еньк)

- Как ты думаешь, в какую строку надо записать эту часть слова? Это приставка или суффикс? (суффикс)

- Верно! Еньк - это суффикс, запишите в тетрадь в строку, где приставки.

- …, прочитай следующую значимую часть слова (за)

- Как ты думаешь, это приставка и суффикс? (приставка)

- Верно! Запишите в тетрадь в строку, где приставки.

- Ребята, поднимите руку, кому непонятно как дальше выполнять упражнение?

- Доделайте это упражнение до конца самостоятельно.

Приставки: за, над, на, под, по, об, до, про

Суффиксы: еньк, оньк, ик, тель, чик, еват, ист.

- Обозначьте эти значимые части слова.

- …, какие приставки ты выписал, прочитай. Остальные ребята внимательно слушайте и проверяйте так же у вас или нет.

- Поднимите руку, у кого так же.

- Молодцы! Теперь … прочитай суффиксы, которые ты выписал.

- Поднимите руку, у кого так же.

- Таким образом, мы с вами познакомились с некоторыми приставками и суффиксами.

- Теперь чтобы научится образовывать слова с приставками и суффиксами, подберем слова, в которых могут быть данные приставки и суффиксы.

- Каждому из вас по цепочке необходимо назвать приставку и подобрать слово с этой приставкой.

- Теперь точно так же, только называем суффиксы и подбираем слово с данным суффиксом.

- Таким образом, мы с вами потренировались образовывать слова с приставками и суффиксами.

ФИЗМИНУТКА.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

- Чтобы выяснить, как правильно писать слова с приставками и суффиксами, прочитайте слова на доске.

На доске: учитель, проехать, яблонька, облететь.

- Какие орфограммы встречаются в этих словах?

Если затрудняются:

- Например, в слове «учитель» где можно допустить ошибку?

- В слове «проехать» где можно допустить ошибку?

- Эти гласные под ударением или они безударные? (безударные)

- Так какая орфограмма встречается в словах с приставками и суффиксами? (безударная гласная)

- Прочитайте правило в учебнике на 124 странице.

- Таким образом, чтобы

Регулятивные УУД:

демонстрируют умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом, демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание.

Познавательные УУД: демонстрируют умение применять знания при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД:

демонстрируют умение слушать и понимать других; умение выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.Первичное закрепление.

Задача: закрепить полученные знания во внешней речи.

По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение), практические: (упражнение).

По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применения знаний.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности ( упражнение).

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение);

методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием); методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование).

Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли)

- Чтобы закрепить знания о правописании приставок и суффиксов, выполним задание. На доске слова с пропущенными буквами. Вам необходимо каждому по цепочке выйти к доске, прочитать слово, выделить в нем приставку или суффикс, вставить пропущенную букву и объяснить, почему именно эту букву вы вставили. Поднимите руку, кому непонятно, что нужно сделать.

- …, выходи к доске. Читай слово. (билетик)

- Какую букву нужно вставить? (и)

- Почему? (потому что суффикс ик)

Аналогичные вопросы к каждому слову: билетик, переехать, синеватый, извилистый, подбежать, обдумать, достать, домик.

- Молодцы! Таким образом, мы закрепили знания о правописании приставок и суффиксов.

Регулятивные УУД:

демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание.

Познавательные УУД: демонстрируют умение применять знания при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД:

демонстрируют умение слушать и понимать других; умение выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5.Организация самостоятельной работы.

Задача: проверить уровень усвоения новых знаний.

По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применения знаний.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности (упражнение);

методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение).

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение);

методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование).

Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли)

- Чтобы проверить, как вы усвоили тему «Правописание приставок и суффиксов», выполним самостоятельную работу. Сейчас я раздам вам карточки ,подпишите их сверху.

- Прочитайте задания. Поднимите руку, если что-то непонятно.

- Приступайте.

- Поменяйтесь карточками со своим соседом по парте. Возьмите в руки простой карандаш и проверьте работу соседа. Если задание выполнено правильно, поставьте рядом плюс, если неправильно - минус.

- Посчитайте количество плюсов. Если все задания выполнены верно и вы поставили 5 плюсов, ставьте отметку 5. 4 плюса - отметка 4. 3 плюса отметка 3. Если плюсов меньше 3, ничего не ставьте.

- Верните карточки друг другу. Посмотрите на свои отметки. Поднимите руку, у кого 5.

- Молодцы! Опустите, поднимите руку, у кого отметка 4.

- Хорошо, есть те у кого отметка 3 или вообще не отметки.

- Не расстраивайтесь! Если вы еще раз повторите приставки и суффиксы, которые мы сегодня записали и еще раз повторите правило, у вас обязательно будут только положительные отметки.

Личностные УУД:

демонстрируют мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Регулятивные УУД: проявляют способность к волевому усилию.

Познавательные УУД:

демонстрируют умение извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД:

демонстрируют умение слушать и понимать других, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6.Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов.

Задача: подвести итоги урока, провести рефлексию учебной деятельности.

По источнику получения знаний: словесные: беседа

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение);

методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, формирование понимания личностной значимости).

- К сожалению, наш урок подходит к концу.

- Над правописанием каких значимых частей слова мы работали сегодня? (над правописание приставок и суффиксов)

- Что необходимо сделать, чтобы правильно написать приставку или суффикс в слове? (вспомнить как пишется эта приставка или суффикс или проверить по словарю)

- Давайте вернемся к задачам нашего занятия.

- Достигли ли мы их?

- Поднимите руку, кому легко было выполнять задания на сегодняшнем занятии?

- Опустите. Поднимите руку, у кого возникали трудности при выполнении заданий.

- Как вы думаете, почему возникали эти трудности?

- Как устранить эти трудности?

- У вас на партах лежат карточки с кружками. Нарисуйте в них улыбающийся смайлик, если вы запомнили некоторые приставки и суффиксы и понимаете, как правильно их писать.

- Если вы считаете, что вы сможете верно написать приставки и суффиксы в словах, но вам потребуется помощь, нарисуйте спокойный смайлик.

- Нарисуйте грустный смайлик, если вам трудно было выполнять задания и вам еще раз нужно повторить эту тему, что бы вы безошибочно могли писать приставки и суффиксы в словах, нарисуйте грустный смайлик.

- Спасибо вам за занятие, мне было приятно с вами работать. Вы показали себя активными и внимательными учениками. Урок окончен.

Личностные УУД: демонстрируют умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

демонстрируют умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные УУД:

демонстрируют умение слушать и понимать других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


© 2010-2022