Презентация для родителей обучающихся на тему Проектная деятельность в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности - один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование - это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.

Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

В нашей школе проходила проектная неделя.

Каждый класс разрабатывал свой проект. Мы предоставляем вашему вниманию работу учеников 3 класса. Ребята создавали проект книги для детей «Грибы - часть живой природы». На его создание ушло 4 дня:

1 день. Учитель сообщает тему проекта « Грибы - часть живой природы». Предлагается создать проект книги для детей. Далее идет беседа о том, какую бы хотели дети создать книгу ,чтобы она была интересна для ребят(оформление, содержание).Учащиеся получают индивидуальное задание - подобрать и принести материал о любом виде гриба и продумать оформление своего будущего сообщения.

2 день. Учащиеся обмениваются найденной информацией. Обсуждается разнообразие мира грибов. Далее каждый ученик занимается оформлением своего сообщения. После выполнения работы ученики разбиваются на группы. Каждая группа будет выполнять определенную работу по оформлению проекта книги. Учитель должен учитывать желания детей и их возможности. У нас получились 4 группы:

1. Оформление книги.

2. Написание вводной статьи.

3. Составить и написать правила для грибников.

4 . Продумывание формы презентации проекта в заключительный (5 ) день.

3 день. Обсуждение предложений в группах, выполнение групповой работы. Учитель контролирует деятельность каждой группы, направляет работу в нужное русло, помогает решать спорные вопросы.

4 день. Отчет каждой группы о проделанной работе. Представление и обсуждение всем классом. Объединение работ в единое целое-проект книги для детей «Грибы - часть живой природы», утверждение проекта в классе. Учитель подводит итог о проделанной работе групп, оценивает работу каждого ученика.

В заключительный день проектной недели проходит презентация проектов среди учащихся начальной школы. Каждый класс должен представить свой проект, желательно использовать разные интересные формы презентации . Это может быть сценка, стихотворение, песня и другие формы. После презентации проектов каждого класса, подводится итог о проведении проектной недели в начальной школе.

В задачи проектной недели входит не только создание проекта по определенной теме, но и продумать презентацию своего проекта, суметь заинтересовать слушателей, привлечь их внимание к своему проекту.

Четвертая группа занималась продумыванием презентации нашего проекта. Рассмотрев разные предложения, было решено попробовать представить проект в стихотворной форме. Сначала было трудно, тогда на помощь пришли строчки из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Мы переделали начало стихотворения, а дальше, с помощью других учеников класса, предложения стали складываться в четверостишья. У нас получилось свое стихотворение - презентации.

Презентация

1.

Наш учитель в класс вошел

И спросил лукаво:

- Что мы знаем про грибы?

- Для чего они нужны?

2.

Если гриб растет в лесу,

Если он съедобный,

Каждый знает, что его

Можно положить в ведро.

И, придя, домой,

Вместе сварим суп грибной.

3.

В красной шляпке с белой ножкой

Мухомор растет в кусточке

Только ты его не рви,

Для лося прибереги.

4.

Если животных изучают биологи,

А растения-ботаники,

То для грибов нашлись микологи,

Изучающие их разнообразие.

5.

Но в природе есть грибы

Разной формы, разноцветны,

А иные не видны.

Так зачем они нужны?

А) Гриб полезен, очень важен.

Во Вьетнаме, например, с помощью плесневых грибов готовят соевые соусы.

Б)В медицине применяется пенициллин - полученный благодаря грибу -пенициллу.

В)Некоторые грибы помогают бороться с насекомыми.

Г) Грибы - дрожжи применяются в хлебопечении.

6.

Но не все грибы

Так уж хороши.

И, конечно, надо знать

Какой вред от них нам ждать.

7.

Может гриб навредить в саду.

Может книге навредить,

Погубить растение,

Из-за невнимания

Вызвать у человека заболевание.

8.

Выступали мы не долго,

Не хотим вас утомлять.

Всех грибов не перечислишь,

Лучше взять и прочитать.

Ведь грибы по всюду с нами.

Надо их беречь и изучать.

9.

Скажем вам мы по секрету,

Не легко нам всем пришлось.

Много книг мы прочитали,

О грибах узнали мы.

Вы возьмите посмотрите,

Не пожалеете и вы.

Книга состоит из следующих разделов.

Вводная статья

Встреча с грибами у нас начинается еще весной, когда среди прошлогодней травы появляются строчки и сморчки, ну а уж лето - пора настоящей грибной охоты. Белые, подосиновики, рыжики…. Этот перечень можно продолжать долго, но попробуйте ответить на вопрос: сколько всего существует видов грибов? Оказывается, насчитывают около ста тысячи различных видов, но многих из них не возможно увидеть невооруженным глазом.

Грибы - удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство и занимают промежуточное положение между животными и растениями.

Изучают грибы микологи. Они-то и установили, что наиважнейшими признаками грибов является то, что свойственно по отдельности животному и растительному царствам.

Грибы растут по всюду, но чаще всего на земле, лесной подстилке, на гниющей или живой древесине. Реже они встречаются на мусорной или навозной кучах и на месте пожарищ.

Для роста грибов нужна соответствующая температура и влажность. Наблюдения показывает, что гриб хорошо растет при безветренной тихой погоде, свет для них не так важен.

Тело грибов или грибниц, находясь в почве или в другой питательной среде, разрастается во всех направлениях. Продолжительность жизни грибов различна от одного года до нескольких десятилетий.

В природе грибы выполняют важнейшую функцию: устраняют остатки отмерших животных, растений. Это способствует круговороту веществ в природе.

Человек использует полезные свойства грибов в различных областях промышленности. В пищевой промышленности используют дрожжевые грибки и плесени. В медицине из некоторых грибов изготовляют антибиотики.

Человек с незапамятных времен Начал собирать грибы, что приносит ему удовольствие и радость. А также доставляет ему на стол вкусный и питательный продукт.

К сожалению грибы являются не только источником радости, но и печали. Многие виды грибов - паразитов причиняют вред культурным растениям в сельском и лесном хозяйстве, уничтожают древесину на складах, шахтах, строительных работах. Различные виды уничтожают уникальные произведения искусства, например, картины, деревянную резьбу, книги. Большие неприятности доставляют людям и животным различные кожные заболевания. Некоторые виды ядовитых грибов вызывают отравления Образованный человек должен уметь отличать съедобный гриб от ядовитого.

Многообразная жизнь грибов и их функции необходимы на Земле, хотя человеку они приносят и пользу и вред.

Человек как хороший хозяин должен научиться использовать их полезные свойства и избегать вреда, который они могут причинить.

2. Строение гриба и его грибница.

С помощью рисунка ребята показали все части гриба и его грибницу.

3. Правила грибника.

В лес за грибами нужно идти в удобной одежде и обуви - прогулка должна доставлять вам удовольствие.

Собирайте только те грибы, которые хорошо вам известны. Если возникают сомнения, посоветуйтесь со специалистами. А если специалиста рядом нет, не берите сомнительный гриб.

Нельзя собирать грибы в городе, и за городом вдоль шоссейных дорог.

Не берите старые перезревшие грибы. Даже в съедобных боровиках, подберезовиках могут размножаться ядовитые для человека микроорганизмы.

Не кладите свою «добычу» в полиэтиленовые пакеты! Грибы в них мнутся и ломаются. Кроме того, температура внутри пакета бывает настолько высокой, что грибы «задыхаются и портятся».

Перерабатывать грибы нужно сразу же, как вернетесь домой из леса. Иначе за несколько часов грибы успеют зачервиветь.

Грибы лучше срезать ножом. Но можно и аккуратно выкручивать из земли. Главное не ворошить, не разгребать под «корешком» мох, сухие листья, хвою, не разрушать грибницу.

Мухоморы и поганки не сшибайте, не топчите ногами.

4. Виды грибов.

В данном разделе помещены творческие работы учеников. Сообщения о разных видах грибов.

5. Грибы в народной мудрости.

В этом разделе помещены также творческие работы детей, но уже пословицы, поговорки, загадки, стихи, приговорки и народные рецепта о грибах.

Конечно, большая работа проводиться учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками, необходимо заинтересовать ребят проектом. Заранее учитель должен продумать кто из ребят чем будет заниматься, учитывая их желания. Сам учитель должен подобрать необходимый материал по теме проекта. Задача учителя не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

Учителю проектного обучения нужно овладеть методическими приемами, освоить технические средства, но самое главное, работать над собой, чтобы изменить подходы и принципы педагогической деятельности в направлении субъект-субъектного взаимодействия и сотрудничества в проектной деятельности не только в школе, но и в рамках сообщества учителей-единомышленников.

Основываясь на собственном опыте, хотим сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.

Для чего нужна научная деятельность в начальных классах?

Ответ прост - это способствует выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. Дети испытывают естественную потребность к новым знаниям, они любознательны от природы. И это необходимо стимулировать и направлять в нужное русло. Ребёнок учится видеть проблему, выстраивать простейшие гипотезы, анализировать и сравнивать. Кроме того дети учатся задавать вопросы: корректно и грамотно. И, наконец, ребёнок начинает позиционировать себя как исследователь, он учится выдвигать собственные идеи и правильно их защищать. Все эти умения очень актуальны для современной школы. Это способствует конкурентоспособности на интеллектуально рынке в дальнейшем, а также затрагивает аспекты социализации школьника.

При этом совершенно не принципиальна новизна предмета исследования. То есть сначала дети работают над уже давно доказанными вещами. От обычной учебной деятельности это отличается тем, что ребята не удовлетворяются констатацией фактов, а сами проходят путь познания и делают выводы. В начальной стадии исследовательской деятельности важен сам процесс познания.

Научный труд в современном контексте

Нынешнее поколение младших школьников достаточно хорошо владеет компьютером. Это обстоятельство влияет и на процесс введения в научную деятельность.

Конечно, работа с малышами имеет свои особенности. Учитель, выступающий в роли научного руководителя должен помнить о трёх правилах работы со школьниками: доступностью материала, постепенному усложнению материала и о его разноуровневости. Это значит, что темы для научных исследований должны соответствовать возрасту и интересам ребёнка. Если ученик задаёт вопрос: «Почему идёт снег?», ему и стоит сделать этот вопрос темой исследования. Процесс познания, описания и поиска решения проблемы не должен быть перегружен терминологией. Важнее правильное построение исследования, грамотное описание процесса и логика между частями исследования. Ребёнок должен овладеть схемой научной работы, алгоритмом деятельности.

На какие результаты направлена исследовательская деятельность?

Научные открытия не становятся здесь самоцелью. Для самого ребёнка важен собственный труд, удовлетворение от поиска ответа на вопрос. Его увлекает процесс, в ходе которого он учится новым для себя приёмам познания и обучения. Учитель же оценивает успешность и эффективность работы по следующим критериям: ребёнок приобретает качественно новые навыки работы с информацией, он учится ставить цели и планировать свою работу. Кроме того, научная деятельность влияет на расширение кругозора ребят, уровень эрудиции, развитие различных типов мышления. Немаловажно то, что дети приобретают новый опыт публичных выступлений.

Какие формы работ следует использовать?

Инструментарий учителя, выступающего в роли научного руководителя довольно разнообразен. В том числе это относится и к выбору форм работы. Главенствующую роль занимает столь важная для ребёнка этого возраста игра. Именно в процессе игры дети наиболее образно, ассоциативно и предметно запоминают большую часть информации. Это обуславливается мотивацией и подкреплением природной любознательности ребёнка. Объясняя суть каких-то явлений или процессов, учитель проводит практическое занятие. Это может быть построение элементарного опыта или эксперимента. Обязательными должны быть занятия в компьютерном классе. В арсенале педагога остаются и традиционные беседы и дискуссии.

Какие задачи ставит учитель?

Учитель ставит перед собой ряд задач, которые помогут ему составить программу и обозначить стратегию работы:

развитие у учащихся мышления, внимания, памяти. Развитие в частности таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение;

знакомство с методами исследования, отработка некоторых из них;

обучение навыкам оформления исследования;

развитие культуры речи, устного публичного выступления;

усовершенствование навыков работы с компьютером и использования в работе информационных технологий.

Как выбрать тему для научного исследования?

В этом вопросе важно учитывать мнение ребёнка. Обычно учитель имеет представление об интересах и склонностях ребёнка. Он может направить его, подсказать тему. Кому-то из ребят нравятся предметы естественного цикла, кому-то подойдёт другой вариант - социально значимые темы. Не стоит ограничивать выбор ребёнка. Довольно удачным является опыт совместных исследований. То есть учитель формирует небольшое научное сообщество, представленное классным коллективом, которое работает над одной проблемой. Для того, чтобы первое исследование получилось ярким и интересным всем ребятам, не берите сложную предметную тему. Так, можно остановить выбор на теме: «Как выглядит современный богатырь?». Это исследование преследует две цели: ознакомление с понятием «богатырь» и его представление в творчестве и искусстве, а также - составление собирательного образа современного богатыря. В процессе этой работы ребята не только вникнут в темы, которые проходят поверхностно, но и научатся основам интервьюирования и анкетирования.

Актуальность исследовательского движения

Сегодня исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению. Многие педагоги называют научную деятельность учеников младших классов первым шагом самореализации ребёнка.


ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1-й - погружение в проект;

2-й - организация деятельности;

3-й - осуществление деятельности;

4-й - презентация результатов.

Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью следующей таблицы:

Учитель

Учащиеся

1-Й ЭТАП - ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ

Формулирует: (формулирование учебного проекта производится с учетом возраста учащихся)

Осуществляют:

1) проблему проекта;

1) личностное присвоение проблемы;

2) сюжетную ситуацию;

2) вживание в ситуацию;

3) цель и задачи

3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2-Й ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организует деятельность - предлагает (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы):

Осуществляют:

4) организовать группы;

4) разбивку на группы;

5) распределить амплуа в группах;

5) распределение ролей в группе;

6) спланировать деятельность по решению задач проекта;

6) планирование работы;

7) возможные формы презентации результатов

7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3-Й ЭТАП - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

8) консультирует учащихся по необходимости;

8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;

9) ненавязчиво контролирует;

9) консультируются по необходимости;

10) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

10) «добывают» недостающие знания;

11) репетирует с учениками предстоящую презентацию

11) подготавливают презентацию результатов

4-Й ЭТАП - ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Принимает отчёт:

Демонстрируют:

12) обобщает и резюмирует полученные результаты;

12) понимание проблемы, цели и задач

13) подводит итоги обучения;

13) умение планировать и осуществлять работу;

14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

14) найденный способ решения проблемы;

15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

15) рефлексию деятельности и результата;

16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности


© 2010-2022