Конспект урока Красная книга Алтая

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ«ТРУСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КУРЬИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ







Методическая разработка

урока окружающего мира

в 3 классе по теме

«Красная книга Алтайского края»

Автор: Шипилова Лариса Викторовна,

учитель начальных классов



2013

Дидактическая задача: создать условия для:

  • сформирования представлений учащихся о Красной книге как государственном документе;

  • развития навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Алтайского края;

  • воспитания любознательности, бережного отношения к природе;

Оборудование: иллюстрации о животных и растениях ("темы" будущих исследований), раздаточный материал

Тип занятия: изучение нового материала.

Оргформа: лабораторный практикум.

Содержание занятия

І. Оргмомент

Друзья мои, я очень рада,
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Так постараемся сегодня,
И вместе проведём урок.

Ребята, посмотрите на экран. (видеоролик «Природа в опасности»)

Что вы увидели на экране?


Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.

ІІІ. Погружение в проблему

Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 200 видов животных и растений, причём более половины из них - за последние 50 лет. Все они погибли в основном по вине человека. Ребята люди, осознав, свою ошибку уже начали помогать нашей планете. Они создали специальную книгу. Как вы думаете, её назвали?

4. Объявление темы и целей урока

У: - Вы, наверно, уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке. Сформулируйте тему урока.

У: - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с Красной книгой Алтайского края, поговорим о проблемах редких и исчезающих животных и растений нашей местности, а так же о бережном отношении к окружающей природе и животному миру. Итак, тема нашего урока: «Красная книга Алтайского края. Охрана растений и животных».

- Ребята, а как вы думаете, почему именно Красная книга? Где вы встречались с красным цветом? Вспомните, что показывает красный цвет у светофора? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения)

- Да, действительно, красный цвет светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» вот и Красная книга предупреждает нас об опасности, но о какой?

Красная книга - это сигнал тревоги и символ борьбы за сохранение живой природы.

Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

Первыми попали в Красную книгу морские коровы и странствующие голуби. Проблема появилась очень давно. Это было почти 250 лет назад. Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, интересных животных, которые паслись в зарослях морской капусты. Их назвали морскими коровами (демонстрируется иллюстрация из "Красной книги"). Эти животные напоминали современных тюленей, но были очень доверчивы, людей они не боялись, близко подплывая к лодкам. А люди их безжалостно убивали, и уже к 1968 году истребили всех.

В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли их странствующими. Люди убивали их ради вкусного мяса, и охота не прекращалась до тех пор, пока на планете не осталось ни одного голубя (демонстрируется иллюстрация из "Красной книги"). Так по вине человека погибло много видов птиц, насекомых и растений.

Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так в нашей стране появилась "Красная книга нашей страны" в 1974 году. Учёные и краеведы Алтая ведут свою "Красную книгу Алтайского края". СЛАЙД

ІV. Практическая часть

1. Как устроена Красная книга?

Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов).

Чёрные страницы - на них помещены виды, которые уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие).
Красные страницы - исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).
Жёлтые страницы - редкие виды, численность которых быстро снижается (розовый фламинго, джейран, белые медведи, розовая чайка).
Белые страницы - животные, численность которых всегда была невелика.
Серые страницы - животные, которые мало изучены, места их обитания труднодоступны.
Зелёные страницы - восстановленные виды (речной бобр, лось).

Красная книга - это документ временного действия, почему так говорят?

Учащиеся.

Люди узнают что-то новое об исчезающих видах животных и растений и предлагают взять их под свою охрану, вносят в Красную книгу.

Некоторые животные или растения уже не нуждаются в охране, и они попадают на другие страницы.

Учитель. Верно. Красная книга - документ постоянно изменяющийся, по мере того как пополняются наши знания о природе, она должна пополнятся новыми сведениями и совершенствоваться.

На слайде изображен макет Красной книги (с чистыми страницами).

Конспект урока Красная книга Алтая

Рисунок 1

2. Красная книга Алтайского края.

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, это макет Красной книги Алтайского края. Почему его страницы пустые?

Учащиеся. Мы сами их должны заполнить.

Учитель. Открываем первую страницу книги.

Учитель. О чём же мы будем говорить?

Учащиеся. О растениях.

Учитель. Среди растений, занесённых в Красную книгу России, на Алтае встречается более 127 видов. Вот только некоторые из них: башмачок крупноцветный, кандык сибирский, пион Марьин корень, огонек азиатский, водяной орех (чилим), золотой корень, кубышка .

Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы эти виды растений продолжали радовать ещё многие поколения человечества?

Учащиеся.

Не рвать и не уничтожать названные растения.

Говорить о бережном отношении к ним другим людям, даже взрослым.

А радоваться ими и любоваться можно, бывая на природе.

Учитель. Вырубая леса, загрязняя водоёмы, люди губят множество животных.

Учащиеся. Для животных это их дом.

Учитель. Верно. Открываем другие страницы. На территории нашего края зафиксировано 6 видов млекопитающих и 34 вида птиц, внесенных в Красную книгу России.

Это архар, дзерен, снежный барс, перевязка, манул, красный волк.

Из птиц, находящихся под угрозой истребления, - алтайский улар, чёрный аист, горный гусь, журавль - красавка, чёрный журавль, розовый фламинго.

ФИЗМИНУТКА

Вот мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес:

Посмотрите вправо - белочка шуршит,

Посмотрите влево - заяц вдаль спешит.

3. Исследование "Страничка в Красной книге"

Предлагаю вам создать собственную страницу в Красную книгу. Первой группе я предлагаю создать страничку о растении или растениях, второй - птицах, третьей - о зверях. Как будет выглядеть ваша страница - решать вам.

(Самостоятельная работа в группах с источниками информации о различных животных и растениях, занесённых в Красную книгу. Приготовить фотографии, информационные сообщения, клей, фломастеры, листы формата А4, листы для баннеров и природоохранных знаков).

Раз вам предстоит работать вместе, хочу напомнить вам правила работы в группах (вывести на слайд):

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

  4. Поддерживайте друг друга.

В качестве защиты своей страницы предлагаю разработать призыв в защиту страницы.

Учитель. Подведём итоги нашей работы.

Защита проектов страниц.

Первая группа: ЗВЕРИ Снежный барс Снежный барс (ирбис) отличается мягким, пышным и шелковистым мехом, а также впечатляющим длинным хвостом. Зверь имеет пеструю окраску, которая отлично помогает ему маскироваться среди скал и камней. Раньше снежные барсы не представляли редкости, охота на них разрешалась и поощрялась, они считались вредными хищниками, а их шкуры высоко ценились. Такое отношение к этим животным привело к их повсеместному истреблению. Манул Это дикая кошка. Размеры ее невелики. Длина тела до 60 сантиметров, хвоста до 30 сантиметров, весит он 3-4 килограмма. Животное очень пушистое. Скорости и ловкости у манула недостаточно. Уходя от преследования, кот стремится как можно быстрее нырнуть в укрытие. Если это ему не удается, то он пускает в ход когти, лапы и зубы. Южнорусская перевязка Это очень симпатичное животное. Окраска головы у него яркая, состоящая из черных и черно- белых " лоскутков - полосочек ". Белые ушки и белая шерсть на макушке образуют верхнюю перевязочку в виде оригинального "кокошника". Шубка у зверька с причудливыми узорами, с пятнышками, полосочками разных оттенков и цветов.Зверек избегает соседство с человеком. А человек всячески старается навредить зверьку. Яды уничтожают грызунов, а вместе с ними и их естественных потребителей - перевязок. Вторая группа: ПТИЦЫ Розовый фламинго (прилагают рисунок). Эта птица стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха. Теперь охота на эту птицу запрещена. Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой 1,5 метра, вес 4 килограмма. Яйца птица откладывает в необычных и интересных гнездах. Они конической формы или в виде башенки высотой полметра и с углублением сверху, в которое самка откладывает два крупных яйца. Основа гнезда - ил, вспомогательный материал - перья, ракушки, камешки, стебельки растений. Высиживание продолжается 30-32 дня, а уже через 4 месяца птенцы вырастают до величины своих родителей. Журавль-красавка (прилагают рисунок). Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей. А на Алтае можно встретить журавля-красавку и черного журавля. Эти птицы сейчас находятся под угрозой исчезновения. Пока не поздно, их надо спасать. Журавли очень красивые птицы. У них длинные ноги, длинная шея, длинный клюв, которым они запросто достают насекомых из всех труднодоступных мест. Журавли едят также мелких грызунов, корни растений, ягоды и даже молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и больше никогда не расстаются. Журавли строят очень удобные гнезда на земле, в которые журавлиха откладывает яйца. Третья группа: РАСТЕНИЯ Кубышка желтая (прилагают рисунок). Кубышка - обычное водное растение. Встречается в прудах, озерах, и реках со спокойным течением. Цветет в мае - августе. Его красивые желтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья у этого растения крупные и плавают на поверхности воды. Цветок находится на длинной ножке, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Срывая цветок мы наносим большой вред самому растению, так как через место разрыва вода попадает внутрь. А это приводит к загниванию подводной части растения и гибели всего растения. Башмачок настоящий /Венерин башмачок/ (прилагают рисунок). Очень редкое растение, довольно крупное, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем, которое изредка встречается по сырым лесам и оврагам. Его цветок - ловушка для насекомых, заставляет их себя опылять, но многие насекомые так и остаются навсегда прилипая к цветку, а те, кто посильнее, выбираются, уставшие, и на некоторое время теряют способность двигаться. А страдает растение из-за своего красивого цветка. Прострел раскрытый (прилагают рисунок). Или Сон-трава. Это степное растение, которое встречается также по сухим опушкам в лесу. Цветет в апреле - мае.

Спасибо, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Но еще я хотела бы дать вам задание к следующему уроку:

Прошу вас узнать, есть ли Красная книга Курьинского района, какие животные и растения в нее занесены. Может вы попробуете вместе со своим учителем создать Красную книгу своего села?

V. Рефлексия.

Ребята, послушайте небольшое стихотворение:

Как только я цветок встречаю,
"Сорви!" - ко мне цветок взывает.
Лишь подхожу я к деревцу,
"Сломай!" - склоняется к лицу.
А на гнезде увижу птицу,
"Сгони!" - вспорхнуть она стремится.
Убей!" - лягушка из болота.
"Замучь!" - кузнечик из осота...
Нет, что-то стих идёт не тот...
Прочту стихи наоборот!
Как только я цветок встречаю,
"Люби!" - ко мне цветок взывает.
Лишь подхожу я к деревцу,
"Погладь!" - склоняется к лицу.
А на гнезде увижу птицу,
"Привет!" - пропеть она стремится.
"Присядь!" - лягушка из болота.
"Побудь!" - кузнечик из осота...
О, как прекрасен мир вокруг!
Иду домой, как добрый друг!

- Какая часть стихотворения первая или вторая вам ближе? Почему?

- Человек должен стать настоящим другом всего живого на Земле. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало, и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы - дело рук самого человека. И наша планета не будет болеть, она будет здоровой и счастливой!

Итог урока

  • что нового вы узнали для себя, работая на уроке;

  • какой вид работы хотели бы повторить или выполнить самостоятельно;

  • какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги;

  • что бы вы посоветовали своим сверстникам?

Просмотр видеоролика (песня Ю.Антонова «Живет повсюду красота»

Учитель. Наше занятие подошло к концу. Мне очень приятно было с вами работать. Благодарю вас за вашу активность и поддержку и желаю вам, чтобы страницы вашей жизни были заполнены только красивыми и добрыми делами и поступками. Ведь чем больше красоты и добра в нашей жизни, тем она интереснее и насыщеннее.

© 2010-2022