Рабочая программа Увлекательные шахматы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ «Акбашевская основная общеобразовательная школа»

Согласовано Утверждаю

зам. директора по УВР: Директор МБОУ

«Акбашевская ООШ»

________А. М. Кучукбаева __________Н. М. Садыева

« » 2013 года « » 2013 года


Программа внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

для 3 класса

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Садыева Илсуяр Аминовна




ПРабочая программа Увлекательные шахматыОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение кружка " Увлекательные шахматы " позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала. Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть - это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди обучающихся младшего школьного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Актуальность программы- способствует становлению личности младших школьников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление школьника, способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Обучение младших школьников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день. Игра в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс , позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Цель программы: формирование у обучающихся базовых знаний для игры каждой шахматной фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений шахматного кодекса.

Задачи: - образовательные: познакомить обучающихся с шахматными терминами, сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход, умение проводить элементарные шахматные комбинации, познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.

Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры. -развивающие: развивать внимание, воображение, мышление , умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи, способствовать активизации мыслительной деятельности школьника; формировать мотивацию к познанию и творчеству. -воспитательные: воспитывать культуру общения со сверстниками, усидчивость, целеустремленность, , волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

Новизна
Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы-школе" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; Рабочая программа Увлекательные шахматы
- применение нестандартных дидактических заданий и игр; Рабочая программа Увлекательные шахматы
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат.

Формы работы : традиционное занятие, комбинированное занятие, игра, турнир.

Место предмета в учебном плане: программа рассчитана на 1 год: 3 класс-68 часов. Периодичность проведения занятий -2 часа в неделю. Особенности организации образовательного процесса. Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур. Второй год обучения: учебный курс включает в себя семь тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества шахматной фигуры . Планируемые результаты В процессе изучения программы обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными. Содержание программы раскрывает возможность для формирования УУД. По окончанию изучения данной программы возможно достижение следующих результатов: личностных

-способность к организации собственной деятельности,

-уважительное отношение к иному мнению,

-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

-умение сотрудничать со сверстниками,

-мотивация к работе на результат.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
ПРабочая программа Увлекательные шахматыознавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении шахматных задач, строить речевое высказывание с использованием соответствующих шахматных терминов ; способность к рефлексии деятельности; умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательств.) КРабочая программа Увлекательные шахматыоммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентации: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении . Основные результаты реализации программы оцениваются через: • анкетирование родителей и обучающихся; • мониторинг результатов обучения и личностного развития; • тесты на определение уровня сформированности УУД. Итоги реализации программы будут представлены: промежуточная аттестация( конкурс), итоговая аттестация (шахматный турнир).

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение. Шахматная доска.

2 ч.

3 ч.

5 ч.

2.

Шахматные фигуры.

2 ч.

3 ч

5 ч.

3.

Начальная расстановка фигур.

2 ч.

2 ч.

4 ч.

4.

Ходы и взятие фигур.

4 ч.

20 ч.

24 ч.

5.

Цель шахматной партии.

2 ч.

8 ч.

10 ч.

6.

Игра всеми фигурами из начального положения.

4 ч.

6 ч.

10 ч.


всего

16 ч.

42 ч.

68 ч.

1 год

Учебный план.

Содержание программы (68 ч.) Введение.Шахматная доска (5 ч.) Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Игра «Вертикаль.Горизонталь». Теория-2 ч. Практика-3 ч. Всего-5 ч. 2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (5 ч.) Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Игра «Секретная фигура», «Что общего?», «Угадайка». Теория-2 ч. Практика-3 ч. Всего-5 ч. 3.Начальная расстановка фигур (4 ч.) Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Игра «Мешочек», «Да-нет». Теория-2 ч. Практика-2 ч.

Всего-4 ч. 4. Ходы и взятие фигур (24 ч.) ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактическая игра»Лабиринт». СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Игра «Перехитри часовых». ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности". ФЕРЗЬ, Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности. ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности". КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности". КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности". ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин". Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности". ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности". КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности". Теория-4 ч. Практика-20 ч. Всего-24 ч. 5. Цель шахматной партии (10 ч.) ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха". Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах". MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход". Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход". НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат". РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка". Теория-2 ч. Практика-8 ч. Всего-10 ч. 6.Игра со всеми фигурами из начального положения (10 ч.) ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода", Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Рабочая программа Увлекательные шахматыДемонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Теория-4 ч.

Практика-6 ч.

Всего-10 ч

Учебно-тематический план.


Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение. Шахматная доска.

2 ч.

3 ч.

5 ч.

1.1.

Введение. Шахматная доска.

1 ч.


1ч.

1.2.

Введение. Шахматная доска.

1 ч.


1ч.

1.3.

Шахматная доска.


1ч.

1ч.

1.4.

Шахматная доска.


1ч.

1ч.

1.5.

Шахматная доска.


1ч.

1ч.

2.

Шахматные фигуры.

2 ч.

3 ч.

5 ч.

2.1.

Шахматные фигуры.

1 ч.


1ч.

2.2.

Шахматные фигуры.

1 ч.


1ч.

2.3.

Шахматные фигуры.


1ч.

1ч.

2.4.

Шахматные фигуры.


1ч.

1ч.

2.5.

Шахматные фигуры.


1ч.

1ч.

3.

Начальная расстановка фигур.

2 ч.

2 ч.

4ч.

3.1.

Начальное положение фигур.

1ч.


1ч.

3.2.

Начальное положение фигур.

1ч.


1ч.

3.3.

Начальное положение фигур.


1ч.

1ч.

3.4.

Начальное положение фигур.


1ч.

1ч.

4.

Ходы и взятие фигур.

4 ч.

20 ч.

24 ч.

4.1.- 4.2.

Ладья.

1ч.

1 ч.

2ч.

4.3.- 4.5.

Слон.

1ч.

2 ч.

3ч.

4.6.

Ладья против слона.


1 ч.

1ч.

4.7- 4.9.

Ферзь.

1ч.

2 ч.

3ч.

4.10.- 4.11.

Ферзь против ладьи и слона.


2 ч.

2ч.

4.12 - 4.14.

Конь.

1ч.

2 ч.

3ч.

4.15.- 4.16.

Конь против ферзя, ладьи, слона.


2 ч.

2ч.

4.17.- 4.18.

Пешка.

2 ч.

2ч.

4.19.- 4.20.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.


2 ч.

2ч.

4.21.- 4.22.

Король.


2 ч.

2ч.

4.23.- 4.24.

Король против других фигур.


2 ч.

2ч.

5.

Цель шахматной партии.

2 ч.

8 ч.

10 ч.

5.1.-5.3.

Шах.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

5.4.-5.6.

Мат.

1ч.

2 ч.

3 ч.

5.7.- 5.8.

Ничья, пат.


2 ч.

2 ч.

5.9.-5.10.

Рокировка.


2 ч.

2 ч.

6.

Игра всеми фигурами из начального положения.

4ч.

6 ч.

10ч.

6.1.-6.10.

Шахматная партия.

4 ч.

6 ч.

10 ч.


Итого

16 ч.

42 ч.

68 ч.

КРабочая программа Увлекательные шахматы концу года

Ученик научится:

- использовать в игре шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

-употреблять в речи названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- применять правила хода и взятия каждой фигуры.

Ученик получит возможность научиться:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.


Использованная литература:


1. Башкортостан. Краткая энцеклопедия. -Уфа;Научное изд-во «Башкирская энцеклопедия»,1994. 2. Р.Ш.Валиуллин «География Бардымского района», Барда, 2002. 3 . Р.Ш.Валиуллин «Очерки по истории родного края» Барда, 1998. 4. А.З.Асфандияров, К.М. Асфандиярова. История башкирских сел Пермской и Свердловской областей. Уфа. «Китап», 1999. 5 Н.М. Кулбахтин. Из истории гайнинских башкир Уфа. «Китап», 1999. 6. Атлас Пермской области. География. История. Москва, Издательство ДИК, 1999.

7 . Методика историко - краеведческой работы в школе, под редакцией Н.С.Борисова, Москва «Просвещение», 1982.

  1. Д.Б.Рамазанова. К истории формирования говора Пермских татар. Казань,1996.

  2. 1000 вопросов и ответов по истории. Москва АСТ,1997.

10 . Рахимов З.Г. Батырша. Казань, 1994.

11. Амир Фатыхов. Страна Гайна- из истории древней Гайнской волости- Пермских татар.Пермь,2008

12 О. А . Казанцева. Каталог археологических памятников Бардымского района Пермской области. Ижевск,2004.

13. Книга памяти 1941-1945 Бардымский район.1993.

14. Материалы местной газеты « Рассвет»

15. Бардымский район: прошлое и настоящее. Санкт-Петербург,2009

16. Тулвинские татары и башкиры. Этнографические очерки и тексты. Пермское книжное издательство.2004.

17. Рахиза Мухамедьярова- Тюмисова. Лимстая памяти страницы.Барда, 2002

18.ЧагинГ.Н. Народы и культурыУралав XIX-XX вв.Екатеринбург,Сократ,2002.

19.История Башкортостана. XX век. Хрестоматия.2005.

20. Гайнинский край. Фотографии С.И.Руденко1904-1912 гг.


Раздел программы.

Формы занятий.

Приёмы и методы организации образовательного процесса.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий.

Формы подведения итогов.

1

Введение. Шахматная доска.

Традиционное занятие.

Словесный , наглядный метод .

Раздаточный материал. Шахматная доска.

Опрос.

2

Шахматные фигуры.

Традиционное занятие.

Словесный , наглядный, практический метод .

Раздаточный материал. Шахматная доска.

Опрос.

3

Начальная расстановка фигур.

Традиционное занятие.

Словесный , наглядный, практический метод .

Раздаточный материал. Шахматная доска.

Опрос.

4

Ходы и взятие фигур.

Игра.

Словесный , наглядный, практический метод .

Раздаточный материал. Шахматная доска.

Промежуточная аттестация (конкурс).

5

Цель шахматной партии.

Игра.

Словесный , наглядный, практический метод .

Раздаточный материал. Шахматная доска.

Турнир.

6

Игра всеми фигурами из начального положения.

Игра.

Словесный , наглядный, практический метод .

Раздаточный материал. Шахматная доска.

Итоговая аттестация (шахматный турнир).






Эндшпиль

Э́ндшпиль (от нем. Endspiel - «конец игры») - заключительная часть шахматной партии. Провести границу, отделяющую середину игры от эндшпиля, возможно не всегда. Обычно игра переходит в эндшпиль, когда разменяно большинство фигур и нет характерных для середины игры угроз королям. Отсутствие на доске ферзей не является обязательным признаком эндшпиля (см., например Ферзевые окончания). Окончания со стратегическим планом - организовать атаку на короля и завершить её матом, за редким исключением элементарны (см. Технические окончания). Чаще всего в эндшпиле возникает иная стратегическая цель - провести пешку в ферзи, чтобы получить необходимый для выигрыша материальный перевес.

Для эндшпиля характерны следующие основные особенности. Король в эндшпиле - фигура активная. Не опасаясь, как правило, угрозы мата, он может покинуть укрытие и принять участие в борьбе наравне с другими фигурами; он способен атаковать фигуры и пешки соперника и первым вторгаться в неприятельский лагерь. При малом числе фигур на доске в эндшпиле возрастает ценность каждой из них. В середине игры создание решающего перевеса сил на каком-либо участке доски часто является достаточным для выигрыша; правильно разыграть эндшпиль - значит обеспечить максимальную активность и чёткое взаимодействие фигур. Стратегическая цель эндшпиля - проведение одной из пешек в ферзи - определяет возрастающую роль пешек. Если в середине игры перевес одного из партнёров в 1 пешку обычно решающей роли не играет, то в эндшпиле он во многих случаях достаточен для выигрыша. В середине игры план часто определяется не только особенностями позиции, но и стилем игры соперников, психологическим расчётом и т. п. В окончании приходится избирать путь, характерный для того или иного типа эндшпиля, поскольку только он ведёт к достижению цели. В эндшпиле стратегия (выбор правильного плана) во многом определяется такими особенностями позиции, как материальное преимущество, наличие проходных пешек или возможность их образования, дефекты в пешечной структуре, степень активности фигур, включая короля и др. Поскольку степень активности фигур в значительной мере зависит от пешечного расположения, возрастает роль согласованности расположения фигур и пешек: пешки не должны мешать действию фигур. Активизируя свои фигуры, нужно одновременно теснить фигуры соперника, ограничивать их подвижность. В эндшпиле особое значение приобретает наличие пешечной слабости: фигуры, вынужденные их защищать, становятся пассивными и теряют в силе. Итогом правильной стратегии в эндшпиле нередко оказывается достижение позиций цугцванга. Поскольку в эндшпиле фигур и пешек меньше, чем в середине игры, он легче поддаётся классификации и изучению. Развитие шахмат сопровождалось анализом множества позиций эндшпиля: в них найдены лучшие планы игры сторон, точно установлен конечный результат. Таким образом, в эндшпиле возрастает роль знаний, то есть теории. По существу многие теоретические позиции эндшпиля представляют собой логические задачи, часто имеющие единственное решение. Для лучшей ориентации в многочисленных позициях эндшпиля разработана их классификация в зависимости от количества и качества имеющихся сил. См. Пешечные окончания, Коневые окончания, Смешанные окончания, Слон против коня, Ладья против лёгкой фигуры,Ферзь против ладьи, Ферзь против лёгкой фигуры, Тяжелофигурные окончания, Ладейные окончания, Оппозиция. Теория эндшпиля насчитывает более чем тысячелетнюю историю (первые позиции эндшпиля достались шахматам в наследство от шатранджа, например позиция, проанализированная Зайрабом Катаем), изучено и опубликовано множество позиций из практических партий и анализов, положивших начало теории эндшпиля. В этих позициях установлены наиболее эффективные методы атаки и защиты, определены конечные результаты при правильной игре с обеих сторон. Число исследованных окончаний, получивших название «теоретические», постоянно возрастает. На их основе выявляются общие приёмы игры в различных типах эндшпиля, характерные методы атаки, защиты, элементарные правила, помогающие быстро оценить тот или иной эндшпиль. Для определенных типов окончаний выделяют также типичные позиции, знание которых помогает шахматистам-практикам изучать эндшпиль. Среди многочисленных исследователей теории эндшпиля выделяются Д. Понциани, Эрколе дель Рио, А. Сальвио, Й. Клинг,Б. Горвиц, Б. Гурецкий-Корниц, Л. Чентурини, 3. Тарраш, М. Карштедт, Ф. Дюран, К. Сальвиоли, Т. Лаза, Ф. Амелунг. Особая заслуга принадлежит Ф. А. Филидору, исследование которого «Анализ шахматной игры» (2 издание, 1777) во многом определил дальнейшее развитие теории эндшпиля. Классический труд И. Бергера (1890) «Теория и практика эндшпиля» - один из первых крупных трудов, целиком посвященных окончаниям, не утратил значения и для современной шахматной теории. В дальнейшем ценные монографии, посвященные эндшпилю, опубликовали А. Шерон, Р. Файн, М. Эйве, М. Черняк,С. Гавликовский, Э. Паоли, Г. Штальберг, Э. Меднис. Продолжение разработки теории эндшпиля осуществляется в начатом редакцией «Информатора» издание «Энциклопедия эндшпиля»: 1-й том (1982) целиком посвящен пешечным окончаниям, 2-й (1985) - ладейным, 3-й (1987). Ценный вклад в исследования эндшпиля внесли русские и особенно советские шахматисты: А. Петров, К. Яниш, С. Урусов,М. Чигорин, Н. Григорьев, В. Раузер, В. Чеховер, Г. Каспарян, И. Майзелис, Н. Копаев, И. Рабинович, М. Ботвинник,Г. Левенфиш, В. Смыслов, П. Керес, Ю. Авербах, В. Созин, Г. Лисицын, Р. Холмов, М. Дворецкий, В. Хенкин. В середине 1950-х годов вышел коллективный труд в 3 томах «Шахматные окончания», который по охвату материала (около 3 тысяч примеров) и широте анализа превосходил все предыдущие работы по эндшпилю. 2-е исправленное и дополненное издание в 5 томах закончено в 1984. Теорию эндшпиля значительно обогатили советские и зарубежные шахматные композиторы, которые представили в своих произведениях различные эндшпильные идеи в художественной форме (этюды А. Троицкого, Л. Куббеля, братьев В. и М. Платовых, А. Ринка, братьев К. и Я. Бетиньшей, Г. Матисона, Р. Рети, В. Кошека, В. Гальберштадта, Й. Моравеца, Ф. Прокопа, Ц. Дедрле, Л. Прокеша, О. Дураса, Р. Фонтаны, А. Шерона, М. Либуркина, А. Гурвича, В. Чеховера, Н. Копаева, Г. Каспаряна, Г. Заходякина, В. Брона, М. Зинара, Г. Надареишвили, Д. Гургенидзе). Среди выдающихся шахматистов прошлого мастерством разыгрывания окончаний, в первую очередь, отличались Эм. Ласкер, А. Алехин, А. Рубинштейн,Г. Мароци и особенно X. Р. Капабланка; среди современных - М. Ботвинник, В. Смыслов, Р. Фишер, А. Карпов.












Стратегия дебюта

Основные принципы дебюта:

  • быстрое развитие фигур

  • контроль центра

  • обеспечение безопасности короля

  • противодействие планам соперника

  • связь плана игры с миттельшпилем и эндшпилем

Классификация дебютов

  • Открытые дебюты

  • Полуоткрытые дебюты

  • Полузакрытые дебюты

  • Закрытые дебюты

  • Фланговые дебюты

Часто не различают полузакрытых и закрытых дебютов - объединяя все в закрытые дебюты. Сюда же могут относить и фланговые дебюты.

По корректности дебюты различают на:

  • Правильные

  • Неправильные начала

Дебютная теория и подготовка шахматистов


Наиболее активное развитие теории дебюта, создание принципиально новых начал и основных их вариантов пришлось на период до XX века. Уже ко второй половине XX века исследование дебютов в основном свелось к анализу отдельных вариантов, возникающих в тех или иных уже известных началах, а в последние годы, по словам Марка Тайманова, «… шахматная теория развивается полушажками где-то между 20 и 25 ходами. Никакой новой стратегии, никаких новых идей, никаких новых систем…». Благодаря нескольким векам развития дебютной теории и, в значительной степени, появлению мощных компьютеров и качественных шахматных программ, дебют стал, пожалуй, наименее творческой частью шахматной партии. Все основные варианты тщательно проанализированы, иногда вплоть до 15-20 хода, а в отдельных случаях и далее.

Такая проработанность предъявляет очень серьёзные требования к дебютной подготовке шахматистов - даже минимально квалифицированные любители не могут обойтись без изучения хотя бы основных вариантов в наиболее часто играемых дебютах. А для профессионального шахматиста сегодня немыслимо сколько-нибудь успешно играть, не зная всех применяемых в практике дебютов на уровне набора базовых вариантов и не проработав часть из них достаточно глубоко. Подобное положение не всем нравится, многие шахматисты критикуют «чудовищную закомпьютеризованность начальной стадии партии»; неудовольствие вызывает как то, что в дебютной стадии практически не осталось места шахматному искусству, так и тот факт, что владение теорией в известной степени нивелирует шахматистов: даже не лучшие игроки, начиная партию «на своей территории», в пределах хорошо известных им дебютных систем, могут в начале партии на равных играть с гораздо более сильными противниками. Одним из способов преодоления проблемы исследованности дебюта, возможно, станет распространение случайных шахмат Фишера, в которых «механическая» дебютная подготовка (заучивание вариантов) из-за случайности начальной позиции теряет смысл.






Король (шахматы)

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы


Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Возможные ходы короля


Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы


Рабочая программа Увлекательные шахматы

Рабочая программа Увлекательные шахматы


Возможные ходы короля

Король (Юникод: ♔♚) - главная шахматная фигура, хотя и не сильнейшая. Цель шахматной партии - объявить мат королю соперника.

Содержание

  • 1 Ходы короля

  • 2 Рокировка

  • 3 Шах

  • 4 Мат

  • 5 Пат

  • 6 Король в шахматной партии

Ходы короля

Король может перемещаться на любое соседнее поле по горизонтали, вертикали или по диагонали. Находясь в угловом поле, король атакует 3 поля, на поле у края доски - 5 полей, на остальных полях - 8 полей. При этом король не может ходить на поле, занятое своей фигурой, а также на поле, атакованное чужой фигурой (под шах).

Рокировка

Рокировка представляет собой одновременный ход короля и ладьи с перемещением короля на два поля в сторону одной из ладей с одновременным перемещением ладьи на поле, пройденное королём. Рокировка на королевский фланг называется короткой рокировкой (обозначается 0-0), рокировка на ферзевый фланг - длинной рокировкой (обозначается 0-0-0).

Рокировка допустима при соблюдении следующих условий:
- король и данная ладья ещё не сделали ни одного хода;
- между королём и данной ладьёй нет фигур;
- король не находится под шахом, не проходит через атакованное поле и не попадает на атакованное поле (под шах).

Шах]

Шах - ситуация, когда после хода противника король атакован фигурой противника. Вскрытый шах - ситуация, когда после хода одной фигурой противника король оказался атакован другой фигурой. Двойной шах - ситуация, когда король атакован сразу двумя фигурами противника.

В случае, если королю объявлен шах, необходимо следующим ходом вывести его из-под шаха. Защититься от шаха можно одним из трёх способов - сделать ход королём на поле, не атакованное фигурами соперника, загородить короля своей фигурой, побить шахующую фигуру. Защититься от двойного шаха можно только сделав ход королём. При шахе конем нельзя загородить короля своей фигурой.

Мат[

Мат - ситуация, когда после хода противника король атакован фигурой противника, и при этом игрок не может своим ходом защититься от шаха.

При объявлении мата партия заканчивается поражением игрока, который не может защитить своего короля, независимо от того, какой материал остаётся на доске и сколько времени на часах у стороны, объявившей мат. В спортивной практике до мата обычно доходит редко, и игрок, понимая, что мат при правильной игре противника неизбежен, обычно сдаёт партию. По единым правилам передвижения фигуры король не может сближаться с другим королем. Король не может объявить другому королю мат.

Пат

Пат - ситуация, когда после хода противника игрок не имеет возможности сделать допустимый ход, поскольку при любом ходе короля он оказывается под шахом, а другие фигуры отсутствуют или заблокированы, и при этом король не атакован. Пат означает завершение игры вничью.

Король в шахматной партии

В начале партии король белых занимает поле е1, чёрных - е8. В дебюте королями обычно не ходят, исключение - рокировка, которая осуществляется для лучшей защиты самого короля и развития других фигур. В миттельшпиле король нередко бывает объектом атак, которые могут заканчиваться победой одной из сторон. В эндшпиле короли обычно принимают активное участие в игре, помогая продвижению своих пешек в ферзи или препятствуя продвижению чужих пешек.

Из-за особой роли короля в игре его редко сравнивают по силе с другими фигурами.

Шахматные фигуры

Рабочая программа Увлекательные шахматы
Король

Рабочая программа Увлекательные шахматы
Ферзь

Рабочая программа Увлекательные шахматы
Ладья


Слон

Рабочая программа Увлекательные шахматы
Конь

Рабочая программа Увлекательные шахматы
Пешка




Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научитьсяиграть в шахматы.

Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.

Рабочая программа Увлекательные шахматы


По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
Перед началом партии "черные" и "белые" имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично, как показано на рисунке.

В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:

РРабочая программа Увлекательные шахматыассмотрим ходы каждой фигуры.
----







Рабочая программа Увлекательные шахматыКороль. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).
Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка - это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом.

РРабочая программа Увлекательные шахматыокировку нельзя делать:
- если король уже делал ход
- если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход
- если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d )
- если после рокировки король окажется под шахом
- если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой)
- если король при рокировке должен пройти через "битое поле" (т.е. поле, которое находится под ударом фигуры противника)
В записи шахматной партии короткая рокировка обозначается "0-0", длинная "0-0-0".
-----
Шах - ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно:
- защититься от шаха
- забрать шахующую фигуру другой своей фигурой
- уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой
-----
Мат - такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно.
----
Пат - такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нету больше фигур кроме короля, либо нету возможности пойти той или иной фигурой.

ФРабочая программа Увлекательные шахматыерзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям).

Рабочая программа Увлекательные шахматы


Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.

Рабочая программа Увлекательные шахматы


Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные

(те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).

Рабочая программа Увлекательные шахматы

Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой "Г". То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой "Г". Отличительной особенностью коня является то, что он может "перепрыгивать" через другие фигуры.

ПРабочая программа Увлекательные шахматыешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.


Также здесь следует разъяснить такое понятие как "битое поле". Битое поле - это такая позиция когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а черная находится в начальной позиции. Черная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить черную, став на поле d6.

ЕРабочая программа Увлекательные шахматы

ще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали - у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки - она может превратиться в любую фигуру.
Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему - ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.
Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже устаканились, и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Уже введены стоклеточные шашки и шахматы. В стоклеточных шахматах добавляется еще одна фигура, под названием "ракета".
Если вам будет что-то непонятно из правил по шахматам (имеется ввиду правил "обычных" шахмат), то можете задавать свои вопросы в комментариях к этой новости.

© 2010-2022