Работа с орфографическим словариком П. А Грушникова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с орфографическим словариком

П.А Грушникова


Одна из главных задач обучения языку, условие успешного, речевого развития - обогащение словаря учащихся.

Вся жизнь человека состоит из процессов получения информации, и её применения.

Человек не может хранить в памяти всё: события прошлого, даты, цифры, названия. А когда нам нужен ответ на вопрос или какая-то справка, то на помощь приходят справочники. Это книги и скупые и щедрые одновременно: в них нет ничего лишнего, и есть много нужного.

Словарь - сборник слов, в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. Словари наши помощники, они помогают нам учиться. Словари помогают правильно писать слова, объясняют их значение, дают сведения о самых разных предметах, рассказывают обо всём на свете.

На уроках русского языка реализуется сложная система обогащения и активизации новых слов - это словарная работа и рассматривается она как составная часть системы развития речи учащихся. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, т.к. в них собраны человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке. «Цель издания словарей для учащихся - снабдить их справочной литературой по языку, тем самым повысить уровень их самостоятельной работы, обеспечить доброкачественным языковым материалом». Использование словарей на уроках русского языка является одним из требований стандартов начального общего образования по русскому языку, предъявляемые к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу.

Школьные программы и учебники по русскому языку ориентируют учителя на использование словарей в учебном процессе. Главный критерий отбора словарей на урок - словарь должен соответствовать возрасту - т.е. это учебные словари, изданные специально для начальной школы.

В последние годы значительно выросло количество словарей, издаваемых для начальной школы, я отобрала для работы три из них: П.А. Грушников «Орфографический словарь», Е. Леонович «Толковый словарь», В.Волина «Этимологический словарь».

Опишу работу с «Орфографическим словарем» А.П. Грушникова.

Работу со словарями я проводила в соответствии с общедидактическими принципами, предъявляемыми к урокам русского языка, осуществляла комплексный подход к работе над словом.

Работу по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой я начинаю с обучения пользованием «Орфографическим словарем» П.А.Грушникова. Словарик составлен специально для учащихся начальных классов. Пользоваться орфографическим словариком на уроках можно в двух направлениях, указанных самим П.А. Грушниковым: как справочник по орфографии, как дидактическое пособие при изучении орфографии. «Задача данного словаря приучить школьников пользоваться справочником, развитие их самостоятельности, самоконтроля». Развитие самостоятельности процесс сложный, противоречивый.

Работа со словарем может быть предложена как задание к упражнению учебника, а может быть и как самостоятельное задание, но обязательно должно иметь выход в речевую практику.

Основные этапы работы со словарём.

Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослого (этап подражания).

Ребенок в состоянии выполнить самостоятельно часть работы (этап частичной самостоятельности).

Младший школьник выполняет определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях.

В первом классе определились следующие цели работы:

1. Заложить основы учебно-познавательной мотивации.

2. Пробудить интерес к особой книге-словарю.

Задачи:

Учащиеся должны знать сущность алфавитного принципа расположения слов с учетом первой буквы.

Учащиеся должны уметь находить слова в начальной форме по первой букве.

Работа в первом классе ведется по готовому образцу с помощью учителя на этапе подражания и на этапе частичной самостоятельности, с указанием страниц словаря. Когда же в первом классе начинать работу с орфографическим словарем? Ученые, учителя-практики, Л.Н. Калинина, говорят о том, что не нужно скрывать язык как явление, что формирование навыка работы со словарем должно начинаться с первых шагов ученика в школе, с уроков обучения грамоте, было бы неправильным отодвигать решение этой сложной задачи на более поздний период обучения.

Учитывая тот факт, что у младших школьников преобладает интерес к формам, приемам познавательной деятельности, при работе со словарем, при подготовке к работе с ним использую различные занимательные приемы, учебные игры, элементы соревнования. Это помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.

Упражнений по русскому языку, связанных с использованием «Орфографического словарика» очень и очень много, причём самых разнообразных. Приведу несколько видов.

№1

Обучение животных-…

Специальность-…

Больничный лист-…

Асфальтированная дорога-…

Скорый поезд-…

Слова для справок: шоссе, дрессировка, бюллетень, экспресс, профессия.

Задание 1. Замените близкими по смыслу словами, но с удвоенной согласной (устно).

Задание 2. Запишите слова в строчку и подчеркните удвоенную согласную.

Задание 3. Найдите в «Орфографическом словарике» выделенные слова. Правильно расставьте ударения.

№2

Саша прим…рил костюм. Юра прим...рил товарищей.

Петя весело зап... вал песню. Вова зап…вал водой лекарство.

Задание 1. Спишите предложения, вставьте в глаголах безударную гласную.

Задание 2. Проверьте правильность написания слов по словарику.

№3

Хорош…е зайч…та были у Серёж…. Серёжа давал им морковь и щавель. Подросли зайч…та. Серёжа выпустил их на волю.

Задание 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Задание 2. Слова морковь и щавель проверьте по словарику и правильно поставьте знак ударения (с.32, 73).

№4

Выпиши из слов начинающихся на букву и (с. 22,23) столбиком имена существительные с ь знаком на конце (слева существительные мужского рода, справа - женского рода)

(Получилось:

Мужской род

Женский род

избиратель

изгородь

изобретатель

изморозь

инвентарь

изморось

истребитель

)

№5

Спишите следующие имена существительные, вставляя пропущенные буквы. Пользуясь «Словариком», в скобках укажите род существительного.

П…льто, к…као, к…шне, м..ню, м…тро, п…ро, рад…о.

№6

Имена существительные, начинающиеся с буквы г (с. 13), распределите по склонениям.

(Получилось:

1-е склонение: газета, галантерея, гардина.

2-е склонение: газон, гамак, гараж, гармонист, гарнизон

3-е склонение: гавань, гармонь).

№7

Глаголы данные на с. 37, запиши в прошедшем времени.

№8

Глаголы данные на с. 43, запиши во 2-м лице единственного числа.

Приведённые приёмы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников. Главное в работе, на мой взгляд - продуманная система обучения и воспитания, направленная на всестороннее развитие у детей творческих способностей.

Работая с «Орфографическим словарем», отыскивая в словаре нужное слово, школьник невольно обращает внимание на начертания других слов, зрительно запоминает их. Поэтому обращение к орфографическому словарю способствует воспитанию внимательного отношения к графическому образу слова, создается ценный навык быстро схватывать и запоминать правильное написание слов.

К концу четвертого года обучения у детей начальной школы появляется не только желание, но и умение пользоваться справочной литературой. И самое главное, если работа со словарями будет проводиться не эпизодически, а в системе уже на ранних ступенях развития, то «учащийся почувствует естественную потребность в словаре, и рука его без всякого принуждения со стороны будет постоянно тянуться к словарю»

Система заданий, упражнения, безусловно, не исчерпывают всего разнообразия подходов к работе с «Орфографическим словарем», показаны лишь некоторые примеры, иллюстрирующие широкие возможности уроков русского языка. Работа со словарем - один из путей воспитания детей средствами языка.

Советы составителя «Орфографического словарика» П.А.Грушникова:

«Словарик должен быть всегда с тобой, и им нужно пользоваться при выполнении письменных работ. Словарик поможет тебе быстрее научиться грамотному чтению».

Список использованной литературы.

1. Грушников П.А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся начальных классов. - 19-е изд. - М.: Просвещение, 1985 - 80 с.

2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.

3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.

4. Библиотечно-библиографические знания - школьникам: Практ. пособие/Гос.респ.дет.б-к РСФСР.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Кн. палата, 1989. -216с.

5. Бирюкова Л.П. Программа «Библиотечно- библиографические и информационные знания младшим школьникам». 1-4 классы//Школьная библиотека. - 2003. - №1. -с.55-57

6. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 128 с.

© 2010-2022