- Преподавателю
- Начальные классы
- Занятие по факультативу Занимательные задачи со сказочными сюжетами
Занятие по факультативу Занимательные задачи со сказочными сюжетами
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Даулетова .Г. |
Дата | 03.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет: курс по выбору по математике
Класс: 3
Тема: Занимательные задачи со сказочными сюжетами.
Цели: познакомить учащихся с занимательным видом задач со сказочными героями, формировать эвристические навыки, расширять познавательную деятельность; закрепить приёмам устного счёта, таблицу умножения и деления; развивать внимание, мышление, логику; прививать любовь к сказкам, интерес к математике.
Оборудование: интерактивная доска, задания на карточках «Заполни волшебный квадрат», «Волшебные бусы», домики, сказочные герои, задания на листочках, письмо.
Форма проведения: урок - путешествие.
Ход урока
-
Психологический настрой.
Здравствуйте, уважаемые гости нашего урока, ребята! (1 слайд)
Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
Доброе утро, ребята!
Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!
Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем тем, кто пришёл к нам сегодня в гости!
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
Учитель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего нашего урока!!!
-
Разминка.
Поиграем посчитаем
(отработка навыков счета по теме «Табличные случаи умножения и деления») (слайд 2-10)
-
Знакомство с темой урока. (слайд 11)
Сегодня мы совершим путешествие , а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо….сказка!
- Вы любите сказки?
(Ответы детей).
- А математику?
(Ответы детей)
- Я и не сомневалась, что ваши ответы будут именно такими.
Математика и сказки...
Ну и чудеса!
Только вы не удивляйтесь,
Она везде нужна - Математика.
Ведь сказочным героям
Приходится считать,
Приумножать богатства,
Кого-то разорять…
Сегодня с вами будем
Мы очень даже дружно
Со сказочным сюжетом
Задачи все решать.
Итак, мы отправляемся в страну сказок, в которой мы встретимся с разными героями. Они хотят посмотреть, чему вы научились - умеете ли вы решать примеры, уравнения, задачи.
-
Отгадай сказочного героя. (слайд 12)
- Отгадай номер дома и узнай, кто в нём живёт. 3*8:6=4
У него четыре лапки,
Лапки - цап-царапки.
Пара чутких ушей.
Он - гроза мышей (кот)
Ребята а из какой сказки наш кот может быть?
(Сказка А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
- А кто мне может прочесть отрывок из этой сказки?
- У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит
- Молодцы, ребята! Раз кот ученый, то выскажите свои предположения: какие задачи он приготовил для вас?
(Ответы детей).
- Вы абсолютно правы, а еще для гимнастики вашего ума, чтобы вы думали, смекали, рассуждали.
-
Решение задач со сказочными сюжетами (слайд 13-19).
-
Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число? (100 +99=199)
-
Какое число получится, если перемножить количество горбов у двугорбого верблюда, крыльев у воробья, глаз у зайца, лап у медведя, копыт у лошади и рогов у осла? (2 • 2 • 2 • 4 • 4 • 0 = 0 Ответ :о у осла нет рогов.)
-
Сколько лет просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число (99).
Пришёл Иван-царевич в подземелье к Кащею Бессмертному Василису Прекрасную
освобождать. В подземелье три темницы. В одной из них томится Василиса, в другой Змей Горыныч, а третья темница - пустая. На дверях есть надписи, но все они ложные. На первой написано «Здесь Василиса Прекрасная»; на второй темнице: «Темница №3 не пустая»; на третьей темнице написано: «Здесь Змей Горыныч». В какой темнице Василиса?
-
Кот в сапогах поймал 4 щук и ещё половину улова. Сколько щук поймал Кот в сапогах? (8 штук)
-
Мальвина велела Буратино умножить число на 4 и к результату прибавить 15, а Буратино умножил число на 15 и потом прибавил 4, однако ответ получился верным. Какое это было число?
-
Физминутка под музыку (слайд 20)
Спал цветок и вдруг проснулся-(туловище вправо - влево)
Больше спать не захотел.
(туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется(покружиться)
-
Проверка умения учащихся складывать и вычитать в пределах 100.
Задания Почтальона Печкина. (слайд 21)
(на доске висит дом)
Ребята, этот дом не простой, а сказочный. В нем живут любимые герои: Карлосон, Чебурашка и т.д. а вот и Почтальон Печкин. Он прислал нам письмо- «Здравствуйте, ребята! Это я, Почтальон Печкин. Хочу предупредить вас, что злой Карабас-Барабас торопится в квартиру № 25 сказочного домика».
Ребята, помогите мне быстрей найти эту квартиру и предупредить хозяина. Для этого надо вспомнить порядок действий, содержащих скобки, решить примеры и найти выражение со значением 25.
Карлосон : (80 - 16) + 6 =
Незнайка : 75 - (25+ 25)=
Буратино : 48 + (72 - 50) =
Молодцы! Мы с вами помогли Незнайки.
-
Задания от сказочных героев. А теперь я предлагаю вам следующее задание
-
Это забавный медвежонок. Из какой сказки? (Винни-Пух и Пятачок из сказки А.Милна) (слайд 22)
-
«Волшебные бусы»
-
«Заполни волшебный квадрат»
-
1
3
7
2
4
-
Молодцы ребята!
-
Узнай какой сказочный герой спрятался за горкой? (карлсон) (слайд 23)
-
Угадай имя героя из сказки (буратино). (слайд 24)
-
Задание от Незнайки: «Заполни пропуски» (слайд 25)
-
Задание от Крокодила Гены: Какая фигура лишняя? (слайд26)
-
Решение задач.
Отгадайте, кого мы сейчас встретим: (слайд 27)
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое
Ребята, скажите, как звали ее? (Красная шапочка).
Ребята, скажите мне пожалуйста, как вы относитесь к своим бабушкам, дедушкам? (вы им помогаете? В чем? Как?) А чужим бабушкам , дедушкам помогаете? Запомните, ребята, никто не может заставить нас уважительно относиться к людям пожилого возраста, мы должны сами всегда помнить об этом , быть добрыми, заботливыми, внимательными.
Вы можете назвать Красную шапочку заботливой, внимательной по отношению к бабушке?
Желаю вам удач
При решении задач.
Задача у нас тоже связана со сказкой.
Волшебный сундучок - задачи из сказок (слайд 28)
1. «Старик и волк».
«У старика со старухой были паренек да девушка, петушок да курочка, пятеро овец, шестой - жеребец». Сколько всего живых существ было у старика со старухой?
О т в е т: 10.
2. «По щучьему веленью».
«Глянь - плывут по воде 12 уток и селезень - одно перо золотое, другое серебряное…» Сколько всего птиц плыло по воде?
О т в е т: 13.
3. «Иван - русский богатырь».
«Смотрит Настасья Прекрасная, что он (Иван) прожил неделю, прожил две, прожил три - и все нет его. А она все ждет». Сколько дней ждала Ивана-богатыря Настасья Прекрасная?
О т в е т: 21.
4. «Василиса Прекрасная».
«Явились три пары рук, схватили пшеницу и унесли вон из глаз». Во сколько раз число рук, уносивших пшеницу, больше, чем число рук у Василисы Прекрасной?
О т в е т: 3.
5. Режим дня попрыгуньи Стрекозы.
Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть - пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?
О т в е т. В течение суток Стрекоза ни часу не готовилась к зиме. В сутках 24 часа. Из них Стрекоза спала 24 : 2 = 12 (ч), танцевала 24 : 3 = 8 (ч), пела 24 : 6 = 4 (ч). Всего она на эти дела тратила 12 + 8 + 4 = 24 (ч в сутки). Так что на подготовку к зиме у Стрекозы не хватило времени.
6. Сова подарила Винни-Пуху и Пятачку вместе 9 баночек с медом. Помогите посчитать сказочным героям, сколько баночек с медом у каждого, если у Пятачка несколько баночек с медом, а у Винни-Пуха их в 2 раза больше?
О т в е т. У Пятачка - 3 баночки с медом, а у Винни Пуха 6 баночек с медом.
-
Блиц опрос (слайд 29 - 33)
-
Сколько ног у четырёх слонов?
-
Сколько копыт у 10 коров?
-
Сколько ушей у 6 ослов?
-
У одного ребёнка 3 котёнка. Сколько котят у трёх ребят?
-
Сколько пальчиков у семи мальчиков?
-
Итог урока.
Вот уж солнце закатилось
Сказка с нами распростилась.
Чем мы сегодня занимались на уроке?
Молодцы ребята, сегодня на уроке я увидела у всех вас желание помочь попавшему в беду любимому герою, и стремление разобраться в сказочной ситуации. Читайте, ребята, сказки!
И за хорошую работу я вам хочу подарить раскраски со сказочным героем. (слайд 34)
-
До новых встреч со сказочными сюжетами (слайд 35)
Самоанализ
занятия курса по выбору по математике, проведенного в 3 классе учителем Даулетовой Гульмирой Муратовной 26.02.13 года.
Тема: Занимательные задачи со сказочными сюжетами.
Цели: познакомить учащихся с занимательным видом задач со сказочными героями, формировать эвристические навыки, расширять познавательную деятельность; закрепить приёмы устного счёта, таблицу умножения и деления; развивать внимание, мышление, логику; прививать любовь к сказкам, интерес к математике.
Форма проведения: урок - путешествие по сказкам
Поставленные задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные) были достигнуты на основе развития восприятия задач со сказочными героями. Задачи со сказочными сюжетами усиливают интерес детей к математике, побуждают ребенка решать проблему и развивают стремление разобраться в сказочной ситуации. Красота решения, неожиданный поворот мысли, логика рассуждений - все это стимулирует умственную деятельность и эмоциональное восприятие детей. Именно такая форма помогает удачно ввести учащихся в мир математики. Дети закрепили таблицу умножения и деления, а также сложение в пределах 100.
В процессе всего урока проходило формирование положительных мотивов учения (используя похвалу, поощрения)
На уроке использовались первичное закрепление, различные виды повторения (текущее, обобщающее).. Соблюдалось требование научной организации труда: экономия времени, четко организованы рабочие места учащихся, дети на уроке были активны, каждый в меру своих способностей, проявляли самостоятельность, ответственность. Задания распределялись по степени сложности в соответствие с возможностями учащихся. На уроке решались задачи, направленные на развитие логического мышления. Каждое последующее задание даётся сказочным персонажем. В задании, где Красная Шапочка «представила» Волшебный сундучок, ребята развивали мышление.
Выполняя задание Почтальона Печкина, дети работали над примерами. В у доски решали примеры на сложение и вычитание в пределах 100. Знание величин дети показали, выполняя задание Незнайки.
На уроке развивались учебно-языковые навыки (повторение изученных тем), правописные (решение примеров). Все задания в течение урока развивали у детей интерес к предмету.
Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической цели.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока после анализа эпизодов и после распределения героев на мир добра и зла были включены здоровьесберегающие технологии : физкультурные паузы, игровые моменты.
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к чтению произведений большого объёма, положительному отношению к людям и окружающему миру.
Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.