Занятие по факультативу Занимательные задачи со сказочными сюжетами

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: курс по выбору по математике

Класс: 3

Тема: Занимательные задачи со сказочными сюжетами.

Цели: познакомить учащихся с занимательным видом задач со сказочными героями, формировать эвристические навыки, расширять познавательную деятельность; закрепить приёмам устного счёта, таблицу умножения и деления; развивать внимание, мышление, логику; прививать любовь к сказкам, интерес к математике.

Оборудование: интерактивная доска, задания на карточках «Заполни волшебный квадрат», «Волшебные бусы», домики, сказочные герои, задания на листочках, письмо.

Форма проведения: урок - путешествие.

Ход урока

  1. Психологический настрой.

Здравствуйте, уважаемые гости нашего урока, ребята! (1 слайд)

Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
Доброе утро, ребята!
Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!
Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем тем, кто пришёл к нам сегодня в гости!
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

Учитель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего нашего урока!!!


  1. Разминка.

Поиграем посчитаем

(отработка навыков счета по теме «Табличные случаи умножения и деления») (слайд 2-10)


  1. Знакомство с темой урока. (слайд 11)

Сегодня мы совершим путешествие , а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо….сказка!

- Вы любите сказки?
(Ответы детей).
- А математику?
(Ответы детей)
- Я и не сомневалась, что ваши ответы будут именно такими.

Математика и сказки...
Ну и чудеса!
Только вы не удивляйтесь,
Она везде нужна - Математика.
Ведь сказочным героям
Приходится считать,
Приумножать богатства,
Кого-то разорять…
Сегодня с вами будем
Мы очень даже дружно
Со сказочным сюжетом
Задачи все решать.

Итак, мы отправляемся в страну сказок, в которой мы встретимся с разными героями. Они хотят посмотреть, чему вы научились - умеете ли вы решать примеры, уравнения, задачи.

  1. Отгадай сказочного героя. (слайд 12)

- Отгадай номер дома и узнай, кто в нём живёт. 3*8:6=4

У него четыре лапки,

Лапки - цап-царапки.

Пара чутких ушей.

Он - гроза мышей (кот)

Ребята а из какой сказки наш кот может быть?

(Сказка А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)

- А кто мне может прочесть отрывок из этой сказки?

- У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит

- Молодцы, ребята! Раз кот ученый, то выскажите свои предположения: какие задачи он приготовил для вас?
(Ответы детей).
- Вы абсолютно правы, а еще для гимнастики вашего ума, чтобы вы думали, смекали, рассуждали.


  1. Решение задач со сказочными сюжетами (слайд 13-19).

  1. Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число? (100 +99=199)

  2. Какое число получится, если перемножить количество горбов у двугорбого верблюда, крыльев у воробья, глаз у зайца, лап у медведя, копыт у лошади и рогов у осла? (2 • 2 • 2 • 4 • 4 • 0 = 0 Ответ :о у осла нет рогов.)

  3. Сколько лет просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число (99).

Пришёл Иван-царевич в подземелье к Кащею Бессмертному Василису Прекрасную

освобождать. В подземелье три темницы. В одной из них томится Василиса, в другой Змей Горыныч, а третья темница - пустая. На дверях есть надписи, но все они ложные. На первой написано «Здесь Василиса Прекрасная»; на второй темнице: «Темница №3 не пустая»; на третьей темнице написано: «Здесь Змей Горыныч». В какой темнице Василиса?


  1. Кот в сапогах поймал 4 щук и ещё половину улова. Сколько щук поймал Кот в сапогах? (8 штук)

  2. Мальвина велела Буратино умножить число на 4 и к результату прибавить 15, а Буратино умножил число на 15 и потом прибавил 4, однако ответ получился верным. Какое это было число?


  1. Физминутка под музыку (слайд 20)

Спал цветок и вдруг проснулся-(туловище вправо - влево)

Больше спать не захотел.

(туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется(покружиться)


  1. Проверка умения учащихся складывать и вычитать в пределах 100.
    Задания Почтальона Печкина. (слайд 21)
    (на доске висит дом)
    Ребята, этот дом не простой, а сказочный. В нем живут любимые герои: Карлосон, Чебурашка и т.д. а вот и Почтальон Печкин. Он прислал нам письмо- «Здравствуйте, ребята! Это я, Почтальон Печкин. Хочу предупредить вас, что злой Карабас-Барабас торопится в квартиру № 25 сказочного домика».
    Ребята, помогите мне быстрей найти эту квартиру и предупредить хозяина. Для этого надо вспомнить порядок действий, содержащих скобки, решить примеры и найти выражение со значением 25.

    Карлосон : (80 - 16) + 6 =
    Незнайка : 75 - (25+ 25)=
    Буратино : 48 + (72 - 50) =

    Молодцы! Мы с вами помогли Незнайки.

  2. Задания от сказочных героев. А теперь я предлагаю вам следующее задание

  • Это забавный медвежонок. Из какой сказки? (Винни-Пух и Пятачок из сказки А.Милна) (слайд 22)

  1. «Волшебные бусы»

Занятие по факультативу Занимательные задачи со сказочными сюжетамиЗанятие по факультативу Занимательные задачи со сказочными сюжетамиЗанятие по факультативу Занимательные задачи со сказочными сюжетамиЗанятие по факультативу Занимательные задачи со сказочными сюжетамиЗанятие по факультативу Занимательные задачи со сказочными сюжетамиЗанятие по факультативу Занимательные задачи со сказочными сюжетами


  1. «Заполни волшебный квадрат»


1

3

7

2

4



  • Молодцы ребята!

  1. Узнай какой сказочный герой спрятался за горкой? (карлсон) (слайд 23)

  2. Угадай имя героя из сказки (буратино). (слайд 24)


  1. Задание от Незнайки: «Заполни пропуски» (слайд 25)

  2. Задание от Крокодила Гены: Какая фигура лишняя? (слайд26)


  1. Решение задач.

Отгадайте, кого мы сейчас встретим: (слайд 27)

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое
Ребята, скажите, как звали ее? (Красная шапочка).

Ребята, скажите мне пожалуйста, как вы относитесь к своим бабушкам, дедушкам? (вы им помогаете? В чем? Как?) А чужим бабушкам , дедушкам помогаете? Запомните, ребята, никто не может заставить нас уважительно относиться к людям пожилого возраста, мы должны сами всегда помнить об этом , быть добрыми, заботливыми, внимательными.

Вы можете назвать Красную шапочку заботливой, внимательной по отношению к бабушке?

Желаю вам удач
При решении задач.
Задача у нас тоже связана со сказкой.


Волшебный сундучок - задачи из сказок (слайд 28)

1. «Старик и волк».

«У старика со старухой были паренек да девушка, петушок да курочка, пятеро овец, шестой - жеребец». Сколько всего живых существ было у старика со старухой?

О т в е т: 10.

2. «По щучьему веленью».

«Глянь - плывут по воде 12 уток и селезень - одно перо золотое, другое серебряное…» Сколько всего птиц плыло по воде?

О т в е т: 13.

3. «Иван - русский богатырь».

«Смотрит Настасья Прекрасная, что он (Иван) прожил неделю, прожил две, прожил три - и все нет его. А она все ждет». Сколько дней ждала Ивана-богатыря Настасья Прекрасная?

О т в е т: 21.

4. «Василиса Прекрасная».

«Явились три пары рук, схватили пшеницу и унесли вон из глаз». Во сколько раз число рук, уносивших пшеницу, больше, чем число рук у Василисы Прекрасной?

О т в е т: 3.

5. Режим дня попрыгуньи Стрекозы.

Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть - пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?

О т в е т. В течение суток Стрекоза ни часу не готовилась к зиме. В сутках 24 часа. Из них Стрекоза спала 24 : 2 = 12 (ч), танцевала 24 : 3 = 8 (ч), пела 24 : 6 = 4 (ч). Всего она на эти дела тратила 12 + 8 + 4 = 24 (ч в сутки). Так что на подготовку к зиме у Стрекозы не хватило времени.

6. Сова подарила Винни-Пуху и Пятачку вместе 9 баночек с медом. Помогите посчитать сказочным героям, сколько баночек с медом у каждого, если у Пятачка несколько баночек с медом, а у Винни-Пуха их в 2 раза больше?

О т в е т. У Пятачка - 3 баночки с медом, а у Винни Пуха 6 баночек с медом.


  1. Блиц опрос (слайд 29 - 33)

  1. Сколько ног у четырёх слонов?

  2. Сколько копыт у 10 коров?

  3. Сколько ушей у 6 ослов?

  4. У одного ребёнка 3 котёнка. Сколько котят у трёх ребят?

  5. Сколько пальчиков у семи мальчиков?


  1. Итог урока.

Вот уж солнце закатилось
Сказка с нами распростилась.

Чем мы сегодня занимались на уроке?
Молодцы ребята, сегодня на уроке я увидела у всех вас желание помочь попавшему в беду любимому герою, и стремление разобраться в сказочной ситуации. Читайте, ребята, сказки!
И за хорошую работу я вам хочу подарить раскраски со сказочным героем. (слайд 34)


  • До новых встреч со сказочными сюжетами (слайд 35)






Самоанализ

занятия курса по выбору по математике, проведенного в 3 классе учителем Даулетовой Гульмирой Муратовной 26.02.13 года.

Тема: Занимательные задачи со сказочными сюжетами.

Цели: познакомить учащихся с занимательным видом задач со сказочными героями, формировать эвристические навыки, расширять познавательную деятельность; закрепить приёмы устного счёта, таблицу умножения и деления; развивать внимание, мышление, логику; прививать любовь к сказкам, интерес к математике.

Форма проведения: урок - путешествие по сказкам

Поставленные задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные) были достигнуты на основе развития восприятия задач со сказочными героями. Задачи со сказочными сюжетами усиливают интерес детей к математике, побуждают ребенка решать проблему и развивают стремление разобраться в сказочной ситуации. Красота решения, неожиданный поворот мысли, логика рассуждений - все это стимулирует умственную деятельность и эмоциональное восприятие детей. Именно такая форма помогает удачно ввести учащихся в мир математики. Дети закрепили таблицу умножения и деления, а также сложение в пределах 100.

В процессе всего урока проходило формирование положительных мотивов учения (используя похвалу, поощрения)

На уроке использовались первичное закрепление, различные виды повторения (текущее, обобщающее).. Соблюдалось требование научной организации труда: экономия времени, четко организованы рабочие места учащихся, дети на уроке были активны, каждый в меру своих способностей, проявляли самостоятельность, ответственность. Задания распределялись по степени сложности в соответствие с возможностями учащихся. На уроке решались задачи, направленные на развитие логического мышления. Каждое последующее задание даётся сказочным персонажем. В задании, где Красная Шапочка «представила» Волшебный сундучок, ребята развивали мышление.

Выполняя задание Почтальона Печкина, дети работали над примерами. В у доски решали примеры на сложение и вычитание в пределах 100. Знание величин дети показали, выполняя задание Незнайки.

На уроке развивались учебно-языковые навыки (повторение изученных тем), правописные (решение примеров). Все задания в течение урока развивали у детей интерес к предмету.

Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической цели.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока после анализа эпизодов и после распределения героев на мир добра и зла были включены здоровьесберегающие технологии : физкультурные паузы, игровые моменты.

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к чтению произведений большого объёма, положительному отношению к людям и окружающему миру.

Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.

© 2010-2022